Рабочая программа по физике 11 класс базовый

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4 г.Данкова Липецкой области




Рассмотрена на заседании МК естествознания

______ августа 2015 года Протокол №


Утверждено

приказом № МБОУ лицей №4 г.Данкова Липецкой области

от______ августа 2015 года






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ

для 11 класса

составлена на 2015-2016 учебный год











Учитель физики

Каверин Сергей Владимирович



















2015 год




Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике для 11-го класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы по физике для общеобразовательных учреждений Г.Я.Мякишева, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место учебного предмета, курса в учебном плане:

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год (резерв 4)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Формы организации образовательного процесса:

- информационный;

- исследовательский (организация исследовательского лабораторных работ, самостоятельных работ и т.д.);

- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение (алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента и т.д.);

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование Интернет-ресурсов коллекции ЦОР.

Содержание программы.


Электромагнитная индукция.

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Электромагнитные колебания.

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колеба­ния. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электри­ческих колебаний. Вынужденные колебания. Пере­менный электрический ток. Емкость и индуктив­ность в цепи переменного тока. Мощность в цепи пе­ременного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электри­ческой энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энер­гии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения вол­ны. Звуковые волны. Интерференция воли. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Излучение электромаг­нитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение. Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Свет электромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения, Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Основы специальной теории относительности.

Постулаты теории относительности. Принцип от­носительности Эйнштейна. Постоянство скорости све­та. Пространство и время в специальной теории отно­сительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.

Квантовая физика.

Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.

Атомная физика.

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Трудности теории Бора. Ядерная энергетика.

3. Учебно-тематический план.

Наименование тем и разделов

Всего часов

Контрольные

мероприятия

1

Физика и методы научного познания.

4

Контрольная работа

2

Электродинамика.

31

Контрольная работа

3

Квантовая физика и элементы астрофизики.

28

Контрольная работа

4

Резерв

7


4. Календарно-тематический план.

урока

Тема урока

Вид деятельности

Дата проведения

По плану

По факту

Взаимодействие токов.

Работа с кинематическими схемами.



    Вектор магнитной индукции.

    Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Сила Ампера

      Объяснение наблюдаемых явлений.



      Сила Лоренца

      Работа с раздаточным материалом.



      Магнитные свойства вещества.

      Работа с кинематическими схемами.



      Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.

      Работа с кинематическими схемами.



      Направление индукционного тока. Правило Ленца.

      Работа с кинематическими схемами.



      Закон электромагнитной индукции.

      Работа с кинематическими схемами.



      Сила Лоренца.

      Работа с раздаточным материалом.



      Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.

      Работа с кинематическими схемами.



      Направление индукционного тока. Правило Ленца.

      Работа с раздаточным материалом.



      Закон электромагнитной индукции.




      Решение задач

      Измерение величин.



      Вихревое электрическое поле

      Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Самоиндукция. Индуктивность

      Тест «Правило Ленца»

      Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

      Объяснение наблюдаемых явлений.



      Контрольная работа «Электромагнитная индукция».

      Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.

      Объяснение наблюдаемых явлений.



      Направление индукционного тока. Правило Ленца.

      Работа с раздаточным материалом.



      Закон электромагнитной индукции

      Решение задач

      Измерение величин.



      Вихревое электрическое поле

      Объяснение наблюдаемых явлений.



      Самоиндукция. Индуктивность

      Измерение величин.



      Энергия магнитного поля.

      Измерение величин.



      Электромагнитное поле

      Работа с кинематическими схемами.



      Контрольная работа «Электромагнитное поле»

      Работа с раздаточным материалом.



      Механические колебания.

      Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

      Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

      Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Период свободных электромагнитных колебаний.

      Работа с раздаточным материалом.



      Фаза колебаний

      Измерение величин.



      Переменный электрический ток

      Измерение величин.



      Активное, емкостное и индуктивное сопротивление в цепи переменного тока

      Объяснение наблюдаемых явлений.



      Решение задач

      Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Электрический резонанс.

      Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Генерирование электрической энергии.

      Работа с раздаточным материалом.



      Производство, передача и использование электрической энергии. Трансформатор

      Объяснение наблюдаемых явлений.



      |Самостоятельная работа.

      Работа с раздаточным материалом.



      Волновые явления. Электромагнитные волны.

      Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Экспериментальное обнаружение и свойства электромагнитных волн.

      Объяснение наблюдаемых явлений.



      Распространение радиоволн. Радиолокация.

      Работа с раздаточным материалом.



      Изобретение радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи.

      Работа с раздаточным материалом.



      Виды излучений. Источники света.




      Решение задач

      Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Линза. Построение изображений, даваемых линзами.

      Объяснение наблюдаемых явлений.



      Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла»

      Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Геометрическая оптика

      Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Дисперсия света.

      Измерение величин.



      Интерференция света.

      Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Дифракция света.

      Работа с раздаточным материалом.



      Дифракционная решетка

      Работа с раздаточным материалом.



      Поляризация света.

      Измерение величин.



      Развитие взглядов на природу света. Скорость света.

      Измерение величин.



      Принцип Гюйгенса. Закон отражения света

      Объяснение наблюдаемых явлений.



      Закон преломления света.

      Измерение величин.



      Полное отражение.

      Работа с раздаточным материалом.



      Спектры и спектральные аппараты.

      Спектры и спектральный анализ.

      Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.



      Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение. Шкала электромагнитных излучений.

      Работа с раздаточным материалом.



      Контрольная работа «Законы геометрической оптики»

      Работа с раздаточным материалом.



      Постулаты теории относительности.

      Объяснение наблюдаемых явлений.



      Зависимость массы от скорости.

      Связь между массой и энергией.

      Решение задач.

      Объяснение наблюдаемых явлений.



      Зарождение квантовой теории.

      Работа с раздаточным материалом.



      Фотоэффект.

      Объяснение наблюдаемых явлений.


      Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора.

      Объяснение наблюдаемых явлений.

      63.

      Резерв.

      64.

      Резерв.

      65.

      Резерв.


      66.

      Резерв.


      67.

      Резерв.


      68.

      Резерв.


      69.

      Резерв.


      70.

      Резерв.



      ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

      ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.


      В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

      знать/понимать

      • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, пла-нета, звезда, галактика, Вселенная;

      • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механи-ческая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энер-гия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

      • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

      • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

      уметь

      • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромаг-нитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

      • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретиче-ских выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

      • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механи-ки, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

      • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информа-цию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни для:

      • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

      • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей сре-ды;

      • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

      Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.


      1. Стандарт основного общего образования по физике.

      2. Программы для общеобразовательных школ: Физика 11 кл. / Сост. Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий

      3. Учебник: Физика 11 Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. / М.: Просвещение, 2009.

      4. Сборник задач и упражнений по физике 10-11/ Р.А. Гладкова, А.Л.Косорукова /Москва «Владос» 2007.

      5. Учебное электронное издание 7-11 классы /Физикон2005.

      6. Библиотека электронных наглядных пособий ФИЗИКА 7-11/Кирилл и Мефодий 2003.

      7. Физика 1 С (Библиотека наглядных пособий).

      8. Открытая физика (Часть1) - Учебное электронное издание.


      © 2010-2022