Факультатив по физике «Экспериментальные задания по физике» ( 8 класс)

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс

«Экспериментальные задания по физике»

для 8 класса

Пояснительная записка

Программный материал рассчитан для учащихся 8 класса на 1 учебный час в неделю. Настоящая программа является дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики.

Цель элективного курса - развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи; овладеть измерительными (абсолютная и относительная погрешность) и экспериментальными умениями.

Программа посвящена рассмотрению тем, важных для успешного освоения экспериментально-исследовательских методов, решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.

В результате реализации данной программы у учащихся формируются

• следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление

• знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать

• приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;

• развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

1. Продолжить учить учащихся четкому использованию измерительных приборов.

2. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную

задачу и находить наилучший способ её решения.

3. Развитие физического и логического мышления школьников, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей.

4. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.

Программа

  1. Введение (2ч.)

Понятие о физических величинах. Роль эксперимента при введении физических величин. Прямые и косвенные измерения. Абсолютная и относительная погрешность.

Экспериментальные задания

1.Определение цены деления шкалы, инструментальной, абсолютной и относительной погрешности (часов, термометра ,барометра).

2.Определение площади трапеции, круга и вычисление погрешностей.

2.Тепловые явления (3 ч.)

Понятия: внутренняя энергия, температура, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, термометр, работа.

Экспериментальные задания

1.Предложите способы изменения внутренней энергии при совершении работы и способом теплопередачи (совершение работы, наблюдение теплопроводности, конвекции, излучения).

2. Знакомство с устройством термометра. Измерение температуры воды и воздуха. Построение графика при изменении температуры воды.

3. Знакомство с устройством и назначением калориметра.

1.Агрегатные состояния вещества (3ч.)

Понятия: газообразное, жидкое и твёрдое состояние вещества. Удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, испарение, кипение, сгорание, КПД.

Экспериментальные задания

1. Наблюдение поглощения энергии при плавлении льда.

2. Наблюдение выделения энергии при кристаллизации гипосульфита.

3. Определение удельной теплоты плавления льда.

4. Когда чай остывает быстрее?

2.Строение атома (2ч.)

Понятия: электризация тел, заряд, атом, электрическое поле.

Экспериментальные задания

1.Изучение электризации различных тел.

2. Наблюдение парения заряженной пушинки в электрическом поле.

5. Законы тока (10ч.)

Понятия: электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность, КПД.

Экспериментальные задания

1. Изучение гальванического элемента, аккумулятора, зарядка и разрядка. История, в которой есть всё, что имеет место в научном творчестве.

2.Наблюдение различных действий тока. Изготовление гальванического элемента в домашних условиях.

3. Изучение правил пользования амперметром и вольтметром.

4. Цена деления приборов, абсолютная и относительная погрешность. Знакомство с устройством реостата и измерение сопротивления реостата с помощью линейки и штангенциркуля.

5. Исследование распределения напряжений на последовательно соединённых участках цепи и вычисление общего сопротивления.

6. Изучение законов параллельного соединения проводников.

7. Изучение зависимости количества теплоты, выделяемой электрическим током в проводнике, от силы тока.

8. Измерение КПД электрического нагревателя.

9. Знакомство со счётчиком электрической энергии.

10. Решение экспериментальной задачи.

6. Электромагнитные явления и световые явления (7ч.)

Понятия: магнитное поле, полюса магнита, отражение, преломление, фокус, оптическая сила.

Экспериментальные задания

1. «Магнит» - что это такое?

2. Исследование магнитного поля прямолинейного проводника с током и магнитного поля катушки с током.

3. Исследование зависимости модуля силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, от силы тока, модуля магнитной индукции и длины проводника.

4. Наблюдение зависимости намагничивания железа от температуры.

5. Определения показателя преломления стекла.

6. Исследование изображений, даваемой собирающей линзой.

7. Прозрачна ли вода?

Заключение (3ч.)

Подведение итогов. КВН. Творческие работы.

Литература

  1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 7-9.-М.: Дрофа,2009.

  2. Балашов М. М. О природе. - М.: Просвещение, 1991.

  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. - М.: Наука,1972.

  4. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. - М.: Просвещение,1977.

  5. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. - М.: Просвещение,1988.

6. Глазунова А.Т. Техника в курсе физики средней школы. - М.: Просвещение.1977.

7. Храмов Ю.А. Физики. Библиографический справочник. - М.: Наука,1983.

8. Буров В.А. Фронтальные экспериментальные задания по физике: 6-7,9кл.: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.

9. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. - М.: Просвещение,1988.

10. Кирик Л.А. Физика 8: разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - М.: Илекса, 2006.

Пушкина Галина Алексеевна, учитель физики,

МБОУ СОШ №82.

© 2010-2022