Нетрадиционные формы уроков физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нетрадиционны формы уроков при обучении учащихся физике

(тема по самообразованию учителя Н.А.Павловой)

Работа над темой «Нетрадиционные формы уроков при обучении учащихся физике» строю свои занятия с учётом особенностей класса, возвратных и психологических особенностей учащихся. При проведении уроков в нетрадиционной форме в классе хороший психологический климат, все учащиеся чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. В итоге среди учащихся в течении пяти последних лет нет неуспевающих по физике. Важнейшая проблема, волнующая всех учителей,- повышение эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой. Заботясь о развитии учащихся, используют активные методы обучения - это придание тому или иному виду деятельности оригинальных, нестандартных приёмов, активизирующих учащихся на уроках, повышающих интерес к знаниям, развивающих детей с учётом их возраста и способностей. Нетрадиционный урок сильно отличается от классического образца, так как способствует совершенствованию процесса обучения. Меня очень заинтересовала эта тема. Нетрадиционный урок - урок творчества. Существуют самые разные типы нетрадиционных уроков:

  • Урок - систематизации знаний;

  • устный журнал;

  • урок - викторина;

  • урок - защита рефератов;

  • урок - экскурсия;

  • урок - творческого отчёта

  • урок - панорама;

  • урок - соревнование;

  • урок - конкурс;

  • урок - научно-познавательная игра;

  • урок - конференция;

  • урок - аукцион;

  • урок - одной задачи;

  • урок - общественного смотра знаний;

  • уроки - суды;

  • уроки - театры;

  • уроки - КВН;

  • урок - с элементами дидактических игр и дидактические игры.

Эти уроки решают самые разные дидактические требования. На таких уроках учащиеся получают определённую сумму знаний, расширяют и углубляют полученные знания на предыдущих уроках, повышают любознательность и интерес к предмету, стимулируют работоспособность учащихся. Нестандартные уроки помогают мне изучать индивидуальные способности учеников, выявлять среди них одаренных учащихся. В урок включают элементы занимательности, что необходимо для жизнерадостной деятельности. На уроке ученик ставится в условия исследователя, отыскивающего закономерности, важные в теоретическом и практическом отношении. Урок развивает и совершенствует ученика на основе сочетания добровольной работы с обязательностью её выполнения. На нетрадиционных уроках, в процессе дидактических игр, физических соревнованиях, КВН - ах театрализованных представлениях ученика приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира.

Нетрадиционные уроки способствуют решению основной учебной задачи урока, например закреплению знаний, лучшему усвоению и закреплению учебного материала. Каждый урок задуманный нетрадиционной форме превращает учителя в автора, «режиссера», в судьбу, а также просто в рядового участника. Следует отметить, что для любого урока, задуманного в нетрадиционной форме очень трудно подобрать учебный материал, который отвечал бы всем требованиям этого урока, и поддерживал бы интерес учащихся в течение всего времени. Поэтому такие уроки должны быть очень разнообразны как по содержанию, так и по проведения.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная форма ученой работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворения от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельности. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.

Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников, эффективность нетрадиционных форм обучения и хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучения к реальной жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Такие уроки можно проводить в классах с различным уклоном, будь то гуманитарный класс, либо физико-математический.

В зависимости от направленности можно подобрать методы, эффективные именно для данного класса. Например, для класса с ярко выраженным гуманитарным уклоном, ориентированным на образночувственное восприятия материала, можно провести уроки физики в стихах, в сказках. Уроки в классах с физической направленностью, где материал изучается глубоко, в деталях, со всеми «тонкостями», хорошо провести в форме конференции или же экскурсии на производственное предприятие.

Познавательная деятельность на уроке вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлечённость познаванием, обучение обретает подлинную силу. А для того, чтобы увлечь учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как «пустой сосуд», а зажечь в них ту «искорку», которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания. И тогда учитель заставит биться радостно сердце ученика, тогда он будет всемогущ.

ИГРА

Игра, учение и труд является основными видами деятельности человека. Игра готовит ученика, как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Игры оказывают большое влияние на творческое воображение. Особо важна активность учащихся во время проведения игры. В противном случае мы, не получим желаемого результата от урока, а время окажется просто потерянным. Существуют игры , у которых само содержание активизируют деятельность учащихся. К ним можно отнести все сюжетные игры, игры - путешествие, игры соревнования, театрализованные уроки, уроки - суды.

К нетрадиционным урокам относятся и ролевые игры. Это творческие игры, в которых все действия ученика определяются той ролью, которая ему назначена заранее и которую он в этой игре выполняет. Ролевые игры могут быть разными как по игровым, так и по дидактическим задачам.

УРОКИ - СУДЫ

Интерес представляют всевозможные суды, например «Суд над Инерцией», суды над Трением, Атмосферным давлением, Сопротивлением, «Суд над Ядерной Энергией», Резонансом и многое другое. Как я готовлю игру «Физический суд?»

Подготовка к игре. За несколько дней до игры класс делю на группы свидетелей обвинения. Выбираю главного судью, народных заседателей, прокурора, адвоката и учёного секретаря суда.

Подбирают демонстрационные опыты, кадры диафильмов, которые могли бы служить вещественными доказательствами правоты или обвинения подсудимого. Готовлю материалы из истории физики, которые в речи подсудимого составят биографию физического явления, закона или физической величины. Кроме того, ученый секретарь суда может подготовить исторический документы, присланные в распоряжение суда от имени ученых, работавших в области обсуждаемой темы.

Правила игры. На уроке идёт соревнование между двумя группами свидетелей. Однако в отличие от других игр-соревнований победитель определяется не столько степенью подготовке команд, сколько сущностью самого физического явления. Это должно найти отражение в решении суда.

Выступление на суде является не правом, а обязанностью её участников (отчётом о выполнении домашнего задания). Если цель домашней работы была правильно объяснена учащимся, и они с желанием включились в игру, то эта игра в большей степени, чем любой опрос, будет стимулировать творческую активность учащихся.

Арбитрами в ходе суда выступают судья и народный заседатель. В случае неверных объяснений свидетелей они задают уточняющие вопросы, дополняют, исправляют и т.д. ( Пример такого нетрадиционного урока «Суд над Инерцией»).

Очень интересны нетрадиционные уроки для учащихся седьмого класса. Так как в седьмом классе дети только начинают изучение нового для них предмета, то нужно сделать все для того, чтобы пробудить в них интерес к физике. Была разработана методика проведения таких занятий: урок-игра «По морям, по волнам» по теме «Давление жидкостей и газов. Атмосферное давление»; урок - эстафета по теме «Давление. Способы уменьшения и увеличения давления». Обобщающий урок - игра «Один за всех, все за одного»; урок решения экспериментальных задач по теме «Силы в природе». Урок-КВН на тему «О, сколько нам открытый чудных готовит физик и урок»; урок - викторина «12 апреля - День Космонавтики»; урок «Умеют ли физики шутить?»; «Суд над Инерцией»; научно - познавательная игра «Восхождение на пик Ома», урок - игра «Рентгеновские лучи». Интерес представляют всевозможные ссуды, например «Суд над Инерцией», суды над Трением, Атмосферным давлением, Сопротивлением, Резонансом. Урок «Суд над Ядерной Энергией» многое другое.

Работая над темой, мне хотелось опробовать многие типы нетрадиционных уроков, было очень интересно, работа увлекала, рядом со мной находились учащиеся, интересующиеся физикой, они помогали в подборе материала, составляли вопросы, придумывали роли, намечали маршруты, а потом становились активными участниками игр по физике. Нетрадиционные уроки способствуют развитию наблюдательности, активизируют мыслительную и познавательную деятельность , стимулируют учение в свободной непринужденной обстановке. Развивают умение видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни. Эмоциональный эффект состоит своего рода в открытиях, который совершает ученик, участвуя в игре. Основное явление реальная жизнь. Именно это вызывает у школьников на уроке эмоциональный подъём, повышает работоспособность, развивает творческую активность. А новое, как известно, всегда порождает любопытство о любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний.

Примерами нетрадиционных уроков могут служить проведённые мной уроки, над которыми я работала в процессе работы над заявленной темой по аттестации последние 5 лет.

ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ

Физический театр - особая форма урока, театрализованная игра как вид деятельности осталась очень значимой как в познавательном , так и в воспитательном плане. Эта игра доступна всем школьникам. Ценность её в том, что она вносит в их познание новое ощущение, прошедшее через ум, и переживание. В игровой ситуации включаются ирония, юмор , шутка, т.е элементы веселой игры, снимающие и однообразие, подчеркивающие ощущение реальности.

Подготовка к игре начинается с составления сценария. При этом каждый ученик становится сценаристом, декоратором, актером. Ученики заранее выбирают жанр инсценировки: детектив, опера, драма, телепередача - и рассчитывают выступление каждой команды на 10-15 минут. Разрешается к подготовке привлекать родителей и учеников других классов.

В 7 - 8 классах главной задачей игровой ситуации является активизация деятельности учащихся на самом уроке. Сценарий может быть составлен группой учащихся. Обязательной принадлежность сценария должны быть вопросы к классу по ходу действия. В этом случае все ученики становятся активными участниками игры и повторяют учебный материал в ходе интересной деятельности. Необходимо выработать и довести до сведения школьников критерии, предъявляемые сценариям. Эти критерии должны соответствовать требованиям и знаниям учащихся. Например, в сценарий должны быть включены все физические понятия, указанные в опорном конспекте, достигнуто соответствие между логикой сценария и обобщенным планом данного элемента физического знания. Очень важно, чтобы в сценарии было правильное выбрано главное действующее лицо, иначе произойдет смещение сути физического содержания. Представление проходит во время урока и занимает 40-45 минут. В старших классах желательно проводить ее на спаренных уроках, чтобы затем провести анализ увиденного. ( Пример физического спектакля в 9 классе «Игра в детектив», «Это странное детективное агентство»).

Учащимся интересны такие уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок , закомплексованность.

Сами ребята отметили, что такие уроки привлекают их внимание тем, что вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника, приподнятое настроение.

Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывает учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учёбу к жизненным ситуациям.

Выступление на суде является не правом, а обязанностью её участников (отчётом о выполнении домашнего задания ). Если цель домашней работы была правильно объяснена учащимся, и они с желанием включились в игру, то эта игра в большой степени, чем любой опрос, будет стимулировать творческую активность учащихся.

Арбитрами в ходе суда выступают судьи и народные заседатели. В случае неверных объяснений свидетелей они задают уточняющие вопросы, дополняют, исправляют и т.д. (Пример такого урока «Суд над Инерцией»).

Очень интересны нетрадиционные уроки для учащихся седьмого класса. Так как в седьмом классе дети только начинают изучение нового для них предмета, то нужно сделать все для того, чтобы пробудить в них интерес к физике. Была разработана методика проведения таких занятий: урок - игра « По морям, по волнам» по теме «Давление жидкостей и газов. Атмосферное давление »; урок - эстафета по теме «Давление. Способы уменьшение и увеличение давления», обобщающий урок - «Один за всех, все за одного»; урок решения экспериментальных задач по теме «Силы в природе», Урок КВН на тему «О. Сколько нам открытий чудных готовит физики урок»; урок - викторина «12 апреля - День Космонавтики»; урок «Умеют ли физики шутить?», «Суд над Инерцией», суды над Трением, Атмосферным давлением, Сопротивлением, Резонансом. Урок « Суд над Ядерной Энергией» и многое другое.

Работая над темой, мне хотелось опробовать многие типы нетрадиционных уроков, было очень интересно, работа увлекала, рядом со мной находились учащиеся, интересующиеся физикой, они помогали в подборе материала, составляли вопросы, придумывали роли, намечали маршруты. А потом становились активными участниками игр по физике. Нетрадиционные уроки способствуют развитию наблюдательности, активизируют мыслительную и познавательную деятельность, стимулируют учение в свободной непринужденной обстановке. Развивают умение видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни. Эмоциональный эффект состоит своего рода в открытиях, которые совершает ученик, участвуя в игре. Основой является реальная жизнь. Именно это вызывает у школьников на уроке эмоциональный подъем, повышает работоспособность, развивает творческую активность. А новое, как известно, всегда порождает любопытство и любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний.

6

© 2010-2022