Рабочая программа Физика. Базовый уровень

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Общеобразовательный лицей



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По физике

10-11 класс, базовый уровень

Форма обучения очная

























Тюмень, 2015

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике базового уровня и примерной программы среднего (полного) общего образования по физике базового уровня (Министерство образования, 2008 г)

Количество часов - 140 ч.

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании методического объединения естественно-математических дисциплин.

Учитель Слинкина Н.А.








Пояснительная записка


Обучение физике в старшей школе строится на базе курса физики основной школы при условии дифференциации. Содержание образования должно способствовать осуществлению разноуровневого подхода, обеспечивающего:

  • общекультурный уровень развития;

  • общеобразовательную подготовку учащихся;

  • оптимальное развитие творческих способностей учащихся, интересующихся предметами социально-экономического цикла для поступления на факультеты соответствующего профиля в высшие учебные заведения.

Программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (Министерство образования РФ, 2004 г) базовом уровне и реализуется по учебникам Касьянова В.П. «Физика - 10», «Физика - 11» (базовый уровень). Программа предполагает учет требований, ориентированных на индивидуализацию и социализацию обучающихся, достижение качества обученности и сформированности ключевых компетенций, соответствующих единому государственному образовательному стандарту.

В программе сохранено базовое содержание физического образования, которое реализует требования Государственных образовательных стандартов для средней общеобразовательной школы.

Общие цели и задачи изучения физики

Основными целями изучения физики в профильных классах лицея являются:

  • обучение ключевым компетенциям, соответствующих государственному образовательному стандарту на базовом уровне;

  • создание условий для дифференциации содержания физического образования и индивидуализации обучения;

  • обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием при формировании диалектико-материалистического мировоззрения на основе понимания естественнонаучной картины окружающего мира.

Основополагающими принципами предлагаемого планирования учебного материала является акцент на вопросы, имеющие важное образовательное и мировоззренческое значение, и являющиеся неотъемлемой частью человеческой культуры.

Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика и методы научного познания», «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика».

Программа 11 класса содержит разделы: «Электродинамика», «Квантовая физика и элементы астрофизики».

Организация и проведение лабораторных работ и экспериментальных исследований позволит осознать изучаемые физические закономерности и развить творческий интерес к науке и технике. Интеграция исследовательской деятельности учащихся в учебно-воспитательный процесс будет способствовать формированию самостоятельности и инициативы, умениям использования языка физики для анализа научной информации.

Особое внимание уделено развитию и совершенствованию умений: обобщать и систематизировать теоретический материал, проводить наблюдения и эксперименты, оценивать полученные результаты и делать соответствующие выводы.

В процессе изучения курса предусматривается использование, различных форм и методов обучения: лекционные занятия; конференции; учебные семинары; комбинированные уроки; практикумы по решению задач; лабораторные работы с использованием физических приборов или компьютерных моделей; защита рефератов; творческие и исследовательские работы.

Предлагаемая программа курса рассчитана на 140 часов в 10 классе (2 часа в неделю) и в 11 классе (2 часа в неделю). Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140ч - 2 ч в неделю в 10 и 11 классах) для обязательного изучения физики на базовом уровне. Увеличение количества часов предлагается за счет использования лицейского компонента.


  1. Требования к уровню освоения программы

В соответствии с предлагаемой программой курс физики должен способствовать формированию следующих научных предметных компетенций:

  • знаний основ современных физических и теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспериментальных результатов) и взаимосвязей между ними (принцип: соответствия, симметрии, сохранения, относительности, дополнительности, причинности, диалектики, необходимости и случайности);

  • умений анализировать, объяснять, раскрывать причинно-следственные связи и противоречия физических теорий, явлений, процессов;

  • навыков обобщения и систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной), выдвижения гипотез, планирования эксперимента или его моделирования;

  • оценки достоверности естественнонаучной информации, возможности ее практического использования.

Программой определен круг основных вопросов, отражающих специфику предмета. Учащиеся, опираясь на сформированные в основной школе умения, должны:

  • знать и уметь применять физические идеи, опытные факты, понятия, законы для объяснения физических процессов, свойств тел, технических устройств, экспериментальных моделей и т. д.

  • научиться проводить элементарные опыты, наблюдения, исследования, используя приборы и устройства, определять значения физических величин экспериментальным путем;

  • решать основные типы расчетных, графических и качественных задач, используя базовые знания.

Предлагаемая программа для групп социально-экономического профиля дает возможность более глубокого закрепления знаний учащихся при решении задач уровня А и В тестового характера в формате ЕГЭ, подготовке к успешному выполнению тематических и итоговых контрольных работ.

Основные знания и умения учащихся


Физика и методы научного познания

Учащимся необходимо знать

Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие.

Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория объясняет известные явления природы и научные факты, предсказывает еще неизвестные явления.

Механика

Учащимся необходимо знать

Смысл понятий: взаимодействие, волна.

Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия.

Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения энергии.

Уметь

Описывать и объяснять: движение небесных тел и искусственных спутников Земли.

Приводить примеры практического применения законов механики.

Молекулярная физика

Учащимся необходимо знать

Смысл физических величин: абсолютная температура, средняя кинетическая энергия движения частиц вещества, количество теплоты.

Смысл физических законов термодинамики.

Уметь

Описывать и объяснять: свойства жидкостей, газов, твердых тел.

Практическое применение: тепловые двигатели и их применение на транспорте, в энергетике и в сельском хозяйстве; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.

Электродинамика

Учащимся необходимо знать

Понятия: электромагнитное поле.

Смысл физических величин: элементарный электрический заряд.

Законы: сохранения электрического заряда, электромагнитной индукции.

Объяснять и описывать явление электромагнитной индукции, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света,

Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы; примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.

Квантовая физика и элементы астрофизики

Учащимся необходимо знать

Понятия: фотон, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная.

Законы: фотоэффекта.

Объяснять и описывать: излучение и поглощение света атомом, фотоэффект.

Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического использования фотоэлементов; устройство и принцип действия ядерного реактора.

• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

• рационального природопользования и защиты окружающей среды.

3. Тематическое планирование


10 класс (70 часов; 2 часа в неделю)

Тема раздела программы

Количество часов

ЛПЗ

Дата (неделя)

1. Физика и методы научного познания

4

0

1-2

2. Механика

26

2

2-15

3. Молекулярная физика

26

2

16-28

4. Электродинамика

14

0

29-35

11 класс (70 часов; 2 часа в неделю)

Тема раздела программы

Количество часов

ЛПЗ

Дата (неделя)

1.Электродинамика

30

3

1-15

2. Квантовая физика и элементы астрофизики

40

1

16-35

4. Содержание программы 10 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

Физика и методы научного познания (4 ч)

Что такое наука. Научные методы познания окружающего мира.

Что изучает физика. Физический эксперимент, теория, модель. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Физическое явление.

Механика (26 ч)

Траектория. Закон движения. Перемещение. Путь и перемещение. Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость движения тел. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Кинематика вращательного движения. Кинематика колебательного движения материальной точки.

Примеры поступательного и вращательного движения в природе, технических устройствах и механизмах (видимое движение планет Солнечной системы, скорости живых объектов, и т.д.)

Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Применение законов Ньютона.

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы.

Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела при гравитационном и упругом взаимодействиях. Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии.

Мировоззренческое значение и универсальность фундаментального закона сохранения и превращения энергии в природе.

Движение тел в гравитационном поле. Космические скорости.

Периодические явления в природе и жизнедеятельности живых организмов

(движение небесных объектов, ритмичность биологических процессов, влияние цикличности солнечной активности, геологические ритмы и т.д.).

Достижения современной науки в освоении космического пространства.

Постулаты специальной теории относительности. Относительность времени.

Замедление времени. Взаимосвязь массы и энергии.

Специальная теория относительности А. Эйнштейна и ее отличие от классических представлений И. Ньютона.

Лабораторные работы

  1. Измерение ускорения свободного падения

  2. Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Молекулярная физика и термодинамика (26 ч).

Масса атомов. Молярная масса. Количество вещества. Агрегатные состояния вещества.

Картина мира мыслителей древности и развитие представлений о строении вещества. Закон сохранения массы вещества в биологических, тепловых, механических, электрических, магнитных явлениях.

Температура. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение Клапейрона - Менделеева. Изопроцессы.

Научное доказательство теории дискретности строения вещества: опыты Дальтона, Ломоносова, Лавуазье, Берцелиуса.

Значение молекулярно-кинетической теории в объяснении физических, биологических, химических явлений (роль диффузии в процессах дыхания растений и живых существ, питание и осмос клетки, водородные связи и тепловые свойства вещества.

Внутренняя энергия. Работа газа при изопроцессах. Первый закон термодинамики.

Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики.

Проблемы экологии, разумного природопользования и охраны окружающей среды.

Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.

Лабораторные работы

  1. Измерение влажности воздуха.

  2. Измерение удельной теплоты плавления.

Электродинамика (14 ч).

Электрический заряд. Квантование заряда. Электризация тел. Закон сохранения

электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля.

Предпосылки зарождения представлений об электромагнитной картине мира. Роль фундаментальных опытов Кулона, Эрстеда и Ампера.

Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Электрическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле. Электроемкость уединенного проводника. Электроемкость конденсатора. Энергия электростатического поля.

11 класс (70 часов, 2 часа в неделю).


Электродинамика (30 ч).

Электрический ток. Сила тока. Источник тока. Источник тока в электрической цепи. Закон Ома для однородного проводника (участка цепи). Сопротивление проводника. Зависимость удельного сопротивления от температуры. Соединения проводников. Закон Ома для замкнутой цепи. Измерение силы тока и напряжения. Тепловое действие электрического тока.

Развитие единой системы энергоснабжения потребителей и повышение энерговооруженности народного хозяйства - главный путь в решении задач интенсификации науки и производства.

Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Линии магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Энергия магнитного поля тока.

ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Способы индуцирования тока. Использование электромагнитной индукции.

Становление и расцвет электромагнитной картины мира (работы Фарадея, Максвелла, Лоренца, Герца). Основные понятия электромагнитной картины мира.

Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн. Энергия, давление и импульс электромагнитных волн. Спектр электромагнитных волн. Радио- и СВЧ-волны в средствах связи.

Источники излучений во Вселенной и результат их воздействия на живые организмы. Шкала электромагнитных излучений разных длин волн и их свойства - пример проявления диалектического закона перехода количества в качество. Принцип Гюйгенса. Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве. Интерференция света. Дифракция света.

Энергия Солнца и действие света на растения, и живые организмы. Фотосинтез и энергетические процессы в клетке. Фотохимические реакции в природе и технике.

Лабораторные работы


  1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  2. Определение длины световой волны.

3. Определение показателя преломления стекла.

Квантовая физика и элементы астрофизики. (40 ч)

Тепловое излучение. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм.

Строение атома. Теория атома водорода. Поглощение и излучение света атомом. Лазеры.

Квантовая теория - основа для объяснения всеобщей взаимообусловленности явлений микромира.

Становление современной научной картины мира (работы Планка, Резерфорда, Бора, Шредингера, Гейзенберга). Основные понятия современной картины мира. Современные достижения в области естествознания. Развитие квантовой химии, молекулярной биологии, генной инженерии.

Состав атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Естественная

радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Расширяющаяся Вселенная. Возраст и пространственные масштабы Вселенной.

Космологическая модель: основные периоды эволюции Вселенной. Образование и эволюция галактик. Этапы эволюции звезд, источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнечной системы.

Современная космология ( теории Эйнштейна, Фридмана, Зельдовича).

Причинно-следственные связи объектов макро- и микромира в теории В.И.Вернадского.

Лабораторные работы

1. Наблюдение линейчатых спектров излучения.

5.Рейтинговая система оценки знаний и умений обучающихся

10 класс

Тема

Основные контрольные точки

Дата

Баллы

1 полугодие

Механика

с/р «Кинематика прямолинейного равномерного движения »

с/р «Кинематика прямолинейного равноускоренного движения»

с/р «Силы. Применение законов Ньютона»

к/р «Динамика материальной точки»

к/р «Законы сохранения в механике»

Лабораторные работы

2-7.09

16-21.09

4 - 9.11

18-23.11

9-14.12

10

20

10

25

25

10

Всего за полугодие

100

2 полугодие

Молекулярная физика

с/р «Молекулярная структура вещества»

с/р «МКТ идеального газа»

с/р «Основы термодинамики»

к/р «Молекулярная физика»

Лабораторные работы

13-18.01

27-31.01

10-15.02

17-22.02

24-1.03

10

10

10

20

10

Электродинамика

с/р «Силы взаимодействия неподвижных зарядов»

с/р «Энергия взаимодействия неподвижных зарядов»

Итоговый тест за 10 класс

17-22.03

14-19.04

21-26.04

19-24.05

10

10

20

Всего за полугодие

100

11 класс



Тема

Основные контрольные точки

Дата

Баллы

1 полугодие

Электродинамика

с/р «Постоянный ток»

к/р « Постоянный электрический ток»

к/р «Магнитное поле»

с/р «Электромагнетизм»

с/р «Электромагнитная индукция»

Лабораторные работы

9-14.09

23-29.09

04.09.11

18-13.11

9-14.12

15

20

20

15

20

10

Всего за полугодие

100

2 полугодие

Квантовая физика

И элементы астрофизики

с/р «Законы геометрической оптики»

с/р «Законы волновой оптики»»

к/р «Фотоэффект»

к/р «Физика атомного ядра»

с/р «Образование и строение Вселенной»

Итоговая к/р

1-7.02

1-05

20-26.03

24-29.04

21-26.04

12-17.05

10

20

20

10

20

20

Всего за полугодие

100

6. Тематика рефератов, сообщений, исследовательских и проектных работ


  1. Симметрия и физические законы

  2. Методы познания мира

  3. Измерения в жизни и технике

  4. Фундаментальные взаимодействия

  5. Развитие механической картины мира

  6. Н.Коперник

  7. И.Кеплер

  8. Г.Галилей

  9. Формы движения материи

  10. Относительность механического движения

  11. Законы динамики

  12. История астрономических наблюдений и их роль в формировании научной картины мира

  13. Мировоззренческое значение и универсальность закона сохранения энергии

  14. Движение тел в гравитационном поле

  15. Достижения современной науки в освоении космического пространства

  16. СТО А.Эйнштейна

  17. Картина мира мыслителей древности

  18. Развитие представлений о строении вещества

  19. Закон сохранения массы в биологических, тепловых, электрических и магнитных явлениях

  20. Значение МКТ в объяснении биологических, химических, физических явлениях

  21. Проблемы экологии

  22. Тепловые двигатели: за и против

  23. Звуковые волны

  24. Инфразвуки

  25. Ультразвуки

  26. Становление электромагнитной картины мира

  27. Фундаментальные опыты Эрстеда, Кулона, Ампера

  28. Развитие единой системы энергоснабжения

  29. Сверхпроводимость

  30. Магнитные взаимодействия в природе

  31. Экологические проблемы энергоснабжения

  32. Альтернативные источники энергии

  33. Воздействие электромагнитных излучений на живые организмы

  34. Спектр электромагнитных излучений

  35. Энергия Солнца

  36. Фотохимические реакции

  37. Биологическое действие радиации

  38. Эволюция Вселенной

  39. Эволюция звезд

  40. Оптические иллюзии

  41. Световые явления в природе

  42. Эволюция Солнечной системы

  43. Современная космология

  44. Причинно-следственные связи объектов микро- и макро- мира


  1. Примерные вопросы итоговой аттестации


10 класс

  1. Прямолинейное равномерное движение. Траектория. Скорость. Перемещение.

  2. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Перемещение при равноускоренном движении.

  3. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.

  4. Криволинейное движение. Движение по окружности с постоянной скоростью. Центростремительное ускорение.

  5. Законы динамики Ньютона. Применение законов в технике.

  6. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

  7. Вес тела. Невесомость.

  8. Сила упругости. Закон Гука.

  9. Трение. Сила трения. Значение трения. Трение в технике, быту в природе.

  10. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Применение закона в технике. Проявление закона в природе.

  11. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения и преобразования энергии в механике.

  12. Работа силы. Мощность.

  13. Механические колебания. Величины, характеризующие колебания. Динамика механических колебаний.

  14. Масса атома. Относительная молекулярная масса. Молярная масса. Число атомов.

  15. Основные положения молекулярно - кинетической теории. Опытное обоснование основных положений МКТ. Агрегатные состояния вещества. Объяснение строения вещества на основе МКТ.

  16. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. Температура Абсолютный нуль температуры.

  17. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Графики изопроцессов.

  18. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Работа газа.

  19. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Первый закон и изопроцессы.

  20. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Влияние тепловых двигателей на окружающую среду.

  21. Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.

  22. Напряженность электрического поля. Линии напряженности. Принцип суперпозиции электрических полей.

  23. Работа сил электрического поля. Потенциал электрического поля. Разность потенциалов.

  24. Проводники и диэлектрики. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

  25. Электроемкость уединенного проводника. Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Энергия электрического поля.

11 класс


  1. Электрический ток. Сила тока. Источники тока. Условия существования тока. Действия электрического тока.

  2. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Зависимость сопротивления от температуры.

  3. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

  4. Магнитное взаимодействие. Магнитное поле. Линии магнитной индукции.

  5. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы.

  6. Электромагнитная индукция. Природа ЭДС индукции. Использование электромагнитной индукции.

  7. Электромагнитные волны (свойства, применение, получение). Спектр электромагнитных волн.

  8. Волновые свойства света (интерференция, дифракция, дисперсия).

  9. Отражение и преломление света.

  10. Корпускулярно-волновой дуализм. Кванты. Энергия, скорость, импульс кванта.

  11. Строение атома и атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи.

  12. Лазеры. Спонтанное и индуцированное излучения. Свойства индуцированного излучения. Применение лазеров.

  13. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Правила смещения.

  14. Биологическое действие радиации.

  15. Ядерная энергетика. Ядерный реактор.

  16. Возраст и масштабы Вселенной. Основные периоды эволюции Вселенной.

  17. Строение Солнечной системы. Современные представления о происхождении и эволюции Солнечной системы.


  1. Методическое обеспечение программы


Основная литература

  1. Касьянов В.А. «Физика -10» и «Физика -11».Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2008-2011.

  2. Касьянов В.А. Программа среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень. Сборник нормативных документов. Физика. - М.: Дрофа, 2006.

  3. Касьянов В.А. Тематическое и поурочное планирование для 10 и 11 классов. -М.: Дрофа, 2002.

  4. Касьянов В.А. Методические рекомендации при изучении физики на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2005.

  5. Касьянов В.А. Тетрадь для лабораторных работ по физике для10 и 11 классов.- М.; Дрофа, 2005.



© 2010-2022