- Преподавателю
- Физика
- Внеурочное занятие ФГОС ООО «Почва»
Внеурочное занятие ФГОС ООО «Почва»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Павленко Н.В. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта конструирования внеклассного занятия по основам естествознанияФГОС ООО 5класс
Учитель: Плоская Наталья Борисовна -учитель физики-высшая категория
Основная часть
Тема: «Почва. Её состав и свойства»
Предмет
ОЕНИ
Класса
5 класс
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Сформировать представление об основных признаках почвы, познакомить с разнообразием почв, выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными, горными породами, соблюдать правила поведения и работы с веществами и оборудованием в учебной лаборатории.
Метапредметные
Научить проводить простейшие исследования и наблюдения, ставить учебную задачу под руководством учителя, систематизировать и обобщать различные виды информации, составлять план выполнения учебной задачи.
Личностные
Сформировать ответственное отношение к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению, навыков работы с приборами для выполнения экспериментов. Закрепить знания с целью здоровьесбережения, гигиеническим навыкам работы с почвой, глиной, песком, спиртовкой, стеклянной посудой.
Решаемые учебные проблемы
Самостоятельно приготовить препарат, провести первое исследование.
Узнать, из чего состоит почва, что в ней содержится, основное её назначение, может ли почва удивить нас. Какое значение имеет почва для жизни растений и всего живого.
Правила оформления лабораторной работы в тетради
Основные понятия, изучаемые на уроке
Микропрепарат, предметное стекло, воронка, пробирка, фильтровальная бумага, пипетка, спиртовка, штатив, держатель, органические вещества.
Вид используемых на уроке ИКТ
Слайд-презентация,поясняющая основные понятия и этапы выполнения работы.
Образовательные интернет-ресурсы
ict.edu.ru/lib/school-catalog
Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"
Организационная структура урока
1 этап. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Актуализация знанийпо вопросам, изученным на других предметах: Земля-планета, земля-суша, земля-страна.
-
Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов.
-
Формирование устной речи и записи информации.
-
Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества при работе в группах.
Деятельность учителя:
ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ:
-
Посмотрим на экран. Расшифруем смысл высказывания: «Больше в кладовую природы положишь-больше соберёшь».
-
«Земля»-какой смысл мы вкладываем в это слово?
Деятельность учащихся:
-
Делают выводы, что общего между изображениями на картинках.
-
Где можно наблюдать такие пейзажи
-
Природа-источник жизни.
-
Земля-планета
-
Земля-часть суши на планете.
-
Земля-страна (родная земля).
2 этап. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Учитель:
Создает проблемную ситуацию:
-
Обладая знаниями о ЗЕМЛЕ, что можно сказать о её значении для жизни растений, животных, человека?
-
Как можно назвать верхний слой земного покрова?
-
Задает вопросы, которыеприводят к правильному ответу, используя слайды презентации.
Ученик:
Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречия - проговаривают и осознают их.
3 этап. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
-
Формирование представлений о разнообразии почв на Земле, о составе и свойствах, простейших связях между почвой, растительностью, животными.
-
Учитель должен: формировать рефлексивные умения, определять границу между знанием и незнанием.
-
Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: основное свойство почв - плодородие.
Учитель:
создает готовность предстоящей деятельности
Учащиеся: проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности, изучение составляющих частей и физических свойств почвы.
4 этап. ПЛАНИРОВАНИЕ
Задачи учителя:
-
Определение содержания и последовательность действий для решения поставленной задачи.
-
Умение сравнивать состояние экспериментальных данных учащихся.
-
В течение урока учиться проводить исследование.
-
Продолжить формирование навыков работы в группах, делать выводы на основе увиденного во время эксперимента.
Учитель: представляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию.
Учащиеся:
Участие в самостоятельном исследовании
Коррекция знаний о строении и свойствах почвы.
5 этап: ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ.
-
Воспитание способности объяснять увиденное во время эксперимента, самостоятельно проводить исследование.
-
Воспитание культуры диалога, положительного отношения к мнению партнера, умение дополнять, исправлять, корректировать ответы одноклассников.
Учитель:
-
Восприятие деятельности для решения проблемной ситуации
-
Побуждает к теоретическому объяснению фактов
-
Стимуляция всех детей в поисковой деятельности.
-
Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Сравните результаты вашего эксперимента с результатами ребят другой группы.
Учащиеся:
-
Мотивируются на самостоятельное проведение исследования.
-
Обсуждают в группах увиденное во время эксперимента.
-
Оформление результатов исследования в тетради, оценивание правильности своих выводов
6 этап: УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА. ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
Учитель:
-
Создает ситуации успеха
-
Побуждает к дальнейшему желанию узнать больше о почве и её значении.
-
Групповая и межгрупповая работа по устранению недочётов и ошибок.
-
На основе полученных знаний мы выяснили, строение и состав почвы, её основное свойство.
-
Вступают в диалог (пассивно или активно)
-
Выполняют материал всем классом.
Принципиально важно при этом:
-
Использование форм работы: индивидуальную, парную, внутригрупповую, межгрупповую.
-
Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась речь
Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
-
Осмысление задания
-
Добыть информацию из дополнительной справочной литературы.
-
Найти закономерности строения почвы.
-
Мысленно сформулировать ответ
-
Дать устный ответ.
7 этап: РЕФЛЕКСИЯ (итог урока)
Формировать способности объективно оценивать цели урока
Учитель:
-
Предлагает вспомнить тему и задачи урока
-
Оценивает меру личного продвижения к цели учащихся:
-
На сколько наша деятельность соответствовала теме урока.
-
Что нового узнали на уроке?
-
Понравилось ли готовить препараты, для проведения эксперимента, самостоятельно проводить исследование?
-
Кого вам хотелось бы поблагодарить сегодня на уроке?
-
- Кто оценивает свою работу на «отлично»?
Ученики:
-
Называют тему занятия.
-
Отмечают наиболее понравившиеся этапы.
-
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы, трудности в проведении исследовательской работы.
8 этап: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Тетрадь для домашних заданий. Задание 26. (Срежь веточку комнатного растения «Ваньки - мокрого». Поставь ее в сосуд с водой и пронаблюдай за появлением корешков так же, как ты это делал при проращивании лука. Через три-четыре дня добавь в воду немного красящего вещества, пронаблюдай за теми изменениями, которые будут происходить со срезанной веточкой и принеси ее на следующее занятие. Не поливай три-четыре дня одно из домашних растений (только не кактус!). Как изменится его внешний вид? Что произойдет с растением, если его полить после такого перерыва? А как выглядит контрольное растение, которое поливали в обычном режиме?
Подготовь небольшой иллюстрированный отчет ко второй части домашнего задания: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты).