Устный журнал Наука для Победы над фашизмом

 Проблема духовно-нравственного воспитания школьников является сегодня актуальной.  Поэтому каждый учитель на своих уроках, во внеклассной деятельности должен стремиться к тому, чтобы    воспитать из     учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан своей страны, полезных для государства и семьи, высоконравственных и духовнообразованных людей.   Данная  работа  посвящена  70-ой  годовщине  Победы  в Великой  Отечественной  войне,  вкладу ученых-физиков в дело Великой Победы. В...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Устный журнал Наука для Победы над фашизмом«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінін №1 мектеп - лицейі» ММ

ГУ «Школа - лицей №1 отдела образования акимата города Костаная»





Открытый нестандартный урок в форме устного журнала

"Наука для Победы над фашизмом."







Учитель физики: Слепченко Т. В.

Устный журнал Наука для Победы над фашизмом

Нестандартный урок в форме устного журнала

«Наука для Победы над фашизмом».

Цель: Познакомить учащихся с научными достижениями в годы Великой Отечественной войны и показать роль науки физики в достижении Великой Победы.

Задачи урока:

  • Образовательные:

  • Формирование представлений о взаимодействии физики и техники и их значительной роли в победе над фашизмом.

  • Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет. Развитие умения представлять результат своей работы - мультимедийную презентацию.

  • Формирование у учащихся представлений о связи физики с историей, литературой, информатикой.

  • Воспитательные:

  • Формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, гордости за отечественную науку на материалах об ученых-физиках, исторических фактах, документах.

  • Формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.

  • Развивающие:

  • Развитие творческих способностей учащихся при создании мультимедийных презентаций.

  • Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса при подготовке страниц журнала.

  • Развитие эмоционально-ценностного мышления учащихся на примере взаимодействия физики, литературы, истории.

Подготовка к уроку: Заранее учащиеся разбиваются на группы, выбираются руководители групп. С учащимися обсуждаются основные страницы журнала, по которым группы собирают необходимый материал, готовят мультимедийные презентации к уроку. Урок проводится перед Днём Победы.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Дата 1945-2015гг.; Обелиск у Вечного огня;

Лозунги: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Все для фронта, все для Победы»;



Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Учитель: Вся наша страна в преддверии Великого праздника - Дня Победы. И сегодня у нас с вами необычный урок. Наш урок мы посвящаем годовщине Великой Победы над фашизмом. В достижение Великой Победы велик вклад ученых-физиков, которые в годы войны принимали участие в наращивании мощности массового серийного производства оружия, в разработке контрмер против немецкой боевой технике. Многие физики с оружием в руках отстаивали независимость нашей страны. Эпиграфом нашей совместной работы послужат слова президента Академии наук СССР в годы войны В. А. Комарова: "Участие в разгроме фашизма - самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой". Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут вам о вкладе советских ученых-физиков, конструкторов, изобретателей, техников, научных сотрудников в победу над фашизмом.Устный журнал Наука для Победы над фашизмом

II. Страницы журнала

Учитель: Итак, давайте перевернем первую страницу истории огненных военных лет.

Страница первая: "Грозное лето 41-го"

Учитель: Июнь 1941 года начался как обычно. Работали в привычном трудовом ритме заводы и фабрики, дети разъехались в пионерские лагеря, выпускники готовились к выпускному балу, ученые трудились в лабораториях , библиотеках: На рассвете 22 июня на нашу страну вероломно напал враг. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней и ночей и была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины.Устный журнал Наука для Победы над фашизмом

Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово "выстоять",
Когда и выстоять нельзя,
И есть душа - она все вытерпит,
И есть земля - она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
И. Эренбург

В первые дни войны прозвучала по радио песня на стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова "Священная война", в которой прозвучал призыв ко всем гражданам нашей великой страны: Устный журнал Наука для Победы над фашизмом

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой.

И весь народ встал на защиту своей Родины, встал по велению своего сердца, движимый любовью к своей Родине, чувством своего долга, он взял в руки оружие, чтобы защитить свой родной дом, свободу и честь нашей страны.

Ведущие ученые нашей страны выпустили обращение "К ученым всех стран", подписанного действительными членами Академии наук СССР. Вот несколько строк из этого обращения:

"В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству". Под этим обращением стоят в числе других подписи крупнейших советских физиков Абрама Федоровича Иоффе и Петра Леонидовича Капицы.

Об этих ученых ученики приготовили свои презентации.

  • Выступление учащихся с демонстрацией своих презентаций "А. Ф. Иоффе", "П. Л. Капица".

  • Выступление учащихся с демонстрацией своих презентаций "Грозное лето 41-го".

Учитель: И все ученые сделали решительный поворот: от сосредоточенной тишины библиотек, от налаженных лабораторных исследований они смело, с сознанием собственного долга шагнули в жестокие военные будни. Многие из них, повинуясь своему патриотическому порыву, ушли на фронт, вступили в отряды народного ополчения, ушли в партизанские отряды, чтобы с оружием в руках защищать свою Родину. И свято хранит народ в своей благодарной памяти дела и имена героев. И не забудутся все те, кто на огромном фронте, располосовавшем страну, отступая и не сходя с огненного рубежа, готовил далекую победу. Те, чья смертная дата лето 41 будет высечена на мраморных стелах и выведена от руки на фанерных обелисках, Те, в чьи наградные листы и в безвестные солдатские книжки война вписала первой строкой - грозное лето 41-го.Устный журнал Наука для Победы над фашизмом

Учитель: Рассказать обо всех героических делах, совершенных нашими учеными в годы великой битвы с фашизмом почти невозможно - так их много! Остановимся лишь на нескольких эпизодах.

Страница вторая: "На голубых морских дорогах". Выступления учащихся с демонстрацией презентации.

Создание флота, тем более военного, - дело сложное, требующее больших средств и времени, сильно развитой промышленной базы; оно практически невозможно в условиях войны. Это прекрасно понимали наши враги, и потому один из жесточайших ударов обрушили именно на Военно-Морской флот.

Готовясь к войне, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую «запереть» на морских базах с помощью различного типа мин - секретного и грозного оружия - и постепенно ликвидировать. Адмирал Н.Т.Кузнецов говорил, что кардинальную помощь флоту могла оказать только квалифицированная научная сила. И эта помощь пришла. В чем же она заключалась? Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А.П.Александрова группой ученых были начаты работы по уменьшению возможности поражения кораблей магнитными минами. В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов. С началом войны работа активизировалась. Самоотверженно преодолевая трудности, к августу 1941 г. ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Это была героическая победа научных знаний и практического мастерства, благодаря которой были сохранены для Родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней.Устный журнал Наука для Победы над фашизмом

Страница третья: "Броня крепка и танки наши быстры". Выступление учащихся с демонстрацией презентации.

После Сталинграда немцы терпят одно поражение за другим. В битве под Курском в 1943 году немцы делают ставку на новые виды танков - тигры и пантеры. Но у советских инженеров кроме знаменитого танка Т-34 был передан на вооружение тяжелый танк ИС-2. Эта машина была признана одной из самых удачных в истории научной военной техники. Танк имел мощное вооружение: пушку 122 мм калибра и 4 пулемета. В сражении под деревней Прохоровка в июле 1943 года танки Т-34 и ИС -2 похоронили навсегда надежды немецкого командования на превосходство немецкого оружия. Т-60- советский лёгкий танк периода войны. Разработан он в августе 1941 года под руководством учёного Н.А.Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60. Небольшое число уцелело в боях. Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны. Т-37А - советский малый плавающий танк, первый танк в мире с технологией "амфибия". Они предназначались для выполнения задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Огнеметный танк ОТ-130 - создан в 1937 г. конструкторским коллективом завода им. К.Е. Ворошилова (Ленинград). В башне вместо пушки установлен огнемет и один пулемет. Дальность огнеметания 35-50 метров. Огнеметное оборудование установлено в боевом отделении (два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 литров). Запаса огнесмеси хватало на 40 выстрелов. Использовались как танки для непосредственной поддержки пехоты при прорыве позиций противника. Огнеметные танки ОТ-130 использовались в боях на реке Халхин-Гол. T-34 - самый массовый средний танк Второй мировой войны. Т-34 является до сих пор легендарной, наводящей страх на врагов, машиной. Эти танки принимали самое прямое участие в боевых действиях ВОВ и сыграли огромную роль в войне. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками.

Устный журнал Наука для Победы над фашизмомУстный журнал Наука для Победы над фашизмом

Страница четвертая: "За рекою грянула "Катюша". Выступление учащихся с демонстрацией презентации.

Оружие- «Катюша»- реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды. Впервые вступили в бой 14 июля 1941г в Белоруссии (под Оршей) под командой капитана Флерова. Созданию оружия предшествовала работа ученых и конструкторов: Н.И.Тихомирова, В.А.Артемьева, Б.С.Петропавловского, Г.Э.Лангемака, И.Т.Клейменова и других. Для совершенствования оружия было создано КБ во главе с В.П.Барминым.

"Катюша" - гвардейский реактивный миномет стал одним из самых страшных видов оружия времен великой Отечественной войны. В любом дивизионе, оснащенном, к примеру, установками БМ-13 было 5 таких машин, каждая из которых имела 16 направляющих."Катюша" использовалась в начале артналета, чтобы не дать вражеским солдатам времени спрятаться в окопы. Традиционно "Катюша" завершала артналет: реактивные установки давали залп, когда пехота уже шла в атаку. Первые испытания "Катюши" проводились в мае 1939 года (две коротких 3-метровых направляющих). Проект доработали: новые испытания состоялись 21 июня 1941 года. Враг не знал его устройства и любой ценой хотел раскрыть тайну. Когда батарея «катюш» под командованием И.А.Флерова попала под Смоленском в окружение и не могли выйти из окружения, воины по приказу своего командира взорвали боевые установки. При этом капитан и многие бойцы погибли. Во всех военных операциях начиная с лета 1944 г реактивная артиллерия уже наступала как мощное средство подавления врага. И в этом творческий подвиг создателей такого оружия.

Устный журнал Наука для Победы над фашизмомУстный журнал Наука для Победы над фашизмом

Учитель: Одной из самых печальных страниц войны является блокада Ленинграда.

Страница пятая: "В осажденном Ленинграде". Выступление учащихся с демонстрацией презентации.

В истории обороны Ленинграда, когда город 29 месяцев, почти 2 года находился во вражеском кольце, и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с «дорогой жизни». Эта дорога пролегла по льду замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса, связывающая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось, на первый взгляд, совершенно необъяснимое обстоятельство, когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лед. Руководство города поставило перед учеными задачу: выяснить, в чем дело и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Ученые провели исследования и выяснили причину. Павел Павлович Кобело. Установили: Главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35км/ч: если транспорт шел со скоростью близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебаний вызывало разрушение льда.

Устный журнал Наука для Победы над фашизмом

Учитель: Победа ковалась не только на полях сражений, но и глубоко в тылу.

Страница шестая: "В тылу, за линией фронта". Выступление учащихся с демонстрацией презентации. Устный журнал Наука для Победы над фашизмомУстный журнал Наука для Победы над фашизмом

Учитель: Советская наука боролась за победу в тылу. Читаем строки из доклада "Физика и война" сделанного академиком А. Ф. Иоффе в 1942 году на общем собрании АН СССР:

"Я не могу подробно рассказать о той поистине героической работе, которую ведут многие из научных работников в условиях войны, но я лично был свидетелем того, как целая группа сотрудников в течение трех недель не выходила из лаборатории, работая там день и ночь. Иногда, свалившись, люди спали тут же на столах, но за три недели закончили громадную работу так, что она могла быть направлена на испытания. Я видел, как работали у нас в Казани при 40-45°С мороза на открытом воздухе с приборами, к которым прилипали руки, сдиралась кожа, но тем не менее ни один из сотрудников не отставал :"

Страница 7: "Ученые-физики". Выступления учащихся с демонстрацией своих презентаций: "Анатолий Петрович Александров", "Игорь Васильевич Курчатов", "Сергей Иванович Вавилов", "Лев Данилович Ландау"В.М. Петляков, А.Н. Туполев, С.А. Лавочкин, А.С. Яковлев, С.В. Илюшин, П.Л.Капица

Устный журнал Наука для Победы над фашизмомУстный журнал Наука для Победы над фашизмомУстный журнал Наука для Победы над фашизмомУстный журнал Наука для Победы над фашизмомУстный журнал Наука для Победы над фашизмомУстный журнал Наука для Победы над фашизмомУстный журнал Наука для Победы над фашизмомУстный журнал Наука для Победы над фашизмомУстный журнал Наука для Победы над фашизмомУстный журнал Наука для Победы над фашизмомУстный журнал Наука для Победы над фашизмом

III. Заключение

Страница восьмая: "Победная весна"

Устный журнал Наука для Победы над фашизмом

Учитель: Сейчас мы перевернем последнюю страницу нашего журнала. 70 лет отделяют нас от того дня, когда фашистская Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. Война, бушевавшая на планете 6 лет, а на нашей земле 4 года - 1418 дней, унесшая жизни миллионов людей, закончилась 9 мая 1945 года победой Советского Союза над фашистской Германией. Неимоверным напряжением душевных и физических сил война была выиграна в основном Советским Союзом. Оставшиеся в живых должны помнить, а их внуки и потомки знать, какой ценой была завоевана Победа. В памяти нашей сегодня и вечно будет жить великий подвиг нашего народа, подвиг всех тех, чьей жизнью и самоотверженным трудом завоевана Победа, Мир на Земле!

Выступление учащихся с демонстрацией презентации.

Учащиеся читают "Реквием" Р. Рождественского.

Мы не забудем всех тех, кто с оружием в руках на полях сражений в смертельной схватке с фашизмом отстоял свободу и независимость нашей Родины, кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил танки, самолеты, корабли. Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял важные теоретические исследования - это ученые-физики, конструкторы, исследователи, инженеры, изобретатели, техники. Это благодаря их неимоверному труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли в короткие сроки совершенствовалась уже имеющаяся техника и рождались проекты новой боевой техники, разрабатывались материалы для создания надежного боевого оружия, не прекращались научные исследования, которые в значительной степени приблизили великую Победу и создали основу для достижения нашими учеными и нашей отечественной наукой авангардного положения в мировой науке и технике.

Звучит песня "День победы"

Устный журнал Наука для Победы над фашизмом

Учитель: Вам, ребята, необходимо стремится к знаниям, овладевать ими, так как вы - будущее нашей страны, вы та сила, которая будет развивать отечественную науку и технику, потому что, как доказала история, "знания - это сила"!

Самоанализ нетрадиционного урока

Проблема духовно-нравственного воспитания школьников является сегодня актуальной. Поэтому каждый учитель на своих уроках, во внеклассной деятельности должен стремиться к тому, чтоб воспитать из учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан своей страны, полезных для государства и семьи, высоконравственных и духовнообразованных людей. Данная работа посвящена 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, вкладу ученых-физиков в дело Великой Победы. В работе представлены: история Великой Отечественной войны, исторические факты, научные достижения и разработки советских ученых-физиков в период 1941-1945 гг., а также открытия учёных. В ходе урока используются стихотворения, музыкальные произведения, аудио- и фотоматериалы, видеохроника военных лет, информационные технологии, технология проектной деятельности (презентации «Наука ковала Победу», проекты обучающихся). В конце мероприятия проводится рефлексия. Анализ ценностных аспектов физики на базе исторического материала способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир. Формировать у школьников чувства патриотизма можно на уроках и во внеклассной работе по физике, ознакомив их с жизнью и научной деятельностью ученых, показав, что у многих ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.

В процессе всего урока каждое повествование сопровождается слайдами электронной презентации. Ведущие - ученики 8 «А» класса.



© 2010-2022