Рабочая программа по физике в 10-11 классах

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красномихайловская средняя общеобразовательная школа им. Т.Т. Шерета»



Принята

Педагогическим советом

МБОУ «Красномихайловская СОШ им Т.Т. Шерета»

Протокол № ___

от «___» «_______» 2015 г


«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Красномихайловская СОШ

им. Т.Т. Шерета»

_________________ /Л.Г. Буланова/

Приказ от «___» «_________» 2015 г


Согласовано

Заместитель директора МБОУ «Красномихайловская СОШ

им. Т.Т. Шерета»

______________ /Л.Л. Фоменко/

_____________ 2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

________________ФИЗИКА________________

_____________________10 - 11 класс__________________________

___________________2015-2016 учебный год__________________

Юшка Наталья Сергеевна

Учитель физики, соответствие занимаемой должности.



с. Красномихайловское

2015 - 2016 уч.г.



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Полное наименование программы

Рабочая программа по физике в 10-11 классах на 2015-2016 учебный год

Разработчик программы

Юшка Наталья Сергеевна, образование - высшее, стаж - 11 лет, квалификационная категория- соответствие занимаемой должности.

Нормативно-правовые документы,

базовые государственные программы (по видам), авторские программы и технологии (если имеются), положенные в основу Рабочей программы педагога

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1«Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями)

Приказ министерства образования и науки Российской федерации "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

Приказ Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

Образовательная программа МБОУ КСОШ

Учебный план МБОУ КСОШ на 2015- 2016 учебный год

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результаты обучения физике в основной школе являются:

- знать: предмет и методы исследования физики; структуру физических теорий, метод научного познания, особенности изучения физики, определения физических понятий: средняя скорость, мгновенная скорость, среднее ускорение, радиус-вектор, тангенциальное, нормальное и полное ускорения, центростремительное ускорение, угловая скорость, материальная точка, модель в физике, инерциальная система отсчета, сила, масса, состояние системы тел, сила всемирного тяготения, инертная и гравитационная массы, первая космическая скорость, сила упругости, вес тела, силы трения, неинерциальная система отсчета, силы инерции, импульс, работа силы, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая (полная) энергия, замкнутая (изолированная) система, абсолютно твердое тело, центр масс, момент инерции, момент силы, момент импульса, угловое ускорение, внешние и внутренние силы, момент силы, центр тяжести, механическое напряжение, относительное и абсолютное удлинения, специфику статистической физики и термодинамики, количество вещества, молярная масса, : макроскопические и микроскопические тела, температура, равновесные и неравновесные процессы, идеальный газ, изотермический, изобарный и изохорный процессы, абсолютная температура, температура, средняя скорость движения молекул газа, средняя квадратичная скорость, средняя арифметическая скорость, число степеней свободы, внутренняя энергия идеального газа, работа в термодинамике, количество теплоты, теплоемкость, удельная теплоемкость, молярная теплоемкость, теплоемкости газов при постоянном объеме и постоянном давлении, необратимый процесс, адиабатный процесс, вероятность макроскопического состояния (термодинамическая вероятность), КПД двигателя, цикл Карно, насыщенный и ненасыщенный пар, изотермы реального газа, критическая температура, абсолютная и относительная влажность воздуха, точка росы, удельная теплота парообразования /конденсации, парциальное давление водяного пара, поверхностная энергия, сила поверхностного натяжения, мениск, давление под искривленной поверхностью жидкости, высота поднятия жидкости в капилляре, кристаллические и аморфные тела, кристаллическая решетка, жидкие кристаллы, удельная теплота плавления, полиморфизм, анизотропия, фазовые переходы первого и второго рода, тройная точка, температурные коэффициенты линейного и объемного расширения, электрический заряд, элементарные частицы, электрическое поле, электростатическое поле, напряженность электрического поля, линии напряженности электрического поля, однородное поле, поверхностная плотность электрического заряда, объемная плотность электрического заряда, поток напряженности электрического поля, потенциальная энергия заряда в однородном электрическом поле, энергия взаимодействия точечных зарядов, потенциал электростатического поля, эквипотенциальные поверхности, электрическая емкость, емкость плоского конденсатора, энергия электрического поля, электрический ток, плотность тока, сила тока, напряжение проводника, сопротивление проводника, работа тока, мощность тока, электродвижущая сила (ЭДС), шунт к амперметру, добавочное сопротивление, проводники, диэлектрики, носители электрического заряда, электролитическая диссоциация, самостоятельный и несамостоятельный разряды, электронная эмиссия, вольт-амперная характеристика, диод, триод, электронно-лучевая трубка, донорные и акцепторные примеси, p-n-переход, магнитная индукция, поток магнитной индукции, линии магнитной индукции, сила Ампера, сила Лоренца, векторное произведение, радиационные пояса Земли, масс-спектрограф, вихревое электрическое поле, ЭДС индукции в движущихся проводниках, индукционный ток, индуктивность, энергия магнитного поля, магнитная проницаемость, намагниченность, спин электрона, домены, магнитный гистерезис, гармонические колебания, пружинный и математический маятники, период, частота, циклическая (круговая) частота, амплитуда, фаза гармонических колебаний, скорость и ускорение при гармонических колебаниях, спектр колебаний, собственная частота, переменный электрический ток, действующие значения силы тока и напряжения, мощность в цепи переменного тока, коэффициент мощности, обратная связь в генераторе на транзисторе, генератор переменного тока, трансформатор, коэффициент полезного действия трансформатора, трехфазный ток, асинхронный электродвигатель, поток излучения, относительная спектральная световая эффективность, сила света, точечный источник, освещенность, яркость, плоское зеркало, сферическое зеркало, фокус, мнимый фокус, фокальная плоскость, оптическая сила сферического зеркала, увеличение зеркала, главная оптическая ось, побочная оптическая ось, показатель преломления, предельный угол полного отражения, световод, тонкая линза, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, поперечные и продольные волны, плоская и сферическая волны, энергия волны, длина волны, скорость распространения волны, скорость звука, громкость и высота звука, тембр, волновая поверхность, луч, волновой фронт, инфразвук, ультразвук, когерентные волны, интерференционная картина, ток смещения, электромагнитная волна, вибратор Герца, скорость распространения электромагнитных волн, энергия электромагнитной волны, плотность потока электромагнитного излучения, детектирование, амплитудная модуляция, скорость света, монохроматическая волна, интерференционная и дифракционная картины, когерентные волны, зоны Френеля, векторные диаграммы, разрешающая способность оптических приборов, спектр излучения, интенсивность электромагнитного излучения, спектральные приборы, непрерывные и линейчатые спектры, спектральный и рентгеноструктурный анализ, ультрафиолетовое и инфракрасное излучения, рентгеновские лучи, собственное время, релятивистский импульс, масса покоя, энергия покоя, релятивистская кинетическая энергия, абсолютно черное тело, квант, фотон, энергия и импульс фотона, модель Томсона, планетарная модель атома, модель атома водорода по Бору, энергия ионизации, волны вероятности, лазер, индуцированное излучение, нелинейная оптика, альфа-, бета- и гамма-излучение, период полураспада, изотопы, нейтрон, протон, ядерные силы, сильное взаимодействие, виртуальные частицы, мезоны, нуклоны, энергия связи атомных ядер, удельная энергия связи, энергетический выход ядерных реакций, ядерный реактор, критическая масса, термоядерные реакции, доза излучения, античастица, позитрон, нейтрино, промежуточные бозоны, лептоны, адроны, барионы, мезоны, кварки, глюоны, определения астрономических /физических понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система отсчета, астрономическая единица, световой год, светимость звезд, планеты Солнечной системы, галактика;

-объяснять явления: поступательное движение; движение по окружности с постоянной по модулю скоростью; движение тела, брошенного под углом к горизонту; свободное падение тел; относительность движения, инерция, взаимодействие, всемирного тяготения, упругости, трения, невесомости и перегрузки, взаимодействие, равновесия твердого тела, вращательное движение, деформации твердых тел, давление в жидкостях и газах, полет тел, броуновское движение, взаимодействие молекул, тепловое равновесие, взаимодействие молекул, необратимость процессов в природе, испарение, конденсация, равновесие между жидкостью и газом, критическое состояние, кипение, сжижение газов, влажность воздуха, поверхностное натяжение, смачивание, капиллярные явления, плавление и отвердевание, изменение объема тела при плавлении и отвердевании, дефекты в кристаллах, тепловое линейное и объемное расширение, расширение воды, электризация тел, взаимодействие неподвижных электрических зарядов внутри однородного диэлектрика, электростатическая защита, поляризация диэлектрика, сопротивление, сверхпроводимость, электронная проводимость металлов, электрический ток в растворах и расплавах электролитов, электрический ток в газах, электрический ток в вакууме, электрический ток в полупроводниках, возникновение магнитного поля, магнитные взаимодействия, действие магнитного поля на проводник с током, действие магнитного поля на движущийся заряд, электромагнитная индукция, самоиндукция, парамагнетизм, диамагнетизм, ферромагнетизм, колебательное движение, свободные, затухающие и вынужденные колебания, резонанс, автоколебания, превращение энергии при гармонических колебаниях, возникновение электромагнитного поля, передача электромагнитных взаимодействий, поглощение, отражение, преломление, интерференция электромагнитных волн, распространение радиоволн, радиолокация, образование видеосигнала, прямолинейное распространение

света, отражение и преломление света, полное отражение света, рефракция света, мираж, аберрация, интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация света, излучение света (тепловое излучение, электролюминесценция, катодолюминесценция, хемилюминесценция, фотолюминесценция), относительность одновременности, относительность расстояний, относительность промежутков времени, равновесное тепловое излучение, фотоэффект, давление света, химическое действие света, запись и воспроизведение звука, излучение света атомом, корпускулярно-волновой дуализм, естественная и искусственная радиоактивность, слабое взаимодействие, взаимодействие кварков, возникновение приливов на Земле, солнечные и лунные затмения, явление метеора, существование хвостов комет, «разбегание» галактик, ;

-понимать смысл основных физических законов (принципов) уравнений: кинематические уравнения движения в векторной и скалярной формах для различных видов движения, преобразования Галилея, основное утверждение механики, законы Ньютона, принцип относительности в механике, закон всемирного тяготения, закон Гука, второй закон Ньютона для неинерциальной системы отсчета, теорема о движении центра масс, основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела, закон сохранения момента импульса, условия равновесия твердого тела, законы Гука, Паскаля и Архимеда, основные положения молекулярно-кинетической теории, газовые законы, уравнение состояния идеального газа, основное уравнение молекулярно-кинетической теории, законы термодинамики, принципы действия тепловой и холодильной машин, зависимость температуры кипения жидкости от давления, диаграмма равновесных состояний жидкости и газа, зависимость удельной теплоты парообразования от температуры, закон Кулона, принцип суперпозиции полей, связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов, зависимость емкости системы конденсаторов от типа их соединения, закон Ома для участка цепи, зависимость электрического сопротивления от температуры, закон Джоуля-Ленца, закономерности последовательного и параллельного соединений проводников, закон Ома для полной цепи, закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС, границы применимости закона Ома, закон электролиза, принцип суперпозиции, закон Ампера (в векторной и скалярной формах), формула для расчета силы Лоренца (в векторной и скалярной формах), правила определения направления сил Ампера и Лоренца, связь между скоростью света и магнитной и электрической постоянными, закон электромагнитной индукции, фундаментальное свойство электромагнитного поля (Дж. Максвелл), зависимость частоты и периода свободных колебаний от свойств системы, уравнения движения для груза, подвешенного на пружине, и математического маятника, уравнения движения для затухающих и вынужденных колебаний, закон сохранения энергии для гармонических колебаний, формула Томсона, закон Ома для цепи переменного тока, закон Ома для цепи переменного тока, мощность в цепи переменного тока, свободные и вынужденные электрические колебания, процессы в колебательном контуре, резистор в цепи переменного тока, катушка индуктивности в цепи переменного тока, емкость в цепи переменного тока, резонанс в электрической цепи, генерирование электрической энергии, выпрямление переменного тока, соединение потребителей электрической энергии, передача и распределение электрической энергии, волновой процесс, излучение звука, интерференция и дифракция волн, отражение и преломление волн, акустический резонанс, образование стоячей волны, музыкальные звуки и шумы, закон радиоактивного распада, правило смещения, смысл основных физических законов/принципов: сущность распада элементарных частиц, единая теория слабых и электромагнитных взаимодействий, смысл основных астрономических/физических законов/принципов/уравнений: гипотезы происхождения и развития Солнечной системы, закон Хаббла, уравнение бегущей волны, принцип Гюйгенса, условия максимума и минимума интерференции, закон преломления волн, связь между переменным электрическим и переменным магнитным полями, классическая теория излучения, принципы радиосвязи, закон освещенности, принцип Ферма, законы геометрической оптики, формула сферического зеркала и линзы, принципы построения изображений в сферическом зеркале и линзе, правило знаков при использовании формулы тонкой линзы, принцип Гюйгенса-Френеля, условия минимума и максимума интерференционной и дифракционной картин, электромагнитная теория света, механизм излучения света веществом, постулаты теории относительности, преобразования Лоренца, релятивистский закон сложения скоростей, зависимость массы от скорости, релятивистское уравнение движения, принцип соответствия, формула Эйнштейна, релятивистское соотношение между энергией и импульсом, гипотеза Планка, теория фотоэффекта, спектральные закономерности, постулаты Бора, гипотеза де Бройля, соотношение неопределенностей Гейзенберга, принцип Паули, периодическая система Менделеева, принцип действия лазеров;

-измерять: мгновенную скорость и ускорение при равномерном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности, массу, силу, силу всемирного тяготения, силу упругости, силу трения, вес тела, закон сохранения импульса, уравнение Мещерского, закон сохранения механической энергии, теорема об изменении кинетической энергии, уравнение изменения механической энергии под действием сил трения, центробежную силу;

-использовать полученные знания в повседневной жизни;

-уметь структурировать, систематизировать и обобщать физические знания в виде физической картины мира (например, в форме схематического изображения).

Срок реализации программы

2015-2016 учебный год

Количество часов всего: 204, в том числе в 10, 11 классах 102 учебных часа из расчета 3 часа в неделю.

Возраст детей, на которых рассчитана рабочая программа

10-11 класс

Диагностические методы и методики

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них:

  • устный или письменный опрос

  • карточки

  • краткая самостоятельная работа

  • практическая или лабораторная работа

  • тестовые задания

  • контрольная работа.

Помимо текущего контроля знаний существует итоговый и тематический контроль. Итоговый контроль планируется за каждую четверть (полугодие) и за год; тематический контроль по ключевым темам программы.

Механизм отслеживания результатов работы ребенка по программе всеми участниками образовательного процесса:

Итоговая оценка продуктивности работы ребенка автором программы;

Самооценка результативности программы самим ребенком-школьником

Условия реализации программы

а) материально - техническое оснащение кабинета,

б) методическое оснащение программы (научно-методическое обеспечение, дидактическое оснащение)

в) работа с родителями

Использование ИКТ-технологий при освоении детьми программы

демонстрация презентаций


Подпись _________________________

Дата заполнения паспорта программы_____________











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Основными документами, регламентирующими деятельность учителя физики в 2015 / 2016 учебном году, являются:

  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1«Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями)

  • Приказ министерства образования и науки Российской федерации "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

  • Приказ Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

  • Образовательная программа МБОУ КСОШ

  • Учебный план МБОУ КСОШ на 2015- 2016 учебный год

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по физике к комплекту учебников «Физика, 10-11» авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни. Авторы программы: В.С. Данюшкин, О.В. Коршунова / Авторы: П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов // Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы - М.: Просвещение, 2007 г

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Рабочая программа, составленная на основе примерной программы, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета.

В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.

Весь курс физики распределен по классам следующим образом:

- в 10 классе изучаются: физика и методы научного познания, механика, молекулярная физика, электродинамика (начало);

- в 11 классе изучаются: электродинамика (окончание), оптика, квантовая физика и элементы астрофизики, методы научного познания.

Общая характеристика учебного предмета

Физика является фундаментом естественнонаучного образования, естествознания и научно-технического процесса.

Физика как наука имеет своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Характерные для современной науки интеграционные тенденции привели к существенному расширению объекта физического исследования, включая космические явления (астрофизика), явления в недрах Земли и планет (геофизика), некоторые особенности явлений живого мира и свойства живых объектов (биофизика, молекулярная биология), информационные системы (полупроводники, лазерная и криогенная техника как основа ЭВМ). Физика стала теоретической основой современной техники и ее неотъемлемой составной частью. Этим определяются образовательное значение учебного предмета «Физика» и его содержательно-методические структуры:

  • Физические методы изучения природы.

  • Механика: кинематика, динамика, гидро-аэро-статика и динамика.

  • Молекулярная физика. Термодинамика.

  • Электростатика. Электродинамика.

  • Квантовая физика.

В аспектном плане физика рассматривает пространственно-временные формы существования материи в двух видах - вещества и поля, фундаментальные законы природы и современные физические теории, проблемы методологии естественнонаучного познания.

В объектном плане физика изучает различные уровни организации вещества: микроскопический - элементарный частицы, атом и ядро, молекулы; макроскопический - газ, жидкость, твердое тело, плазма, космические объекты как мегауровень. А также изучаются четыре типа взаимодействий (гравитационное, электромагнитное, сильное, слабое), свойства электромагнитного поля, включая оптические явления, обширная область технического применения физики.

Общими целями, стоящими перед курсом физики, является формирование и развитие у ученика научных знаний и умений, необходимых для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, быту, для продолжения образования.

Информация о внесенных изменениях в примерную или программу авторов - разработчиков и их обоснование

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего общего образования. В том числе в 10, 11 классах по 105 учебных часов из расчета 3 учебных часа в неделю.

Согласно школьного учебного плана на физику в 10, 11 классах отводится 204 учебных часа: 10, 11 классах - по 102 часа (3 часа в неделю).

Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся основной общей школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета.

В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.

Информация об используемом УМК (особенности его содержания и структуры)


  1. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание - М: Просвещение, 2011

  2. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин;под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание - М: Просвещение, 2011

  3. Физика. Задачник 10 - 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П.Рымкевич. - 15-е изд., стереотипное М.Дрофа, 2011

  4. О.Ф. Кабардин. Справочник школьника. Физика. Издательство «Астрель», Москва, 2003.

Интернет-ресурсы:

  1. www/class-fizika.narod.ru

  2. alleng.ru

  3. class-fizika.narod.ru

  4. school-collection.edu.ru


Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Школьным учебным планом на изучение физики в средней школе на базовом уровне отводится 204 часов. В том числе в 10 классе - 102 часов, в 11 классе - 102 учебных часов из расчета 3 учебных часа в неделю.

Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков


В данной программе используются следующие типы уроков:

  • урок изучения нового учебного материала;

  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • урок обобщения и систематизации;

  • комбинированный урок;

  • урок контроля знаний, умений и навыков;

  • урок коррекции знаний умений и навыков;

  • нестандартный урок (урок - игра, КВН, урок - конкурс и т.д. )

Виды и формы промежуточного, итогового контроля

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них:

  • устный или письменный опрос

  • карточки

  • краткая самостоятельная работа

  • практическая или лабораторная работа

  • тестовые задания

  • контрольная работа.

Помимо текущего контроля знаний существует итоговый и тематический контроль. Итоговый контроль планируется за каждую четверть (полугодие) и за год; тематический контроль по ключевым темам программы.

Требования к уровню подготовки обучающихся, выпускников

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Содержание учебного предмета

(204 часа)

10 класс, 102 часа, 3 часа в неделю

Введение (1час)

Физика и познание мира. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.

Механика (1 час)

Что такое механика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.

Кинематика (15 часов)

Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Векторные величины. Действия над векторами. Проекция вектора на ось. Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение равномерного прямолинейного движения точки. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Единица ускорения. Уравнения движения с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Движение тел. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Лабораторные работы

  • Изучение ускорения свободного падения.

  • Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Контрольная работа по теме «Кинематика»

Динамика (14 часов)

Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона. Сила. Связь между ускорением и силой. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике. Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Деформация и силы упругости. Закон Гука. Роль силы трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах.

Законы сохранения в механике (10 часов)

Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение. Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.

Лабораторные работы

  • Изучение закона сохранения механической энергии

Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике»

Молекулярная физика (26 часов)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Лабораторные работы

  • Опытная проверка закона Гей - Люссака.

Контрольная работа по теме «Основы МКТ. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы»

Контрольная работа по теме «Основы термодинамики»

Основы электродинамики (34 часа)

Электростатическое поле. Электрический заряд. Элементарный заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Электрический ток. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Сила тока. Работа тока. Напряжение. Мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Сопротивление последовательного и параллельного соединения проводников.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р-л-Переход.

Лабораторные работы

  • Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  • Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Контрольная работа по теме «Основы электростатики»

Контрольная работа по теме «Законы постоянного тока»

Контрольная работа по теме «Электрический ток в различных средах»

Резерв - 1 час

11 класс, 102 часа, 3 часа в неделю

Электродинамика (15 часов)

Магнитное поле. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток.

Электромагнитное поле. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитные колебания в колебательном контуре. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии. Идеи теории Максвелла. Электромагнитное поле.

Лабораторные работы.

  • Наблюдение действия магнитного поля на ток

  • Изучение явления электромагнитной индукции.

Контрольная работа по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

Колебания и волны (25 часов)

Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, частота, период, фаза колебаний. Свободные колебания. Вынужденные колебания. Автоколебания. Резонанс.

Волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Уравнение гармонической волны.

Электромагнитные колебания в колебательном контуре. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Радио. Телевидение.

Лабораторные работы

  • Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

Контрольная работа по теме «Механические и электромагнитные колебания»

Контрольная работа по теме «Механические и электромагнитные волны»

Оптика (24 часа)

Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Законы распространения света. Оптические приборы. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с Помощью линзы.

Лабораторные работы

  • Измерение показателя преломления стекла.

  • Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

  • Измерение длины световой волны

Контрольная работа по теме «Световые волны. Излучение и спектры»

Квантовая физика (19 часов)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Контрольная работа по теме «Световые кванты. Строение атома»

Контрольная работа по теме «Физика атомного ядра»

Астрономия (8 часов)

Видимое движение небесных тел. Законы движения планет. Система Земля-Луна. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. Солнце. Основные характеристики звезд. Внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности. Эволюция звезд: рождение, жизнь и смерть звезд. Млечный путь - наша Галактика. Галактики. Строение и эволюция Вселенной.

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества.

Повторение (резерв свободного учебного времени) - 11 часов

Результаты освоения курса

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

- знать: предмет и методы исследования физики; структуру физических теорий, метод научного познания, особенности изучения физики, определения физических понятий: средняя скорость, мгновенная скорость, среднее ускорение, радиус-вектор, тангенциальное, нормальное и полное ускорения, центростремительное ускорение, угловая скорость, материальная точка, модель в физике, инерциальная система отсчета, сила, масса, состояние системы тел, сила всемирного тяготения, инертная и гравитационная массы, первая космическая скорость, сила упругости, вес тела, силы трения, неинерциальная система отсчета, силы инерции, импульс, работа силы, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая (полная) энергия, замкнутая (изолированная) система, абсолютно твердое тело, центр масс, момент инерции, момент силы, момент импульса, угловое ускорение, внешние и внутренние силы, момент силы, центр тяжести, механическое напряжение, относительное и абсолютное удлинения, специфику статистической физики и термодинамики, количество вещества, молярная масса, : макроскопические и микроскопические тела, температура, равновесные и неравновесные процессы, идеальный газ, изотермический, изобарный и изохорный процессы, абсолютная температура, температура, средняя скорость движения молекул газа, средняя квадратичная скорость, средняя арифметическая скорость, число степеней свободы, внутренняя энергия идеального газа, работа в термодинамике, количество теплоты, теплоемкость, удельная теплоемкость, молярная теплоемкость, теплоемкости газов при постоянном объеме и постоянном давлении, необратимый процесс, адиабатный процесс, вероятность макроскопического состояния (термодинамическая вероятность), КПД двигателя, цикл Карно, насыщенный и ненасыщенный пар, изотермы реального газа, критическая температура, абсолютная и относительная влажность воздуха, точка росы, удельная теплота парообразования /конденсации, парциальное давление водяного пара, поверхностная энергия, сила поверхностного натяжения, мениск, давление под искривленной поверхностью жидкости, высота поднятия жидкости в капилляре, кристаллические и аморфные тела, кристаллическая решетка, жидкие кристаллы, удельная теплота плавления, полиморфизм, анизотропия, фазовые переходы первого и второго рода, тройная точка, температурные коэффициенты линейного и объемного расширения, электрический заряд, элементарные частицы, электрическое поле, электростатическое поле, напряженность электрического поля, линии напряженности электрического поля, однородное поле, поверхностная плотность электрического заряда, объемная плотность электрического заряда, поток напряженности электрического поля, потенциальная энергия заряда в однородном электрическом поле, энергия взаимодействия точечных зарядов, потенциал электростатического поля, эквипотенциальные поверхности, электрическая емкость, емкость плоского конденсатора, энергия электрического поля, электрический ток, плотность тока, сила тока, напряжение проводника, сопротивление проводника, работа тока, мощность тока, электродвижущая сила (ЭДС), шунт к амперметру, добавочное сопротивление, проводники, диэлектрики, носители электрического заряда, электролитическая диссоциация, самостоятельный и несамостоятельный разряды, электронная эмиссия, вольт-амперная характеристика, диод, триод, электронно-лучевая трубка, донорные и акцепторные примеси, p-n-переход, магнитная индукция, поток магнитной индукции, линии магнитной индукции, сила Ампера, сила Лоренца, векторное произведение, радиационные пояса Земли, масс-спектрограф, вихревое электрическое поле, ЭДС индукции в движущихся проводниках, индукционный ток, индуктивность, энергия магнитного поля, магнитная проницаемость, намагниченность, спин электрона, домены, магнитный гистерезис, гармонические колебания, пружинный и математический маятники, период, частота, циклическая (круговая) частота, амплитуда, фаза гармонических колебаний, скорость и ускорение при гармонических колебаниях, спектр колебаний, собственная частота, переменный электрический ток, действующие значения силы тока и напряжения, мощность в цепи переменного тока, коэффициент мощности, обратная связь в генераторе на транзисторе, генератор переменного тока, трансформатор, коэффициент полезного действия трансформатора, трехфазный ток, асинхронный электродвигатель, поток излучения, относительная спектральная световая эффективность, сила света, точечный источник, освещенность, яркость, плоское зеркало, сферическое зеркало, фокус, мнимый фокус, фокальная плоскость, оптическая сила сферического зеркала, увеличение зеркала, главная оптическая ось, побочная оптическая ось, показатель преломления, предельный угол полного отражения, световод, тонкая линза, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, поперечные и продольные волны, плоская и сферическая волны, энергия волны, длина волны, скорость распространения волны, скорость звука, громкость и высота звука, тембр, волновая поверхность, луч, волновой фронт, инфразвук, ультразвук, когерентные волны, интерференционная картина, ток смещения, электромагнитная волна, вибратор Герца, скорость распространения электромагнитных волн, энергия электромагнитной волны, плотность потока электромагнитного излучения, детектирование, амплитудная модуляция, скорость света, монохроматическая волна, интерференционная и дифракционная картины, когерентные волны, зоны Френеля, векторные диаграммы, разрешающая способность оптических приборов, спектр излучения, интенсивность электромагнитного излучения, спектральные приборы, непрерывные и линейчатые спектры, спектральный и рентгеноструктурный анализ, ультрафиолетовое и инфракрасное излучения, рентгеновские лучи, собственное время, релятивистский импульс, масса покоя, энергия покоя, релятивистская кинетическая энергия, абсолютно черное тело, квант, фотон, энергия и импульс фотона, модель Томсона, планетарная модель атома, модель атома водорода по Бору, энергия ионизации, волны вероятности, лазер, индуцированное излучение, нелинейная оптика, альфа-, бета- и гамма-излучение, период полураспада, изотопы, нейтрон, протон, ядерные силы, сильное взаимодействие, виртуальные частицы, мезоны, нуклоны, энергия связи атомных ядер, удельная энергия связи, энергетический выход ядерных реакций, ядерный реактор, критическая масса, термоядерные реакции, доза излучения, античастица, позитрон, нейтрино, промежуточные бозоны, лептоны, адроны, барионы, мезоны, кварки, глюоны, определения астрономических /физических понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система отсчета, астрономическая единица, световой год, светимость звезд, планеты Солнечной системы, галактика;

-объяснять явления: поступательное движение; движение по окружности с постоянной по модулю скоростью; движение тела, брошенного под углом к горизонту; свободное падение тел; относительность движения, инерция, взаимодействие, всемирного тяготения, упругости, трения, невесомости и перегрузки, взаимодействие, равновесия твердого тела, вращательное движение, деформации твердых тел, давление в жидкостях и газах, полет тел, броуновское движение, взаимодействие молекул, тепловое равновесие, взаимодействие молекул, необратимость процессов в природе, испарение, конденсация, равновесие между жидкостью и газом, критическое состояние, кипение, сжижение газов, влажность воздуха, поверхностное натяжение, смачивание, капиллярные явления, плавление и отвердевание, изменение объема тела при плавлении и отвердевании, дефекты в кристаллах, тепловое линейное и объемное расширение, расширение воды, электризация тел, взаимодействие неподвижных электрических зарядов внутри однородного диэлектрика, электростатическая защита, поляризация диэлектрика, сопротивление, сверхпроводимость, электронная проводимость металлов, электрический ток в растворах и расплавах электролитов, электрический ток в газах, электрический ток в вакууме, электрический ток в полупроводниках, возникновение магнитного поля, магнитные взаимодействия, действие магнитного поля на проводник с током, действие магнитного поля на движущийся заряд, электромагнитная индукция, самоиндукция, парамагнетизм, диамагнетизм, ферромагнетизм, колебательное движение, свободные, затухающие и вынужденные колебания, резонанс, автоколебания, превращение энергии при гармонических колебаниях, возникновение электромагнитного поля, передача электромагнитных взаимодействий, поглощение, отражение, преломление, интерференция электромагнитных волн, распространение радиоволн, радиолокация, образование видеосигнала, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, полное отражение света, рефракция света, мираж, аберрация, интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация света, излучение света (тепловое излучение, электролюминесценция, катодолюминесценция, хемилюминесценция, фотолюминесценция), относительность одновременности, относительность расстояний, относительность промежутков времени, равновесное тепловое излучение, фотоэффект, давление света, химическое действие света, запись и воспроизведение звука, излучение света атомом, корпускулярно-волновой дуализм, естественная и искусственная радиоактивность, слабое взаимодействие, взаимодействие кварков, возникновение приливов на Земле, солнечные и лунные затмения, явление метеора, существование хвостов комет, «разбегание» галактик, ;

-понимать смысл основных физических законов (принципов) уравнений: кинематические уравнения движения в векторной и скалярной формах для различных видов движения, преобразования Галилея, основное утверждение механики, законы Ньютона, принцип относительности в механике, закон всемирного тяготения, закон Гука, второй закон Ньютона для неинерциальной системы отсчета, теорема о движении центра масс, основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела, закон сохранения момента импульса, условия равновесия твердого тела, законы Гука, Паскаля и Архимеда, основные положения молекулярно-кинетической теории, газовые законы, уравнение состояния идеального газа, основное уравнение молекулярно-кинетической теории, законы термодинамики, принципы действия тепловой и холодильной машин, зависимость температуры кипения жидкости от давления, диаграмма равновесных состояний жидкости и газа, зависимость удельной теплоты парообразования от температуры, закон Кулона, принцип суперпозиции полей, связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов, зависимость емкости системы конденсаторов от типа их соединения, закон Ома для участка цепи, зависимость электрического сопротивления от температуры, закон Джоуля-Ленца, закономерности последовательного и параллельного соединений проводников, закон Ома для полной цепи, закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС, границы применимости закона Ома, закон электролиза, принцип суперпозиции, закон Ампера (в векторной и скалярной формах), формула для расчета силы Лоренца (в векторной и скалярной формах), правила определения направления сил Ампера и Лоренца, связь между скоростью света и магнитной и электрической постоянными, закон электромагнитной индукции, фундаментальное свойство электромагнитного поля (Дж. Максвелл), зависимость частоты и периода свободных колебаний от свойств системы, уравнения движения для груза, подвешенного на пружине, и математического маятника, уравнения движения для затухающих и вынужденных колебаний, закон сохранения энергии для гармонических колебаний, формула Томсона, закон Ома для цепи переменного тока, закон Ома для цепи переменного тока, мощность в цепи переменного тока, свободные и вынужденные электрические колебания, процессы в колебательном контуре, резистор в цепи переменного тока, катушка индуктивности в цепи переменного тока, емкость в цепи переменного тока, резонанс в электрической цепи, генерирование электрической энергии, выпрямление переменного тока, соединение потребителей электрической энергии, передача и распределение электрической энергии, волновой процесс, излучение звука, интерференция и дифракция волн, отражение и преломление волн, акустический резонанс, образование стоячей волны, музыкальные звуки и шумы, закон радиоактивного распада, правило смещения, смысл основных физических законов/принципов: сущность распада элементарных частиц, единая теория слабых и электромагнитных взаимодействий, смысл основных астрономических/физических законов/принципов/уравнений: гипотезы происхождения и развития Солнечной системы, закон Хаббла, уравнение бегущей волны, принцип Гюйгенса, условия максимума и минимума интерференции, закон преломления волн, связь между переменным электрическим и переменным магнитным полями, классическая теория излучения, принципы радиосвязи, закон освещенности, принцип Ферма, законы геометрической оптики, формула сферического зеркала и линзы, принципы построения изображений в сферическом зеркале и линзе, правило знаков при использовании формулы тонкой линзы, принцип Гюйгенса-Френеля, условия минимума и максимума интерференционной и дифракционной картин, электромагнитная теория света, механизм излучения света веществом, постулаты теории относительности, преобразования Лоренца, релятивистский закон сложения скоростей, зависимость массы от скорости, релятивистское уравнение движения, принцип соответствия, формула Эйнштейна, релятивистское соотношение между энергией и импульсом, гипотеза Планка, теория фотоэффекта, спектральные закономерности, постулаты Бора, гипотеза де Бройля, соотношение неопределенностей Гейзенберга, принцип Паули, периодическая система Менделеева, принцип действия лазеров;

-измерять: мгновенную скорость и ускорение при равномерном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности, массу, силу, силу всемирного тяготения, силу упругости, силу трения, вес тела, закон сохранения импульса, уравнение Мещерского, закон сохранения механической энергии, теорема об изменении кинетической энергии, уравнение изменения механической энергии под действием сил трения, центробежную силу;

-использовать полученные знания в повседневной жизни;

-уметь структурировать, систематизировать и обобщать физические знания в виде физической картины мира (например, в форме схематического изображения).

Национально-региональный компонент.

На национально - региональный компонент в 10, 11 классах отводится по 10 часов.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике


При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

  • признаки явления, по которым оно обнаруживается;

  • условия, при которых протекает явление;

  • связь данного явления с другими;

  • объяснение явления на основе научной теории;

  • примеры учета и использования его на практике;

о физических опытах:

  • цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

  • явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

  • определение понятия (величины);

  • формулы, связывающие данную величину с другими;

  • единицы физической величины;

  • способы измерения величины;

о законах:

  • формулировка и математическое выражение закона;

  • опыты, подтверждающие его справедливость;

  • примеры учета и применения на практике;

  • условия применимости (для старших классов);

о физических теориях:

  • опытное обоснование теории;

  • основные понятия, положения, законы, принципы;

  • основные следствия;

  • практические применения;

  • границы применимости (для старших классов);

о приборах, механизмах, машинах:

  • назначение; принцип действия и схема устройства;

  • применение и правила пользования прибором.

Физические измерения.

  • Определение цены деления и предела измерения прибора.

  • Определять абсолютную погрешность измерения прибора.

  • Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.

  • Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.

Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.

Оценке подлежат умения:

  • применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;

  • самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;

  • решать задачи на основе известных законов и формул;

  • пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

  • планировать проведение опыта;

  • собирать установку по схеме;

  • пользоваться измерительными приборами;

  • проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

  • составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

  • правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;

  • строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»' но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «З» ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.

Оценка лабораторных работ:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  • самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

  • в отчете правильно и аккуратно выполнял все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графика, вычисления;

  • правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки

Оценка «З» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

Контроль уровня достижений обучающихся.


Государственный стандарт обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках физики: «Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования… система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего)».

Система измерителей по физике представлена в форме традиционных устных опросов, письменных проверочных и самостоятельных работ, а также контрольных работ и в виде тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами. Все задания, независимо от их формы и от того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

Для проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по любой дисциплине используются следующие критерии: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей выше перечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них:

  • устный или письменный опрос

  • карточки

  • краткая самостоятельная работа

  • практическая или лабораторная работа

  • тестовые задания

  • контрольная работа.

Помимо текущего контроля знаний существует итоговый и тематический контроль. Итоговый контроль планируется за каждую четверть (полугодие) и за год; тематический контроль по ключевым темам программы.

В данной рабочей программе используются контрольно - измерительные материалы представленные в сборнике контрольных работ по физике для 7-11 классов : Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод, пособие / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. - М.: Дрофа, 1997

Учебно-методическое обеспечение


Учебники (автор, год издания, издательство)

Рабочая тетрадь

Методическое пособие для учителя

Дидактические материалы

Сборники контрольных и тестовых работ

1. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание - М: Просвещение, 2011

2. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин;под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание - М: Просвещение, 2011

Нет




Нет

Физика, 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова, Е.В. Шаронина; под ред. Е.М. Гутник. М.: Дрофа, 2005

Физика, 8 кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова, Е.В. Шаронина; под ред. Е.М. Гутник. М.: Дрофа, 2005

Физика, 9 кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 9 класс»/ Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова, Е.В. Шаронина; под ред. Е.М. Гутник. М.: Дрофа, 2005

Физика. Задачник 10 - 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П.Рымкевич. - 15-е изд., стереотипное М.Дрофа, 2011

Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод, пособие / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. - М.: Дрофа, 1997


Материально-техническое обеспечение


№ п/п

Средства

Перечень средств

Учебно-лабораторное оборудование и приборы

Комплекты оборудования, необходимые для проведения лабораторных работ

Технические и электронные средства обучения и контроля

нет

Цифровые образовательные ресурсы

www/class-fizika.narod.ru

proshkolu.ru

alleng.ru

class-fizika.narod.ru

school-collection.edu.ru


Список литературы


  1. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание - М: Просвещение, 2011

  2. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин;под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание - М: Просвещение, 2011

  3. Физика. Задачник 10 - 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П.Рымкевич. - 15-е изд., стереотипное М.Дрофа, 2011

  4. О.Ф. Кабардин. Справочник школьника. Физика. Издательство «Астрель», Москва, 2003.

  5. Физика, 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова, Е.В. Шаронина; под ред. Е.М. Гутник. М.: Дрофа, 2005

  6. Физика, 8 кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова, Е.В. Шаронина; под ред. Е.М. Гутник. М.: Дрофа, 2005

  7. Физика, 9 кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 9 класс»/ Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова, Е.В. Шаронина; под ред. Е.М. Гутник. М.: Дрофа, 2005

  8. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод, пособие / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. - М.: Дрофа, 1997














Лист коррекции учебной программы



Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Реквизиты протокола заседания ШМО

Согласовано с заместителем директора по УВР (дата, подпись, расшифровка подписи

Реквизиты протокола педсовета

Реквизиты приказа о внесении изменений, дополнений








































© 2010-2022