Компетентно-ориентированные задания по физике

"Выдержка из материала: "Компетентно - ориентированные задания по физике Пример  № 1.  Контекст – явление окружающей действительности.   Содержательная  принадлежность – МКТ.  Деятельностная  компонента: −    предметные умения – использовать понятийный аппарат школьного курса для  объяснения явления и процесса, описанных в отрывке; −    умения  работать  с  информацией – понимать смысл использованной в тексте физического термина. Форма  задания – с выбором ответа. Уровень  сложности – базовый.  ... На стекла хладные дыша, Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О. да Е.  Какой физический процесс наблюдается в описанном случае?  (1 балл). А. конденсация.  Б.  испарение.  В.  кристаллизация.  С.  конвекция.  Пример  № 2.  Контекст – явление окружающей действительности.   Содержательная  принадлежность – Работа. Мощность. Энергия.  Деятельностная  компонента: −    предметные умения – использовать понятийный аппарат школьного курса для  объя... Содержательная  принадлежность – Взаимодействие тел. Деятельностная  компонента: −    предметные умения – использовать понятийный аппарат школьного курса для  объяснения явления и процесса, выстраивать собственный алгоритм решения проблемы, применять простейшие оценочные процедуры; −    умения  работать  с  информацией – переводить информацию из одной знаковой системы в другую. Форма  задания – с развернутым ответом. Уровень  сложности – повышенный.  В открытые железнодорожные вагоны грузили сос... Содержательная  принадлежность – МКТ. Деятельностная  компонента: −    предметные умения – применять количественные расчеты с использованием соответствующих формул и законов, выстраивать собственный алгоритм решения задачи; −    умения  работать  с  информацией – выделять явно заданную в тексте информацию (отвечать на прямые вопросы к содержанию текста). Форма  задания – с развернутым ответом. Уровень  сложности – высокий.  Смешали 1м3 воздуха с влажностью  20%  и  2м3  воздуха с влажностью 30%,...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ








КОМПЕТЕНТНО − ОРИЕНТИРОВАННЫЕ


ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ








ПОДГОТОВИЛ:

учитель математики - физики

МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ

Чертковского района

Ростовской области

ШКОНДА ВИКТОР ЕГОРОВИЧ

















2012

Компетентно - ориентированные задания по физике



Пример № 1.


Контекст - явление окружающей действительности.

Содержательная принадлежность - МКТ.

Деятельностная компонента:

  • предметные умения - использовать понятийный аппарат школьного курса для объяснения явления и процесса, описанных в отрывке;

  • умения работать с информацией - понимать смысл использованной в тексте физического термина.

Форма задания - с выбором ответа.

Уровень сложности - базовый.

А. С. Пушкин.

«Евгений Онегин» (отрывок)

Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша, Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О. да Е.

Какой физический процесс наблюдается в описанном случае? (1 балл).

А. конденсация. Б. испарение. В. кристаллизация. С. конвекция.



Пример № 2.


Контекст - явление окружающей действительности.

Содержательная принадлежность - Работа. Мощность. Энергия.

Деятельностная компонента:

  • предметные умения - использовать понятийный аппарат школьного курса для объяснения явления и процесса, описанных в отрывке;

  • умения работать с информацией - отвечать на вопросы, требующие использования информации из текста.

Форма задания - с выбором ответа.

Уровень сложности - базовый.

В.Я.Брюсов.

«На санках» (отрывок)


Санки, в радостном разбеге,

Покатились с высоты.

Какие преобразования энергии происходят при скатывании санок с горки? (1 балл).

A. Кинетическая энергия переходит в потенциальную, и совершается работа против сил трения.

Б. Потенциальная энергия переходит в кинетическую, и совершается работа против сил трения.

В. Кинетическая энергия переходит в потенциальную, и совершается работа против силы тяжести.

С. Потенциальная энергия переходит в кинетическую, и не совершается работа.



Пример № 3.


Контекст - явление окружающей действительности, поддающиеся объяснению при помощи физических формул.

Содержательная принадлежность - Гидростатика.

Деятельностная компонента:

  • предметные умения - использовать понятийный аппарат школьного курса для объяснения явления и процесса, применять количественные расчеты с использованием соответствующих формул;

  • умения работать с информацией - выделять явно заданную в тексте информацию (отвечать на прямые вопросы к содержанию текста).

Форма задания - с развернутым ответом.

Уровень сложности - базовый.

Избыточное давление, при котором человек может безопасно дышать, обычно не превышает 0,3 атм. Исходя из этого, определите максимальную глубину, на которой человек может дышать через трубку, находясь в озере. (3 балла).


Образец возможного решения.

Используя формулу для расчета давления в жидкости Компетентно-ориентированные задания по физике, выразим глубину Компетентно-ориентированные задания по физике (1). (1 балл).

1 атм. ≈ 105 Па; 0,3 = 3∙104 Па; плотность воды 103 кг/м3. (1 балл).

Подставляя в формулу (1) численные значения, получаем: h = 3 м. (1балл).

Пример № 4.


Контекст - явление окружающей действительности, поддающееся объяснению при помощи физических формул.

Содержательная принадлежность - Изменение агрегатных состояний вещества.

Деятельностная компонента:

  • предметные умения - использовать понятийный аппарат школьного курса для объяснения явления и процессов окружающей действительности;

  • умения работать с информацией - выделять явно заданную в тексте информацию (отвечать на прямые вопросы к содержанию текста).

Форма задания - с развернутым ответом.

Уровень сложности - базовый.

Зимой ветровое стекло автомобиля с помощью специального вентилятора обдувается воздухом. Какое это имеет значение? (2 балла).

Образец возможного решения.

Обдуваемый воздух испаряет кристаллики льда, образующиеся на стекле. (1 балл).

Это предотвращает запотевание стекла и моментальной кристаллизации , что позволяет водителю увеличить видимость дороги. (1 балл).

Пример № 5.


Контекст - явление окружающей действительности, поддающееся объяснению при помощи физических формул.

Содержательная принадлежность - МКТ.

Деятельностная компонента:

  • предметные умения - применять количественные расчеты с использованием соответствующих формул и законов, выстраивать собственный алгоритм решения задачи, комбинируя стандартные алгоритмы;

  • умения работать с информацией - выделять явно заданную в тексте информацию (отвечать на прямые вопросы к содержанию текста).

Форма задания - с развернутым ответом.

Уровень сложности - высокий.

Школьник Вася, проводит дома физический эксперимент, а его младший брат Петя пытается ему помогать. Вася налил в банку 1 л воды при температуре 20 °С, поместил в воду кипятильник мощностью 1 кВт, включил его и вышел в соседнюю комнату поговорить по телефону с одноклассником. Вернувшись через 5 мин, он измерил температуру воды в банке, и оказалось, что она равна 60°С. Выяснилось, что Петя на некоторое время отключал кипятильник, пока Вася разговаривал по телефону. Сколько времени длилась Петина «помощь»? Удельная теплоемкость воды с = 4,2 кДж/(кг∙°С), плотность воды 103 кг/м3. Теплоемкостями банки и кипятильника, а также потерями теплоты пренебречь (10 баллов).

Образец возможного решения.

Чтобы вода нагрелась, как описано в задаче, она должна получить от нагревателя количество теплоты Q = cmt. (2 балла).

Чтобы передать такое количество теплоты нагреватель должен работать время равное t0=Q/P. (2 балла).

Следовательно, кипятильник был выключен t = t t0. (2 балла).

Объединяя все в одну формулу, учитывая соотношение между массой воды и объемом, получаем t=срV(t2 t1)/P. (2 балла).

Расчет, с учетом единиц измерения, дает значение 132 с = 2,2 мин. (2 балла).

Пример № 6.


Контекст - явление окружающей действительности, поддающееся объяснению при помощи физических формул.

Содержательная принадлежность - МКТ.

Деятельностная компонента:

  • предметные умения - применять количественные расчеты с использованием соответствующих формул и законов, выстраивать собственный алгоритм решения проблемы;

  • умения работать с информацией - выделять явно заданную в тексте информацию (отвечать на прямые вопросы к содержанию текста).

Форма задания - с развернутым ответом.

Уровень сложности - повышенный.

Двое в столовой взяли на третье чай. Первый сразу же растворил сахар, а второй сначала съел первое и второе, а потом положил в стакан сахар и растворил его. Кто будет пить более горячий чай? (6 баллов).

Образец возможного решения.

Потери тепла в окружающее пространство тем меньше, чем меньше разность температур чая и окружающего пространства. (2 балла).

При растворении сахара происходит поглощение некоторого количества тепла, температура чая при этом падает. (2 балла).

Это значит, что чай с растворенным сахаром потеряет за данное время меньше тепла, чем чай без сахара. Поэтому тот, кто растворил сахар сразу, будет пить более горячий чай. (2 балла).

Пример № 7.


Контекст - явление окружающей действительности, поддающееся объяснению при помощи физических формул.

Содержательная принадлежность - Взаимодействие тел.

Деятельностная компонента:

  • предметные умения - использовать понятийный аппарат школьного курса для объяснения явления и процесса, выстраивать собственный алгоритм решения проблемы, применять простейшие оценочные процедуры;

  • умения работать с информацией - переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Форма задания - с развернутым ответом.

Уровень сложности - повышенный.

В открытые железнодорожные вагоны грузили сосновые брёвна. Контролёры измеряли диаметр каждого уложенного ствола. Это нужно было, чтобы потом вычислить объём брёвен. Работа у замерщиков шла медленно. Придётся задержать поезд, − сказал старший контролёр. − Сегодня мы никак не управимся. И тут появился изобретатель. − Пустяки! воскликнул он. − Поезд уйдёт через пять минут. Возьмите... И он объяснил, что надо взять и что надо сделать. А что бы предложили вы? (4 балла).

Образец возможного решения.

Надо измерять не сами бревна, а их оптическую копию. За несколько минут можно сфотографировать бревна с открытой стороны вагона. (2 балла).

К бревнам надо приложить линейку - для определения масштаба. И поезд можно отправлять: все измерения будут сделаны по снимкам. (2 балла).

Пример № 8.


Контекст - явление окружающей действительности, поддающееся объяснению при помощи физических формул.

Содержательная принадлежность - МКТ.

Деятельностная компонента:

  • предметные умения - применять количественные расчеты с использованием соответствующих формул и законов, выстраивать собственный алгоритм решения задачи;

  • умения работать с информацией - выделять явно заданную в тексте информацию (отвечать на прямые вопросы к содержанию текста).

Форма задания - с развернутым ответом.

Уровень сложности - высокий.

Смешали 1м3 воздуха с влажностью 20% и 2м3 воздуха с влажностью 30%, имеющие одинаковую температуру. Определить влажность образовавшейся смеси, если она занимает объём 3м3. (10 баллов).

Образец возможного решения.

По определению относительная влажность воздуха Компетентно-ориентированные задания по физике (1), где Компетентно-ориентированные задания по физикеплотность насыщенного водяного пара, которая при одинаковых температурах постоянна для любых объёмов; Компетентно-ориентированные задания по физикеабсолютная влажность воздуха, то есть плотность водяного пара в данном объёме. (2 балла).

Следовательно Компетентно-ориентированные задания по физике (2), где Компетентно-ориентированные задания по физикемасса смеси двух объёмов воздуха, тогда Компетентно-ориентированные задания по физике, следовательно Компетентно-ориентированные задания по физике (3). (4 балла).

Но первый объём воздуха имеет относительную влажность Компетентно-ориентированные задания по физике, откуда Компетентно-ориентированные задания по физике (4); а второй объём воздуха имеет относительную влажность Компетентно-ориентированные задания по физике, откуда Компетентно-ориентированные задания по физике (5). Подставив значение массы (3), с учётом результатов (4) и (5), в формулу (2), и вынеся общий множитель Компетентно-ориентированные задания по физике за скобки, получим: Компетентно-ориентированные задания по физике (6). Подставив значение абсолютной влажности (6) в формулу (1), после сокращения на постоянный множитель Компетентно-ориентированные задания по физике, получим решение задачи в общем виде:

Компетентно-ориентированные задания по физике(7)

Подставив данные условия задачи в формулу (7), определим относительную влажность смеси:

Компетентно-ориентированные задания по физике. (4 балла).


© 2010-2022