- Преподавателю
- Физика
- Особенности эстетического воспитания учащихся на уроках физики
Особенности эстетического воспитания учащихся на уроках физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Нехай Т.М. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Особенности эстетического воспитания обучающихся на уроках физики
Т.М.Нехай
Учитель физики
МБОУ «СШ №6» п.Энем Тахтамукайского района
Физика - очень красивая наука. И хотя всегда подчеркивают, что «физики»- не «лирики», но как можно изучать, вид звездного неба и его голубизну днем, полярное сияние и радугу, переливающиеся разными цветами мыльные пузыри и лунную дорожку на воде , и не восторгаться ими? Физика - одна из наук о природе, которая таит в себе наиболее полные возможности овладения этой красотой не только чувственно, но и познает ее. Преподавание физики может и должно решать не только познавательные и мировоззренческие задачи, но и задачи эстетического плана. На уроках физики школьники должны получать определенный объем знаний, и учиться видеть, понимать, чувствовать внутреннюю красоту науки и самого процесса познания.
Что может красота? Ее возможности многогранны: во-первых, пробуждение интереса к предмету, физическому явлению, желание постичь сущность физической теории, закона, формулы; во-вторых, формирование одной из важнейших сторон научного мировоззрения школьников - представления о природе как о стройной, гармонической и взаимосвязанной системе мироздания .
Все средства эстетического воспитания я бы поделила на три группы: 1) наглядные - это эстетика интерьера кабинета физики, наглядных пособий и записей на доске и в тетрадях, красота демонстрационного эксперимента ;
2) вербально-акустические - использование литературных примеров на уроке, выразительность речи учителя, использование звукозаписи, высказываний ученых и музыкального фона на уроках;
3) структурно - логические - красота физической теории, законов, формул, логичность доказательств, вывода формул, плана решения задач и т.п.,
Учителю не должно быть безразлично то, в какой обстановке проходит урок, как ученик стоит у доски, говорит, каково его эмоциональное выражение мысли, каков тон общения. Важно приучать подростка внимательно относиться к каждой произнесенной им фразе, особенно несущей физический смысл. Можно собирать «юмористический калейдоскоп» из неправильных высказываний(например: «свет бывает естественный и парализованный», « гамма лучи имеют большую проницательность»). Словом, в живом обращении нельзя упускать случая показать красоту поведения человека в обществе, но и нельзя забывать, что «воспитатель сам должен быть воспитан». В современной школе у детей большие возможности. Дети, не рисующие, не музицирующие, не строгающие, не собирающие и не разбирающие приборы, не проводящие естественнонаучных экспериментов, не паяющие, не сколачивающие, и не строящие ничего, короче, дети, ничего не делающие, кроме имитации дела путем решения задач, пересказа учебника, не могут развиваться в школе, как творческие, мыслящие, инициативные личности. Если соединить науку и искусство в одном уроке, то они помогают друг другу. Учитель физики знает больше, но поэт (писатель) скажет об этом лучше. Механика или ядерная физика, закон сохранения или молекулярно-кинетическая теория, электродинамика или квантовая физика, - нет такой теории, где писатели не высказали бы своего взгляд на изучаемое явление.
На уроках я часто подчеркиваю важность органов чувств человека для наблюдения за явлениями природы, одновременно указываю на то, что, полагаясь на одни только органы чувств, при определенных обстоятельствах можно легко ошибиться. Пример - известные оптические парадоксы или опыты по восприятию степени нагретости тела па ощупь. Оживляю изложение материала и облегчаю понимание разбором знакомых ученикам из повседневной практики примеров, используя слайды, картины художников, отрывки из прозы. Например, при изучении темы в 7 классе «Агрегатные состояния вещества». использую рассказ М. И. Пришвина «Кочки оттаивают» .При изучении механического движения и его относительности напоминаю эпиграмму А.С.Пушкина:
Движенья нет,- сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить,
Сильнее бы не мог он возразить.
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
На лучших образцах художественной литературы кроме расширения кругозора, активизации мышления, возбуждения интереса, решается задача эстетической организации культуры учащихся.
Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. А такие уроки не могут не стать толчком для духовного и нравственного роста молодого человека, для зарождения у него искр познания, самых чистых и светлых чувств, которыми только и жива душа.
Список использованной литературы:
1.Байбородова Л.В.,Бровкин И.Б.,Крайнова Т.М. «Обучение по физике в средней школе»,М.,2013г.
2.Кемпфер Ф.И. «Путь в современную физику» М.,Мир,1972г.
3.Пономарев Я.А. «Психология творения» НПО «Модэк», 1999г.
4.Разумовский В.Г. «Развитие творческих способностей учащихся» М.Просвещение, 2013г.