Программа элективного курса Звуки живой природы

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №85

















Программа элективного курса

по физике для 9 класса

«Звуки живой природы»

















г. Екатеринбурга



Пояснительная записка.

Программа элективного курса по физике в 9 классе на 2014-2015 учебный год составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика 8-9 классы. Профильное обучение», составитель В.А.Попова, «Дрофа», 2007 г.

Представленный элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов является предметно-ориентированным и посвящен такому интересному физическому процессу, как звуки живой природы. С целью более полного представления о звуковых явлениях, в ходе курса учащиеся углубляются в отдельные темы раздела, что может положительно повлиять на их мотивацию к получению большего количества знаний связанных с реальным представлением целостной картины мира.

Звуки имеют эмоциональную окраску, способны влиять на самочувствие и настроение человека. Они пугают своей неожиданностью, могут вызывать уныние, тревогу. Звуки волнуют, радуют, успокаивают. Чрезвычайно высокая шумовая нагрузка вызывает усталость и может привести к некоторым видам заболеваний. Знания о действии звуков на живую природу и человека позволят повысить качество жизни и сформировать миров

Элективный курс «Звуки живой природы» направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике.

Рассчитан на 16 часов (1 раз в неделю).

Цель: Сформировать у обучающихся целостное представление о звуке, познакомить со сложным миром звуков и их влиянием на здоровье.


Задачи:

  • обобщить имеющиеся у обучающихся знания по изучаемой теме из разных предметных областей;

  • показать, что звуки могут оказывать на здоровье человека как положительное, так и отрицательное воздействие;

  • познакомить со способами борьбы с шумом.

Ожидаемые результаты:

  • познание практической значимости предмета физики;

  • расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;

  • углубление знани о том, что такое звук; как он возникает; чем одни звуки отличаются от других; какое значение они имеют в жизни человека.



Содержание программы.

1. Введение (2 ч.)

Значение звуков в жизни человека, знакомство с различными звуками живой природы.

2. Механические колебания и волны (4 ч).

Механические колебания, виды колебаний. Величины, характеризующие колебания. Механические волны, виды волн. Длина волны и скорость ее распространения. Звуковые волны.


3. Влияние звуков. (9 ч)

Строение слухового аппарата. Величины, характеризующие звук - частота, амплитуда, громкость. Классификация звуков: тоны, виды шумов. Реакция человека на различные акустические воздействия. Действие шума на живые организмы. Пути решения проблемы шумового загрязнения. Действие музыки на живые организмы. Инфразвуки и ультразвуки, использование и роль инфразвуков и ультразвуков в живой природе. Восприятие звуков животными и растениями.

Практическая работа «Определение остроты слуха».

4. Заключение.(1 ч)

Подведение итогов работы , обобщение изученного.

Экскурсия на киностудию по теме «Запись звука»





Учебно-тематический план

Тема занятия

Дата проведения

1.

Вводный инструктаж по ТБ. И №5,7

1-3.09

2.

Звуки и их роль в жизни человека.

5-11.09

3.

Механические колебания

12-18.09

4.

Величины, характеризующие звук

19-26.09

5.

Механические волны и их виды

27.09-2.09

6.

Звуковые волны, скорость их распространения

3-9.10

7.

Строение слухового аппарата

10-16.10

8.

П.р. «Определение остроты слуха»

17-24.10

9.

Реакция человека на различные акустические воздействия

25.10-6.11

10.

Действие шума на живые организмы

7-13.11

11.

Пути решения проблемы шумового загрязнения.

14-20.11

12.

Действие музыки на живые организмы

21-27.11

13.

Инфразвуки и ультразвуки

28.11-4.12

14.

Восприятие звуков животными и растениями

5-11.12

15.

Экскурсия на киностудию «Запись звука»

12.-18.12

16.

Обобщающий урок

19-25.12





Литература для учащихся

1. Блудов М.И. Беседы по физике. - М.: Просвещение,1984.

2. Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, - М.: Детская литература,1973.

3. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение,1988.

4. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6-7 классы. - М.: Просвещение,1986.

5. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.

6. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. - М.: Просвещение,1972.

Литература для учителя

  1. Дендебер С.В. и др. Электив 9: Физика, Химия, Биология. - М: «Методкнига» , 2006.

  2. Лифанова Н.В. Всё о колоколах и колокольных звонах. «Физика в школе» №3,2002г.

  3. Мастропас З.П., Сиднее Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

  4. Рыженков А.П. Физика и окружающая среда. - М.: «Просвещение», 1997.

  5. Пономарёва О.Н. Звук. Экологическое воспитание №3,2001г.

  6. Тагдиси Д.Г., Мамедов Я.Д., Алиев С.Д. Экология и здоровье. - М.: «Просвещение», 1985.

  7. Тарасов Л.В. Физика в природе. - М.: «Просвещение»,1998.

  8. Турдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. - М.: «Просвещение»,1998.

  9. Урсул А.Д. Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996.


© 2010-2022