Интегрированный урок физики и физической культуры Физика и спорт

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Хакасия

начального профессионального образования

«Профессиональное училище» №15

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ПО ФИЗИКЕ и ФИЗИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ

Преподаватели: Евсюков А.Н. , Павлушкин С.М.



*Физвоспитанию и физике. Тема: «Физика и спорт»

г


Преподаватели: § . - Ш

Бея

2015г

Интегрированный урок физики и физической культуры Физика и спортИнтегрированный урок физики и физической культуры Физика и спортИнтегрированный урок физики и физической культуры Физика и спорт

ТЕМА : СПОРТ И ФИЗИКА

Цели : 1. Показать на примерах связь между спортом и физикой

2..Формировать -диалектико- материалистическое мировозрение

у учащихся .

  1. Соединить даваемые знания в сознании уч-ся и сделать так,
    чтобы каждый момент получения знаний был одновременно и
    формированием целостной картины представлений о природе.

  2. Совершенствовать спортивные достижения уч-ся .

Тип урока: Обобщение изученного материала .

Вид урока: Интегрированный .

Оборудование:-/место проведения - спортзал /.

Методика проведения :

Урок проводится двумя преподавателями, преподавателем физвоспита-

ния и физики . Лучше урок проводить в спортзале ,на стадионе , на улице, в зависимости от объяснения примеров , как знание физики влияет на

спортивные достижения и занятия спортом . Эти объяснения могут давать сами уч-ся , которые заранее получают задания и готовятся по дополнительной литературе , также делая выводы из самостоятельных наблюдений;

преподаватель физики при этом делает обобщения . А другие уч-ся , которых готовит преподаватель физвоспитания , показывают , как правильно

на практике выполнить то или другое спортивное упражнение ; преподаватель физвоспитания также корректирует их действия.

В конце урока после закрепления материала выставляются оценки по

предмету как "физика" за сообщение уч-ся информаций , так и по предмету "физвоспитание" за технику исполнения упражнений.

Итог урока подводят оба преподавателя, отмечая положительные и отрицательные моменты в подготовке и проведении урока .

Такие уроки можно проводить и по изучению новой темы , объясняя какой- то отдельный вид спорта или как обобщающие, а также эти уроки можно

проводить в виде " открытая трибуна" , " соревнований " , вечера и в другой форме во внеклассной работе .

Такие уроки более интересны уч-ся ,где уч-ся убеждаются ,как знание физических законов и понятий влияет на спортивные достижения и занятия

спортом.

Ниже приводятся примеры вопросов , по которым можно проводить эти уроки.


ФИЗИКА МЕТАНИЯ ДИСКА

Уже в Олимпийские игры 776г. до н.э. .где спортсмены соревновались в нескольких видах спорта, входило метание диска •

Герой античной Мифологии Геракл принимал участие в состязаниях по метанию диска. Метатели диска - крупные люди- массой свыше 100кг высокого роста , обладающие резкостью движений . Эти параметры необходимы для дальних бросков . При метании диска спортсмен совершает вращательное движение вокруг от своего тела для того , чтобы увеличить крутящий момент . Техника метания диска чрезвычайно сложна .Метание производится из круга диаметром 25Q см, ограниченного кольцом из твердого материала • Сектор , куда происходит метание , имеет угол 45^ , а вершина его находится в центре крута . Диск различной массы в зависимости от того , для кого он предназначен : для мужчин- это 2кг, для девушек - 1кг . Дальность его полета зависит в основном от скорости и угла вылета , а также от расположения его плоскости в полете . На угол вылета влияют скорость и направление ветра ; так в безветренную погоду оптимальный угол вылета диска на 6 -8^ больше, чем при метании диска против ветра . Диск разрешается метать как с места , так и с поворота . Поворот придает диску большую скорость и увеличивает дальность полета на 6-8 м, Чтобы бросок получился удачным, дискобол придает диску вращательное движение . Диск- это тот же волчок, только вращается он вокруг своей оси не на месте , а в полете. На него распространяются свойства волчка сохранять в пространстве направление , приданное его оси вращения.

ФИЗИКА И БАСКЕТБОЛ

На первый взгляд физика и баскетбол кажутся разными понятиями, но если углубиться в техническую часть игры в баскетбол / прыжки, бег, броски мяча / , то ее можно объяснить только физическими законами . В технике баскетбола выделяют два раздела : техника передвижения и техника владения мячом . Это две структуры / кинетическая и динамическая/. Кинетическая структура связана с движением игрока в пространстве и времени : как он передвигается - быстро ,медленно , по прямой или по кривой , равномерно или с ускорением . Динамическая структура связана с бросками мяча : как игрок это делает одной или двумя руками, снизу , сверху ,от груди, вперед-назад, быстро или медленно и т.д.

Динамическая структура обусловлена силами, создаваемыми игроком .которые действуют в момент выполнения приема передачи иди броска.

Игрок знает :при правильных действиях инерция позволяет увеличить скорость полета мяча, при неверных же она существенно снижает эффективность приема .

Теперь рассмотрим наиболее важные действия урока и объясним их .

Для начала перечислим эти действия : бег , прыжки , бросок , ловля .передача .

Бег- главное средство передвижения в игре .Бег баскетболиста состоит из рывков и ускорений . Скорость бега может нарастать благодаря мышечным усилиям . Во время бега на игрока действуют также сила трения .сила тяжести .сила сопротивления воздуха.

ПРЫЖКИ -Для прыжка игрок своими мускулами создает такую " силу выталкивания " , которая позволяет ему подпрыгнуть , оторваться от пола , преодолев силу тяготения .


БРОСОК . ПЕРЕДАЧА - При броске и передаче мяча игрок должен оценить силу, создаваемую его ногами и руками и приложенную к мячу душ " поражения " кольца или передачи мяча партнеру .

ЛОВЛЯ МЯЧА - В момент , когда ловят мяч , происходит удар, передача энергии и импульса . Энергия летящего мяча передается рукам •

УДАР - Мы знаем , что суть игры - забросить мяч в кольцо • Наблюдая , можно увидеть .что большое количество мячей забивают не в кольцо , а в

щит , стремясь попасть при этом в верхний край нарисованного там йвад- рата " . Так как 99 % всех мячей , ударившихся о верхний угол "квадрата" , после отражения от щита попадает в кольцо / траектория а - рис. 2 / ,то этот " квадрат " как бы облегчает попадание *, причем действует закономерность : угол падения равен углу отражения / при упругом ударе/. Траектория же мяча , попавшего в другое место " квадрата " или вне его , своей второй частью / после отражения мяча от щита / пройдет мимо кольца/линия б на рис. 2. /




рмс. 3..


ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЗИКИ

Горнолыжный спорт - один из видов спорта . Движение спортсменов во многом определяет сила земного тяготения . Физические факторы , от, которых зависит скорость 1/ сила тяжести ; 2/ сила реакции склона;

3/ ускорение движения ;4/ крутизна склона ; 5/ аэродинамическое сопротивление ; 6/ сила трения лыж о трассу. На равнинном участке сила тяжести р уравновешивается силой реакции опоры,/// рис, 1а/ #на которой стоит спортсмен . Если горнолыжник находится на склоне / рис. 16/ сила тяжести и сила тяжести F и сила реакции опоры jf при сложении дадут скатывающую силу F, в результате появится ускорение движения а_. Одновременно возникают сила трения Т и сила сопротивления воздуха ф • чтобы уменьшить последнюю , спортсмен пригибается и его тело принимает более обтекаёмую форму ; одновременно смещается центр тяжести тела /рис. 1,Б,В,





ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ ПРЫЖКИ И ФИЗИКА

Цель легкоатлетических прыжков - прыгнуть выше и дальше . Результат зависит в первую очередь от начальной скорости и угла " вылета " тела прыгуна . В зависимости от вида прыжка его полетная часть имеет ту или иную траекторию . Особенностью тройного прыжка является чередование опорных и полетных частей прыжка. В прыжке с шестом первая часть опорная, вторая /с момента отделения рук от шеста/ - без опорная . Каждый прыжок - целостное своеобразное действие ,но его можно расчленить на следующие составные части : 1/ разбег и подготовка к отталкиванию / от» начала разбега до момента постановки ноги на место толчка/ ; 2/ отталкивание ; 3/ полет / с

момента отделения толчковой ноги от опоры до соприкосновения с землей / ;

4/ приземление / с момента соприкосновения с землей до полной остановки тела /. -

РАЗБЕГ - сообщает ..телу горизонтальную скорость , необходимую для выполнения прыжка с хорошими результатами . Исходное положение прыгуна перед разбегом : туловище наклонено вперед , ноги несколько согнуты ,руки полусогнуты ,человек подтянут, взгляд устремлен вперед Разбег производится с ускорением , наибольшая скорость достигается на последних шагах , ускорение создается мускульной силой прыгуна . /для каждого вида прыжка разбег имеет свои особенности : в длине пробегаемого пути , в значении ускорения , в ритме шагов и их длине . В конце разбега ритм и темп шагов изменяются в связи с подготовкой к отталкиванию , что необходимо для уменьшения потери скорости , приобретенной в разбеге.

Характер и длина последних 3-4 шагов разбега и техника их выполнения имеют свои особенности для каждого вида прыжка.

Разбег переходит в отталкивание ,поэтому чем быстрее последние шаги , тем быстрее совершается отталкивание и меньше потеря скорости . Во всех прыжках с разбега техника отталкивания такова :нога ставится на место толчка быстро и энергично .Причем так чтобы к моменту соприкосновения с грунтом она была почти выпрямлена / в таком положении она легче переносит большую нагрузку , более упругую амортизирует сгибание и эффективное разгибание/

В момент , когда прыгун ставит ногу на место толчка , точка опоры должна находиться несколько впереди проекции центра тяжести тела на горизонтальную поверхность . Чем под большим углом предстоит отталкивание, тем дальше вперед должна ставиться нога и тем больше расстояние требуется от точки опоры до проекции центра тяжести тела прыгуна . Выход из этого положения и отталкивание происходят благодаря активному усилию прыгуна .

Это расстояние наибольшее при прыжке в высоту и меньше при других прыжках* Отметим , что при прыжках в длину большую роль играет инерция : после толчка дальнейшее движение совершается по инерции . А при прыжке в высоту после толчка движение происходит под действием силы тяжести и влияние на полет инерции менее значительно .


После окончания урока подводятся итоги, выставляются оценки.

Домашнее задание: В каких видах спорта прослеживается связь между физикой и физической культурой.



© 2010-2022