Тема: «Методика использования ЭОР нового поколения в условиях реализации ФГОС»

Сегодняшние  учащиеся  растут в цифровом мире. Современная образовательная среда должна использовать те же технологии и устройства, которые они применяют для связи и развлечений вне школы: интернет, смартфоны, Iphone, планшеты  и переносные компьютеры. Но важно не то, что учеников привлекает технология, а то, что репродуктивное  образование недостаточно приспособлено к потребностям современной экономики.  Современный учебный процесс,  требует существенного расширения арсенала средств обучения. ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Методика использования ЭОР нового поколения в условиях реализации ФГОС»

Выступление: Булгакова О.М.- учитель физики

Актуальность: Сегодняшние учащиеся растут в цифровом мире.

Современная образовательная среда должна использовать те же технологии и устройства, которые они применяют для связи и развлечений вне школы: интернет, смартфоны, Iphone, планшеты и переносные компьютеры. Но важно не то, что учеников привлекает технология, а то, что репродуктивное образование недостаточно приспособлено к потребностям современной экономики. Современный учебный процесс, требует существенного расширения арсенала средств обучения.

В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования было разработано свыше 130 тыс различных ЭОР. К ним относятся комплекты к школьным учебникам * , мультимедийные модули по предметам, интерактивные карты, виртуальные лаборатории, энциклопедии и словари, подборка музыкальных и художественных произведений в цифровом виде.

ЭОР можно классифицировать:

  • По цели создания

  • По природе основной информации

  • По функции в учебном процессе

Поэтому целью использования ЭОР в своей педагогической практике считаю:

ЦЕЛЬ- Обеспечение нового качества образования, повышение образовательных результатов уч-ся за счет эффективного встраивания ЭОР в образовательный процесс.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия - виртуальные лаборатории, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр. Также учащийся сможет самостоятельно провести анализ собственных знаний, умений и навыков без участия учителя или родителя. Я использую ЭОР в урочной, внеурочной деятельности, и дистанционно.

На мотивационно-целевом этапе урока - использую вначале урока различные объекты или иллюстрации, которые активизируют внимание уч-ся и способствуют формированию внутренней мотивации уч-ся. Например: при изучении темы Законов Ньютона в 10 кл, СЛАЙД

- ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЭТИМИ ОБЪЕКТАМИ? это дает возможность выхода на тему и цель урока. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в модуль входит интерактивная анимация "Третий закон Ньютона". ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке и критическое мышление: в 11кл при изучении «СТО» с демонстрации картины «Время течет» С. Дали, и вопроса «Время - это абсолютное или относительное понятие?»

Новый материал начинаю с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволяет расширить свои представления знаниями других участников.

ПРИМЕР: 1) при изучении темы «Основные положения МКТ» использую информационные модули -СЛАЙД, которые носят еще и практический характер и можно использовать их в качестве первичного закрепления, к тому же прослеживается межпредметная связь с химией.

2) При изучении «Силы Лоренца» в 11 классе использую модуль с интерактивной моделью электронно-лучевой трубки, которая демонстрирует принцип работы и устройство, позволяя самостоятельно делать выводы о происходящих в ней процессах, тем самым развивая исследовательские компетенции.

3) А при изучении нового материала темы «Статика» в 10 классе использую информационный модуль «Равновесие тел» - СЛАЙД. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит игровая модель "Равновесие брусков", для практического применения. После изучения основных понятий темы можно в качестве закрепления предложить практический модуль для фронтальной работы с классом. Учащиеся учатся слышать друг друга, отстаивать свою точку зрения, тем самым развивать коммуникативные компетенции. СЛАЙД

Но на уроке с помощью ЭОР можно осуществлять и индивидуальную работу с уч-ся, для проверки знаний. НАПРИМЕР: в 11 классе использую модули по теме «Сила Ампера» «Сила Лоренца» СЛАЙД. прохождение теста происходит на уроке 1 учеником, с последующей самопроверкой. Разное количество заданий и различный уровень заданий, помогают осуществлять индивидуальный подход на уроке, и экономить время.

На этапе закрепления и обобщения учебного материала использую следующие практические модули:

1. модуль включает в себя лабораторную работу и задания для закрепления знаний, в результате уч-ся должны подобрать такие данные эксперимента и занести их в таблицу, чтобы выполнялось условие равновесия тел. - СЛАЙД

2. при обобщении темы «Механика» в 10 кл, использую модуль закрепления знаний об основных законах и понятиях. В его состав входит информационный слайд и практические задания: на понимание законов Ньютона, на расчет ускорения и знания размерности при измерении силы. СЛАЙД

Данный модуль дает уч-ся возможность проверить себя и использовать подсказку, менять последовательность заданий возвращаться в предыдущие задания и использовать звуковое сопровождение.

Контроль знаний по изученной теме можно осуществлять с помощью итогового тестирования - СЛАЙД, но осуществить это в рамках урока сложно технически так потребуется для прохождения теста каждому ученику компьютер. Поэтому тут на помощь приходит ДО, элементы которого, я осуществляю через сетевой ресурс Net chkola. Где мной разработана большая тема для 10 класса, в каждом разделе которой для уч-ся предложены ЭОР: для получения учебной информации по изучаемой теме, тесты, контрольные вопросы и задания, домашние лабораторные работы, задачи на построение графиков, материал для повторения. СЛАЙД (обзор заданий, использование почты - обратная связь). ДО помогает использовать ЭОР при подготовке к ГИА и ЕГЭ: это он-лайн тестирование, индивидуальные консультации. СЛАЙД.

Но в своей работе я использую не только ЭОР из коллекций на дисках и сайтах. СЛАЙД, но и собираю свой банк данных, где накоплены коллекции учебных видео фильмов, видео опытов, интерактивные модели, банк презентаций по всем темам и все это мне помогают собирать уч-ся при подготовке к учебным занятиям.

Физика - наука экспериментальная, ее изучение трудно представить без лабораторных работ. Но иногда невозможно показывать эксперименты, требующие сложного оборудования. Некоторые физические явления и процессы так же трудно продемонстрировать в школьных условиях. Например, невозможно показать атомы и молекулы в 7 классе, рентгеновское излучение в 11 классе. В этом случае выручает компьютер, который позволяет проводить лабораторные опыты. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов. Наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Использование ЭОР раскрывает перспективы использования активно-деятельностных форм обучения, и тем самым изменения ролей учителя и ученика. Поэтому я решила попробовать делать ЭОРы самими учащимися. Которые, потом можно использовать как на уроках, так и на факультативных, элективных занятиях. Но самая большая ценность таких работ, в том, что уч-ся сами выступают в роли учителя. СЛАЙД-ФИЛЬМ.



Всё больше убеждаюсь, что современный урок - это то, место, где было бы интересно современному ученику. Это тот урок, где было бы интересно современному учителю. Это - то место, где создаются возможности научиться мыслить нестандартно, не боясь совершить ошибку, а может даже через пробы и ошибки. На уроке ребёнку должна быть предоставлена возможность высказать своё понимание проблемы, своё отношение к её решению, а задача учителя научить их понимать и принимать не только свою, но и чужую точку зрения. И в этом эффективно помогают ЭОР, но при их выборе необходимо учитывать методы обучения, формы работы и что бы они соответствовали цели и задачам урока, а так же уровню подготовки класса.

ВЫВОД:

Применение ЭОР должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагога и учащихся.

Это соответствует основным идеям ФГОС, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». СЛАЙД

"Вы не можете научить человека чему-нибудь;
Вы можете только помочь ему понять это самому"
Галилео Галилей



© 2010-2022