- Преподавателю
- Физика
- Программа спецкурса по физике для 10 класса ( гуманитарное направление)
Программа спецкурса по физике для 10 класса ( гуманитарное направление)
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Заикина И.А. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА.
( ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ )
ТЕМА: Методы решения физических задач.
АВТОР: Заикина Ирина Анатольевна, учитель физики.
Г. Аксу.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа спецкурса составлена на основании ГО СО РК 2013г, согласована с содержанием программы основного курса физики 10 гуманитарного класса, но включает в себя вопросы, более глубокого и объемного изучения тем, предложенных в ней. Одним из методов углубления, расширения, прочного усвоения знаний является метод решения физических задач.
С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как любознательность, настойчивость, внимательность, дисциплинированность, развивается воображение и творческие способности.
Целями данной программы является:
-развитие интереса к физике, формирование умений решать различные типы физических задач;
-совершенствование( расширение, углубление) полученных в основном курсе физики знаний и умений.
-формирование представлений о классификации, приемах и методах решения физических задач.
Программа построена таким образом, что материал, предусмотренный основной программой, параллельно календарному планированию дополняется новыми сведениями по изучаемым темам и ведется их закрепление, отработка через решение задач.
Задачи курса: научить учащихся классифицировать предложенную задачу, последовательно выполнять и прогнозировать этапы решения задач различной сложности, опираясь на теоретический багаж знаний. Развить у учащихся точку зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами.
Умение решать задачи делает знания действенными, практически применимыми, позволяющими школьникам поступать и учиться в учебных заведениях естественнонаучного профиля.
Основная задача курса- научить школьников применять полученные знания при решении различных типов задач, а также подготовить к сдаче ЕНТ.
В результате слушатели спецкурса будут иметь более широкие теоретические знания по изученным темам, школьники смогут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения различных типов задач.
В завершении курса учащиеся предоставляют творческие работы (рефераты, научные проекты) по пройденным темам (и содержащие какие-либо конкретные расчеты), где отражают свои теоретические или практические наработки на обсуждение класса и сдают итоговый тест, предусматривающий проверку умений решать задачи.
В процессе реализации данной программы рекомендовано использовать следующие методы обучения:
1) метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления;
2) метод частично-поисковой деятельности, способствующей самостоятельному решению проблемы;
3) исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
В качестве средств обучения предполагается использование комплекса педагогических технологий:
1) педтехнологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;
2) активизации деятельности учащихся;
3) частно - предметные технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦКУРСА
10 класс (гуманитарное направление)
(34 часа, 1 час в неделю).
1.Введение (1ч)
2.Кинематика (7ч)
3.Динамика (7ч)
4.Молекулярно-кинетическая теория (10ч)
5.Термодинамика (9ч)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.
1.Формулировать основные физические законы и знать границы их применимости.
2. Вычислять:
-кинематические величины, используя законы кинематики,
-равнодействующую силу, используя законы Ньютона,
-находить значение механических сил;
-импульс тела,
-механическую энергию тела,
- термодинамические параметры системы, используя уравнения термодинамики,
3. Определять:
- кинематические величины по графику,
- термодинамические величины по графику.
Календарно- тематический план спецкурса по физике
Для 10 класса гуманитарного профиля.
(34 часа, 1 час в неделю)
№
Тема
Кол.часов
Дата пров.
Примечание
.
ВВЕДЕНИЕ
1
1./1
Классификация физических задач и методы их решения. Метрическая система мер. Развитие механической картины мира.
КИНЕМАТИКА.
7
1./2
ОЗМ. Кинематика равномерного движения.
2./3
Равнопеременное движение.
1
3./4
Свободное падение тел.
1
4./5
Графическое представление движения.
1
5./6
ОЗМ при решении комбинированных задач.
1
6./7
Кинематика криволинейного движения.
1
7./8
Относительность механического движения.
1.
ДИНАМИКА, ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ.
8
1./9
Законы Ньютона.
1
2./10
Силы в природе.
1
3./11
Силы в природе
1
4./12
Импульс. Закон сохранения импульса.
1
5./13
Второй закон Ньютона в импульсном виде.
1
6./14
Виды механической энергии.
1
7./15
Закон сохранения энергии.
1
8./16
Закон Бернулли.
1
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
10
1/17
Характеристики молекул
1
2/18
Характеристики молекул
1
3/19
Основное уравнение МКТ
1
4/20
Температура. Способы определения.
1
5/21
Уравнение состояния идеального газа.
1
6/22
Изороцессы.
1
7/23
Графические задачи на чтение изопроцессов
1
8/24
Уравнение Клапейрона- Менделеева.
1
9/25
Решение тестовых задач по МКТ
1
10/26
Решение комбинированных задач по МКТ
1
ТЕРМОДИНАМИКА
8
1/27
Внутренняя энергия и способы ее изменения.
1
2/28
Законы термодинамики.
1
3/29
Законы термодинамики.
1
4/30
КПД тепловых двигателей
1
5/31
Решение задач на применение уравнения теплового баланса
1
6/32
Решение тестовых задач по термодинамике
1
7/33
Решение тестовых задач по термодинамике
1
8/34
Контроль умений. Итоговый тест
1
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Учебники физики для 10 класса общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. Алматы: Издательство « Мектеп», 2006г.
2.Конгарт Б. Дидактические материалы. Естественно-математическое направление. Алматы: Издательство « Мектеп», 2006г
3.Пинский А.А. Учебник для 10 класса с углубленным изучением физики. М. «Просвещение». 2004.
4.Жданов Л. Курс физики (часть Iи II ) Издательства «Наука»,1990г. Москва.
5.Балаш В. Задачи по физике и методы их решения. Москва, Просвещение.2001г.
6.Турчина Н.3800 задач для школьников и поступающих в вузы по физике. Москва. Издательский дом «Дрофа», 2000г.
7.Туякпаев С. Сборник задач. Алматы: Издательство «Мектеп» , 2006г.
8.Лукашик В. Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11класс. Москва. Просвещение.2007г.
.9.Гуща А.И. Пособие по физике для подготовительных отделений. Минск. «Высшая школа». 1984.
10.Фиргант. Е. В. Руководство к решению задач по курсу общей физики. М. «Высшая школа». 1999г