Коллекция конспектов уроков по физике

 Горбушин Н.Н. учитель физики МОУ Новомалыклинская СОШ, имеет высшую квалификационную категорию.  Награжден грамотами ОО района и области и Министерства образования РФ. Педагогический стаж 37лет.     8 класс.       Тема урока: «Электрический ток. Источники электрического тока»   Цели урока: 1. Дать понятие электрического тока. 2. Выяснить условия длительного существования в проводнике электрического тока. 3. Рассмотреть виды источников тока. 4. Рассмотреть устройство и принцип работы гальванич...   Однако на протяжении около двух тысячелетий после открытия электрических явлений не было значительного продвижения в исследованиях их природы. Существенных успехов достиг Гилберт, изложивший результаты своих исследований в книге. Он обнаружил, что не только янтарь, но и алмаз, сапфир, хрусталь, сера и многие другие вещества обладают электрическими свойствами.    Следующий шаг в исследовании электрических явлений сделал Отто Герике, построивший в 1660 году первую электрическую машину для получения электричества трением вращающегося шара из серы.   В 1733 году американец Бенджамин Франклин предположил, что молнии имеют электрическую природу. Для проверки своего предположения он во время грозы запустил воздушного змея с прикрепленным к нему железным острием, а на конце бечевки, которой удерживался змей, привязал железный ключ. При прохождении грозового облака бечевка намокла, и при приближении руки к ключу возникла искра. Предположение Франклина подтвердилось, поэтому он предложил для защиты от ударов молний устанавливать над крышами здан...   Опыты с извлечением искр из облаков были смертельно опасны. Такие опыты проводили в России Рихман и Ломоносов. В 1753 году при выполнении эксперимента Рихман погиб от удара молнии.   В период с 1785 года по 1789 год французский ученый Шарль Кулон с помощью очень чувствительного прибора для измерения сил, названного крутильными весами, исследовал зависимость сил взаимодействия электрических зарядов от расстояния. Что же такое электрический ток и что необходимо для его возникновения и существования в течение нужного нам времени? Слово «ток» означает движение или течение чего – то. Что может перемещаться в проводах, соединяющих электростанцию с потребителями электрической энергии?   Мы уже знаем, что в телах имеются электроны, движением которых объясняются различные электрические явления. Электроны обладают отрицательным электрическим зарядом. Электрическим зарядом могут обладать и более крупные частицы ве... Учитель: такая передача энергии представляет собой электрический импульс. А как вы думаете, вследствие чего он возникает? Учащиеся: вследствие силы отталкивания между отрицательно заряженными частицами. Учитель: а чтобы заставить электроны упорядоченно двигаться по проводнику, необходимо создать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.   4. Виды источников тока. ·        Механические: в процессе ... ·        Термоэлемент: в нем внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую энергию. ·        Фотоэлемент: действие основано на явлении фотоэффекта – потеря отрицательного заряда при освещении некоторых веществ. ·        Гальванический элемент: в них происходят химические реакции, и внутренняя энергия, выделяющаяся при этих реакциях, превращается в электрическую. Рассмотреть схему строения гальванического элемента по учебнику. 5. Опыты по созданию гальванических элементов. Опыт 1. ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Горбушин Н.Н. учитель физики МОУ Новомалыклинская СОШ

Коллекция конспектов уроков по физикеГорбушин Н.Н. учитель физики МОУ Новомалыклинская СОШ,

имеет высшую квалификационную категорию. Награжден грамотами ОО района и области и Министерства образования РФ. Педагогический стаж 37лет.

Урок 48/20. Работа и мощность тока. Решение задач.

Тип урокакомбинированный) повторительно - обощающий урок, практикум.

Цель урока: Закрепление знаний обучающихся о работе и мощности электрического тока, о тепловом действии тока. Формирование навыков расчета мощности и количества теплоты, выделяемого в различных электрических цепях. Подготовка к контрольной работе.

Задачи урока:

1. Образовательная: Закрепить знания учащихся о работе и мощности электрического тока, о тепловом действии тока. Сформировать навыки расчета мощности тока и количества теплоты, выделяемого в различных электрических цепях

2. Воспитательная: формировать нравственные и эстетические представления, систему взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.

3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной, эмоционально - волевой сфер личности и потребностей - мотивационной области.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:

  1. Источник тока, ключ, реостат, амперметр, вольтметр, нагревательный элемент, соединительные провода (из расчета - 1 комплект на одну парту - 14 комплектов),

  2. Приборы для демонстраций: источник тока, ключ, реостат, амперметр, вольтметр, нагревательный элемент, соединительные провода

  3. Дидактический материал - карточки и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Название урока в поурочном планировании, тип урока

Основное содержание урока

Эксперимент, ТСО, наглядные пособия

Межпредметные связи и повторение

Контроль знаний учащихся

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

48/20

Электрические явления. Решение задач.

Повторительно-обобщающий урок

Источник тока, ключ, реостат, амперметр, вольтметр, нагревательный элемент, соединительные провода (из расчета - 1 комплект на одну парту - 14 комплектов)

Повторение основных понятий и формул электричества - сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи, формула вычисления сопротивления, виды соединений проводников, работы и мощности тока, закон Джоуля - Ленца, короткое замыкание.

Карточки - задания

Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, №№ 1449, 1452, 1457

План урока

№ п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин

1

Орг. Момент.

Подготовка обучающихся к работе на занятии.

Приветствие, сообщение темы, цели и типа урока.

2

2

Проверка знаний (выполнения домашнего задания)

  1. Проверка консультантами наличия дом. Задания

  2. Физ. Диктант (с использованием карточек - формул)

  3. Проверка и самопроверка диктанта с выставлением оценки

3

4

3

3

Подготовка к основному этапу занятия

Коллекция конспектов уроков по физике

1

4

Усвоение новых знаний и новых действий (способов решения задач)

Коллекция конспектов уроков по физике

15

5

Первичная проверка понимания

Коллекция конспектов уроков по физике

2

6

Закрепление знаний и способов действий

Коллекция конспектов уроков по физике

2

7

Обобщение и систематизация знаний

Коллекция конспектов уроков по физике

2

8

Контроль и самопроверка знаний

Коллекция конспектов уроков по физике

1

9

Подведение итогов занятия

Коллекция конспектов уроков по физике

1

10

Рефлексия

Коллекция конспектов уроков по физике

3

11

Информация о домашнем задании

Коллекция конспектов уроков по физике

1




Ход урока

1. Орг. момент (настройка).

"Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький диктант.

Потом попробуем ответить на вопрос «Хорошо ли мы научились собирать цепи и снимать показания приборов.

Затем потренируем мозги - по снятым показаниям рассчитаем некоторые характеристики цепи.

И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... - в виде блицтурнира вспомним основные законы электрического тока

1. Проверка знаний

А) Физический диктант по теме: «Работа и мощность тока»

1 вариант

Решение, ответ.

2 вариант

Решение, ответ.

1

При напряжении 300 В сила тока в электродвигателе 60 А. Определите мощность тока в обмотке электродвигателя и его сопротивление.

Коллекция конспектов уроков по физике

Коллекция конспектов уроков по физике

Коллекция конспектов уроков по физике

1

Какую работу совершит ток в электродвигателе за 20 с, если при напряжении 220 В сила тока в обмотке двигателя равна 0,1 А

Коллекция конспектов уроков по физике

Коллекция конспектов уроков по физике

Коллекция конспектов уроков по физике

2

Какую работу совершает ток в электродвигателе за 1 с, если при напряжении 220 В сила тока в двигателе равна 0,1 А

Коллекция конспектов уроков по физике

Коллекция конспектов уроков по физике

Коллекция конспектов уроков по физике

2

Определите мощность тока в электрической лампочке, если при напряжении 10 В сила тока в ней 1 А

Коллекция конспектов уроков по физике

Коллекция конспектов уроков по физике

Коллекция конспектов уроков по физике

3

Какое количество теплоты выделится в проводнике сопротивлением 100 Ом за 10 с, если его включили в сеть с напряжением 220 В

Коллекция конспектов уроков по физике

Коллекция конспектов уроков по физике

Коллекция конспектов уроков по физике

3

Какое количество теплоты выделит за 100 с проволочная спираль сопротивлением 50 Ом, если сила тока в ней 1 А

Коллекция конспектов уроков по физике

Коллекция конспектов уроков по физике

Коллекция конспектов уроков по физике

Б) проверка задания у доски (6 учеников записывают формулу и ответ)

В) самооценка по шкале на листе самоконтроля

Г) проверка удовлетворенности - поднимите руки те ученики. Кто решил правильно 3 задачи

…………2 задачи

…………1 задачу

…………ни одной задачи?

II. Повторение изученного.

У вас на столах лежат элементы электрической цепи. Сейчас мы с помощью этого оборудования проведем расчеты, полученные в диктанте?

Прежде, чем начть раьотать с электрооборудованием, вспомним технику безопасности (фронтальный опрос провил ТБ).

Прежде, чем перейти к сборке электрической цепи, вспомним технику безопасности работы с электрооборудованием.

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике питания.

6. Не включайте источники электропитания без разрешения учителя.

7. Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью указателя напряжения.

8. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).

9. Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания: их сначала нужно разрядить.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

* По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

* Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник и электропитания и сообщите об этом учителю.

Следующий этап нашей работы - экспериментальный

  1. Соберите электрическую цепь по схеме:

Коллекция конспектов уроков по физике

  1. Снимите показания приборов (амперметра и вольтметра)

Физ. Минутка: "Зарядка"

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

Продолжим работу с полученными данными.

  1. Определите мощность системы нагревательных элементов

Коллекция конспектов уроков по физике (Коллекция конспектов уроков по физике)

  1. Какую работу совершит электрический ток в цепи за 2 минуты?

Коллекция конспектов уроков по физике, (Коллекция конспектов уроков по физике)

  1. Вычислите общее сопротивление системы нагревательных элементов

Коллекция конспектов уроков по физике, откуда Коллекция конспектов уроков по физике (Коллекция конспектов уроков по физике)

  1. Учитывая, что нагревательные элементы одинаковые, найдите сопротивление одного элемента.

Коллекция конспектов уроков по физике, Коллекция конспектов уроков по физике (Коллекция конспектов уроков по физике)

  1. Определите мощность, потребляемую вторым нагревательным элементом

Коллекция конспектов уроков по физике, (Коллекция конспектов уроков по физике)

  1. Какое количество теплоты необходимо для нагревания воды массой 5 г на 30 0С?

Коллекция конспектов уроков по физике

  1. Сколько времени потребуется вам для нагревания данной массы воды с помощью ваших нагревательных приборов.

Коллекция конспектов уроков по физике, Коллекция конспектов уроков по физике

( Коллекция конспектов уроков по физике)

  1. Если при тех же условиях КПД цепи будет 50 %, то за какое время нагреется вода?

Коллекция конспектов уроков по физике, Коллекция конспектов уроков по физике (Коллекция конспектов уроков по физике)

(Нет. Т.к. при параллельном соединении общее сопротивление уменьшается, а значит уменьшается и мощность цепи.


Физ. минутка ТИШИНЫ.

(Закрыли глазки и себя похвалили, я умница, я помощник.)

III. Повторение по всей теме. Блиц-опрос. (За каждый вопрос - 0,5 б)

Дополнительные задания.

Часть А

  1. Какую работу совершает электрический ток в проводнике?

  2. Чему равна работа электрического тока?

  3. Как найти мощность электрического тока?

  4. Что измеряет счетчик электрической энергии?

  5. В чем заключается тепловое действие электрического тока?

  6. Сформулируйте закон Джоуля - Ленца.

  7. Напишите формулу для расчета количества теплоты.

  8. Сколько Джоуль составляет 1 кВт · ч?

  9. Для чего служат плавкие предохранители?

  10. Кто изобрел электрическую лампочку?


Часть B

  1. Сила тока в сетевом шнуре и спирали электроплитки одна и та же. Почему же спираль раскаляется, а шнур остается холодным?

  2. Почему в предохраните обычно используют проволочку из свинца?

  3. На одной лампе написано «220 В, 100 Вт», на другой «220 В, 40 Вт». У какой из них сопротивление нити накала в рабочем состоянии больше?

  4. Увеличится или уменьшится потребляемая елочной гирляндой мощность, если уменьшить количество лампочек на одну?

  5. Как следует подключить к источнику постоянного напряжения пять резисторов с различными сопротивлениями, чтобы получить максимальное количество теплоты за 1 мин?

  6. В квартире установ­лены предохранители, выдерживающие силу тока 6 А. Мож­но ли одновременно включать лампы мощностью 60, 100 Вт, электрическую плитку и утюг, если напряжение в сети 127 В (см. табл. 9 учебника)?

  7. Можно ли включать в сеть 220 В две последовательно соединенные лампы, на которых написано «25 Вт, 110 В» и «100 Вт, 110 В»?

  8. На часть раскаленной спирали электроплитки попала вода. Как изменился накал тех участков спирали, на которые вода не попала? При решении учтите зависимость сопротивления металла от температуры.

  9. Перегоревшую нагревательную спираль заменили другой, которая отличается только меньшим диаметром проволоки. Как изменилась мощность нагревателя?

Часть C

Уровень 1

1. В чем причина короткого замыкания? К чему оно приводит в электрической цепи?

2. Параллельно соединенные медная и железная проволоки одинаковой длины и сечения подключены к аккумулятору. В какой из них выделится большее количество теплоты за одинаковое время?

Уровень 2

1. Сколько теплоты выделится в электрическом нагревателе в течение 2 мин, если его сопротивление 20 Ом, а сила тока в цепи 6 А?

2. В спирали электроплитки, включенной в розетку с напряжением 220 В, при силе тока 3,5 А выделилось 690 кДж теплоты. Сколько времени была включена в сеть плитка?

Уровень 3

1. Два резистора сопротивлением 6 Ом и 10 Ом включены в цепь по- следовательно. Какое количество теплоты выделится в каждом резисторе за 2 мин, если напряжение во втором равно 20 В?

2. Два проводника соединены параллельно. В первом за 1 мин выдели- лось 3,6 кДж теплоты, а во втором за то же время - 1 ,2 кДж. Вычислите сопротивление второго проводника, если сопротивление первого равно 2 Ом.

Уровень 4

1. Сколько времени будут нагреваться 1,5 л воды от 20°С до 100°С в электрическом чайнике мощностью 600 Вт, если КПД его 80%?

2. За время 40 с в цепи, состоящей из трех одинаковых проводников, соединенных параллельно и включенных в сеть, выделилось некоторое количество теплоты. За какое время выделится такое же количество теплоты, если проводники соединить последовательно?

IV. Подведение итогов.

  1. Подсчет набранных баллов по листу самоконтроля

  2. Кто из вас набрал более 25 баллов? (оценка «5»)

  3. Шкала перевода баллов в оценку (на доске - шкала)

    • Какие понятия мы повторили на уроке? (Работа тока, мощность, эл. энергия, соединение проводников, количество теплоты, необходимое для нагревания, короткое замыкание, от чего зависит сопротивление проводников и мощность цепи…)

    • Какие формулы мы повторили в течении урока? (формулы вывешиваются на доске, прикрепляются магнитом)

    • А какие формулы «Электричества» мы сегодня не использовали?

    • Какие практические навыки мы вспомнили? (сборка электрической цепи и снятие показаний прибора)

    • Что нового вы узнали на уроке?

    • Какие моменты урока были для вас наиболее интересными?

    • Цель урока достигнута?

V. Завершение урока.

Сдайте пожалуйста, тетради с листом самоконтроля для сверки моих оценок с вашими.

Запишите домашнее задание: (на доске)

Я надеюсь, весь материал, который мы сегодня повторили поможет вам прекрасно справиться с контрольной работой.

Урок завершен, спасибо за работу, успехов вам!"

До свидания!

Домашнее задание

  1. Подготовиться к контрольной работе по §§50 - 55.

  2. Решение задач по карточкам - дифференцированные задания.

13-13-

© 2010-2022