Методическая разработка Научные исследования в школе через мини-проекты

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Авторы: Есенгалиева Любовь Павловна

учитель физики,

Назарбаев Интеллектуальная школа г. Атырау

Шидалина Сара Кунакбаевна

учитель физики,

Назарбаев Интеллектуальная школа г. Атырау

Методическая разработка по теме:

«Научные исследования в школе через мини-проекты»



Аннотация



Целью данной методической разработки является показать на опыте одного урока внедрение мини-проекта как одного из способов организации исследовательской деятельности. Помочь быстрее и проще выполнять различные проектные деятельности на уроках, с помощью тех рекомендаций, которые даются в работе. Бывает трудно оценить работу, мы предлагаем критерии исследовательской деятельности.

Ключевые слова: мини-проект, научная исследовательская деятельность, критерии исследовательской деятельности, проблема, решение, результат.



Долгое время работы в школе показало, что учащиеся с увлечением занимаются научно-исследовательской деятельностью, при этом ученик раскрывается с другой стороны: становится более активным, целеустремлённым. В настоящее время даны все условия для того, чтобы ученики развивались всесторонне. Мы, педагоги, ищем оригинальные формы и методы, чтобы заинтересовать детей познанием нового, созданием ситуации вынужденного поиска разрешения поставленной задачи, вырабатываем привычку учиться ежедневно и получать от этого удовольствие. «Учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи называет «самоцелью» и, что Райан и Деки называют внутренней мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивацию, и, как следствие, стремление и любознательность» [1] Поэтому в планы уроков хорошо включать исследования, проектную деятельность, домой задавать домашние эксперименты. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей, например, для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Конечно, не у всех ребят получается приобщиться к научно-исследовательской деятельности т.к. и сам ученик должен обладать определенными компетентностями: самостоятельно сопоставлять факты и явления, делать собственные выводы и при этом чётко и ясно излагать свои мысли. С целью знакомства учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе, выработки самостоятельности к получаемой информации, чтобы не было потребительского отношения на уроках мы экспериментируем мини-проекты-это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. «Проект - это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:

1. социальная значимость задачи,

2. планирование действий по разрешению проблемы,

3. поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися

4. оформление "продукта", представляющего результаты этой деятельности,

5. презентация "продукта" и его социальной значимости.» [2]

Мини-проект удобно использовать при изучении темы с большим объемом материала, но с небольшим количеством часов и рассчитанным на реализацию в течение урока. Их использование на уроке решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью: учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы; учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать; учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию; учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным временем и графиком работы. В разделе «Геометрическая оптика» можно рассматривать тематику света применимо ко многим проблемам. (Приложения)

На современном этапе развития образовательной системы в Казахстане востребованной и педагогически ценной является та методика образования, которая использует активность ученика и учителя. В этом плане проектная деятельность занимает одно из первых мест, хотя метод проектов не новый, но всё же он является важным при организации проектной деятельности учащихся на уроках физики. Описанный опыт может использоваться учителями в ходе уроков по успешному внедрению проектной технологии в процесс обучения и воспитания.

Приложение 1



Мини-проект: Исследование состояния освещённости классного помещения

на соответствие нормам СанПиНа для образовательных учреждений


Цель работы: измерить освещенность классного помещения, температуру и давление воздуха и сравнить ее с санитарными нормами.

Оборудование:

  • Оборудование PASKO; PHYWE.

  • Датчик освещенности, датчики для измерения температуры и давления.

  • Классное помещение

Ход работы:

  1. Познакомится с «Правилами работы с оборудованием PASKO»

  2. Познакомится с «Правилами работы с оборудованием PHYWE»

  3. Используя датчик освещенности, измерить интенсивность света в разных частях классного помещения при выключенном, включенном освещении.

  4. Измерить температуру воздуха и давление в кабинете с помощью датчика температуры и давления.

  5. Оформить карту и таблицу ПРР (ПРОБЛЕМА-РЕШЕНИЕ-РЕЗУЛЬТАТ) мини - проекта. (Приложение 2)

  6. Критерии оценивания мини-проектов. (Приложение 3 и 4)




Инструкционная карта мини-проекта

по ______________________________________________

1.Проблема_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Гипотеза_______________________________________________________________________________________________________________

3.Цель работы__________________________________________________________________________________________________________________

4.Проведение эксперимента

Оборудование:

  • PASKO»

  • PHYWE»

  • Датчики

Данные эксперимента:

Измеряемые величины

Данные измерений

Примечание (нормы)






5.Выводы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2. Таблица ПРР

Проблема

Решение

Результат





Санитарные нормы:

Оптимальные параметры

Температура, 0С

Относительная влажность, %

19

62%

20

58%

21

55%

Допустимые параметры

18

39%

22

31%

Освещенность поверхности ученических столов и на классной доске при искусственном освещении должна быть в пределах 300-500 лк. Естественное освещение должно падать с левой стороны. Давление должно соответствовать данной местности.

Приложение 3. Критерии оценивания исследования.

Оценивание исследовательской деятельности

Контроль

Я выбираю тему для изучения.

Я ставлю конкретный и значимый вопрос.

Я думаю о различных путях исследования темы.

Я устраиваю мозговой штурм по списку своих идей.

Я собрал информацию в сети Интернет.

Я собрал информацию от экспертов.

Я собрал информацию из других источников.

Я отобрал информацию, которая отвечает на мой вопрос.

Я обращал внимание на качество найденной информации, проверяя надежность источников.

Я принимал во внимание разницу между фактом и мнением.

Я отслеживал пропаганду и недостоверную информацию.

Я замечал, когда источники согласуются или расходятся.

Я решал, какая информация особенно важна.

Я сравнил информацию, собранную из различных источников.

Я использовал графические средства (сети, схемы, графики или таблицы), чтобы понять и пояснить связи между различными областями информации.

Приложение 4

Вклад

Я всегда вношу свой вклад в работу группы, активно участвуя в обсуждениях. Я принимаю и выполняю все возложенные на меня задачи. Я помогаю группе в выборе и достижении целей.

Я делаю свой вклад в работу группы, участвуя в обсуждениях, выполняя свои задачи и помогая в выборе и достижении целей.

Иногда я нуждаюсь в содействии для выполнения своих задач. Мне нужна помощь для установления и достижения наших целей.

Я предпочитаю не участвовать. Я не выполняю возложенные на меня задачи, не принимаю участия в установлении целей, увожу группу от намеченных целей.

Сотрудничество

Я предлагаю к обсуждению множество идей, делюсь необходимой информацией и побуждаю других делиться своими идеями.

Я делюсь своими идеями, когда меня к этому побуждают, и позволяю другим участникам делиться идеями.

Иногда, когда меня к этому побуждают, я делюсь своими идеями, и я позволяю многим членам груп-пы принимать участие в обсуждении.

Я не люблю делиться своими идеями, поэтому я не принимаю участия в групповых дискуссиях. Я часто прерываю других, когда они высказывают свои идеи

Слушание внутри группы

Я поддерживаю баланс между слушанием и высказыванием.
Я всегда внимательно отношусь к чувствам и мыслям других людей.

Я могу слушать других.
Я выказываю внимание к чувствам и мыслям других людей.

Иногда я слушаю других людей.
Иногда я принимаю во внимание чувства и мысли других людей.

Я не слушаю других людей. Иногда я не внимателен к чувствам и мыслям других людей.

Решение проблем

Я активно работаю в группе над решением проблем.
Я помогаю группе в выборе верных решений.

Я предлагаю решения для решения проблем.
Я помогаю группе в принятии решений.

Иногда я выношу предложения для решения проблем.

Я предпочитаю не прини-мать участие в решении проблем и принятии решений.



Литература.

1.Руководство для учителя. «Назарбаев Интеллектуальная школа».2012.

2. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. сост. С.Г. Щербакова.2007

3. О новых образовательных технологиях, основанных на компетентностном подходе к обучению учащихся. Е.С. Полат и Г.К. Селевко,2011



© 2010-2022