Внеурочное занятие ФГОС ООО «Почва»

Учебный  материал  может  быть  использован  в ходе  уроков  физики,географии,природоведения. На занятии учащимся  прививается  первичные исследовательские  умения  и навыки.Занятие  расчитано  на  привитие  интереса к  предмету.Научить проводить простейшие исследования и наблюдения, ставить учебную задачу под руководством учителя, систематизировать и обобщать различные виды информации, составлять план выполнения учебной задачи. Сформировать представление об основных признаках почвы, познакомить с разнообразием почв, выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными, горными породами, соблюдать правила поведения и работы с веществами и оборудованием в учебной лаборатории.
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта конструирования внеклассного занятия по основам естествознанияФГОС ООО 5класс

Учитель: Плоская Наталья Борисовна -учитель физики-высшая категория

Основная часть

Тема: «Почва. Её состав и свойства»

Предмет

ОЕНИ

Класса

5 класс

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Сформировать представление об основных признаках почвы, познакомить с разнообразием почв, выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными, горными породами, соблюдать правила поведения и работы с веществами и оборудованием в учебной лаборатории.

Метапредметные

Научить проводить простейшие исследования и наблюдения, ставить учебную задачу под руководством учителя, систематизировать и обобщать различные виды информации, составлять план выполнения учебной задачи.

Личностные

Сформировать ответственное отношение к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению, навыков работы с приборами для выполнения экспериментов. Закрепить знания с целью здоровьесбережения, гигиеническим навыкам работы с почвой, глиной, песком, спиртовкой, стеклянной посудой.

Решаемые учебные проблемы

Самостоятельно приготовить препарат, провести первое исследование.

Узнать, из чего состоит почва, что в ней содержится, основное её назначение, может ли почва удивить нас. Какое значение имеет почва для жизни растений и всего живого.

Правила оформления лабораторной работы в тетради

Основные понятия, изучаемые на уроке

Микропрепарат, предметное стекло, воронка, пробирка, фильтровальная бумага, пипетка, спиртовка, штатив, держатель, органические вещества.

Вид используемых на уроке ИКТ

Слайд-презентация,поясняющая основные понятия и этапы выполнения работы.

Образовательные интернет-ресурсы

ict.edu.ru/lib/school-catalog

Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"

Организационная структура урока

1 этап. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Актуализация знанийпо вопросам, изученным на других предметах: Земля-планета, земля-суша, земля-страна.

  • Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов.

  • Формирование устной речи и записи информации.

  • Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества при работе в группах.

Деятельность учителя:

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ:

  1. Посмотрим на экран. Расшифруем смысл высказывания: «Больше в кладовую природы положишь-больше соберёшь».

  2. «Земля»-какой смысл мы вкладываем в это слово?

Деятельность учащихся:

  • Делают выводы, что общего между изображениями на картинках.

  • Где можно наблюдать такие пейзажи

  • Природа-источник жизни.

  • Земля-планета

  • Земля-часть суши на планете.

  • Земля-страна (родная земля).

2 этап. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Учитель:

Создает проблемную ситуацию:

  • Обладая знаниями о ЗЕМЛЕ, что можно сказать о её значении для жизни растений, животных, человека?

  • Как можно назвать верхний слой земного покрова?

  • Задает вопросы, которыеприводят к правильному ответу, используя слайды презентации.

Ученик:

Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречия - проговаривают и осознают их.

3 этап. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

  • Формирование представлений о разнообразии почв на Земле, о составе и свойствах, простейших связях между почвой, растительностью, животными.

  • Учитель должен: формировать рефлексивные умения, определять границу между знанием и незнанием.

  • Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: основное свойство почв - плодородие.

Учитель:

создает готовность предстоящей деятельности

Учащиеся: проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности, изучение составляющих частей и физических свойств почвы.

4 этап. ПЛАНИРОВАНИЕ

Задачи учителя:

  • Определение содержания и последовательность действий для решения поставленной задачи.

  • Умение сравнивать состояние экспериментальных данных учащихся.

  • В течение урока учиться проводить исследование.

  • Продолжить формирование навыков работы в группах, делать выводы на основе увиденного во время эксперимента.

Учитель: представляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию.

Учащиеся:

Участие в самостоятельном исследовании

Коррекция знаний о строении и свойствах почвы.

5 этап: ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ.

  • Воспитание способности объяснять увиденное во время эксперимента, самостоятельно проводить исследование.

  • Воспитание культуры диалога, положительного отношения к мнению партнера, умение дополнять, исправлять, корректировать ответы одноклассников.

Учитель:

  • Восприятие деятельности для решения проблемной ситуации

  • Побуждает к теоретическому объяснению фактов

  • Стимуляция всех детей в поисковой деятельности.

  • Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Сравните результаты вашего эксперимента с результатами ребят другой группы.

Учащиеся:

  • Мотивируются на самостоятельное проведение исследования.

  • Обсуждают в группах увиденное во время эксперимента.

  • Оформление результатов исследования в тетради, оценивание правильности своих выводов

6 этап: УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА. ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

Учитель:

  • Создает ситуации успеха

  • Побуждает к дальнейшему желанию узнать больше о почве и её значении.

  • Групповая и межгрупповая работа по устранению недочётов и ошибок.

  • На основе полученных знаний мы выяснили, строение и состав почвы, её основное свойство.



  • Вступают в диалог (пассивно или активно)

  • Выполняют материал всем классом.

Принципиально важно при этом:

  • Использование форм работы: индивидуальную, парную, внутригрупповую, межгрупповую.

  • Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась речь

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

  1. Осмысление задания

  2. Добыть информацию из дополнительной справочной литературы.

  3. Найти закономерности строения почвы.

  4. Мысленно сформулировать ответ

  5. Дать устный ответ.

7 этап: РЕФЛЕКСИЯ (итог урока)

Формировать способности объективно оценивать цели урока

Учитель:

  • Предлагает вспомнить тему и задачи урока

  • Оценивает меру личного продвижения к цели учащихся:

  • На сколько наша деятельность соответствовала теме урока.

  • Что нового узнали на уроке?

  • Понравилось ли готовить препараты, для проведения эксперимента, самостоятельно проводить исследование?

  • Кого вам хотелось бы поблагодарить сегодня на уроке?

  • - Кто оценивает свою работу на «отлично»?

Ученики:

  • Называют тему занятия.

  • Отмечают наиболее понравившиеся этапы.

  • Отмечают успешные ответы, интересные вопросы, трудности в проведении исследовательской работы.

8 этап: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Тетрадь для домашних заданий. Задание 26. (Срежь веточку комнатного растения «Ваньки - мокрого». Поставь ее в сосуд с водой и пронаблюдай за появлением корешков так же, как ты это делал при проращивании лука. Через три-четыре дня добавь в воду немного красящего вещества, пронаблюдай за теми изменениями, которые будут происходить со срезанной веточкой и принеси ее на следующее занятие. Не поливай три-четыре дня одно из домашних растений (только не кактус!). Как изменится его внешний вид? Что произойдет с растением, если его полить после такого перерыва? А как выглядит контрольное растение, которое поливали в обычном режиме?

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет ко второй части домашнего задания: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты).



© 2010-2022