ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

С УЧЕТОМ СТИЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Бушуева Н. Л.

Соликамский государственный педагогический институт

Как показали многочисленные психолого-педагогические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному. Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех учащихся. Одним из наиболее перспективных подходов в этом плане является учет стиля индивидуальности.

Рассмотрение в учебном процессе различных типов восприятия информации явилось основанием для разработки организационной модели методики обучения с учетом когнитивных стилей учащихся, которая включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический и диагностический (ДК).

Модель разработанной методики представлена в таблице 1.

Рассмотрим более подробно технологический компонент.

Технологический компонент определяет методы и приемы, учитывающие индивидуальные стили учащихся на уроках.

Методы обучения и формы организации учебного процесса являются важнейшими элементами методической системы учителя. Формы организации учебно-познавательной деятельности школьников при освоении предмета определяются ведущими методами обучения.

Метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения. В педагогике кроме понятия метод существует понятие методический прием. Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога.

Таблица 1

Организационная модель методики обучения

с учетом стилей индивидуальности учащихся


Целевой компонент

Цель: реализация методики учета когнитивных стилей учащихся в процессе обучения.

Определение цели и задач в процессе обучения с учётом когнитивных стилей учащихся

Повышение уровня умений учащихся

Создание благоприятных условий, активизирующих учащихся в процессе обучения

Повышение уровня сформированности умения работать в не характерной для ученика модальности

ДК

Начальная диагностика выявления: уровня усвоения учебного материала, ведущего типа восприятия информации, уровня сформированности способности работать в другой модальности

Содержательный компонент




Отбор и содержание материала с учётом когнитивных стилей учащихся

Основание отбора:

дифференциация процесса обучения на основе учёта познавательных стилей

Принципы отбора:

1. Индивидуальный подход к учащимся

2. Ориентация на достижение всеми учащимися уровня обязательных результатов

3.Стимулирование активности учащихся в процессе обучения

Критерии отбора:

1. Индивидуальные особенности учащихся

2. Способы работы с информацией

3. Уровень познавательной деятельности

4. Уровень активности учащихся в процессе познания

Технологический компонент


Разработка, использование в процессе обучения методов и приемов в соответствии с когнитивными стилями учащихся, направленных на:

адаптацию учебного материала к ведущей системе восприятия

формирование знаний и умений

развитие недостаточно сформированной системы

Материал адаптирован к развитым системам

Аудиалы: устные задачи, диалог, рассказ.

Визуалы: иллюстративный метод, зрительное представление.

Кинестетики: изготовление моделей, взаимодействие с другими учениками.

Закрепление в другой, наиболее сложной модальности и овладение новыми способами деятельности не характерными для восприятия ученика

Аудиалы: графическая наглядность, исследовательский метод.

Визуалы: устные инструкции, практические работы.

Кинестетики: дискуссия, иллюстративный метод.

ДК


Итоговая диагностика уровня освоения учебного материала и сформированности умения работать в не характерной для ученика модальности

Сформированность умений

Уровни: низкий; средний; высокий

Выделим методы и приемы организации работы на уроке для каждого из трех типов восприятия информации, при этом будем учитывать условия, при которых формировались бы способности ученика работать в разных модальностях (таблица 2).

Таблица 2

Методы и приемы, учитывающие когнитивные стили учащихся в процессе обучения

Основные типы восприятия

Методы и приемы обучения для разных типов модальностей

Адаптирующие учебный материал к ведущей системе восприятия

Развивающие не сформированные системы восприятия

Визуальный тип

Методы:

1) метод наглядной передачи информации;

2) демонстрационный метод;

3) иллюстративный метод.

Приемы:

1) наблюдение;

2) использование чертежей, таблиц, моделей, презентаций;

3) решение визуализированных задач.

Методы:

1) словесная передача информации;

2) дискуссионный метод;

3) передача информации с помощью практической деятельности;

4) исследовательский метод.

Приемы:

1) использование физических диктантов;

2) составление конспектов, работа с книгой;

3) беседа, рассказ, объяснение.

Аудиальный тип

Методы:

1) методы словесной передачи информации;

2) дискуссионный метод.

Приемы:

1) рассказ (о фактах из истории, о ученых);

2) беседа;

3) объяснение;

4) устное решение задач.

Методы:

1) метод наглядной передачи информации;

2) иллюстративный метод;

3) передача информации с помощью практической деятельности;

4) исследовательский метод.

Приемы:

1) наблюдение;

2) использование чертежей, таблиц, моделей;

3) составление конспектов, работа с книгой;

4) решение визуализированных задач.

Кинестетический тип

Методы:

1) метод передачи информации с помощью практической деятельности;

2) метод познавательной игры;

3) исследовательский метод.

Приемы:

1) решение задач;

2) исследовательская деятельность;

3) работа с книгой (конспектирование текста, составление плана к тексту).

Методы:

1) иллюстративный метод;

2) метод наглядной передачи информации;

3) дискуссионный метод;

4) методы словесной передачи информации.

Приемы:

1) использование физических диктантов,

2) применение чертежей, таблиц, моделей;

3) беседа, рассказ;

4) решение устных, визуализированных задач.

Использование различных методов и приемов, учитывающих когнитивные стили, позволяет лучше раскрыть учебный материал, активизировать и заинтересовать учащихся в процессе обучения физике.

© 2010-2022