Использование современных средств обучения на уроках физики

Использование современных средств обучения на уроках физики из педагогического опыта учителя физики Марашовой Динары Айсеевны Физика наряду с математикой, биологией, химией играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории  и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Физика является научной основой современной техники. Электротехника, автоматика, радиометрия и многие другие отрасли техники развивались из соответству...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование современных средств обучения на уроках физики

из педагогического опыта учителя физики Марашовой Динары Айсеевны

Физика наряду с математикой, биологией, химией играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Физика является научной основой современной техники. Электротехника, автоматика, радиометрия и многие другие отрасли техники развивались из соответствующих разделов физики.

В процессе преподавания физики представляется возможным знакомить учащихся с важнейшими применениями физики в промышленности и сельском хозяйстве, на транспорте и в медицине, дать понятие об автоматике, формировать навыки в обращении с измерительными приборами и инструментами, широко применяемыми на практике. Это имеет большое значение для подготовки учащихся к общественно полезному труду.

Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением, у них формируется убеждение в материальности мира. Знакомясь с историей развития физики, учащиеся начинают понимать, как человек, опираясь на научные знания, преобразует окружающую действительность. Всё это имеет важное значение для формирования у учащихся научного диалектико-материалистического мировоззрения.

Изучение физических теорий и законов, установление причинно-следственных связей между явлениями, применение теоретических знаний к решению конкретных задач играют большую роль в развитии логического мышления учащихся, их познавательных способностей

Система работы Марашовой Динары Айсеевны, направленная на применение информационных технологий на уроках физики, позволяет - первая возможность: индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать общеучебные навыки и умения. В современной школе, осуществляющей массовое обучение, учитель вынужден работать одновременно с 25 учащимися, обладающими неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами. Компьютер позволяет каждому учащемуся работать самостоятельно, уровень обученности слабых учащихся при этом поднимается; не оказываются запущенными и сильные ученики. Вторая возможность, которая появляется при использовании информационных технологий - развитие самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, осознанно (не копируя решения на доске или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.

Третья возможность - использование компьютера для освобождения учащихся от рутинных операций при решении задач или выполнении лабораторных работ (вычислений, перевода величин в одну систему единиц и т. п.).

Четвертая возможность - моделирование на компьютере некоторых физических процессов и явлений, например свободного падения тел, поведение газа при изменении давления, температуры и т. д. Такие модели помогают глубже осознать физическую сущность явления.

В последнее время Динара Айсеевна начала использовать на уроках интерактивную доску, которая вызывает у учащихся активный познавательный интерес к изучению физики. Интерактивная доска позволяет включить в активную работу с компьютерной программой уже весь класс в целом и каждого ребёнка в отдельности. Это увеличивает эффективность использования компьютерных технологий для решения поставленных перед уроком задач. Причём программы, которые идут в комплекте с самой доской, ориентированы именно на развитие познавательного интереса учащихся к предмету.

В своей практике Динара Айсеевна использует имеющиеся базы электронных уроков. Существует огромное число готовых программных продуктов, которые могут быть использованы учителями-предметниками при проведении современных уроков с применением новых информационных технологий. Подобные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении предметов естественно- математического цикла, активизировать их познавательную деятельность, формировать общее мировоззрение на научном уровне. Причём, подобные программы могут быть использованы как в полном предложенном объёме, так и моделироваться учителем под конкретный урок и конкретные задачи. Для себя из всего многообразия учебных электронных программ она выделила несколько программ, которыми активно пользуется. Это следующие программы:

Компакт-диск «Уроки физики Кирилла и Мефодия», Москва.

«Уроки физики Кирилла и Мефодия» могут быть использован в учебном процессе следующим образом:

- самостоятельная подготовка учащихся (изучение конспектов, просмотр видеозаписей, проведение практических работ);

- демонстрация с помощью мультимедиа-проектора на экране (показ видеозаписей, интерактивных моделей и анимации);

-классные лабораторные работы (с помощью мобильного компьютерного класса);

-проведение электронной аттестации учащихся;

-подготовка материалов для проведения контрольной работы;

-выполнение учащимися проектов под руководством учителя или самостоятельно.

Учитель старается не придерживаться какой-то одной программы. Готовясь к уроку, она пытается выбрать из разных дисков наиболее интересные фрагменты, которые наиболее полно решают учебные задачи конкретного урока.

Много полезной информации при подготовке к урокам она берёт из материалов образовательного сайта «Физика.ru» (www_fizika_ru.htm).

Применение информационных технологий повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации, выполнение сложных графиков, таблиц и т. д.).

Использование информационных технологий на уроках физики способствует:

- реализации межпредметных связей физики с другими учебными предметами;

- проведению предметных тестирований и диагностик;

- выполнению реферативных, творческих и других работ с использованием информационных технологий;

- поиску и обработке информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;

- использованию электронных таблиц для решения задач;

- проведению научных конференций, созданию презентаций;

- использованию мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;

- проведению виртуальных практикумов и лабораторных работ.

Использование информационных технологий позволяет учителю:

- повышать уровень профессиональной культуры;

- снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования;

- развивать плодотворное сотрудничество с учащимися;

- повышать уровень функциональной грамотности в сфере информационных технологий;

- перейти от роли учителя-транслятора знаний к роли учителя-тьютора;

-самореализоваться;

- повысить авторитет среди учащихся, коллег.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

Уроки с использованием мультимедийных технологий очень нравятся детям, они активизируют их интерес к изучению предмета. Но здесь есть один подводный камень, о котором учитель всегда помнит. При всех видимых плюсах данной методики работы, при всех её преимуществах, необходимо помнить одну старую, давно известную истину: всё хорошо в меру. Нельзя переусердствовать. Материал, излагаемый с использованием новых технологий, должен быть строго дозирован. Нельзя убить эффект новизны и необычности. Задача учителя - сделать так, чтобы поддержать интерес детей к подобной форме работы.

Достижение высокой эффективности учебного процесса - нелёгкая задача для каждого школьного преподавателя. Успешное решение этой задачи определяет уровень его мастерства. Не всегда достаточно заинтересовать учащихся содержанием предмета. Необходимо создать такие условия, при которых полноценное усвоение основ научных знаний было бы доступно каждому ребенку, способствовало развитию когнитивных функций мозга, опиралось на все психические качества, участвующие в обучении, поддавалось контролю со стороны учителя. Для преподавателей школьных предметов естественнонаучного цикла эта задача усложняется тем, что нужно добиваться глубокого понимания учащимися законов и процессов, изучаемых в рамках общепринятой учебной программы. В этом случае использование технических средств, таких, как компьютер, видеомагнитофон, интерактивная доска, может быть весьма эффективным.

Развитие новых информационных технологий существенно расширяет возможности учителя в преподавании предмета, позволяет проникнуть глубже в суть рассматриваемых явлений.

Персональный компьютер превратился в эпоху Интернета из средства производства информации в средство доступа к ней. И его использование в образовании просто провоцирует учителя и ученика на творчество и новаторство, даёт возможность перейти к более эффективным формам обучения.

Динара Айсеевна Марашова в своей работе применяет следующие формы организации учебных занятий с использованием информационных технологий.

Урок-объяснение нового материала.

Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям.

Существует несколько вариантов использования реальных физических экспериментов и показа компьютерных экспериментов, интерактивных моделей и видеофрагментов. Видеофильмы, интерактивные модели, пошаговые анимации позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии, поэтому являются важнейшими средствами иллюстрации объяснения учителя. Именно с их помощью можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения, квантование электронных орбит исторические и фундаментальные опыты и др.

Лабораторные работы.

Для проведения такого урока необходимо, прежде всего, разработать соответствующие раздаточные материалы, то есть бланки лабораторных работ. Задания следует расположить по мере возрастания их сложности. Вначале имеет смысл предложить простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого характера .

Появляется возможность выполнить работу в виртуальной лаборатории путем выбора различных начальных параметров.

Использование на уроке мобильного компьютерного класса позволяет существенно сократить время выполнения и проверки лабораторной работы. Ребята заносят результаты измерений в готовые таблицы, производя подсчет сразу в компьютере. В оставшееся время можно поработать над задачами, условия которых занесены в компьютер, и затем произвести проверку и сравнить свое решение с правильным решением, предложенным специальной компьютерной программой.

При планировании уроков необходимо учитывать специфику технических условий, в которых будет проходить урок, то есть, сколько компьютеров в классе: один или это полноценный компьютерный класс? Именно от этого и будет зависеть, ограничиться ли показом видеофрагмента и интерактивного эксперимента для всего класса через видеопроектор, или имеется возможность полноценной работы с тестирующим комплексом, лабораторными компьютерными работами, виртуальными моделирующими средами

Урок закрепления знаний.

Можно предложить учащимся для самостоятельного решения в классе или дома задачи, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты.

Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случая приближает её по характеру к научному исследованию.

В результате, на этапе закрепления знаний многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютер. Составленные школьниками задачи можно использовать в классной работе или предложить остальным учащимся для самостоятельной проработки в виде домашнего задания .

Урок обобщения и систематизации знаний - исследование.

Учащимся предлагается на этапе обобщения и систематизации нового учебного самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель или виртуальную, лабораторию, и получить необходимые результаты. Компьютерные модели и виртуальные лаборатории позволяют провести такое исследование за считанные минуты. Конечно, учитель формулирует темы исследований, а также помогает учащимся на этапах проведения экспериментов.

Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Эти знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Учитель в таких случаях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний.

Учебные конференции и семинары.

Новые знания учащиеся приобретают из литературы, с которой работали в процессе подготовки к конференции, семинару, из докладов, с которыми выступают другие учащиеся.

Образовательное значение конференции, семинара состоит в том, что в процессе подготовки к ним учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой. Учатся обобщать, отделять существенное от второстепенного.

Использование ИТ во внеурочной деятельности.

Динара Айсеевна разработала обобщающие игры: «Самый умный», «Своя игра», «Умники и умницы по физике», «Свет», «Счастливый случай», «Отличники по физике», «Взаимодействие тел», «Как стать миллионером».

Использование ИТ в проектной деятельности.

При использовании информационных технологий при проектной деятельности значительно возрастает не только скорость разработки проекта, но и, что более важно, возрастает качество готового проекта. Проект разработанный при помощи информационных технологий приобретает новую сущность - становится мультимедийным. В процессе работы над проектом происходит формирование учебно-познавательной и информационной компетенций учащихся. При этом, работая над проектом, как ученики, так и учителя овладевают новыми, ранее не изученными навыками, которые сегодня крайне востребованы

При подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена использование информационных технологий можно определить в следующих направлениях: проведение локального тестирования и диагностики; поиск и обработка информации в рамках подготовки к ЕГЭ с использованием сети Интернет.

Качественный анализ эффективности использования информационных технологий как средства формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики, проведенный на основе наблюдений за учащимися, бесед и анкетирования показал, что ребята отдают предпочтение данной форме обучения: повысился интерес к предмету, чему свидетельствует повышение уровня активности учащихся (увеличение числа и качества задаваемых вопросов); возрос уровень самостоятельности при решении учебных проблем; появилась направленность на самообразование (учащиеся по своей инициативе готовят интересные сообщения, используя различные источники информации); повысилась творческая активность учащихся (подготовка мини проектов и презентаций по темам, решение задач исследовательского характера); изменился характер мотивации учения (учиться не ради оценки, а потому, что им интересно, появилась возможность самореализации в процессе учения).

Целесообразность применения информационных технологий в обучении физики не вызывает сомнений. При разработке традиционного курса физики не предполагалось использование ИТ, поэтому использование компьютера в процессе обучения физики по традиционным программам возможно лишь эпизодически, при изучении отдельных тем . Для более полного и систематического применения ИТ в процессе обучения физики необходимо переработать школьные программы в соответствии с учетом возможностей ИТ.

Проанализировав результаты работы, можно сделать вывод, что системное использование информационных технологий способствует формирование ключевых компетенций учащихся.











ДОКЛАД

на Республиканском научно-методическом семинаре

«Совершенствование обучения физике в школе и ВУЗе»

МГПИ им. М.Е.Евсеева

тема:

Использование современных средств обучения на уроках физики



Подготовила: учитель физики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №30»

Марашова Динара Айсеевна

29.11.2013 год























Саранск

© 2010-2022