- Преподавателю
- Физика
- Система многоуровневых задач по физике по теме Электростатика
Система многоуровневых задач по физике по теме Электростатика
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шеенкова М.А. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая работа
на курсах повышения квалификации
по ИОЧ (вариативный блок)
«Проектирование системы многоуровневых задач для подготовки старшеклассников к ЕГЭ по физике»
(02.11 - 06.11.2015г.)
Разработка многоуровневой системы задач по теме: «Электростатика»
Выполнила:
Шеенкова Марина Алексеевна,
учитель физики
ГБОУ СОШ №3 гКинеля
Самара 2015 г.
Введение
Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях. Поэтому они имеют большое значение для конкретизации знаний учащихся, для привития им умения видеть в окружающей жизни проявление законов физики. Без такой конкретизации знания остаются книжными, не имеющими практической ценности.
Решение задач - это одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся, один из практических методов обучения физике. С помощью решения задач формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.
Один из путей создания перечисленных условий - использование в обучении многоуровневых систем задач. Под многоуровневой системой задач понимаем те, в которых выстраивается система задач, удовлетворяющая требованиям, каждая последующая задача «сложнее» предыдущих, но во всех задачах рассматриваются одни и те же основные понятия и знания определенного раздела физики. Технология проектирования многоуровневой системы задач, позволяет ученикам успешно освоить программу как на базовом, так и на углублённом уровнях, эффективно подготовиться к итоговой государственной аттестации в форме единого государственного экзамена.
В предлагаемом подходе предлагается в каждом разделе школьного курса физики выделить максимально полный перечень элементов содержания образования (понятий, теорем, приёмов решения задач определённого типа и способов общеучебной деятельности) и построить соответствующую этому перечню многоуровневую систему учебных физических задач с охватом общеобразовательного и углубленного уровней.
Это позволяет на основе задачного подхода разработать методику обучения физике, позволяющую строить для каждого учащегося индивидуальные образовательные траектории, направленные как на формирование специальных, так и универсальных учебных действий, на успешную подготовку к итоговому государственному экзамену, к вступительным экзаменам в вузы, тем самым, в рамках учебного курса решить проблему качественного обучения физики в средней школе.
Многоуровневая система задач
Важнейшей характеристикой любой учебной задачи является уровень ее сложности. На сегодняшний день существуют различные способы определения сложности задач, причем различают понятия «сложность» и «трудность» задачи.
Все задачи, подобранные для данной матрицы условно разделены на 4 группы сложности:
- понятийный;
- базовый;
- повышенный;
- углубленный.
В своей работе я рассмотрела систему задач по теме «Электростатика».
1 Понятийный уровень
1
Тело обладает отрицательным электрическим зарядом. Это означает, что:
1) количество электронов равно количеству протонов;
2) количество электронов больше количества протонов;
3) количество электронов меньше количества протонов;
4) количество электронов равно количеству нейтронов.
Ответ 2.
2
В результате трения стеклянной палочки о бумагу она приобрела положительный заряд. Это означает, что
1) часть протонов перешла с палочки на бумагу;
2) часть протонов перешла с бумаги на палочку;
3) часть электронов перешла с бумаги на палочку;
4) часть электронов перешла с палочки на бумагу.
Ответ 3.
3
Два одинаковых шарика обладают зарядами 1 и -3 нКл соответственно. Какими станут заряды шариков, если их привести в соприкосновение и развести на прежнее расстояние?
1) заряд 1 шарика -3нКл, а второго 1 нКл;
2) заряды обоих шариков не изменятся;
3) заряды обоих шариков будут равны
- 1 нКл;
4) заряды обоих шариков будут равны 0.
Ответ 3.
4
Два стеклянных кубика 1 и 2 сблизили вплотную и поместили в электрическое поле отрицательно заряженного шара, как показано в верхней части рисунка. Затем кубики раздвинули и уже потом убрали заряженный шар (нижняя часть рисунка). Какое утверждение о знаках зарядов разделённых кубиков 1 и 2 правильно?
1) Заряды кубиков 1 и 2 положительны;
2) заряды кубиков 1 и 2 отрицательны;
3) заряд кубика 1 положительный, заряд 2 - отрицательный;
4) заряды кубиков 1 и 2 равны нулю.
Ответ: 4.
5
Точечный положительный заряд q помещен между разноименно заряженными шариками (см. рисунок).
Куда направлена равнодействующая кулоновских сил, действующих на заряд q?
1)
2)
3)
4)
Ответ: 1.
6
Модуль силы взаимодействия между двумя неподвижными точечными зарядами равен F. Чему станет равен модуль этой силы, если увеличить заряд одного тела в 3 раза, а второго - в 2 раза?
1)
2)
3)
4)
Ответ:3
2 Базовый уровень
1
Как направлена кулоновская сила F, действующая на положительный точечный заряд , помещенный в центр квадрата, в вершинах которого находятся заряды , , , ?
1) →
2) ←
3) ↑
4) ↓
В силу закона Кулона, модули сил взаимодействия заряда с зарядами в вершинах квадрата одинаковы (все заряды к вершинах имеют одинаковую по модулю величину, заряд расположен в центре квадрата). Направления сил указано на рисунке: одноименно заряженные тела отталкиваются, разноименно заряженные - притягиваются.
Правильное направление равнодействующей кулоновских сил указано в пункте 2.
Правильный ответ: 2
2
Как направлены силы электрического взаимодействия двух точечных отрицательных зарядов и как эти силы зависят от расстояния между зарядами? Выберите верное утверждение.
1) они являются силами отталкивания, убывают обратно пропорционально расстоянию между зарядами
2) они являются силами отталкивания, убывают обратно пропорционально квадрату расстояния между зарядами
3) они являются силами притяжения, убывают обратно пропорционально расстоянию между зарядами
4) они являются силами притяжения, убывают обратно пропорционально квадрату расстояния между зарядами
Решение.
Опыт показывает, что одноименно заряженные тела отталкиваются. Согласно закону Кулона, сила взаимодействия двух точечных зарядов обратно пропорциональна квадрату расстояние между ними. Таким образом, верно утверждение 2.
Правильный ответ: 2.
3
Какой график соответствует зависимости модуля сил взаимодействия F двух точечных зарядов от модуля одного из зарядов q при неизменном расстоянии между ними?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Решение.
Согласно закону Кулона, сила взаимодействия между двумя точечными зарядами пропорциональна произведению величин зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними . При фиксированных расстоянии между зарядами и величине второго заряда, сила взаимодействия пропорциональна величине заряда. Правильный график зависимости изображен на рисунке 2.
Правильный ответ: 2.
4
Четыре равных по модулю электрических заряда расположены в вершинах квадрата (см. рисунок).
Напряжённость электростатического поля, созданного этими зарядами в точке О,
1) равна нулю только в случае, изображённом на рис. А
2) равна нулю только в случае, изображённом на рис. Б
3) равна нулю в случаях, изображённых на обоих рисунках
4) не равна нулю ни в одном из случаев, изображённых на рисунках
Решение.
Напряженность электрического поля, создаваемого точечным зарядом, пропорциональна величине этого заряда, обратно пропорциональна квадрату расстояния до заряда, направлена "от" положительного и "к" отрицательному заряду. Полное поле получается в результате суперпозиции полей от всех зарядов. Векторы напряженности полей, создаваемых всеми зарядами в точке О, показаны для обоих случаев на рисунке (красные стрелки обозначают поля от положительных зарядов, синие - от отрицательных). Ясно, что напряженность поля равна нулю только в случае Б.
Правильный ответ: 2.
5
Два одинаковых точечных заряда расположены на некотором расстоянии друг от друга. Расстояние между ними увеличивают в 4 раза. Как нужно изменить величину каждого из зарядов, чтобы модуль сил их электростатического взаимодействия остался прежним?
1) увеличить в 4 раза
2) увеличить в 2 раза
3) уменьшить в 4 раза
4) увеличить в 16 раз
Решение.
Согласно закону Кулона, сила взаимодействия двух точечных зарядов обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними и прямо пропорциональна произведению величине каждого из зарядов: Таким образом, чтобы при увеличении расстояния между зарядами в 4 раза модуль сил электростатического взаимодействия остался прежним, величины зарядов необходимо увеличить в 4 раза.
Правильный ответ: 1
3. Повышенный уровень
1
Источник тока с внутренним сопротивлением r и ЭДС ε замкнут на три резистора с сопротивлением 3r каждый, соединенные последовательно. Во сколько раз изменяется сила тока в цепи, напряжение на зажимах источника и полезная мощность, если резисторы соединить параллельно?
Дано:
r, ε, R = 3r.
Найти
Решение.
Сила тока увеличится в 5 раз
Напряжение уменьшится в
раза.
Мощность увеличится в 2,8 раза.
Ответ:
\.
2
Заряженная капля ртути с зарядом + 3*10-8 Кл разлетается на две капли, одна из которых оказывается заряженной до заряда +4*10-8 Кл. Каков заряд второй капли?
Дано:
q1=+ 3*10-8 Кл
q2=+4*10-8 Кл
Решение:
Из закона сохранения
электрического заряда
следует, что заряд на
капле до ее распада равен
сумме зарядов на
образовавшихся
каплях. q1=q2+q3
q3=q1-q2
q3=+ 3*10-8 Кл-(+4*10-8 Кл)=- 10-8 Кл
Ответ: Заряд на второй капле
q3=- 10-8 Кл
q3--?
3
Постройте график зависимости модуля силы взаимодействия двух шариков с зарядами от расстояния между их центрами в диапазоне от 0,1 до 0,5 м. Заряды шариков:q1=+2*10-6 Кл и q2= -1*10-6 Кл. Размер шариков около 1 см . Найдите по графику, на каком примерно расстоянии между шарами сила взаимодействия будет примерно равна по величине 0,5 Н.
РЕШЕНИЕ:
Величины силы взаимодействия будем рассчитывать по закону Кулона :
F
Рассчитывая силу взаимодействия зарядов для различных значений r , составим таблицу:
r,м
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
F,Н
1,8
0,45
0,2
0,11
0,072
На основе графика легко установить, что F=0,5 Н при r = 0,18 м.
4
Два разноименных заряда q и -3q находятся на одинаковых по размеру металлических шарах на расстоянии, позволяющем считать их точечными. Как изменится сила их взаимодействия, если, не меняя расстояния между ними на короткое время соединить их проводником?
Решение:
По условию заряды притягиваются друг к другу с силой
Суммарный заряд на двух шарах равен q+(-3q)=-2q. После соединения шаров проволокой он распределится поровну между ними. Таким образом, на каждом шаре окажется заряд равный -q, и они начнут отталкиваться с силой
Отношение
Ответ: Сила взаимодействия уменьшится в три раза.
5
Определите построением модуль силы F , действующей на заряд Q, и ее направление, если его поместили в центр равностороннего треугольника, в вершинах которого располагаются одинаковые заряды q. Рассмотрите случай, когда два заряда q - положительные, а третий q и зарядQ - отрицательные.
Решение:
Так как в вершинах треугольника все заряды одинаковы, то силы, действующие на заряд, в центре будут одинаковы. Поскольку векторы F1 и F2 расположены под углом 1200, то их векторная сумма равна длине вектора F3 .Таким образом, результирующий вектор R в два раза длиннее F3 и направлен вниз.
6
Два крошечных металлических шарика массой по 10 мг, имеющие заряды, подвешены в одной точке на нитях длиной 30 см. Каждая нить образует угол 15° с вертикалью. Каково значение зарядов шариков?
Решение:
В проекциях:
4 Углубленный уровень
1
Горизонтально расположенная положительно заряженная пластина создает вертикально направленное однородное электрическое поле напряженностью 105 В/м. Hа нее с высоты 10 см падает шарик массой 40 г, имеющий отрицательный заряд -10-6 Кл и начальную скорость 2м/с, направленную вертикально вниз. Какую энергию шарик передаст пластине при абсолютном неупругом ударе? Ответ округлить с точностью до сотых.
Решение:
В ходе перераспределения зарядов выполняется закон сохранения заряда: q1+ q2 = q'1+ q'2
на обоих конденсаторах устанавливается равное напряжение U U = q'1 /С1 = q'2/ С2 ,
т.к. q1 = С 1*U 1и q2 = С 2*U2
из преобразований U = (С 1*U1 + С 2*U2)/(С1 + С2) = 91,7В
2
В пространство между пластинами плоского конденсатора влетает электрон со скоростью 2⋅107 м/с, направленной параллельно пластинам конденсатора. На какое расстояние по направлению к положительно заряженной пластине сместится электрон за время движения.
Решение.
Напряженность электрического поля направлена вдоль оси у. Запишем уравнение Ньютона для электрона в электрическом поле.
Вдоль оси х электрон движется равномерно со скоростью
а вдоль оси у равноускоренно с ускорением
Пусть в момент времени 1 электрон вылетает из конденсатора,
Для однородного электростатического поля
5. Качественные задачи
1
Металлическому шарику сообщили положительный заряд. Что произойдет с его массой: увеличится, уменьшится или останется постоянной?
Решение:
Масса шарика уменьшится, т.к. образование положительного заряда означает, что шарик покинули электроны, а следовательно и масса шарика уменьшится.
2
Почему при переливании бензина из одной цистерны в другую он может воспламениться , если не принять специальных мер предосторожности?
Решение:
Бензин взаимодействует с поверхностью цистерны (трение о поверхность), в результате чего поверхность и бензин электризуются. На них образуются разноимённые заряды, между которыми может возникнуть искра и бензин воспламенится.
3
На предприятиях резиновой промышленности при вальцовке каучук пропускают между двумя вращающимися валами. Если поднести руку к такому каучуку, то появится искра. Почему?
Решение:
При вальцовке каучук электризуется.
4
Правильно ли выражение: «При трении создаются заряды»?
Решение:
Нет, не создаются .Они перераспределяются. При этом выполняется закон сохранения заряда. ( в замкнутой системе)