- Преподавателю
- Физика
- Проектная деятелность, как один из методов активизации познавательной деятельности на уроках физики
Проектная деятелность, как один из методов активизации познавательной деятельности на уроках физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Палаус Л.Ю. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проектная деятельность, как один из методов активизации познавательной деятельности на уроках физики
Основные факторы, влияющие на мотивацию учебной деятельности обучающихся можно подразделить на три группы.
-
Социально - экономические. Культурный уровень.
-
Социально - психологические: обстановка в группе, влияния преподавателя и сверстников, внеучебная активность.
-
Индивидуальные: образовательный статус обучающихся, оценка обучающимися собственных достижений, их мнение о факторах успеха.
Возрастные предпосылки способностей обучающихся НПО, определяющие выбор методики организации урока:
-
Готовность к рассуждениям.
-
Возрастная самостоятельность.
-
Работа анализирующей мысли.
-
Предрасположенность к самосовершенствованию.
Основные принципы творческой работы на уроках физики:
-
Включить обучающихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую.
-
Научить переносить знания и навыки на новые формы учебной работы.
-
Развить сообразительность и быстроту реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.
Эффективность социализации обучающихся зависит от эффективности процесса обучения. Процесс обучения складывается из деятельности учения и преподавания. Результатом воспитания в процессе обучения являются мировоззрение, фонд коммуникативных умений, патриотическое воспитание.
Нестандартный подход к обучению на уроках физики дает возможность обучающимся наиболее плотно выразить свою индивидуальность в микроклимате группы.
Наибольший интерес представляет метод проектов. Метод проектов - это такая система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процесса планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Проект - это возможность обучающихся выразить собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: проведении исследований, интервью, составлении планов посещения различных мест, изготовления коллажей.
Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта - это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес обучающегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность.
Метод проектов является средством активации мыслительной деятельности, обеспечивает повышение учебной мотивации, способствует осуществлению непосредственной связи между приобретением знаний и использованием их в решении практических задач.
Метод проектов стимулирует самостоятельную работу обучающихся. Участники проекта самостоятельно планируют, создают, защищают свою работу и тем самым активно включаются в процесс коммуникативной деятельности. Ход проекта во многом зависит от умения преподавателя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие творческих, коммуникативных, организационнодеятельностных умений обучающихся. Задача преподавателя состоит в правильном планировании работы. Также были использованы информационные проекты, цель которых - сбор информации о каком-либо объекте или явлении, ее анализ, обобщение фактов, выбор источников и средств информации.
Метод проектов использовался при проведении уроков:
-
Урок-викторина по теме «Кинематика» - для 9 класса, загадки, шарады, задачи.
-
Урок по методу творческого проекта по теме: «Свойства вещества в газообразном, твердом и жидком состояниях с точки зрения молекулярно-кинетических представлений». 10 класс
-
Урок по методу информационного проекта по теме «Звуковые волны-колокола, колокола» 11 класс
-
Урок-семинар по термодинамике «Охрана окружающей среды».8 класс
-
Урок-конференция по теме «Космонавтика».7 класс
Цели проекта: способствовать формированию современной личности, развивать интеллектуальные, организационные, коммуникативные, сенсорные способности, графические и экологические знания и умения; воспитывать трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и принимать решения.
Анализируя опыт проведения нестандартных уроков физики, можно сделать вывод, что обучающиеся успешно раскрывают свой потенциал и становятся более коммуникабельными и социально адаптированными, у них пробуждается интерес и положительная мотивация к обучению.