• Преподавателю
  • Физика
  • Статья: Организация работы с одаренными детьми в процессе обучения физике в современном образовательном учреждении

Статья: Организация работы с одаренными детьми в процессе обучения физике в современном образовательном учреждении

Цель: создать целостную систему выявления, поддержки и развития    одаренных школьников в урочной и внеурочной работе по физике, направленной на обеспечение их самореализации . Задачи: Выявление мотивированных и одаренных детей. Овладение методами и приемами педагогической деятельности, способствующими саморазвитию высокомотивированных учеников и выявляющими динамику их достижений. Создание условий для развития личностных особенностей одаренных учащихся на всех возрастных этапах. Формирование ум...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация работы с одаренными детьми в процессе обучения физике в современном образовательном учреждении.

В стратегии развития российского образования до 2020 года одним из приоритетных направлений является поддержка талантливых и одаренных детей. Система поиска поддержки и сопровождения талантливых детей требует глубокого исследования и научно-методического сопровождения. Проблематика работы с талантливыми детьми заключается в обеспечении системного подхода в использовании образовательных технологий и методов работы с одаренными детьми. Поэтому создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, позволяющих готовить педагогов к работе с одаренными детьми, является очень важной задачей. Очевидно, что решение этих задач предусматривает обучение педагогических кадров - руководителей учреждений образования, учителей общеобразовательных школ, специализированных учебных заведений и др. Современный педагог-профессионал должен не только успешно ориентироваться в актуальных направлениях своей предметной области, но и быть компетентным в развитии педагогики нового времени - педагогики творческого развития личности.

Цель: создать целостную систему выявления, поддержки и развития одаренных школьников в урочной и внеурочной работе по физике, направленной на обеспечение их самореализации .

Задачи:

Выявление мотивированных и одаренных детей.

Овладение методами и приемами педагогической деятельности, способствующими саморазвитию высокомотивированных учеников и выявляющими динамику их достижений.

Создание условий для развития личностных особенностей одаренных учащихся на всех возрастных этапах.

Формирование умений и навыков практической индивидуальной и групповой деятельности с высоко- мотивированными детьми.

Вовлечение учащихся в научно- исследовательскую и аналитическую деятельность.

Создание системы развития интеллектуального и творческого потенциала

школьников на основе оптимального использования возможностей образовательной среды.

Актуальность и перспективность опыта

Физика как наука о природе составляет неотъемлемую часть полноценного гимназического образования. Изучение физики подразумевает не только получение определенной суммы знаний по данному предмету, но и развитие представлений о единстве материального мира, всестороннее развитие личности обучаемого.

Физика - лидер естествознания, этим определяется ее значение в формировании научного мировоззрения. Физическое мышление отличается совершенством и сбалансированностью качественного и количественного анализа явлений природы. Физика занимает ведущее место среди всех других естественных наук, т.к. изучает наиболее фундаментальные и универсальные законы взаимодействия частиц и полей, лежащие в основе всех других явлений: химических, биологических и других. Некоторые физические законы и закономерности являются в определенном смысле окончательными: законы Ньютона, молекулярно-кинетическая теория, уравнения Максвелла, т.к. любая новая физическая теория сводится к прежней в той области эмпирического знания, где старая теория выдержала проверку экспериментом. Поэтому изучение физики вызывает интерес учащихся, давая им обширные практические навыки, а преподавание этого предмета является ответственным, требующим от учителя серьезной теоретической и практической подготовки. Важна, конечно, программа, но еще важнее уровень изучения, разнообразие обсуждаемого, возможность для ученика проявить свои сильные стороны. И в непрофильных классах предмет становится достаточно интересным, конечно, без снижения требований государственного стандарта.

Перед школой стоят задачи выявления способных и одаренных детей, создания условий для разностороннего развития каждого ученика на основе его включения в разнообразную познавательную, исследовательскую, творческую деятельность для подготовки его к успешной социализации.

Мотивируя свою деятельность с одаренными детьми, я убедилась, что она не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения школьников до подготовки выпускников к профессиональному самоопределению и поступлению в высшие и специальные учебные заведения.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Как учитель, я понимаю, что для широкой общественности наиболее важными являются не столько научные основания одаренности, сколько их реальные жизненные проявления, способы развития и социальной реализации. Моя работа с одаренными детьми сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества завтра, в этом заключается актуальность представленного опыта.

Актуальность проблемы ,обучения одаренных детей для современной системы образования отражает поворот государства к личности ребенка и сознание особой ценности его творческого потенциала.

Педагогический опыт «Организация работы с одаренными детьми в процессе обучения физике в современном образовательном учреждении» перспективен, так как в нем отражается системная эффективная педагогическая деятельность, направленная на реализацию мер государственной политики по поддержке талантливых детей и молодежи. Представленный опыт имеет хороший потенциал для дальнейшего развития, совершенствования, накопления и творческого применения педагогами по другим предметам .

Новизна данного педагогического опыта заключается в поиске современных рациональных методик работы с одаренными детьми на уроках и факультативных занятиях по физике, дающих устойчивые качественные

показатели . Несколько лет в своей деятельности с такими учениками я эффективно использую комбинирование элементов информационных технологий и метода проектной деятельности, личностно-ориентированного обучения и технологии развития критического мышления и т.д. Посредством активного использования возможностей информационной образовательной среды (использование электронных средств обучения, цифровой лаборатории «Архимед» и другого компьютерного оборудования) решаю на практике задачи рационализации и усовершенствования педагогического труда.

2. Противоречия, побудившие учителя к поиску эффективных подходов к работе с высокомотивированными учениками

Аналитическим путем в опыте «Организация работы с одаренными детьми в процессе обучения физике в современном образовательном учреждении» мною выявлены следующие противоречия:

- между традиционной организацией работы с высокомотивированными учениками, заключающейся в оценке их развития по результатам конкурсных мероприятий, и необходимостью создания содержательного психолого-педагогического сопровождения развития одаренной личности;

- между высоким интеллектом учащихся и неумением их представить и раскрыть себя для публичного представления и оценивания;

- противоречия межличностных взаимоотношений одаренных подростков с педагогами, родителями и сверстниками;

-противоречия между физическим , интеллектуальным и нравственным здоровьем высокомотивированных учеников.

В целом все эти противоречия, по-видимому, можно сформулировать следующим образом: каждый талантливый ребенок уникален, и работа с ним индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого педагога.

В данном опыте отражается система практической деятельности учителя по решению таких проблем развития детской одаренности в школе, как: создание условий для раскрытия творческого потенциала ученика ; развитие научно-исследовательской деятельности по подготовке к олимпиадам разного уровня; сочетание разнообразных современных форм и методов работы с высокомотивированными учениками; положительная динамика воздействия педагогических функций на конечный результат.

3. Описание сущности педагогического опыта, условия его использования.

Мой педагогический опыт работы с одаренными детьми имеет следующую логико-смысловую схему:

Нормативно-правовые и научно-методические основы работы с одаренными детьми .Создание условий для успешного функционирования системы работы с детской одаренностью . Организационная культура педагогической деятельности.

Использование в работе с высокомотивированными детьми системно-деятельностного подхода на различных уровнях.

Непрерывная работа по повышению своей профессиональной компетентности в вопросах образовательной деятельности с одаренными учениками.

Система сбора и обработки информации об одаренных детях.

Для получения положительных результатов и успешной реализации целей и задач работы с высокомотивированными учащимися в школе необходимо создать достаточные условия.

При этом в своей практической деятельности руководствуюсь принципами:

  • В любом действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. Но всегда уравновешивать его осознанной ответственностью за свой выбор.

  • Не только давать знания - но и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изученного.

  • Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи.

  • Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Успешность, активность ребят зависит от того, как спланирована работа учителем.

Индивидуализируя работу с одарёнными и «сильными» учениками, мы пришли к выводу, что существует:

  • школьная одарённость (это дети с опережающим умственным развитием, быстрым схватыванием учебного материала);

  • творческая одарённость (это дети с нестандартным способом мышления, неровной успеваемостью, с неожиданными и необычными для учителя вопросами);

  • специальная умственная одарённость (например, в физике);

Выделим особенности, отличающие способных учеников в учении:

  • активность и постоянная занятость чем-либо;

  • настойчивость в достижении цели;

  • желание учиться и добиваться настоящих успехов;

  • способность лучше других заниматься самостоятельной работой с литературными источниками и организаторской деятельностью;

  • экспериментировать, критически рассматривать окружающую их действительность, стремиться проникнуть в суть вещей и явлений;

  • любознательность, сопровождающаяся множеством вопросов и заинтересованностью в ответе на них;

  • наличие умений раскрывать отношения между явлениями и сущностью, индуктивно и дедуктивно думать, манипулировать логическими операциями и т.д.

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с одаренными детьми

Учитель должен быть:

  1. талантливым;

  2. способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  3. профессионально грамотным;

  4. интеллигентным, нравственным и эрудированным;

  5. владеть передовыми педагогическими технологиями;

  6. психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  7. знатоком во всех областях человеческой жизни.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

1.Стимулировать познавательные способности учащихся.

2.Работать дифференцированно и осуществлять индивидуальный подход к одаренным учащимся.

3.Принимать взвешенные психолого-педагогические решения.

4.Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса.

5.Регулировать конфликты.

Определение одаренности, психологических особенностей

1.Общие интеллектуальные способности.

2.Академические способности.

3.Продуктивное мышление.

4.Способности к лидерству.

5.Художественные и артистические способности.

6.Психомоторные способности.

Рекомендации учителям и родителям для воспитания в детях исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания.

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

  • Научите учеников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.

  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

  • Подходите ко всему творчески.

Некоторые правила, составляющие основу плана учителя по развитию старшеклассника.

1.Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь.

2.Будьте довольны скромным прогрессом, успех «подпитывает» успех. Прочный и скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношений данного человека к делу.

3.Будьте готовы учиться у других. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оценить мысли и поступки людей и повысит ваш авторитет в их глазах.

4.Учитесь на своих неудачах. Если вы не правы, будьте готовы признать это.

5.Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. Вы должны отвечать за ход вашей собственной жизни.

Рекомендации учителю физики:

1.Учитель должен в совершенстве владеть методами эвристического обучения.

2.Учитель должен в совершенстве владеть дифференцированной технологией.

3.Учитель должен развиваться сам и развивать способности ученика.

4.Учитель должен способствовать внедрению информационных технологий в образовательный процесс.

5.Учитель должен знать возрастную психологию.

Обязанности учителя:

  • организация и проведение занятий с одаренными детьми;

  • мониторинг результативности занятий;

  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, научно-практическим конференциям.

Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.











































Литература:

  1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. - М: «Исследовательская работа школьников», 2007.

  2. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. - М: «Просвещение»,1981.

  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М, 1991.

  4. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., «Просвещение»,1994.

  5. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М., 1991.

  6. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

  7. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. - М., 2000.

  8. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. - М., 2000.

  9. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. - М., 1991.

  10. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. - М, 1990.

  11. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

Интернет- ресурсы:

  1. Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети". dar.aaanet.ru/

  2. "Дар" - Центр по работе с одаренными детьми. г.Ростов-на-дону koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti

  3. Савенков А.И. "Одаренные дети в детском саду и школе"


© 2010-2022