«Электризация тел. Два рода зарядов. Электроскоп» (Урок физики) 8 класс

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





«Электризация тел. Два рода зарядов. Электроскоп»

(Урок физики) 8 класс.

Цель урока: Познакомить учащихся с явлением электризации тел. Доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие. Показать устройство электроскопа, и на основе как работает электроскоп..

Задачи урока:

Образовательная: Сформировать у учащихся новые элементы знаний

  1. Существование электризации тел через соприкосновение, касания.

  2. В электризации существует два тела.

  3. Существуют два рода зарядов «+» и «-» и их взаимодействие

  4. Электроскоп- прибор, работающий за счёт силы отталкивания одноимённых зарядов.

Развивающая: Способствовать расширению знаний учащихся о языке физики при рассмотрении понятий «электризация тел». Показать что электризация это не нечто само по себе существующее, а характеристика взаимодействия частиц, из которых состоит тело. Развивать мышление у учащихся в ходе проведения эксперимента.

Воспитательная :Внести вклад в экономическое воспитание, как на производстве борются с электризацией.

Ход урока:

Организационный момент:

Изучение нового материала.

Отгадывание ребуса (Получим слово «электричество»);

Примеры электрических явлений (учащиеся называют сами);

Историческая справка(готовит заранее один ученик);

Греческий философ Фалес Милетский, живший в 642-547гг. до н.э., открыл, что янтарь потёртый о мех, притягивает мелкие предметы- пушинки, соломинки и т.п Это свойство в течении ряда столетий приписывается только янтарю, от названия которого и произошло слово «электричество».

Запись в тетрадях.

Янтарь- электризация, электричество. Про тело говорят, что оно наэлектризовано или ему сообщили заряд, если он начнёт притягивать к себе другие тела.

Учащиеся натирают пластмассовые линейки и подносят к бумажным полоскам на листах. Делают вывод- линейка наэлектризовалась. Приводят пример- расчёсывание волос;

Зачитать отрывок из книги «Физика- юным»:

Однажды зимой посетители универмага «Детский мир» в Москве были напуганы женщиной, которая, по словам потерпевших, «колола людей хитро спрятанным шприцем». При расследовании выяснилось, что никакого шприца не существовало- «колола» колола синтетическая шуба.

Учитель: вопрос- почему «колола» шуба?

Учитель: сегодня будем изучать тему «Электризация тел». Приведите примеры в которых, по вашему мнению, имеет место электризация.(Учащиеся говорят, что электризация происходит при точении ножей, при поглаживании кошек и собак, снятии синтетической одежды, при листании страниц книги).



Учитель ставит вопрос: Если потереть стеклянную палочку о шёлк, то произойдёт ли электризация шелка? Просит учащихся высказать свои гипотезы и советы, как проверить вывод. Советы реализуются на опытах. Делаются выводы и записи на доске:

2 тела электризуются



.(как?)



При взаимодействии


Соприкосновение Попадание тела

На электричес-

Трение кое поле.


Учитель: теперь рассмотрим, как взаимодействуют наэлектризованные тела.

  1. Опыт с двумя эбонитовыми палочками.

  2. 2 наэлектризованных шарика подвешены.

  3. Опыт эбонитовой и стеклянной палочкой.

Историческая справка (ученики делают сообщения)

Два вида электричества

Более 250 лет прошло с тех пор, как известно о существовании двух видов электричества. В 1733 году французский физик Ш. Дюфе опубликовал во французском и английском журналах статьи, в которых описал результаты своих опытов по электризации различных тел.

Из многочисленных и остроумно поставленных экспериментов Дюфе сделал вывод, что существует два вида электричества. Одно электричество возникает при натирании копала (ископаемой смолы), воска, шелка и многих других веществ. Другое появляется при натирании стекла, горного хрусталя, драгоценных камней шерсти и другое. Поэтому Дюфе назвал первое из них смоляным , а второе стеклянным электричеством. Тело обладающее любым из видов электричества, притягивает к себе лёгкие тела (именно это свойство ещё с античных времён обозначалось словом электричество). Различие же состоит в том, что тела, заряжены одним и тем же электричеством (стеклянным или смоляным), отталкивают друг от друга, но если одно тело заряжено стеклянным, а другое, смоляным электричеством, то они взаимно притягиваются.

Закрепление по сборнику В. И. Лукашик (6-е издание переработанное, М:, Просвещение)

№ 994, №945- письменно в тетради

№947- устно с объяснениями

Польза и вред при электризации


Маляр без кисточки электризация на заводах

(покраска машин); вращающихся шкивов;

Электрический ворс(получают

покрытия при работе на ткатских станках

похожие на замшу или на бархат).

Работа с тестами.

Знакомство с электроскопом.

  1. Самостоятельная работа (запись в тетрадях - устройства электроскопа).

  2. Закрепить знания учащихся о строении электроскопа

  3. Показать работу электроскопа

  4. Объяснить его работу.

Итог урока.

Фронтальный опрос:

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Какие новые слова нам нужно запомнить?(электричество и электроскоп).

Какие заряды существуют? (положительные и отрицательные).

Домашнее задание:

ПР.25,26. Сделать прыгающее яйцо.

Выставление оценок. Оценки выставляются по баллам, которые в течении урока за правильные ответы фиксирует учащийся, выбранный в начале урока.


© 2010-2022