Конспект урока по физике в 7 классе Взаимодействие молекул

ТЕМА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОЛЕКУЛ.ЦЕЛИ: повторить материал о строении вещества; доказать факт взаимодействия молекул – их притяжения и отталкивания; формировать умение объяснять свойства тел взаимодействием молекул.План урока Этап Время, мин Приёмы и методы 1. Актуализация знаний о строении вещества, движение молекул. 7-10 Фронтальный опрос 2. Изучение нового материала 15-20 Фронтальная беседа. Демонстрационный и фронтальный эксперименты. 3. Закрепление знаний и умений 8-10 Раб...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОЛЕКУЛ.

ЦЕЛИ: повторить материал о строении вещества; доказать факт взаимодействия молекул - их притяжения и отталкивания; формировать умение объяснять свойства тел взаимодействием молекул.

План урока


Этап

Время,

мин

Приёмы и методы

1. Актуализация знаний о строении вещества, движение молекул.

7-10

Фронтальный опрос

2. Изучение нового материала

15-20

Фронтальная беседа. Демонстрационный и фронтальный эксперименты.

3. Закрепление знаний и умений

8-10

Работа с учебником: определение цены деления прибора по рисункам и др.

4. Домашнее задание

1-2

Запись задания на доске и в дневниках. Пояснения учителя.


Ход урока

  1. Краткий фронтальный опрос:

- Из чего состоят окружающие нас тела?

- Как доказать, что капля одеколона состоит из отдельных частиц?

- Что называют молекулой?

- Как ведут себя себя молекулы в газах, в жидкостях и твёрдых телах?

- Одинаково ли движутся молекулы в холодной и горячей воде?

- Детский резиновый шарик надули водородом и оставили на несколько часов. Почему его объём стал значительно меньше?

- Учёные определили, что молекулы газа имеют скорость сотни метров в секунду. Почему запах из открытого флакона одеколона не распространяется в классе так быстро?

- Сахарный песок растворился в стакане горячего чая при перемешивании его ложечкой. Можно ли это явление назвать диффузией?


  1. Проведение фронтальных экспериментов и коллективное их обсуждение.

На каждом столе: кусочек мела пластилин, две стеклянные пластинки, деревянный брусок, ластик, сосуд с водой.

- Почему многие тела сохраняют свою форму: не распадаются на отдельные части или даже на молекулы?

- Попытайтесь разделить деревянный брусок на части.

- Почему трудно разделить брусок даже на две части, если известно, что между молекулами существуют промежутки?

Выясняется, что молекулы способны притягиваться друг к другу.

Сожмите брусок с торцов руками.

- Почему размеры бруска заметно не уменьшились, если между молекулами есть промежутки?

- Что мешает молекулам бесконечно сближаться и бесконечно удаляться?

Вывод: между молекулами существует не только притяжение. Но и отталкивание. Наиболее наглядно это демонстрируется при сжимании и растягивании ластика.

Вывод: молекулы на расстоянии взаимодействуют друг с другом.

Разломите кусочек мела, а затем попытайтесь соединить части.

- Почему для разделения кусочка мела на части требуется усилие?

- Почему не удаётся соединить кусочки мела вместе?

Подобный опыт проведём с пластилином.

Что мы выяснили?

Что взаимодействие между молекулами становится значительным только на очень малых расстояниях, сравнимых с размерами молекул. При увеличении расстояния молекулы перестают действовать друг на друга.

- Соедините две стеклянные пластинки.

- Почему этот опыт хорошо удаётся, если поверхность пластинок смочить водой?

Обобщение изученного при демонстрации опыта по взаимодействию свинцовых цилиндров.

Выводы: частицы вещества взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются) между собой; Взаимодействие проявляется на малых расстояниях; Взаимодействие частиц может быть очень значительным; взаимодействие частиц объясняет свойства тел.

- сравните силу взаимодействия между молекулами в твёрдых, жидких и газообразных телах, подтверждая справедливость данных выводов.

3. Ответы на вопросы учебника к П.10. и упр. 5 на с. 23.

Повторение ранее изученного материала.

- Определите цену деления измерительных приборов, изображённых на рис.7 и 9 учебника.

4. Домашнее задание: П.10. Дополнительно: придумать способ соединения сломанной пополам стеклянной трубочки и обосновать его с точки зрения строения вещества.


© 2010-2022