Технологическая карта урока по теме Электрическое сопротивление

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: физика.

Класс: 8.

Тема урока: «Электрическое сопротивление» Учебник: Физика 8 кл. А.В.Перышкин, М.: Дрофа.

Тип урока: урок введения нового материала.

Цель урока: формирование первоначальных представлений учащихся о понятии «электрическое сопротивление» и понимания необходимости его освоения для использования на практике.

Задачи урока:

- обучающие задачи урока:

  1. сформировать первоначальные представления учащихся об особенностях различных проводников по-разному влиять на силу электрического тока;

  2. работать над формированием знаний о новой физической величине «электрическое сопротивление» и его зависимости от параметров проводника (длины проводника, площади поперечного сечения и материала, из которого изготовлен проводник);

  3. развивать умения учащихся объяснять наличие электрического сопротивления проводников на основании электронных представлений о строении вещества;

-развивающие задачи:

  1. работать над формированием исследовательских компетенций учащихся путем организации фронтального мини-исследования;

  2. работать над развитием навыков анализа результатов экспериментальной деятельности, полученных различными экспериментаторами;

  3. формировать умения делать выводы на основе проведенного анализа;

  4. развивать навыки сотрудничества учащихся;

  5. работать над формированием коммуникативных компетенций учащихся;

-воспитательные задачи урока:

  1. работать над правильным восприятием цикла научного познания через проведение демонстрационного эксперимента , создать условия для развития самостоятельности учащихся;

  2. формировать представления учащихся о практическом применении знаний об электрическом сопротивлении на практике;

  3. развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Формы работы учащихся:

  • беседа;

  • исследовательская самостоятельная работа

  • коллективное обсуждение результатов экспериментов;

  • самостоятельная работа

Методы обучения, используемые на уроке:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические.

Необходимое оборудование:

Демонстрационное оборудование:

  • источник питания ВС-24М;

  • вольтметр демонстрационный;

  • амперметр демонстрационный;

  • ключ;

  • реостат 15 Ом, 5 А;

  • магазин сопротивлений;

  • соединительные провода;

Средства ИКТ:

  • ПК (для учителя);

  • видеопроектор;

  • интерактивная доска;


Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Времямин

1

Организационный момент.

Приветствуют учителя.

Приветствует учащихся.

1

2

Повторение ранее изученного материала.

Вопросы учителя по темам предыдущих занятий, необходимых для изучения нового материала.

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении решения качественных задач, предложенных учителем.

Задает вопросы учащимся и предлагает для обсуждения качественные задачи.

3

3

Постановка учебной задачи.

демонстрационный эксперимент:

Наблюдают за выполнением эксперимента. Фиксируют результаты эксперимента. Участвуют в коллективном обсуждении результатов.

Выдвигают предположения по объяснению результатов. Делают выводы. Фиксируют схему эксперимента и вывод в тетради.

Формулируют цель урока.

Выполняет демонстрационный эксперимент. Задает наводящие вопросы учащимся, стимулирующие активную умственную деятельность. Предлагает объяснить результаты эксперимента и сделать выводы.

Предлагает поставить цель урока.

5

4

Основной этап введения нового материала.

Рассказ учителя.

Слушают объяснение учителя. Фиксируют основную информацию в тетрадь.

Работают с лабораторным оборудованием. Анализируют результаты эксперимента. Участвуют в коллективном обсуждении результатов. Делают выводы. Фиксируют выводы в рабочей тетради.

Объясняет новый материал.

Предлагает учащимся экспериментальную работу. Проанализировать результаты эксперимента и сделать выводы.

20

5

Этап первичного освоения знаний.

задачи

Знакомятся с заданием. Задают вопросы учителю. Выполняют задание. Делятся результатами выполнения. Участвуют в обсуждении затруднений.

Отвечает на вопросы учащихся. Организовывает коллективное обсуждение результатов выполнения заданий с дальнейшей корректировкой.

4

6

Этап закрепления полученного материала.

Тест

Выполняют предложенное задание.

Предлагает учащимся выполнение практического модуля, для решения которого необходимы новые знания.

5

7

Заключительный этап. Рефлексия.

Выводы по уроку.

Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения. Корректируют выдвинутые предположения по результатам первичного эксперимента. Формулируют выводы.

Отслеживает правильность формулировки выводов. Корректирует содержание выводов.

4

8

Формулировка домашнего задания.

Воспринимают информацию по домашнему заданию. Определяются с содержанием домашнего задания.

Предлагает на выбор задание на дом.

3

Структура урока

Этап урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к занятию.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку (наличие тетради, учебника, задачника, технических средств).

2

Подготовка к основному этапу.

Дает задание учащимся:

Работа интерактивной доской

(на установление соответствия)

- определение силы тока

- прибор для измерения напряжения

- формула для измерения напряжения

- определение напряжения

- обозначение напряжения

- обозначение силы тока

- название прибора для измерения силы тока

- формула для расчета силы тока

- обозначение сопротивления

- формула для расчета сопротивления

Слушают формулировку задания.

Работают с интерактивной доской

3

Постановка учебной задачи.







визуально сравнить две лампочки, использовавшиеся в опыте.

1.Предлагает вниманию учащихся следующий эксперимент:

Технологическая карта урока по теме Электрическое сопротивление

Акцентирует внимание на том, что лампочки вкручиваются в настольную лампу при одинаковом напряжении, однако при этом мы получаем разное количество тепла и света.

2.Предлагает объяснить результат эксперимента и вспомнить, не проявляется ли такая же ситуация у каждого дома.


3.Дает задание паре учащихся


4.Задаёт вопрос: «Какую цель на уроке мы должны поставить, исходя из результатов наших наблюдений и рассуждений? Какие задачи необходимо решить?».

1.Наблюдают за действиями учителя.




2.Делятся своими предположениями для объяснения наблюдаемого явления и приводят примеры проявления в быту (с учетом своего жизненного опыта). Предполагаемое объяснение «Лампочки дают разное количество тепла и света из-за различия в нити накаливания».

3. Пара учащихся рассматривает предложенные лампочки и приходит к выводу, что нити накала действительно представляют собой разные проводники.

4.Предлагают различные варианты и приходят к следующей формулировке: выяснить от чего зависит сопротивление проводника, по какой формуле рассчитывается».

4

Основной этап введения нового материала.

1.Изучение электрического сопротивления проводника от его длины..

2. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от площади поперечного сечения.

3.Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его материала.


Выяснитм, от чего зависит характеристика проводника, влияющая на ограничение силы тока.».

Предлагает учащимся самостоятельно решить поставленную задачу, сделать выводы и поделиться выводами со всем классом.



Корректирует формулировку выводов.


2.Сообщает: «В ходе выполнения задания вы пришли к выводу, что сопротивление зависит от материала, из которого изготовлен проводник. Для того, чтобы характеризовать материал по способности ограничивать силу тока в электрических цепях вводят такое понятие как «удельное сопротивление» (обозначение «ρ»). Для каждого вещества определено значение удельного сопротивления. С учетом сделанных вами выводов привожу формулу расчета электрического сопротвления: R=ρ*l/S.»

3.Просит учащихся проанализировать формулу и установить ее соответствие со сделанными выводами.

4.Предлагает из формулы расчета сопротивления выразить удельное сопротивление и установить единицы измерения.

5.Формулирует понятие и физический смысл удельного сопротивления.

6.Предлагает учащимся поработать с таблицей удельного сопротивления некоторых веществ и ответить на вопросы:

1.В каких единицах измерения представлены значения удельного сопротивления в таблице?

2.Какое вещество имеет наибольшее удельное сопротивление?

3.Какое вещество имеет наименьшее удельное сопротивление?

4.Почему провода линий электропередач

не изготовляют из золота и серебра, ведь у них малое значение удельного сопротивления?

5.Какое вещество используется в прводах линий электропередач? Почему?

6.Чему равно удельное сопротивление никелина? Что означает эта запись в таблице?

7.Чему равно удельное сопротивление железа? Что означает эта запись?

7.Задает вопрос: «Как можно объяснить наличие сопротивления проводников? Почему у различных веществ удельное сопротивление разное?».

Корректирует ответы учащихся, используя при необходимости наводящие вопросы, и подводит к грамотному объяснению наличия электрического сопротивления проводников с точки зрения электронной теории.

1.Слушают рекомендации учителя для выполнения практического задания.

Выполняют три по группам. Делают выводы по результатам выполнения каждого задания в отдельности.

Обобщают результаты трех экспериментов и формулируют общий вывод. Фиксируют вывод в тетради: «Сопротивление проводника зависит от длины проводника, площади его поперечного сечения и материала. Чем больше длина проводника, тем больше сопротивление. Чем больше площадь поперечного сечения, тем меньше сопротивление». (Или «Сопротивление проводника прямо пропорционально длине проводника и обратно пропорционально площади поперечного сечения»).


2.Слушают объяснение учителя и выполняют записи в тетрадях.



3.Анализируют формулу и убеждаются в правильности сделанных выводов.

4.Устанавливают единицы измерения удельного сопротивления.

5.Воспринимают информацию.

6.Работают с таблицей удельного сопротивления (учебник) и отвечают на вопросы учителя.





7.Отвечают на вопросы учителя.

5

Этап первичного освоения знаний.

Удельное электрическое сопротивление веществ.

1.Дает задание учащимся по работе с тестом для первичной диагностики уровня освоения знаний.

Отвечает на вопросы учащихся по разъяснению правил выполнения работы.

2.Определяет успешность выполнения задания. Интересуется возникшими трудностями. Определяет задания, с которыми учащиеся не смогли справиться.

3.Организует работу учащихся по демонстрации верных решений заданий.

1.Слушают рекомендации учителя по выполнению задания.

Задают организационные вопросы учителю.

Выполняют практическое задание.

2.Сообщают, какие задания теста вызвали затруднения.

3.Объясняют решение заданий.

6

Этап закрепления полученного материала.

Расчет электрического сопротивления.

1.Предлагает учащимся для закрепления нового материала выполнение практического модуля, для решения которого необходимы новые знания (для сильных учащихся тестирование из 9 вопросов, для слабых учащихся - три расчетных задачи).

2.Определяет успешность выполнения заданий. Фиксирует результаты. Отмечает (для себя) учащихся, которые наиболее (наименее) успешно справились с заданием.

1.Выполняют задание.


2.Сообщают результаты учителю.

7

Заключительный этап. Рефлексия.

Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения, объяснить результаты эксперимента, поставленного в начале урока с использованием новой терминологии, сделать выводы.

Сообщает оценки за урок.

Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения. Корректируют выдвинутые предположения по результатам первичного эксперимента. Формулируют выводы.

Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний.

8

Формулировка домашнего задания.

Сообщает учащимся домашнее задание:

1.§43,45;

Записывают в дневниках домашнее задание.


© 2010-2022