• Преподавателю
  • Физика
  • Интегрированное внеклассное мероприятие (физика и литература) У природы нет плохой погоды

Интегрированное внеклассное мероприятие (физика и литература) У природы нет плохой погоды

Интеграция данных предметов способствует активизации учащихся, росту познавательного интереса. Основная идея мероприятия состоит в том, что если рассматривать погодные явления с точки зрения физики и литературы  вместе, то получается более полная картина окружающего мира, которая развивает ум и душу. На занятии используются и опыты,и практическая работа по вырезанию снежинок,и демонстрируется фрагмент мультфильма "Ёжик в тумане", и инсценируется диалог Дикого и Кулигина о грозе.Мероприятие сопр...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированное внеклассное мероприятие (физика и литература)

«У природы нет плохой погоды…»

Классы: 7, 8, 9 Дата проведения: 19.03.2014 г.

Учитель русского языка и литературы Тучнолобова Е.И.

Учитель физики Сандакова Н.А.

« Грош цена вашей физике, если она застилает для вас

всё остальное - шорох леса, краски заката, звон рифм.

Это какая-то усечённая физика… Физик,

не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик».

С.Л. Ландау

Цели и задачи:

1. Образовательная: познакомить с описанием природных явлений поэтами и писателями, раскрыть физическую сущность природных явлений;

2. Воспитательная: воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного,

3. Развивающая: развивать исследовательские навыки, уметь применять знания по физике, видеть связь предметов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, листы бумаги, ножницы, электрофорная машина

Ход мероприятия

1. Оргмомент.

Учитель физики: Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, которое позволит по новому взглянуть на окружающие вас вещи, расширить кругозор. Вы увидите и услышите, что физика не просто сложная, а очень интересная наука, и физики не такие уж сухие люди, которые думают только о формулах.

Мы поговорим о физике и литературе. Вам кажется, что это не совместимые понятия, но вы ошибаетесь и сами убедитесь в этом. Мы докажем вам, что такие явления природы, как дождь, снег, туман, роса, гроза, молния являются не только предметами описания поэтов и писателей, но и объясняются такой серьёзной наукой - физикой.

Учитель литературы: Неслучайно великий учёный С Д.Ландау говорил: (слова на слайде)

«Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное - шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усечённая физика… Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик».

2. Основная часть

Звучит музыка со словами ( на слайдах изображения природных явлений)

У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать.
Дождь ли, снег - любое время года
Надо благодарно принимать.
Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать,
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать.
Надо благодарно принимать.

1) СНЕГ.

Учитель литературы . «Белый снег пушистый в воздухе кружится

и на землю тихо падает, ложится».

И кажется, нет ничего невесомее крохотных снежинок. Упадет на руку - даже не почувствуешь. Весит около миллиграмма, редко - 2-3 миллиграмма. Тонкая сетка снежинок словно висит в воздухе, снежинки все падают и падают. И вот их уже миллионы, миллиарды... За несколько часов огромные пространства суши могут оказаться под снежным пушистым одеялом.

Выступление учащегося: Константин Бальмонт «Снежинка»

Светло-пушистая
снежинка белая,
Какая чистая,
какая смелая!
Дорогой буйною
легко проносится,
Не в высь лазурную -
на небо просится.
Под ветром веющим
дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
светло качается.
Его качелями
она утешена,
С его метелями
крутится бешено.
В лучах блистающих
скользит умелая
Средь хлопьев тающих
сохранно-белая.
Но вот кончается
дорога дальняя,
Земли касается
звезда хрустальная.
Лежит пушистая
снежинка смелая.
Какая чистая,
какая белая!

Учитель физики: Как образуются снежинки, почему они имеют столь разнообразную форму? Снежинки - это маленькие кристаллики. Одиночные кристаллы, или их называют монокристаллами. Дома вы может посмотреть на кристаллики поваренной соли, это тоже монокристаллы. Мы все любуемся кристаллами рубина, алмаза, и кристаллами снега тоже. Об этом нам расскажет ученица 8 класса Осипенко Екатерина.

Выступление учащегося: Иероглифы падающих снежинок (слайды)

Снежинки... Неповторимый пример красоты и многообразия в природе. Тайну монокристалла льда ученые пытались разгадать не одно столетие. Этот феномен занимает их и по сей день.

Откуда берутся снежинки? Из уроков физики нам известно, что «основа» кристалла - пылинки и даже ионы, вокруг которых и начинается образование будущей сказочной красоты.

Но ученые государственного университета Луизианы, изучив образцы снега из разных частей света, обнаружили, что от 69 до 100 процентов ядер снежинок составляют бактерии. Наибольшее количество «бактериальных» снежинок образуется во Франции, затем - в Монтане и Юконе. Меньше всего бактериальных ядер обнаружено в арктических образцах снега.

После того, как водяной пар сконденсировался вокруг центра, образуется шестиугольная призма, из всех уголков которой начинают расти абсолютно идентичные иголочки. На них, в свою очередь, тоже начинают нарастать одинаковые веточки, совсем как на дереве. На рост снежинок влияет атмосферное давление, температура, концентрация паров и т.д. Передвигаясь в облаке, а потом падая на землю, снежинки неоднократно меняют свою форму. И ни одна не повторяет другую.

Международная комиссия по снегу и льду в 1951 году приняла простую классификацию кристаллов льда: пластинки; звездчатые кристаллы; столбцы, или колонны; иглы; пространственные дендриты; столбцы с наконечниками и неправильные формы. Обледенелые осадки классифицированы по трем видам: мелкая снежная крупка, ледяная крупка и град.

Да, форма каждого из этих кружевных кристалликов уникальна и никогда не повторяется среди миллионов других снежинок, но у многих из них есть общие черты. В основном снежинки имеют шесть граней и одну ось симметрии. Первым это установил в 1611 году астроном Иоганн Кеплер, который и заложил основы кристаллографии.

Роберт Гук одним из первых, после исследования снежинок под микроскопом, сделал их зарисовки. А в 1885 году Уилсон Бентли, занимавшийся изучением ледяных кристалликов в течение долгих 46 лет, впервые запечатлел их на фотоснимках, засняв более 5000 видов.

В японской культуре есть понятие «юкими» - «любование снегом». У японцев даже существует такой праздник. Еще бы! Ведь столь сложную форму, идеальную симметрию и разнообразие очертаний, какие являет нам это удивительное создание природы, люди в свое время могли связывать только с действием сверхъестественных сил или с божественным промыслом.

В японских садах можно встретить необычный каменный фонарь: это - «Юкими-торо», фонарь для любования снегом. На крыше фонаря можно разглядеть миллионы крохотных снежинок.

Задание группе учащихся: Вырезать снежинку (бумага, ножницы)

2. РОСА - УТРА КРАСА.

Учитель литературы: А теперь поговорим о другом природном явлении. Вы должны отгадать загадки, о каком явлении идет речь.

- Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем.
(Роса)

- Заря - заряница,
Красная девица,
По лесу ходила,
Ключи обронила,
Месяц видел,
Не сказал,

Солнце увидало - подняло (роса).

- Ночь спит на земле, а утром убегает (роса).

- Вечером на землю летает, Ночь на земле пребывает, Утром опять улетает (роса).

Что такое роса? Все, наверное, видели её. И поэтому можете описать - мелкие капли влаги на листьях деревьев, кустов, на траве, на пакетах мусора и других предметов. Причём дождь в это время не шёл.

Учитель физики: Как образуется роса? Очень просто. Вы и сами можете объяснить. (Попросить объяснить желающего ученика).

Летом в жаркие дни идет интенсивное испарение и в воздухе содержится много водяного пара. Ночью температура понижается и водяной пар конденсируется и выпадает в виде капелек на поверхности земли. Температура, при которой происходит конденсация водяного пара, называется точкой росы.

Учитель физики: С росой связано много народных пословиц, поговорок и примет. Давайте попробуем их объяснить.

  • Коси, коса, пока роса; роса долой - и ты домой.

  • Если к утру выпадает много росы, значит день будет солнечным и ясным, а если мало росы, день будет дождливым.

  • Считается, что роса обладает волшебными свойствами, поэтому в прошлом сельские девушки раздевались, чтобы поваляться в утренней росе, они верили, что таким образом можно очиститься от скверны и обрести телесную красоту.

  • Считается, что росы, выпадающие с 4 августа, обладают волшебной силой, и если умоешься такой росой, кожа станет гладкой и шелковистой.

Не зря люди говорят: Роса - утра краса.

Выступление ученика:

На заре роса дрожит,
на тонкой сеточке забора
и белым жемчугом висит,
рассыпаться готовым скоро.
Земле отдать свой нежный дар,
прозрачный, сладкий и искристый,
лишь только солнечный пожар
разбудит неба купол чистый.

Учитель литературы: Перед вами на листах - пословицы и поговорки о росе, подобранные учениками 7 класса. Вы может дополнить этот перечень.

Без росы и трава не растет.
Большая роса - к урожаю льна и конопли.
Большая роса утром - к хорошей погоде, нет росы - к дождю.
Гречиху сей, когда роса хороша.
Если летом при закате солнца с северной стороны небо покраснеет, будет заморозок или холодная роса.
Если роса до полудня не высохла - дождя нынче не будет.
Если утром много выпало роса, будет очень жарко.
Земля пьет воду, а трава - росу.
Зимой много инея - летом много росы.
Как роса на листке (о нерешительности).
Майская роса коням лучше овса.
На травах роса - легче ходит коса.
Не дождем - так росами хлеб растет.
Не от росы урожай, а от поту.
Нет росы - к дождю.

Не тягаться росе с солнцем.
Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана - к ненастью.
Обильные росы вечером и утром - к ведру, а если же трава сухая - жди дождя.
Обильные росы предвещают хороший урожай.
Обильные росы - урожай трав.
Отцветают розы - падают холодные росы.
По капле дождь, по росинке роса.
Пока солнце взойдет, роса глаза выест.
Ранняя роса летом, а осенью иней - к ясной погоде.
Роса да туман живут по утрам.
Роса косу точит.
Роса мочит на заре, дождь по поре. Сильная роса - к ведру, сухорос - к дождю.
Сильные росы - к урожаю огурцов. Сильные росы на хороший урожай!

Без росы и трава не растет.
Соловей начинает петь, когда может напиться росы с березового листа.
Тихая светлая ночь без росы - ожидай на следующий день дождя.
Трава пьет росу.

Утренняя роса - добрая слеза; ею лес умывается, с ночкой прощается.
Утром сильная роса и туман - к хорошей погоде

3. Туман.

Учитель литературы: Еще одно интересное явление, которое нас часто не радует.

Выступление ученика:

Я быка нарисовал,
Но - в тумане бык пропал.
Речка было заискрилась...
И она в тумане скрылась.
Стал лисицу рисовать,
И - лисицы не видать.
Даже ели хоть темны -
За туманом не видны.
Изрисована страница -
Ни быка и ни лисицы,
И ни елей, ни реки.
Только слышно, как, горланя,
Петухи поют в тумане,
Где-то близко, у реки,
Раскричались петухи.

Это что же, всё обман?
Нет, друзья,
Такой туман.

Мультфильм «Ежик в тумане».

Учитель физики: Туман - явление очень частое для приморья и предгорий, где происходит смешивание двух различных воздушных масс с различной температурой и разной влажностью. Но бывает и в нашей местности, чаще осенью, реже летом и зимой. Как образуется туман, нам расскажет учеик 8 класса Царегородцев Евгений.

Выступление ученика: Туман.

При конденсации или сублимации водяного пара в воздухе образуются мельчайшие капли воды или ледяные кристаллы. Скопление таких частиц непосредственно у земной поверхности называется туманом, если дальность видимости меньше 1 км; или туманной дымкой, если дальность видимости меньше 10 км. В зависимости от дальности видимости туман или дымка условно делятся на следующие категории:

умеренный туман - видимость 50-500 м, слабый туман - видимость 500-1000 м;

умеренная дымка - видимость 1-2 км, слабая туманная дымка - видимость 2-10 км.

Туман представляет серьезную угрозу для мореплавателей, для работников автотранспорта, железнодорожного транспорта. Туманы относятся к часто повторяющимся явлениям, поэтому изучение условий их образования, географическое распределение имеет важное практическое значение.

Радиус капель тумана колеблется от 1 до 50 мкм. Большинство капель в тумане при положительной температуре имеет радиус 7-15 мкм, при отрицательной температуре 2-5 мкм. Число капель в 1 см3 колеблется от 50 до 100 при слабом тумане и до 500-800 при сильном тумане. При положительных и отрицательных температурах воздуха (до -20оС) туман состоит из капель воды (при отрицательных температурах вода находится в переохлажденном состоянии). При дальнейшем понижении температуры появляются ледяные кристаллы и туман становится смешанным. При очень низких температурах туман может быть целиком кристаллическим, однако были случаи капельно-воздушного тумана при температурах ниже -30 градусов.

В приземных слоях всегда в большом количестве имеются ядра конденсации. Образование тумана вокруг этих ядер начинается при влажности 100-95%. При температурах ниже -30 градусов образование тумана может быть при влажности 80% и ниже. Обычно туман образуется в результате охлаждения водяного пара, содержащегося в воздухе (туман охлаждения), реже - вследствие испарения с теплой поверхности в холодный воздух (туман испарения). Туманы могут возникнуть также при смешивании двух воздушных масс, близких к состоянию насыщения, но имеющих разную температуру.

4. ГРОЗА.

Учитель физики: "Люблю грозу в начале мая" - признавался поэт Ф. Ф. Тютчев в своем знаменитом стихотворении и восхищался состоянием природы во время грозы.

Учитель литературы: Наверное, ему нравилась гроза, поэтому стихов о грозе у него несколько. Вот ещё одно, и прочитает нам его ученик 7 класса ___________.

Выступление ученика:

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Учитель литературы: В драме А.Н.Островского «Гроза» жителей города Калинова это явление природы тоже очень интересует. Местный изобретатель-самоучка Кулигин, заботясь о безопасности горожан, просит у купца Дикого денег на установку громоотвода.

Выступление учащихся с мини-сценкой:

Кулигин. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь- то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были.

Дикой. Какие такие там у тебя громовые отводы?

Кулигин. Стальные.

Дикой (с гневом). Ну, еще что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, да еще-то что? заладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!

Кулигин. Электричество.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.

Учитель физики: Гроза всегда сопровождается громом и молнией. Что является причиной этого природного явления? Какие бывают молнии? Нам расскажут Кузьмин Василий, Антропов Андрей и Паршаков Евгений.

Выступление 1 ученика: Гроза.

Всем знакома такая картина: в жаркий летний день, во второй половине дня, вдруг свинцом наливаются тучи, темнеет небо, неожиданно налетает шквалистый ветер, сверкает молния, гремит гром и вслед за первыми крупными каплями дождя начинается сильнейший ливень, иногда с градом. Конечно, это гроза - самое мощное и яркое проявление атмосферного электричества.

Грозы чаще возникают в горах и реже на равнинах. Подсчитано, что за секунду на земном шаре происходит 1800 гроз и сверкает 100 молний.

Начинается гроза с образования большого кучево-дождевого облака, которое быстро увеличивается. Его ширина в нижней части и высота могут превышать 10 км. Нижняя часть такого облака обычно плоская, и верхняя, достигая стратосферы, тоже сплющивается, что придаёт облаку форму наковальни. Электрические заряды одного знака, например положительные, накапливаются в одной его части, а отрицательные - в другой, так в облаке создаётся огромная разность электрических потенциалов, между которыми в определённый момент происходит разряд колоссальной мощности - молния.

Электрические заряды разного знака могут накапливаться в двух соседних облаках или между облаками и земной поверхностью. Молния чертит на небе извилистую ослепительную линию - канал молнии. Это происходит потому, что в атмосфере разряд находит путь наименьшего сопротивления, где плотность ионов максимальна. Температура в канале молнии 20-30 тысяч°C, а продолжительность молнии - десятые доли секунды. В воздушной среде вспышка молнии распространяется со скоростью света, поэтому мы видим её мгновенно. Воздух в канале молнии быстро нагревается, расширяется и производит взрывную волну - гром. Если молния и гром происходят почти одновременно, то гроза близко, а если молния на несколько секунд опережает гром, то гроза находится на отдалённом расстоянии. Звуковая волна, многократно отражаясь от земли и облаков, воспринимается нами как громовые раскаты.

Когда гроза происходит так далеко, что грома не слышно, а облака на горизонте освещаются невидимыми молниями, мы наблюдаем зарницы.

Выступление 2 ученика: Шаровая молния.

Шаровая молния - загадочное явление в атмосфере. Ослепительный огненный шар диаметром в десятки сантиметров появляется внезапно после грозы и тихо плывёт над землёй в потоках воздуха. Шаровая молния бывает грушевидной и каплеобразной формы, но энергетически ей выгоднее существовать в форме шара. Этот лёгкий, свободно блуждающий заряд может «сесть» на какую-нибудь поверхность и скользить по ней без затрат энергии. Многие наблюдатели отмечают, что шаровая молния стремится проникнуть в закрытые помещения, залетая туда через форточки и просачиваясь через щели. При этом она способна временно принять форму лепёшки или тонкой нити, а затем снова превращается в шар.

Сталкиваясь с каким-либо предметом, шаровая молния иногда взрывается. Её природа до конца не изучена, возможно, она формируется из азота и кислорода в канале обычной молнии, а при охлаждении до обычной температуры взрывается.

При встрече с шаровой молнией надо стоять или сидеть неподвижно, а если она приблизится, то можно энергично подуть на неё, но лучше всего осторожно выйти из комнаты и не пытаться выгнать шаровую молнию веником или чем-нибудь другим - её поведение в этом случае непредсказуемо.

Выступление 3 ученика: Огни Святого Эльма.

Если напряженность электрического поля в атмосфере велика, то помимо искровых разрядов - молний - иногда наблюдается истечение электричества с концов острых предметов. Это явление объясняется тем, что воздух вблизи выдающихся предметов становится проводником электричества и на их острых концах появляется свечение. Эти «тихие» разряды иногда сопровождаются слабым треском и называются огнями святого Эльма - покровителя моряков. Особенно красиво, когда огни святого Эльма возникают на концах мачт и рей парусного судна.

Для образования этих таинственных огней не нужны грозовые облака, их чаще можно увидеть в горах, а также во время пыльных бурь и метелей.

Учитель физики: Мы с вами можем увидеть маленькую молнию в лабораторных условиях, при помощи электрофорной машины. (демонстрация)

4. Подведение итогов.

Звучит музыка «У природы нет плохой погоды».

Учитель литературы: Сегодня мы с вами рассмотрели природные явления с двух разных сторон: глазами писателей, поэтов, художников и глазами физика. Каждому из нас в окружающем мире нужно видеть прекрасное, тогда и жизнь становится ярче.

Учитель физики: Но также важно уметь объяснять происходящие в природе явления с научной точки зрения, иначе можно снова вернуться в то время, когда каждое явление ввергало людей в ужас и страх. И к тому же никто не отменял детские почемучки: а почему гроза, а почему радуга в небе, а почему зимой трава утром мокрая, а почему…. На каждый вопрос «почему» физика дает ответ. Но не забывайте, физика и лирика всегда рядом. Успехов вам в изучении лирики и физики.

Заключительные слова учителя литературы(слайд)

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.


© 2010-2022