Особенности эстетического воспитания учащихся на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности эстетического воспитания учащихся на уроках физикиОсобенности эстетического воспитания учащихся на уроках физикиОсобенности эстетического воспитания учащихся на уроках физикиОсобенности эстетического воспитания учащихся на уроках физикиОсобенности эстетического воспитания обучающихся на уроках физики

Т.М.Нехай

Учитель физики

МБОУ «СШ №6» п.Энем Тахтамукайского района

Физика - очень красивая наука. И хотя всегда подчеркивают, что «физики»- не «лирики», но как можно изучать, вид звездного неба и его голубизну днем, полярное сияние и радугу, переливающиеся разными цветами мыльные пузыри и лунную дорожку на воде , и не восторгаться ими? Физика - одна из наук о природе, которая таит в себе наиболее полные возможности овладения этой красотой не только чувственно, но и познает ее. Преподавание физики может и должно решать не только познавательные и мировоззренческие задачи, но и задачи эстетического плана. На уроках физики школьники должны получать определенный объем знаний, и учиться видеть, понимать, чувствовать внутреннюю красоту науки и самого процесса познания.
Что может красота? Ее возможности многогранны: во-первых, пробуждение интереса к предмету, физическому явлению, желание постичь сущность физической теории, закона, формулы; во-вторых, формирование одной из важнейших сторон научного мировоззрения школьников - представления о природе как о стройной, гармонической и взаимосвязанной системе мироздания .

Все средства эстетического воспитания я бы поделила на три группы: 1) наглядные - это эстетика интерьера кабинета физики, наглядных пособий и записей на доске и в тетрадях, красота демонстрационного эксперимента ;

2) вербально-акустические - использование литературных примеров на уроке, выразительность речи учителя, использование звукозаписи, высказываний ученых и музыкального фона на уроках;

3) структурно - логические - красота физической теории, законов, формул, логичность доказательств, вывода формул, плана решения задач и т.п.,

Учителю не должно быть безразлично то, в какой обстановке проходит урок, как ученик стоит у доски, говорит, каково его эмоциональное выражение мысли, каков тон общения. Важно приучать подростка внимательно относиться к каждой произнесенной им фразе, особенно несущей физический смысл. Можно собирать «юмористический калейдоскоп» из неправильных высказываний(например: «свет бывает естественный и парализованный», « гамма лучи имеют большую проницательность»). Словом, в живом обращении нельзя упускать случая показать красоту поведения человека в обществе, но и нельзя забывать, что «воспитатель сам должен быть воспитан». В современной школе у детей большие возможности. Дети, не рисующие, не музицирующие, не строгающие, не собирающие и не разбирающие приборы, не проводящие естественнонаучных экспериментов, не паяющие, не сколачивающие, и не строящие ничего, короче, дети, ничего не делающие, кроме имитации дела путем решения задач, пересказа учебника, не могут развиваться в школе, как творческие, мыслящие, инициативные личности. Если соединить науку и искусство в одном уроке, то они помогают друг другу. Учитель физики знает больше, но поэт (писатель) скажет об этом лучше. Механика или ядерная физика, закон сохранения или молекулярно-кинетическая теория, электродинамика или квантовая физика, - нет такой теории, где писатели не высказали бы своего взгляд на изучаемое явление.

На уроках я часто подчеркиваю важность органов чувств человека для наблюдения за явлениями природы, одновременно указываю на то, что, полагаясь на одни только органы чувств, при определенных обстоятельствах можно легко ошибиться. Пример - известные оптические парадоксы или опыты по восприятию степени нагретости тела па ощупь. Оживляю изложение материала и облегчаю понимание разбором знакомых ученикам из повседневной практики примеров, используя слайды, картины художников, отрывки из прозы. Например, при изучении темы в 7 классе «Агрегатные состояния вещества». использую рассказ М. И. Пришвина «Кочки оттаивают» .При изучении механического движения и его относительности напоминаю эпиграмму А.С.Пушкина:

Движенья нет,- сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить,

Сильнее бы не мог он возразить.

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

На лучших образцах художественной литературы кроме расширения кругозора, активизации мышления, возбуждения интереса, решается задача эстетической организации культуры учащихся.
Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. А такие уроки не могут не стать толчком для духовного и нравственного роста молодого человека, для зарождения у него искр познания, самых чистых и светлых чувств, которыми только и жива душа.


Список использованной литературы:



1.Байбородова Л.В.,Бровкин И.Б.,Крайнова Т.М. «Обучение по физике в средней школе»,М.,2013г.

2.Кемпфер Ф.И. «Путь в современную физику» М.,Мир,1972г.

3.Пономарев Я.А. «Психология творения» НПО «Модэк», 1999г.

4.Разумовский В.Г. «Развитие творческих способностей учащихся» М.Просвещение, 2013г.

© 2010-2022