Методическая разработка по физике на тему Формулировка различных типов вопросов

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мокей Светлана Константиновна

учитель физики

ГУО «Средняя школа №1 г. Пинск»,

высшая квалификационная категория,

педагогический стаж - 30 лет.


Одним из средств обучения являются вопросы. Умение формулировать вопросы помогает решить проблему, получить информацию, как учителю, так и учащимся.

Виды вопросов могут быть разными. На этапе понимания мы с учащимися определяемся с ключевым вопросом и возвращаемся к нему в конце урока. Примеры ключевых вопросов, которые могут быть применены на уроке: нам тяжело ходить по глубокому снегу в обычной обуви. Как поступить, чтобы мы не проваливались так глубоко в снег? Когда вы пьёте сок, он поднимается по трубочке. Давайте разберёмся, что заставляет подниматься сок? Мокрое бельё со временем высыхает. Давайте обсудим, как происходит испарение и от чего зависит скорость этого процесса?

Необходимо учить учащихся формулировать вопросы. В данном случае мы применяем метод - «Знаю. Хочу узнать». При использовании данного метода, обязательно оговариваю, какие необходимо использовать слова при заполнении таблицы. Они могут звучать так: зачем, откуда, сколько, каким образом, где, что и т.п. В конце урока можно спросить: что нового по теме урока ты узнал? Можно сопоставить, что учащийся хотел знать и что узнал. Не осталось ли вопросов без ответа?

Во время опроса вместе с прямыми вопросами задаю неожиданные для учащихся, которые требуют понимания смысла изученного, при этом не всегда с готовым ответом, вопросы могут затрагивать любые области мышления, не устанавливая границ. Примеры таких вопросов: при каких условиях человек может испытывать состояние невесомости на Земле; можно ли добыть огонь с помощью льда? Не бывает однозначно правильных и неправильных мыслей. В таких ситуациях дети смотрят на вещи под разным углом, принимают любые точки зрения, проявляют фантазию и инициативу. Это помогает учащимся находить разные способы решения задач, несколько ответов на один вопрос.

Также использую один из таких приёмов как формулировка простых, уточняющих, творческих, практических вопросов: кто, где, почему, что, чем, какой, есть ли, можно ли, каковы? Прошу составить вопросы дома, такие вопросы можно использовать в качестве рефлексии. Выполнение данного задания помогает воспроизвести изученный материал на основе составленных вопросов, проверить домашнее задание.

Использую проблемные, интригующие вопросы, любопытные факты. Примеры вопросов: почему дождевые капли в безветренную погоду оставляют наклонные прямые полосы на стёклах равномерно движущегося автомобиля; у каких часов линейная скорость конца минутной стрелки больше - у карманных или у больших настенных; почему маленькая пчелка способна пронзить своим жалом толстые шкуры животных, например буйвола. Учащиеся осмысленно работают с учебником, дополнительной литературой.



© 2010-2022