Рабочая программа по физике 10 кл УМК Л. Э. Генденштейн

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волгодонской район

п. Победа

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Побединская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ: Побединская СОШ

________________Л. Н. Семеренко

Приказ № 121 от 01.09.2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

10 класс

Количество часов: 102

Учитель: Клеймёнова Ольга Владимировна

Программа разработана на основе: авторской программы Л.Э. Генденштейна и В.И. Зинковского среднего общего образования по физике для 10 класса.

II раздел. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

- федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);

- авторской программой Л.Э Генденштейна и В.И.Зинковского, 2012, «Мнемозина» созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- учебно-методическим комплексом Генденштейн, Л. Э. Физика. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч / Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов, В. Б. Кожевников ; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. -М. : Мнемозина, 2012;

-основной образовательной программой школы, утверждённой приказом № 127 от 01.09. 2015 г.;

- программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях 2013 г.

На основании:

- статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании № 273-ФЗ утверждённого 29.12.2012 г.

- Устава МБОУ: Побединская СОШ;

-учебного плана МБОУ: Побединская СОШ приказ №132 от 01.09.2015г.;

- положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу), дисциплине (модулю) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФКГСОО приказ № 120 от 01.09.2014г.

Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в учебном процессе.

Изучение физика на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о фундаментальных физических законах классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, термодинамики.

  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания на практике;

  • Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием современных информационных технологий

  • Использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач; рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  • Воспитание убежденности в необходимости познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач.

.

III раздел. Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

IV раздел. Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа составлена из расчета 105 часов т.е. 3 часа в неделю.

В соответствии с учебным планом и графиком календарём МБОУ: Побединская СОШ на 2015-2016 учебный год общее количество часов по предмету составляет -102 часа (07.03, 02.05, 09.05 - праздничные дни, программа уплотнена за счет уроков повторения)

.
V Содержание курса(102 часа)


Разделы курса физики

Знать

Уметь

1. Физика и методы научного познания -2часа

Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических Явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория,

отличать гипотезы от научных теорий

2. Механика -55 часов


Механическое движение. Относительность механического движения. Равноускоренное движение. Ускорение свободного падения. Равномерное движение по окружности (без вывода формулы для центростремительного ускорения). Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работы Копеника, Бруно, Галилея.

смысл физических величин: скорость, ускорение физических законов классической механики

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение

Взаимодействия и силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. История открытия закона всемирного тяготения. Движение планет и искусственных спутников Земли. Первая и вторая космические скорости.

смысл физических величин масса, сила, смысл законов всемирного тяготения,

описывать и объяснять физические явления движение небесных тел и искусственных спутников Земли; с

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Вклад российских ученых в развитие космонавтики.

Работа и энергия. Мощность. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. История открытия закона сохранения энергии. Границы применимости классической механики.

смысл физических величин импульс, работа, механическая энергия

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел иискусственных спутников Земли; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

3. Молекулярная физика и термодинамика-30 часов


Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования. Размеры, массы и скорости молекул. Взаимодействие атомов и молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории (без вывода). Идеальный газ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

смысл физических величин внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества,

уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел газов, жидкостей и твердых тел; описывать состояния системы

Внутренняя энергия. Первый закон термо динамики. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Второй закон термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых двигателей, холодильников и кондиционеров. Экологический и энергетический кризисы. Охрана окружающей среды. Фазовые переходы. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар. Объяснение круговорота воды в природе.

смысл физических величин количество теплоты, физических законов термодинамики,

приводить примеры практического использования физических знаний оценки влияния на организм человека загрязнения окружающей среды;

4.Электродинамика-12часов

Электрические взаимодействия

Электрический заряд. Роль электрических взаимодействий в строении вещества. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Сравнительная характеристика гравитационного и электрического взаимодействий. Электрическое поле. Напряженность и напряжение электрического поля. Силовые линии. Примеры электрических полей (поле одного и двух точечных зарядов, однородно заряженной сферы, плоскости, двух плоскостей). История введения понятия о поле. Атмосферное электричество. Работа электрического поля при перемещении заряда. Разность потенциалов. Электроемкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.

смысл физических величин элементарный электрический заряд; смысл физических законов электрического заряда вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики

уметь описывать и объяснять физические явления использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Итоговое повторение -6 часов

Календарно-тематическое планирование уроков физики

№п/п

Наименование темы

Количество часов

Из них


Контрольные работы

Лабораторные работы

1

Повторение.

4



2

Физика и методы научного познания

2



3

Кинематика

13

Контрольная работа по теме «Кинематика»

Л.р.№1 «Измерение ускорения при равноускоренном движении»

Л.р№2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

4

Динамика

18

Контрольная работа по теме «Динамика»

Л.р.№3 «Определение жесткости пружины»

Л.р.№4 «Опр коэф трения скольжения»

5

Законы сохранения в механике

13

Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике»

Л.р.№5 «Изучение закона сохранения механической энергии»

6

Механические колебания и волны

9

Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны»

Л.р.6 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»

7

Молекулярная физика

15

Контрольная работа по теме «Молекулярная физика»

Л.р№7 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта»

Л.р№8 «Проверка уравнения состояния идеального газа»

8

Термодинамика

13

Контрольная работа по теме «Термодинамика»

Л.р№9 «Определение относительной влажности воздуха»

Л.р№10 «Определение коэффициента поверхностного натяжения»

9

Электростатика

12

Контрольная работа по теме «Электростатика»

10

Резерв

6



Итого

105

7

10



VI раздел. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

N



дата

Тема урока

Дидактическая модель обучения

Педагогические

средства

Вид деятельности учащихся

Требования к уровню подготовки

Оборудование урока

Домашнее задание













ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ 7-9 КЛАССОВ (4 часа) Цель: повторить ранее пройденные темы, необходимые для прохождения дальнейшего материала.

1

01.

09.

Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение

Объяснительно-утл юстра-тивная

Беседа

Фронтальная работа

Инструкция по ТБ

Информ компетенция

Инструкция по охране труда

2









03. 09

Повторение: механические и тепловые явления

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа

Индивидуальная и фронтальная работа

Знать понятия: механическое движение, виды движения, перемещение, скорость, ускорение, сила, виды взаимодействий и сил, законы Ньютона, импульс, энергия, законы сохранения энергии и импульса, характеристики колебательного движения и волновых процессов в упругой среде, внутренняя энергия и способы ее изменения, количество теплоты, удельные постоянные фазовых переходов, тепловые машины, КПД

Извлекать информацию из различных источников

Учебник физики: 7-9 класс(механика), 8 класс (теплота), записи в тетради

3

04.

09.

Повторение: электромагнитные явления, оптика

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Демонстрация, беседа, самостоя-тельная работа

Индивидуальная и фронтальная работа

Знать понятия: электризация, электрическое и магнитное поле, элект ток, сила тока, напряжение, сопротивление, параллельное и последовательное соединение провод., закон Ома для участка цепи, правило буравчика и левой руки, индукция магн. поля, линза, виды линз, законы распространения, отражения и преломления света


Извлекать информацию из

различных источников

Учебник физики: 8-9 класс (электромагнетизм), 8

класс (оптика), записи в тетради

4.

8.

09.

Вводный контроль знаний

Продуктивная

Тестирование

Индивидуальная работа

Тетрадь для контрольных работ

Раздаточный

дидактический

материал

ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (2 часа) Цели:

• дать последовательную систему физических знаний, необходимых для формирования в сознании современной физической картины окружающего мира (для этого необходимо рассмотрение следующих понятий: модель, гипотеза, теория, эксперимент, границы применимости физических теорий);

• приобретение учащимися практических навыков, необходимых для анализа физических явлений, понятий и законов применительно к решению конкретных задач различного уровня сложности, проведение физического эксперимента;

• особое внимание обращается на формирование идей, составляющих неотъемлемую часть человеческой культуры (это обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора).

5

10.

09.

Познание мира

Продуктивная

Беседа, фронтальный опрос

Фронтальная работа

Знать понятия: физическая наука, физическое явление, научный метод познания

Строить свою речь,

грамотно используя термины

Учебник, стр.4-6, записи в тетради

6

11.

09.

Современная физическая картина мира

Продуктивная

Беседа, фронтальный опрос

Фронтальная работа

Знать: применимость физических законов и теорий, современную физическую картину мира

Построение схемы современной физической картины мира

Учебник, стр. 6-8









КИНЕМАТИКА (13 часов)

Цели:

• освоение знаний о механическом движении и его относительности, видах движения, свободном падении и движении тела по окружности; величинах, характеризующих данные явления, законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;

• овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.

Таким образом, обеспечивается взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально выбора.

7

15.

09.

Система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Основные характеристики движения тел

Проблемная

Создание проблемной ситуации

Фронтальная работа

Знать основную задачу механики, понятия: материальная точка, система отсчета, траектория, путь, перемещение, скорость

Набор по механике

Создание структурированной записи в тетради

Учебник, § 1. Задачи № 1.15, 1.19,1.22, 1.28

8

17.

09.

Прямолинейное

равномерное

движение

Продуктивная

Беседа, индивидуальный опрос

Фронтальная и групповая работа

Уметь формулировать определение скорости и рассчитывать ее, действовать с векторными велич. и их проекциями

Электронное приложение к Ф-10

Построение графиков движения тел

Учебник, § 2. Задачи № 2.9, 2.19, 2.21, 2.25



9


18. 09.

Решение задач по теме «Прямолинейное

равномерное

движение»

Поисковая, продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач

З. №1.17, 2.20, 2.22, 2.27

10

22. 09.

Ускорение. Прямолинейное

равноускоренное

движение

Продуктивная

Беседа, индивидуальный опрос

Фронтальная и групповая работа

Знать характерные особенности равнопеременного движения

Электронное приложение к Ф-10

Создание структурированной записи в тетради

с/р №1

Учебник, § 3. Задачи №3.8,3.25, 3.28, 3.31

11

24.

09.

Решение задач по теме:

«Уравнение ПРД»

Поисковая, продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач

Работа с алгоритмами решения задач

№3.36, 3.39

12

25.

09

Л.Р.№1 «Измерение ускорения при равноускоренном движении»

Графическое решение задач

Поисковая, продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Уметь применять теоретические знания на практике

Набор по механике

Записи в тетрадях

13

29.

09


Криволинейное движение

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа

Фронтал. работа

Знать о баллистическом движении, физические величины, характ. крив. движение

Электронное приложение к Ф-10

Создание структурированной записи в тетради

Учебник, § 4. Задачи 4.12, 4.20, 4.27, 4.33

14

01.

10

Решение задач: «Криволинейное движение».

Поисковая, продуктивная

Индивидуальная и групповая работа

Знать о движении тела по окружности

Электронное приложение к Ф-10

Создание структурированной записи в тетради

Учебник, § 5

№4.16, 4.17, 4.25, 4.28

15

02.

10

Решение задач по теме «Криволинейное движение

Поисковая, продуктивная

Индивидуальная и групповая работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач

Работа с алгоритмами решения задач

Учебник, § 5

№4.29, 4.37

16

06. 10.

Л.р№2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

Поисковая, продуктивная

Индивидуальная работа

Набор по механике

17

08. 10.

Решение задач по теме «Криволинейное движение»

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа

Фронтальная работа

Знать о движении тела по окружности, о баллистическом движении, физические величины, характ криволинейное движение


Учебник, § 5. Задачи № 3.9,3.27, 4.21, 4.38

18

09. 10.

Обобщение знаний по кинематике

Индивидуальная и групповая работа

Электронное приложение Ф-10

Электронный тренажер.

тест

Повторить Учебник, §1- 5

19

13. 10.

Контрольная работа по теме «Кинематика»

Уметь применять теоретические знания по данной теме

ДИНАМИКА (18 часов)

Цели:

• освоение знаний о причинах механического движения, силах взаимодействия тел при различных видах прямолинейного движения, свободном падении и движении тела по окружности; величинах, характеризующих данные явления, законах, которым они подчиняются;

• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;

• овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.

Таким образом, обеспечивается взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.

20

15.

10.

Первый закон Ньютона. Место человека во Вселенной

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа

Фронтальная работа

Знать понятия: инерция, инертность, инерц. и неинерц.с.о., первый закон Ньютона

Электронное приложение Ф-10

Набор по механике

Создание и запись структурированного текста

Учебник, §6,7 № 5.1, 5.3, 5.33

21

18.

10


Силы в механике. Сила упругости

Продуктивная

Создание проблемной ситуации

Фронтальная работа

Знать понятия: взаимодействие, сила, деформация

Набор по механике

Создание и запись структурированного текста

Учебник, § 8

№7.18,7.22

22

16.

10

Решение задач по теме «Силы в механике»

Поисковая, продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач

Работа с алгоритмами решения задач

№7.16, 7.20

23

20. 10

Л.р.№3 «Определение жесткости пружины»

Поисковая, продуктивная

Индивидуальная работа

Набор по механике

№7.21, 7.23

24

22. 10

«Второй закон Ньютона»

Поисковая, продуктивная

Индивидуальная и групповая работа

Электронное приложение Ф-10

Создание и запись структурированного текста

Учебник, §9 № 5.15, 5.26, 5.27,5.36

25

23. 10.

«Третий закон Ньютона»

Проблемная

Создание проблемной ситуации

Фронтальная работа

Знать закон всем. тяг, физический смысл гравитационной постоянной

Электронное приложение Ф-10

Создание и запись структурированного текста

Учебник, §10 №5.2,5.9,5.28,5.29

26

05.

11.

Решение задач по теме: «Законы Ньютона»

Поисковая, продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач

Работа с алгоритмами решения задач

№5.21,5.25, 5.31, 5.35

27

06.

11


Всемирное тяготение

Проблемная

Создание проблемной ситуации

Фронтальная работа

Знать закон всемирного тяготения, физический смысл гравит. постоянной

Электронное приложение Ф-10

Создание и запись структурированного текста

Учебник, §11№6.8, 6.16, 6.19, 6.33

28

10.

11


Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести

Продуктивная

Беседа

Фронтальная работа

Знать о силе тяжести, ее природе, уметь рассчитать значение этой силы для различных тел и планет

Электронное приложение Ф-10

Набор по механике

Выполнение информационных сообщений об ИСЗ.

с/р №5

Учебник § 12, задачи № 6.5, 6.27, 6.29, 6.37

29

12.

11


Решение задач на движение под действием сил тяготения

Поисковая, продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Использовать при анализе задач все законы динамики

§11- 12 № 6.10, 6.17, 6.30, 6.38

30

13.

11.

Вес тела. Невесомость

Проблемная

Создание проблемной ситуации

Фронтальная работа

Знать и уметь различать понятия: вес тела и сила тяжести; выполнять их графическое изображение

Электронное приложение Ф-10

Набор по механике

Создание и запись структурированного текста

Учебник, § 13, задачи № 7.14, 7.27, 7.35, 7.48

31

17. 11


Решение задач по теме «Вес тела. Невесомость»

Поисковая, продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Использовать при анализе задач все законы динамики

Учебник, § 13, задачи № 7.17, 7.31, 7.33, 7.52

32

19.

11

11

Силы трения

Проблемная

Создание проблемной ситуации

Фронтальная работа

Знать природу сил трения, способы изменения величины сил трения

Электронное приложение к Ф-10

Создание и запись структурированного текста

§ 14, №8.11, 8.22, 8.28, 8.33

33

20.

11

Решение задач по

теме «Силы трения»

Продуктивная

Индивидуальный и фронтальный опрос, тест

Индивидуальная работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач

Работа с тетрадью на печатной основе

§ 15 №8.29, 8.31

34

24.

11

Л.р.№4 «Опр коэф трения скольжения»

Уметь применять теоретические знания по данной теме

Набор по механике

Пов. §6-9 №9.10,9.17, 9.19, 9.26

35


26.

11

Решение задач по

теме

«Законы динамики»

Продуктивная

Индивидуальный и фронтальный опрос, тест

Индивидуальная работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач

Работа с тетрадью на печатной основе

Учебник, § 15, задачи 9.11, 9.136, 9.14, 9.22

36

27.

11

Обощающий урок по теме: «Динамика»

Продуктивная

Индивид фрональный опрос, тест

Индивидуальная работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач

пов§10-15

37

01.

12

Контрольная работа по теме «Динамика»

Уметь применять теоретические знания по данной теме

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (13 часов)

Цели:

• освоение знаний об импульсе тела, реактивном движении, различных видах энергии, механической работе и мощности; величинах, характеризующих реактивное движение и выбор траектории движения для любого тела в природе; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий.

Таким образом, обеспечивается взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.

38

03.

12

Импульс. Закон сохранения импульса

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа

Фронтальная работа

Знать понятия: импульс, изменение импульса тела, импульс силы; получать формулу второго закона Ньютона через импульс

Электронное приложение Ф-10

Создание и запись структурированного текста, пространственных графиков

Учебник, § 16, задачи № 10.12, 10.22, 10.25, 10.32

39

04.

12.

Реактивное движение. Освоение космоса.

Продуктивная

Беседа, индивидуальный опрос

Фронтальная работа

Знать особенности реактивного движения тел в природе и технике, уметь применять законы Ньютона для изучения реактивного движения

Электронное приложение Ф-10

Работа со схемой простейшей ракеты

Учебник, § 17, задачи № 10.08, 10.17, 10.24, 10.34

40

08.

12.

Решение задач по теме «Закон сохранения импульса»

Продуктивная

Индивидуальный и фронтальный опрос, тест

Индивидуальная работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач

§ 16-17

№ 10.19, 10.23, 10.28, 10.36

41

10.

12


Механическая работа. Работа силы тяжести, силы упругости и силы трения

Продуктивная

Беседа, индивидуальный опрос

Индивидуальная и парная работа

Уметь рассчитать работу различных сил, действующих на тело, знать частные случаи равенства работы нулю

Электронное приложение Ф-10

Выполнение вывода формул для работы и мощности

Учебник, § 18, задачи № 11.10,11.11, 11.16, 11.41

42

11.

12.

Решение задач по теме «Механическая работа»

Продуктивная

Беседа, индивидуальный опрос

Индивидуальная и парная работа

Электронный тренажер

Учебник, § 18,

задачи № 11.15, 11.17, 11.39, 11.40

43

15.

12.

Мощность.

Продуктивная

Беседа, индивидуальный опрос

Индивидуальная и парная работа

Применять формулу расчета мощности для равномерного движения, переводить обиходные единицы мощности в СИ

Электронное приложение Ф-10

Учебник, § 18,

№ 11.12, 11.20, 11.21, 11.43

44

17.

12

Решение задач по теме «Механическая работа и мощность»

Продуктивная

Беседа, индивидуальный опрос

Индивидуальная и парная работа

Электронный тренажер

Учебник, § 18,

№ 11.18, 11.19, 11.44, 11.48

45

18. 12

Механическая энергия. Закон сохранения энергии

Продуктивная

Индивидуальный опрос

Фронтальная работа

Знать, как происходит превращение энергии в механике; уметь применять закон сохранения энергии

Электронное приложение Ф-10

Создание и запись структурированного текста

Учебник, § 19, задачи № 11.6,11.26,11.28, 11.49

46

22. 12.


Решение задач на закон сохранения энергии

Продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Знать алгоритмы решения задач по теме «Законы сохранения в механике», применять их

Электронное приложение Ф-10

Работа с алгоритмами решения задач

Учебник, § 20, задачи №11.33, 11.35

47

24. 12

Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения мех. энергии»

Уметь применять теоретические знания по данной теме

Набор по механике

№ 11.36, 11.37, 11.50, 11.51

48

25.

12.

Решение задач на закон сохранения энергии

Продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Знать алгоритмы решения задач по теме «Законы сохранения в механике», применять их

Работа с алгоритмами решения задач

Учебник, § 20, задачи № 11.38, 11.52, 11.53, 11.54

49

12.

01.

Обобщающий урок по разделу «Механика»

Продуктивная

Беседа

Фронтальная и групповая работа

Знать: об упругом и неупругом столкновении, границах применимости законов сохранения (замкнутая система), рассчитывать энергию и импульс системы тел, превращение энергии при взаимодействии тел

Электронное приложение Ф-10

Получение системы уравнений с использованием метода аналогий

Учебник, §16-20,задачи в тетради

50

14.

01

Контрольная работа по теме «Законы сохранения»


Уметь применять теоретические знания по данной теме

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (9 часов)

Цели:

• освоение знаний о механических колебаниях и волнах; величинах, характеризующих реактивное движение и выбор траектории движения для любого тела в природе; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств.; решения физических задач, в том числе и повышенной сложности; использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий.

Таким образом, обеспечивается взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.

51

15.

01.

Механические колебания

Продуктивная

Беседа, фронтальный опрос

Фронтальная работа

Знать виды колебаний и колебательных систем; уметь выделять, наблюдать и описывать механические колебания физических систем

Электронное приложение Ф-10.Математический и пружинный маятники.

Создание и запись структурированного текста

Учебник, §21, задачи № 12.11, 12.13, 12.17, 12.20

52

19.

01

Решение задач по теме «Механические колебания»

Продуктивная

Индивидуальный и фронтальный опрос, тест

Индивидуальная работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач

Математический маятник, секундомер

№12.19, 12.22

53

21.

01.

Превращение энергии при колебаниях. Резонанс

Проблемная

Беседа, индивидуальный опрос

Фронтальная работа

Знать об особенностях колебательного движения пружинного и математического маятников, условия возникновения резонанса в системе; применять законы Ньютона для изучения колебательного движения

Электронное приложение Ф-10.

Построение резонансных кривых Построение диаграмм и схем простейших частотомеров

Учебник, § 22, задачи № 12.15, 12.18, 12.26, 12.28

54

22. 01

Лабораторная работа №6 «Измерение ускорения свободн. падения с помощью маятника»

Уметь применять теоретические знания по данной теме

Набор по механике

12.14, 12.21, 12.23, 12.34

55

26. 01

Механические волны.

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа, индивидуальный опрос, тест

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать особенности распространения механических волн, принципы эхолокации, объяснять причины применения тех или иных диапазонов волн

Электронное приложение Ф-10.

Работа с таблицей видов и особенностей волн

Учебник, § 23, задачи№13.7, 13.8, 13.14, 13.16

56

28.

01

Решение задач по теме «Механические волны.»

Продуктивная

Индивидуальный и фронтальный опрос, тест

Индивидуальная работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач

Электронное приложение Ф-10.

№12.24, 13.19, 13.22, 13.26

57

29.

01

Звук.

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа, индивидуальный опрос, тест

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать особенности распространения мех. волн, принципы эхолокации, объяснять причины применения тех или иных диапазонов волн

Электронное приложение Ф-10.

Работа с таблицей видов и особенностей волн

Учебник, § 23, №13.9, 13.12, 13.20, 13.24

58

02. 02.

Обобщающий урок по теме «Механические колебания и волны»

Продуктивная

Индивидуальный и фронтальный опрос, тест

Индивидуальная работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач

Электронное приложение Ф-10.

Пов §21- 23

59

04.

02

Контрольная работа по теме: «Механические колебания и волны»


Уметь применять теоретические знания по данной теме

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (28 часов)

Молекулярная физика(15 часов)

Цели:

• освоение знаний о строении и состоянии вещества, изопроцессах в газах; величинах, характеризующих данные явления, законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;

• овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.

60

05.

02



02.

Основные положения МКТ

Продуктивная

Доклады, беседа

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать, уметь анализировать наблюдения, на основе которых построена МКТ

Электронное приложение к Ф-10

Работа с таблицами

Учебник, § 24

№14.6, 14.7, 14.8, 14.16

61

09.

02

Количество вещества. Постоянная Авогадро

Продуктивная

Беседа, индивидуальный опрос

Фронтальная работа

Знать понятия: количество вещества, концентрация молекул, масса молекулы, молярная масса

Электронное приложение к Ф-10

Ки М 10кл.-диск

Создание и запись структурированного текста

Учебник, § 25, задачи № 14.23, 14.32, 14.36, 14.54

62

11.

02

.

02.

Решение задач по теме «Количество вещества. Постоянная Аво-гадро»

Уметь рассчитывать эти величины, пользуясь таблицей Менделеева

№14.22, 14.34, 14.46, 14.55.

63

12.

02.

Температура в МКТ

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа

Фронтальная работа

Знать понятие абсолютной температуры, абсолютного нуля; показывать недостижимость абсолютного нуля температур

Электронное приложение к Ф-10

Ки М 10кл.-диск

Схематическое изображение полного отражения

Учебник, § 26, задачи № 15.3, 15.12, 15.15, 15.18

64

16.

02

Газовые законы

Продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Уметь применять газовые законы для решения качественных и количественных задач

Электронное приложение к Ф-10

Ки М 10кл.-диск

Создание и запись структурированного текста

С.р.№13

Учебник, § 27, задачи №15.19, 15.31, 15.41, 15.60

65

18.

02.

Уравнение состояния газа.

Уравнение Менделеева-Клапейрона.

Продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Уметь применять уравнения для решения качественных и количественных задач

Электронное приложение к Ф-10

Ки М 10кл.-диск

Создание и запись структурированного текста

Учебник, § 27, задачи № 15.24, 15.40, 15.64

66

19.

02.



02.

Решение графических и расчетных задач на газовые законы

Продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Знать алгоритмы решения задач по теме «Газовые законы», уметь их применять

Электронное приложение к Ф-10

Ки М 10кл.-диск

Решение задач

Учебник, § 29,

15.41,15.42,15.44

67

25.

02.

Л.р№7 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта»

Индивидуальная работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме

Набор по молекулярной физике

№15.40, 15.44

68

26. 02.

Л.р №8 «Проверка уравнения состояния идеального газа».

Индивидуальная работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме

Набор по молекулярной физике

№15.25, 15.30, 15.32, 15.68

69

02.

03

Температура - мера средней кинетической энергии молекул газа

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа

Фронтальная работа

Знать уравнение состояния газа и связь между давлением, Ек и температурой; уметь рассчитывать их

Электронное приложение

Ки М 10кл.-диск

Создание и запись структурированного текста

Учебник, § 28, №16.9, 16.18, 16.23, 16.35

70

04. 03

Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ»

Продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Знать алгоритмы решения задач по теме «Основное уравнение МКТ», уметь их применять

Электронное приложение к Ф-10

Ки М 10кл.-диск

Решение задач

Учебник, § 29,

71

05.

03

Состояние вещества

Продуктивная

Беседа, фронтальный опрос

Фронтальная работа

Знать: о трех сост. вещества и их особенн., уметь находить объясн. строения веществ на основе МКТ

Электронное приложение к Ф10

Ки М 10кл.-диск

Создание и запись структурированного текста

Учебник, § 30, задачи № 17.4, 17.19, 17.29, 17.33

72

11.

03.

Решение задач по молекулярной физике

Творческая

Самостоятельная работа

Парная и индивидуальная работа

Уметь вычислять макро-и микрометрические параметры идеального газа, знать свойства жидкостей и твердых тел

Электронный тренажер.

Работа с алгоритмами решения задач

№14.43, 15.33, 15.42, 15.43

73

12.

03.

Обобщающий урок по теме «Молекулярная физика»

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, поисковая

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Знать осн понятия МКТ, док.основных положений МКТ, объясн их применение технике

Электронное приложение к Ф11

Ки М 10кл.-диск

Презентация творческих работ

Учебник, §24- 30, задачи в тетради

74

16. 03

Контрольная работа по теме: «Молекулярная физика»

Уметь применять теоретические знания по данной теме

ТЕРМОДИНАМИКА (13 часов)

Цели:

• освоение знаний о способах изменения внутренней энергии, фазовых переходах, превращении внутренней энергии в механическую; величинах, характеризующих данные явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;

• овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать
ные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.

Таким образом, обеспечивается развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.

75


18.

03.

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа

Фронтальная работа

Знать понятия: внутренняя энергия, теплопроводность, теплопередача, конвекция, излучение, количество теплоты

Создание и запись структурированного текста

Учебник, § 31

№18.13, 18.17, 18.29, 18.31

76

19. 03

Первый закон термодинамики

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа, фронтальный опрос

Индивидуальная и фронтальная работа

Знать понятия: внутренняя энергия, теплопроводность, теплопередача, конвекция, излучение, количество теплоты

Создание и запись структурированного текста

Учебник, § 31, задачи № 18.22, 18.24, 18.32, 18,36

77

01.

04

Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»

Уметь применять теоретические знания по данной теме

№18.14, 18.15, 18.34, 18.35

78

02. 04

Тепловые двигатели, холодильники и кондиционеры.

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная

Беседа, индивидуальный опрос

Индивидуальная и фронтальная работа

Знать о применении первого закона термодинамики к различным изопроцессам в газах и адиабатному процессу

Работа с алгоритмами решения задач

Учебник, § 32,задачи №19.8, 19.15, 19.19, 19.29

79

06.

04.


Решение задач по теме: «Тепловые двигатели»

Уметь применять теоретические знания по данной теме

№19.10., 19.16, 19.18, 19.20

80

08. 04

Второй закон термодинамики. Охрана окружающей среды.

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа

Фронтальная работа

Знать: второй закон термодинамики, уметь пояснить на примерах необратимость тепловых процессов, знать область применения второго закона термодинамики

Создание и запись структурированного текста

Учебник, § 33, задачи №19.5, 19.22, 19.30

81

09.

04

Решение задач по теме: «Законы термодинамики»

Продуктивная

Беседа, индивидуальный опрос

Индивидуальная и фронтальная работа

Знать уравнения, связывающие основные термодинамические величины, уметь решать качественные задачи

Работа с алгоритмами решения задач

Учебник, §31-34,задачи № 18.21, 18.38, 18.47, 18.51

82

13.

04.



04.

Фазовые переходы

Объясни-тельно-иллюстра-тивная,продуктивная

Беседа, индивидуальный опрос

Индивидуальная и фронтальная работа

Знать понятия: количество теплоты, температура плавления, кристаллизация, удельная теплота плавления

Создание и запись структурированного текста

Учебник, § 35, задачи №20.19, 20.39, 20.47

83

15.

04

Л.р№9 «Определен относитель.влажности воздуха» Решение задач

Продуктивная

Беседа, фронтальный опрос

Индивидуальная и фронтальная работа

Знать понятия: влажность воздуха

психрометр

Учебник, §31- 35, задачи № 19.21, 20.22, 20.33

84

16.

04

Л.р №10 «Опр.коэф поверх. натяжения»

Продуктивная

Индивидуальная работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме

Пипетка, вода, микрометр.

№18.44, 18.52, 18.57, 19.27

85

20.

04

Обобщ урок по теме: «Термодинамика»

Продуктивная

Индивидуальная работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме

Пов. §31- 35

86

22.

04

Контрольная работа по теме «Термодинамика»

Продуктивная

Индивидуальная работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме

Электростатика. Электрические взаимодействия(12 часов)

Цели:

  • дать последовательную систему знаний в области «Электростатика»;

  • приобретение учащимися практических навыков, необходимых для анализа физических явлений, понятий, законов;

  • формирование идей, составляющих неотъемлемую часть человеческой культуры

87

23.

04

Природа электричества

Продуктивная

Эвристическая беседа,

фронтальный опрос

Фронтальная работа

Знать понятия: электризация, электрический заряд; записывать ЗСЭЗ

Набор по электростатике

Электронное приложение к Ф-11.

К и М 11класс.(диск)

Строить свою речь,

грамотно используя термины

Учебник, §36, №21.11, 21.19, 21.20, 21.36

88

27.

04

Взаимодействие

электрических

зарядов

Продуктивная

Беседа, фронтальный опрос

Фронтальная работа

Знать, что такое точечный заряд, закон Кулона, дискретность электрического заряда, элементарный заряд

Электронное приложение к Ф-11.

К и М 11класс.(диск)

Создание структурированного текста в тетради

§ 37, № 21.13, 21.23,21.26, 21.40

89

29.

04

Решение задач по теме «Закон Кулона»

Поисковая, продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач

№21.25, 21.28, 21.33, 21.34

90

30.

04

Напряженность электрического поля

Продуктивная

Эвристическая беседа,

фронтальный опрос

Фронтальная работа

Знать понятия: электрическое поле, напряженность поля, виды полей, их графическое изображение

Набор по электростатике

Электронное приложение к Ф-11.

К и М 11класс.(диск)

Создание структурированного текста в тетради

С.р.№2

Учебник, § 38, №22.17, 22.26, 22.28, 22.31

91

06.

05

Решение задач по теме «Напряжен. электрического поля»

Поисковая, продуктивная

Индивидуальный опрос

Индивидуальная и групповая работа

Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач

№22.6, 22.19, 22.20, 22.41

92

07.

05

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле

Продуктивная

Эвристическая беседа

Фронтальная работа

Знать понятия: проводник, диэлектрик, свободные носители заряда, диэ. прониц.

Набор по электростатике

Электронное приложение к Ф-11.

К и М 11класс.(диск)

Создание структурированного текста в тетради

Учебник, § 39, № 22.10, 22.38, 22.39, 22.40

93

13.

05

Потенциал и разность потенциалов. Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле

Продуктивная

Проблемные задания

Фронтальная работа

Знать понятия: потенциал, потенциальная энергия, работа по переносу заряда, разность потенциалов; понимают принцип суперпозиции полей

Набор по электростатике

Электронное приложение к Ф-11.

К и М 11класс.(диск)

Создание структурированного текста в тетради

Учебник, § 40, №23.16, 23.21, 23.37, 23.40

94

14.

05.

Потенциал и разность потенциалов. Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле

Продуктивная

Проблемные задания

Фронтальная работа

Знать понятия: потенциал, потенциальная энергия, работа по переносу заряда, разность потенциалов; понимают принцип суперпозиции полей

Набор по электростатике

Электронное приложение к Ф-11.

К и М 11класс.(диск)

Создание структурированного текста в тетради

Учебник, § 40, №23.18, 23.31,23.42

95

18.

05

Электроемкость. Энергия электрического поля

Объясни-тельно-иллюстра-тивная

Эвристическая беседа

Фронтальная работа

Знают понятия: электрическая емкость проводника, емкость конденсатора, единицы емкости

Набор по электростатике

Электронное приложение к Ф-11.

К и М 11класс.(диск)

Создание структурированного текста в тетради

Учебник, § 41,№23.25, 23.47, 23.49, 23.51

96

20. 05

Решение задач по

теме

«Электроемкость»

Проблемная

Индивидуальный опрос

Фронтальная работа

Знать типы соединения конденсаторов, формулу энергии электрического поля

Электронный тренажер

Работа с алгоритмами решения задач

Задачи№21.32, 22.35, 22.43, 23.42

97

21. 05

Обобщающий урок по теме «Электрические взаимодействия»


Набор по электростатике

Электронное приложение к Ф-11.

К и М 11класс.(диск)

Пов § 36-41.

98

25. 05

Контрольная работа по теме: «Электростатика»

Уметь применять теоретические знания по данной теме

99

27.

05

Подведение итогов учебного года


100-102

28.-31

05

Резерв




VII раздел. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. УМК Генденштейн, Л. Э. Физика. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч / Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов, В. Б. Кожевников ; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. -М. : Мнемозина, 2012;

УМК «Физика -10». Генденштейн и др. Учебник для 10 класс, 2-е издание,

2. УМК «Физика-10». Генденштейн и др. Тетрадь для лабораторных работ

3. УМК «Физика-10». Кирик Л.А., Методические материалы , 2 -е издание

4. УМК «Физика-10». Кирик ЛА, и др.. Сборник заданий и самостоятельных работ, 2-е издание

5. Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы,

6. Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы,

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

1.А.П.Рымкевич, сборник задач по физике, 10-11 классы, 8-е издание. - М.: Дрофа, 2004.

2.М.Ю.Демидова, И.И.Нурминский, Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент, сборник экзаменационных заданий, ЕГЭ по физике), разработано ФИПИ. - М.: Эксмо, 2009-2012.

Медиаресурсы:

  1. Электронное приложение к учебнику Генденштейн Л. Э., Кирик Л. А. «Физика. 10 класс».

  2. Электронное приложение к учебнику Генденштейн Л. Э., Кирик Л. А. «Физика. 11 класс».

  3. Открытая физика: часть 1, часть 2. - Издательство «Физикон».

Методическая литература:

1. Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. ., Кирик Л. А. Методические материалы к учебнику Физика. 10 класс. Учебник. М: Илекса, 2004.

VIII раздел. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса средней школы

Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностно-смысловой человеческой деятельности: коммуникацию, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Исходя из этого, можно выделить следующие цели обучения физике в 10 классе:

  • освоение знаний о методах научного познания, механических и тепловых процессах и явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, для объяснения принципов работы механизмов, самостоятельной оценки достоверности новой информации физического содержания; использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента с обоснованием высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

- использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

На основании требований Государственного образовательного стандарта (2004 г.) в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения как приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни; овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности; освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет особенности предъявления содержания образования, представляя его в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, позволяющие совершенствовать навыки научного познания. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Все это является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, календарно-тематическое планирование способствует взаимосвязанному развитию и совершенствованию ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Государственного общеобразовательного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Они представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ среднего (полного) общего образования. Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включён в Требования к уровню подготовки обучающихся.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

Физика и методы научного познания

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твёрдых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов , жидкостей и твёрдых тел; об охране окружающей среды.

Технология обучения

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала - такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий. Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности учебного процесса по каждому разделу указан в программе. У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернет-сайтах или использование CD - дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач. Решение физических задач должно проводиться в оптимальном сочетании с другими методами обучения. При решении задач требующих применение нескольких законов, учитель показывает образец решения таких задач и предлагает подобные задачи для домашнего решения. Для учащихся испытывающих затруднение в решении указанных задач организуются индивидуальные консультации.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:

  • Классноурочная система

  • Лабораторные и практические занятия.

  • Применение мультимедийного материала.

  • Решение экспериментальных задач.


Основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Это требует от учителя постоянного продумывания методики проведения урока: изложение нового материала в форме бесед или лекций, выдвижение учебных проблем; широкое использование учебного эксперимента (демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы, в том числе и кратковременные), самостоятельная работа учащихся. Необходимо совершенствовать методы повторения и контроля знаний учащихся, с тем, чтобы основное время урока было посвящено объяснению и закреплению нового материала. Наиболее эффективным методом проверки и коррекции знаний, учащихся при проведении промежуточной диагностики внутри изучаемого раздела является использование кратковременных (на 7-8 минут) тестовых тематических заданий. Итоговые контрольные работы проводятся в конце изучения соответствующего раздела. Все это способствует решению ключевой проблемы - повышению эффективности урока физики

IXраздел. Приложения (КИМы)

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ: Побединская СОШ

№____ от ________________

Руководитель МС

______________________________

ФИО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________________________

ФИО



_____________2015 г.





35


© 2010-2022