- Преподавателю
- Физика
- Создание условий для работы с учащимися в классах выравнивания для детей с ЗПР
Создание условий для работы с учащимися в классах выравнивания для детей с ЗПР
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кайдаров А.К. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Создание условий для работы с учащимися в классах выравнивания»
Основная цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику - создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребенка.
Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности решает задачи:
-организация в классе безбарьерной, развивающей среды;
-создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
- формирование у детей позитивной учебной мотивации;
-применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
- использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности;
-адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения учащимся;
-адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов;
-организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы.
Учитель должен создавать условия постоянного перехода от того, что учащийся умеет делать самостоятельно к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве, с помощью учителя, а лучше одноклассников, должно происходить постоянное преодоление грани между актуальным уровнем развития и «зоной ближайшего развития ребенка».
Важно помнить, что для учащихся с трудностями в обучении необходимые условия должны быть нацелены, прежде всего, на то, чтобы:
-обеспечить физическое, социально - нравственное, художественно - эстетическое и познавательное развитие учащихся;
-максимально полно адаптировать к жизни в обществе, семье, к обучению. А для этого необходимо:
-создать учащимся возможности для взаимодействия и общения с широким кругом людей;
-способствовать социализации учеников с максимально возможной степенью самостоятельности, прививать элементарные санитарно - гигиенические и трудовые навыки;
-улучшать знание и понимание учащимися окружающей их среды, общества и мира посредством общения с людьми, использования компьютера.
То есть, развивать коммуникативную, организационную, информационную компетентности учащихся и социализировать их в полной мере.
У подростков с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетается с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, что проявляется в трудностях усвоения учебного материала.
Подросткам с данной патологией свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений. Вместе с тем, иногда и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы и др.) выводят учащегося из равновесия, заставляют нервничать, волноваться.
Подростки с ЗПР могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку. Быстро утомляясь, одни учащиеся становятся вялыми, пассивными, не работают; другие - повышенно возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны. Эти учащиеся очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны педагога и других взрослых, окружающих подростка с данным дефектом развития. Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.
Изучение систематических курсов естественнонаучных (физика, химия, биология, география) дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности, выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, выявлять причинно - следственные связи, оценивать их значимость.
В специальной школе и классах выравнивания для детей с ЗПР при изучений учебного курса физики ставятся те же учебно-воспитательные цели, что и в массовой общеобразовательной школе. Однако, особенности психического развития учащихся указанной категории, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операции, обусловливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий для осмысления выполняемой учебной работы. В связи с особенностями поведения и деятельности этих учащихся (расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль за соблюдением правил техника безопасности при проведении лабораторных работ в кабинете физики.
Большое значение для полноценного усвоения учебного материала по физике приобретает опора на межпредметные связи вопросов, изучаемых в данном курсе, с такими учебными предметами, как природоведение, география, физика, биология. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических учений.
При подготовке к урокам учитель должен предусмотреть формирования у учащихся умений анализировать, сравнивать, обобщать изученный материал, планировать предстоящую работу, осуществлять самоконтроль. Необходимо постоянно следить за правильностью речевого оформления высказываний учащихся.
Трудности, которые испытывают дети с ЗПР при изучении, обусловили некоторые изменения, которые внесены в программу общеобразовательной школы: выделено дополнительное время для изучения наиболее важных вопросов, повторение пройденного материала, отработки написания навыков формул и уравнений, некоторые темы даны в ознакомительном плане; отдельные темы и лабораторные опыты упрощены либо исключены из изучения.
Учителю важно выстраивать программу обучения таким образом, чтобы учащиеся с любыми особыми образовательными потребностями, в том числе, и с невысокими интеллектуальными, сумели реализовать свой потенциал на должном уровне и в полной мере.
Самое важное для определения перспектив развития - это создание благоприятных условий для последовательного развития с оптимальными для любого ребенка физическими и умственными затратами и с фиксацией видимого результата. И именно эти успехи так важно закреплять и стимулировать детей к их дальнейшему развитию.