Рабочая программа по физике для 10 класса

Рабочая программа по физике для 10 классаСоставлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по физике(рекомендована Письмом МИНОБРНАУКИ РФ от 07.07.2005 N 03-1263 о ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММАХ по УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ федерального БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА) и авторской программы Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский, М.:Мнемозина, 2010Количество часов 68 ( 2 часа в неделю )Лабораторных и практических работ 10 Контрольных работ 4 Учебно-методический комплект Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик «Фи...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно- тематическое планирование

Раздел

прог

раммы

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

уро

ка

Дата

Тема

урока

Тип

урока.

Метод обучения

Вид

контроля

Элементы дополни

тельного

содержания

Дом.

задание

Раздел №1. Физика и методы научного познания (2 часа)

Ф

И

З

И

К

А

И

М

Е

Т

О

Д

Ы

Н

А

У

Ч

Н

О

Г

О

П

О

З

Н

А

Н

И

Я

Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

Знать/понимать смысл понятий «физ. явления», физ.величина», «модель»; примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдение и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий.

1/1


Физика и научный метод познания.

Изучение нового УМ.

Информационно- развивающий. Лекция.

Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам.

Моделирование физических теорий и процессов. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия

Введение

§1 (1-2)

Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Основные элементы физической картины мира.

Знать/понимать смысл понятий «гипотеза», «принцип», «постулат», «теория»; законы физики и физические теории имеют свои границы применимости.

2/2

Применение физических открытий

Изучение нового УМ.

Частично- поисковый.

Беседа.

Физический диктант. Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам.

Границы применимости законов и теорий. Принцип соответствия.

Введение

§2 (3)


РАЗДЕЛ №2. Механика (31 час)


М

Е

Х

А

Н

И

К

А

Механическое движение.. Относительность механического движения. равноускоренное движение. Ускорение свободного падения. Равномерное движение по окружности(без вывода формулы для центростремительного ускорения). Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции.первый закон Ньютона. Взаимодействие и силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. История открытия закона всемирного тяготения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Вклад российских ученых в развитие космонавтики. Работа и энергия. Мощность. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике.



Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Движение планет и искусственных спутников Земли. Первая и вторая космические скорости. история открытия закона сохранения энергии. Границы применимости классической механики.

Система отсчета. Путь. Перемещение

Материальная точка. Траектория. Путь. Перемещение.

Знать/понимать смысл механического движения, относительности механического движения, системы отсчета.

Знать основные характеристики механического движения.

1/3

Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Система отсчета.

Основные характеристики движения.

Лекция.

Комбинированный урок

Физический диктант

§1, З № 1.15, 1.19, 1.22, 1.28

Механическое движение и его виды.


Знать/понимать смысл понятий «равномерное прямолинейное движение», «скорость», уметь аналитически описывать равномерное прямолинейное движение, читать и строить графики V=V(t), s=s(t), x=x(t)


2/4

Прямолинейное равномерное движение движение. Скорость.


Отработка практических умений. Репродуктивный.


Диагностика.

(тест)





§2 , З: № 2.9, 2.19, 2.21, 2.25.

Уметь решать задачи на определение скорости, координаты, перемещения равномерного прямолинейного движения, на закон сложения скоростей.

3/5

Решение задач по теме «Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения»

Отработка практических умений. Репродуктивный.

тест

З: № 2.15, 2.19, 2.24

Прямолинейное равноускоренное движение.

Понимать физический смысл ускорения, знать основные уравнения равноускоренного движения, уметь читать и строить графики зависимости V=V(t), а=а(t),s=s(t), x=x(t)

4/6

Прямолинейное равноускоренное движение.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика.

(физ. диктант)

§3, З:№3.8, 3.25, 3.28, 3.31

Знать формулы для определения перемещения и пройденного пути при прямолинейном равноускоренном движении, уметь определять их по графикам V=V(t),

5/7

Перемещение и пройденный путь при прямолинейном равноускоренном движении.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика

Проверочная работа.

§3, вопр. для самопров.

Уметь решать задачи на расчёт ускорения, скорости, перемещения равноускоренного движения.

6/8

Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение»

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика.

З: № 3.37, 3.39, 3.54

Уметь измерять ускорение свободного падения

7/9

Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

Урок практикум

Отчет по л/р

З: № 3.42, 3.46, 3.50

Знать/понимать, что равномерное движение по окружности - частный случай движения с переменным ускорением, центростремительное ускорение.

8/10

Криволинейное движение

Отработка практических умений. Репродуктивный.

тест

§4, вопросы для самопроверки

9/11

Лабораторная работа № 2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

Урок практикум

Отчет по л/р

З: № 4.15, 4.23, 4.29, 4.39

10/

12

Решение задач на движение по параболе и по окружности.

Отработка практических умений

Проверочная работа

§4-5 повт.

Принцип относительности Галилея. Законы динамики.

Знать/понимать принцип относительности Галилея и закон инерции, смысл понятий «ИСО» и «НИСО»,

11/

13

Первый закон Ньютона.

Место человека во Вселенной

Изучение нового УМ.

Информационно- развивающий. Лекция.

. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам.

§6

§7, З: № 5.1, 5.3

Закон Гука

Знать

\понимать смысл «деформации», закон Гука, уметь определять графическую зависимость силы упругости от абсолютного удлинения при небольших деформациях

12/

14

Взаимодействие тел. Силы упругости.

комбинированный урок

Опрос у доски

§8, З: № 7.18, 7.19, 7.22

13/

15

Лабораторная работа № 3 «Определение жесткости пружины»

Урок практикум

Отчет по л/р

З: № 7.16, 7.21, 7.23, 7,41

Законы динамики.

Знать/понимать смысл понятий «сила», «масса», второй закон Ньютона, уметь решать простейшие задачи на второй закон.

14/

16

Масса. Сила. Второй закон Ньютона.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

тест

§9, З: № 5.15, 5.26, 5.27, 5.36

Законы динамики.

Знать/понимать смысл понятий «сила», «масса», третий закон Ньютона, уметь решать простейшие задачи на третий закон.

15/

17

Третий закон Ньютона.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

тест

§10, З: № 5.2, 5.9, 5.28, 5.29

Всемирное тяготение

Знать/понимать смысл понятия «гравитационные силы», закон всемирного тяготения, значение и смысл гравитационной постоянной.

16/

18

Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика

Физический диктант.

§11, З: №6.8, 6.16, 6.19, 6.33

Знать/понимать, что сила тяжести - частный случай гравитационной силы, уметь отличать её от веса тела, свободное падение - движение под действием силы тяжести.

17/

19

Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика.

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических явлений.

§12, З: 6.5, 6.27, 6.29, 6.37

18/

20

Вес тела. Невесомость.

комбинированный урок

Устный опрос

§13, З: № 7.14, 7.27, 7.35,7.48

Уметь решать задачи на расчет гравитационных сил.

19/

21

Движение планет и искусственных спутников Земли.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика.

Проверочная работа

§15

Виды сил трения

Знать/уметь различать виды трения и сил терния, сила трения при движении твердых тел в жидкостях и газах.

20/

22

Силы трения

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика.

§14 , З: № 8.11, 8.22, 8.28, 8.33

Уметь определять коэффициент трения, пользоваться физическими приборами.

21/

23

Лабораторная работа № 4 «Определение коэффициента трения скольжения»

Урок практикум

Отчет по л/р

Вопросы для самопроверки

22/

24

Решение задач по теме: Движение под действием нескольких сил

Отработка практических умений

Работа по карточкам

§15, З: № 8.37, 9.11, 9.16

23/

25

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика. Динамика»

Урок контроля ЗУН.


Законы сохранения в механике.

Знать/понимать смысл понятия «импульс» и закона сохранения импульса, уметь решать задачи на закон сохранения.

24/

26

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика.

тест

§16, З: № 10.12, 10.22, 10.25, 10.32

Знать/понимать смысл реактивного движения.

25/

27

Реактивное движение.

Урок - конференция.

Рецензии к выступлениям.

§17, Рецензия

Механическая работа, мощность.

Знать/понимать смысл понятий «работа», «мощность», «КПД» и уметь их вычислять.

26/

28

Механическая работа. Мощность. КПД.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика.

тест

§18, З: № 11.10, 11.12, 11.16, 11.41

Энергия. Виды механической энергии.

Знать/понимать смысл понятия «потенциальная энергия», уметь вычислять потенциальную энергию поднятого гад землёй тела и упруго деформированного тела.

27/

29

Механическая энергия. Закон сохранения энергии.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика.

тест

§19, З: № 11.16, 11.26, 11.28, 11.49

Законы сохранения в механике.

Знать/понимать смысл понятия «кинетическая энергия», закон сохранения энергии, уметь решать задачи на закон сохранения энергии.

28/

30

Решение задач по теме: «Законы сохранения»

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика.

Работа по карточкам

§20, З: № 11.32, 11.40, 11.50

Уметь экспериментально доказывать сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

29/

31

Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения механической энергии»»

Практическая работа.

Отчёт о работе.

З: № 11.13, 11.23, 11.25, 11.34

30/

32

Обобщающий урок по теме «Законы сохраненияв механике»

комбинированный урок

Контрольная работа

§18-20

31/

33

Контрольная работа №2 по теме: «Законы сохранения».

Урок контроля ЗУН.


РАЗДЕЛ №3 Молекулярная физика и термодинамика (22 часа)

Знать/понимать смысл понятия «количество вещества», уметь вычислять размеры и массу молекул, решать задачи на расчёт основных понятий МКТ газа.

39

(2)

Количества вещества. Масса молекул.

Изучение нового УМ.

Информационно- развивающий. Лекция.

Физический диктант. Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам.


М

О

Л

Е

К

У

Л

Я

Р

Н

А

Я

Ф

И

З

И

К

А.




М

О

Л

Е

К

У

Л

Я

Р

Н

А

Я

Ф

И

З

И

КА.



М

О

Л

Е

К

У

Л

Я

Р

Н

А

Я

Ф

И

З

И

КА.

Т

Е

Р

М

О

Д

И

Н

А

М

И

К

А














Э

Л

Е

К

Т

Р

О

С

Т

А

Т

И

К

А

Основные положения МКТ и их опытные обоснования. Размеры. массы, и скорости молекул. Взаимодействие атомов и молекул. Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Основное уравнение МКТ (без вывода). Идеальный газ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии молекул. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин.Энергетический и экологический кризисы. Охрана окружающей среды.


Фазовые переходы. Влажность воздуха. Насыщенный и ненасыщенный пар. Объяснение круговорота воды в природе. Порядок и хаос.

Знать основные положения МКТ, уметь решать задачи на их применение.

1/34

Основные положения МКТ

Лекция

Устный опрос

§24, З: № 14.6, 14.7, 14.8, 14.16


2/35

Масса и размеры молекул. Количество вещества.

комбинированный урок

Работа по карточкам

§25, З: № 14.23, 14.32, 14.36, 14.54

Абсолютная температура - мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

Знать способы измерения температуры, смысл понятия «абсолютная температура», связь между температурой и средней кинетической энергией движения молекул.

3/36

Измерение температуры.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика

тест.

§26, З: № 15.3, 15.12, 15.15, 15.18

Уравнение состояния идеального газа.

Законы: Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля.

Знать уравнение состояния идеального газа, уметь решать простейшие задачи.

Знать/понимать сущность изопроцессов и их законов.

4/37

Уравнение состояния идеального газа.

Изопроцессы.

комбинированный урок

Диагностика.

§27, З: № 15.19, 15.31, 15.41, 15.60

Уметь пользоваться средствами измерения.

5/38

Лабораторная работа № 8 «Проверка уравнения состояния идеального газа»

Урок практикум

Отчет о л/р

З: № 15.25, 15.30, 15.32, 15.68

Уметь решать задачи на изопроцессы.

6/39

Решение задач по теме «Изопроцессы»

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика.

§29, З: № 15.27, 15.43, 15.47

Уметь пользоваться средствами измерения

7/40

Лабораторная работа №7 «Изучение одного из изопроцессов»

Урок практикум

Отчет по л/р

З: № 15.40, 15.44, 15.50

Основное уравнение МКТ.

Знать основное уравнение МКТ.

Понимать смысл физической величины температура.

8/41

Основное уравнение МКТ

Температура и средняя кинетическая энергия молекул газа.

комбинированный урок

Опрос у доски

тест

§28, З: № 16.9, 16.18, 16.23, 16.35


9/42

Решение задач по теме: «Молекулярная физика»

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Опрос по карточкам

§29, З: № 15.26, 15.49, 15.71, 16.21

Строение и свойства вещества

Строение и свойства твердых тел

Знать/понимать строение и свойства вещества. на их основе уметь объяснять процесс испарения, плавления.

Знать/понимать свойства твердых тел.

10/

43

Состояния вещества

Информационно- развивающий. Лекция.

тест

§30, З: № 17.14, 17.19, 17. 29, 17.33


11/

44

Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».

Систематизация и повторение полученных знаний. Репродуктивный.

Контрольная работа.

Вопросы для самопров.

12/

45

Контрольная работа №3 по теме: Основы МКТ».

Урок контроля ЗУН.


Знать/понимать смысл понятия «внутренняя энергия», уметь решать задачи на её расчёт.

13/

46

Внутренняя энергия.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика

Физический диктант.

§31(1), З: № 18.13, 18.17, 18.29, 18.31

Знать способы изменения внутренней энергии.

14/

47

Работа в термодинамике.

Изучение нового УМ.

Информационно- развивающий. Лекция.

Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам.

конспект

Законы термодинамики.

Знать/понимать смысл первого закона термодинамики, уметь решать задачи на его применение.

15/

48

Первый закон термодинамики.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Диагностика.

тест

§31(2), З: № 18.22, 18.24, 18.32, 18.36

Уметь решать задачи на расчёт внутренней энергии и применение первого закона термодинамики.

16/

49

Решение задач «Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики».

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Проверочная работа

З: № 18.21, 18.38, 18.47, 18.51

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Знать/понимать устройство и принцип действия тепловых двигателей, уметь определять их КПД.

17/

50

Тепловые двигатели.

Значение тепловых двигателей

конференция

Отчет групп

§32,

Законы термодинамики.

Знать/понимать смысл второго закона термодинамики.

18/

51

Второй закон термодинамики. Охрана окружающей среды

Изучение нового УМ.

Информационно- развивающий. Лекция.

Устные выступления

Необратимость тепловых процессов

§33, З: № 19.5, 19.22, 19.30

Фазовые переходы

Понимать смысл фазовых переходов

19/

52

Плавление и кристаллизация.

Урок взаимообучения

тест

§35, З: № 20.19, 20.39

Фазовые переходы

Понимать смысл фазовых переходов

20/

53

Испарение и кипение. Лабораторная работа №9 «Измерение относительной влажности воздуха»

Комбинированный урок

тест

§35, З: № 20.47

21/

54

Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы термодинамики».

Повторение и систематизация полученных знаний.

Контрольная работа

Вопросы для самопроверки

Уметь решать задачи базового уровня

22/

55

Контрольная работа №4 по теме: «Основы термодинамики».

Урок контроля ЗУН



Раздел №4. Электростатика(9часов)


Электрический заряд. Роль электрических взаимодействий в строении вещества. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности. Примеры электрических полей (поле одного или двух точечных зарядов, однородной заряженной сферы, плоскости, двух плоскостей. Работа электрического поля при перемещении заряда. Разность потенциалов. Напряжение.


Сравнение гравитационного и электрического взаимодействий. История введения понятия поля. Атмосферное электричество. Электроемкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Альтернативные источники энергии.

Знать/понимать смысл понятия «элементарный электрический заряд», уметь применять закон сохранения эл. заряда

1/56

Природа электричества

лекция

§36 З: № 21.11, 21.19, 21.20, 21.36

Знать/понимать закон Кулона, уметь применять его при решении задач.

2/57

Закон Кулона.

комбинированный урок.

§37. З: № 21.13, 21.23, 21.26, 21.40

Знать/понимать смысл понятия «эл. поле», его свойства и характеристики.

3/58

Электрическое поле.

комбинированный урок

§38.

Знать обозначение физической величины напряженность эл. Поля, её единицу измерения в СИ, понимать её физический смысл

4/59

Напряженность электрического поля. Линии напряженности.

комбинированный урок

§38, З: №22.17, 22.26, 22.28, 22.31

Знать/понимать поведение проводников и диэлектриков в эл. поле.

5/60

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

Объяснительно-иллюстративный лекция

§39, З: № 22.10, 22.38, 22.39, 22.40

Знать/понимать смысл понятия «потенциал», уметь определять работу по перемещению эл. заряда.

6/61

Потенциал и разность потенциалов.

комбинированный урок

§40, З: № 23.16, 23.21, 23.37, 23.40

Знать/понимать устройство и назначение конденсаторов, их характеристики, уметь решать задачи на их расчёт

7/62

Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.

Объяснительно-иллюстративный лекция

§41, З: № 23.25, 23.47, 23.49, 23.51


Уметь решать типовые задачи по теме «Электростатика

8/63

Решение задач по теме: «Электростатика»

Отработка практич. навыков

Повторить §36-41. З: № 21.32, 22.35, 22.41, 23.42


9/64

Проверочный тест по теме: «Электростатика»

Контроль знаний, умений.


65

Подведение итогов учебного года


Резерв учебного времени 3часа



© 2010-2022