Программа внеурочной деятельности Занимательная физика 6 класс

Раздел Физика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-гимназия №16 города Орла



Утверждаю

Директор__________В.В.Гуров

приказ № 136 от 31.08.2015г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Занимательная физика»







возраст: 6 класс

срок реализации: 1 год

Архипова

Елена Александровна,

учитель физики









Орел 2015

Пояснительная записка

Целенаправленная внеурочная деятельность создает возможность для дифференцированного и вариативного образования, позволяет реализовать маршруты индивидуального развития в соответствии с потребностями обучающегося. Изучение физики в гимназии составляет неотъемлемую часть среднего образования. Место курса физики в школьном образовании определяется решающим влиянием на развитие всех естественнонаучных дисциплин, поэтому обучение физике должно служить в первую очередь целям развития, образования и воспитания полноценной гармоничной личности, способной ориентироваться в окружающем мире, подготовки к активной и безопасной жизни в обществе, сформировать и поддерживать познавательный интерес.

Наблюдения за младшими школьниками позволяют высказать предположение о том, что именно разнообразные явления природы вызывают у них самый неподдельный интерес. Большинство вопросов, которые они задают родителям и учителям, касаются природных явлений. Более того, учащиеся уже в возрасте 10-11 лет готовы к тому, чтобы на качественном уровне понять многие из тех явлений природы, изучать которые им предстоит в старших классах, когда интерес к ним уже будет замещен интересом к другим проблемам или утрачен вовсе.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная физика» учитывает возрастные особенности, развивает внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, логическое и критическое мышление, умение грамотно и адекватно выражать свои мысли, описывать явления, выдвигать гипотезы, объяснять явления окружающего мира с помощью физических моделей.

Методологическая основа программы базируется на личностно-ориентированном подходе с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Основополагающие принципы обучения:

  • Здоровьесбережение;

  • Преемственность в обучении;

  • Интеграция с другими предметами;

  • Научность.

Цель: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в области естествознания, приучение к научному познанию мира, развитие у обучающихся интереса к изучению физики и подготовка их к систематическому, углублённому изучению курса физики.

Задачи образовательные: способствовать формированию первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных), знакомить обучающихся с простейшими механизмами и увлекательно-познавательными опытами, в основе которых лежат физические законы. Раскрыть закономерности наблюдаемых явлений, их практическое применение.

Задачи развивающие: развивать внимание, умение наблюдать физические явления, проводить простейшие естественнонаучные эксперименты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

Задачи воспитательные: способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты:

повышение познавательного интереса учащихся к изучению физики;

активное участие в конкурсах, исследовательской работе, проектной деятельности, участие в неделе науки и всероссийском конкурсе «МИФ-2016»

Мониторинг отслеживания освоения программы базируется:

на методах психолого-педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, собеседование);

методе контроля и самоконтроля выполнения практических работ, исследовательских работ, проектной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная физика» носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами, как биология, основы безопасности жизнедеятельности, химия, физическая культура, астрономия.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 6 классов рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО».

  • Основная образовательная программа гимназии. (Основная школа).

Актуальность

Исходя из идеи непрерывности естественно-научного образования и ориентируясь на структуру содержания школьного обучения физике, данный курс выполняет роль ранней пропедевтики и позволяет реализовать принцип развивающего обучения на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет реализовать развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

У многих учащихся к началу изучения физики (7 класс) отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой. Именно поэтому большое значение имеет вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предмету. При работе с учащимися по этой программе предполагается использование современных педагогических технологий, адекватных возрасту учащихся и направленных на развитие общеучебных и информационно-коммуникативных умений, творческого потенциала школьников и способности адаптироваться в современном им социуме.

Новизна

Изложение курса внеурочной деятельности ведётся нетрадиционно - видеосюжеты, презентации, эксперимент являются основными средствами подачи материала. Много внимания уделено фронтальному эксперименту. Экспериментальная часть программы базируется на использовании исследовательского метода, что позволяет развивать мыслительную деятельность обучающихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.)

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане

Образовательная деятельность и учебное сотрудничество в ходе изучения курса служит достижению целей личностного и социального развития обучающихся. В ходе его изучения они вовлекаются во все этапы научного познания: от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез и экспериментальной проверки теоретических выводов.

Курс знакомит учащихся с многочисленными явлениями физики через наблюдения, эксперименты, игровые ситуации. Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от микромира к макромиру. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания учащихся об объектах природы и явлениях, происходящих в ней.

Изучение курса позволяет подготовиться к сознательному усвоению систематического курса физики в 7-9 классах. Если в 6 классах будет заложена база, то в 7-9 классах больше времени может быть отведено на изучение языка физики, математической интерпретации фундаментальных законов и решение задач.

Режим занятий - одно занятие в неделю, всего 34 занятия.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Средствами реализации программы курса является:

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в практическую деятельность

  • стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий

  • использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего учащимся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания

  • проведение на занятиях занимательных опытов, что значительно усиливает интерес учеников

№ п/п

Тема занятия

кол-во

часов

форма

занятия

1

Рассказы о физиках. Люди науки

1

теория

2

Познание природы. Как это все началось и почему не кончилось?

1

теория

3

Мир живого

1

практика

4

Загадочное вещество - вода

1

теория

5

Роль воды в жизни человека.

1

практика

6

Неньютоновская жидкость

1

практика

7

Сухая вода

1

практика

8

Жидкие кристаллы

1

теория

9

Практическая работа «Определение плотности природных материалов».

1

практика

10

Симметрия и энергетика кристаллов. Исследовательская работа «Выращивание кристалла поваренной соли» (защита работы на «МИФ-2016»)

1

итоговая работа

11

Земля-физическое тело

1

теория

12

Маятник. Измерение времени

1

практика

13

Туман и роса. Дождь и снег

1

теория

14

Можно ли управлять погодой?

1

практика

15

Сочинение «Путешествие снежинки».

1

итоговая работа

16

Свет и живые организмы

1

теория

17

Зрительные иллюзии

1

практика

18

Свечение живых организмов

1

практика

19

Исследовательская работа «Иллюзии в нашей жизни» (защита работ на Неделе науки)

1

итоговая работа

20

Время и его измерение. Календарь

1

теория

21

Великие астрономы

1

теория

22

Строение солнечной системы.

1

практика

23

Звезды и галактики близкие и далекие

1

теория

24

Луна - естественный спутник Земли

1

теория

25

Космические путешествия на Марс.

1

теория

26

Звездное небо. Созвездия

1

практика

27

Астероиды. Кометы. «Звездопады»

1

теория

28

Проекты «Астрофизика и космология»

1

итоговая работа

29

Электричество в живых организмах

1

теория

30

Короткое замыкание

1

практика

31

Стремителен молнии бег

1

практика

32

Практическая работа «Механическое действие тока. Химическое действие тока.»

1

итоговая работа

33

Мир звуков и красок

1

теория

34

Девятый вал

1

практика

Итого

34

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


  • аудиоматериалы и видеотехника

  • интерактивная доска

  • демонстрационный материал

  • лабораторное оборудование

  • материально-техническое оснащение для творчества обучающихся и оформления исследовательских работ и проектов

  • канцелярские принадлежности

Литература, используемая учащимися

Основная:

  1. Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч)

  2. М.И. Блудов «Беседы по физике»

  3. М.Н.Алексеева «Физика-юным»

  4. А.С. Енохович « Справочник по физике и технике»

Дополнительная:

  1. слайдовые презентации учителя

  2. электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

7-8 класс

  1. видеоматериалы портала «ИНФО-УРОК»

Литература, используемая учителем

Основная:

  1. Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч)

  2. М.И Блудов «Беседы по физике»

  3. М.Н.Алексеева «Физика-юным»

  4. Б.Ф.Билимович «Световые явления вокруг нас»

  5. М.Б.Беркинблит, Е.Г.Глагольева «Электричество в живых организмах»

  6. Б.И.Иванов «Этюды о физике»

  7. Ф.Бублейников «Земля и маятник»

  8. С.А.Пикин, Л.М.Блинов «Жидкие кристаллы»

  9. журнал «Физика», издательский дом «Первое сентября»

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

Учащиеся должны знать: строение молекул и атомов, различные состояния вещества, основные тепловые явления, тепловое расширение тел; что такое волны, поперечные и продольные волны, как регистрируют волны, роль звука в жизни человека, как записать звук; происхождение молнии и грома, способы защиты от молнии, тепловое действие тока и его применение в быту; принципы радиосвязи; природу света, природу миражей, органы зрения человека и животных, основы гигиены зрения.

Учащиеся должны уметь: формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты, объяснять внутреннее строение тел, выращивать кристаллы (поваренной соли или медного купороса), объяснять, как возникает звук, как устроены музыкальные инструменты, объяснять принцип записи и воспроизведения звука; наэлектризовывать различные тела и демонстрировать взаимодействие электрических зарядов, защищаться от молнии в полевых условиях.

Ожидаемый результат:

  • проявление интереса к предметам естественно-математического цикла

  • понимание целостности окружающего мира при изучении физики

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде

  • расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В процессе обучения у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами освоения курса внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций:

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога

Метапредметными результатами освоения курса внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя

  • проговаривать последовательность действий на занятии

  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением)

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений)

  • уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (танцевальные минутки, гимнастика для глаз и т.д.).

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)

  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога)

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в гимназии и следовать им

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) (средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах)

  • привлечение родителей к совместной деятельности

Оздоровительные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

  • осознание учащимися тесной связи человека с законами природы, необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья

  • социальная адаптация детей, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром

  • умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Программа внеурочной деятельности Занимательная физика 6 класс

© 2010-2022