- Преподавателю
- Физика
- Развитие познавательных способностей учащихся
Развитие познавательных способностей учащихся
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тухватшина Р.Ш. |
Дата | 01.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие познавательных способностей учащихся.
Выступление на районном методическом объединении учителей физики.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира.
Обучение предмету нужно строить так, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем. Сочетание яркости, доходчивости, логичности изложения учебного материала, максимальная активизация, умелое использование самостоятельной работы учащихся, высокое требовательность и доброжелательность издавна характеризовались как педагогический талант.
Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску. Желательно чтобы каждый урок содержал проблему, требующую решения,- это заставляет ученика выдвигать гипотезы, искать решение.
В педагогике установлено пять критериев интересности содержания учебного материала:
-
Новизна, неожиданность многих выводов и законов. Нужно строить объяснения как исследование, как открытие. Итог урока должен быть озарением для учеников.
-
Изучение известного школьникам материала под новым углом зрения. «Новое» можно узнать и о давно известных вещах.
-
Использование на уроках сведений из истории физики. Обращение к истории науки покажет ученику, как труден и длителен путь учёного к истине, которая сегодня формулируется в виде короткого уравнения или закона.
-
Жизненная значимость, важность физических знаний. Особенно важно показать учащимся практическое использование того материала, который по традиции считается трудным.
-
Приобщение учащихся к современным научным достижениям. Важно уметь выделить основные черты языка физики, сравнение одного и того же явления учёными и поэтами или писателями.
Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.
Развитию познавательной активности школьников во многом способствует правильно организованное домашнее задание и его проверка, написание мини-сочинений, проекты, сообщения, рефераты, рисунки, рецензии, составление физических задач, составление рассказа по рисунку.
Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния.