Из опыта работы преподавателя

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАОУ МО СПО «КИК»)







Выступление по теме


Интеграция программного материала

в группе по профессии «Сварщик».







Из опыта работы

преподавателя

Некрасова В.Г.
















Кандалакша

2014 год


Интеграция программного материала по дисциплине «Физика»

в группе по профессии «Сварщик».


Поставленная перед профессиональными образовательными учреждениями задача - подготовка квалифицированного, конкурентноспособного рабочего, свободно владеющего своей профессией на уровне мировых стандартов, а также свободно ориентирующегося в смежных областях деятельности, выдвигает на одно из первых мест актуальность межпредметных и надпредметных связей в процессе профессионального обучения. Связь физики, спецдисциплин и производственного обучения должно строиться на основании следующих принципов:

  • основой междисциплинарных связей является профессионально-квалификационная характеристика будущего специалиста;

  • теоретический материал, входящий в рабочие учебные программы, должен обеспечивать профессиональную направленность и взаимосвязь предметов общеобразовательного цикла и специальных дисциплин;

  • преемственность в обучении относительно знаний, умений и навыков должна формироваться в определенном порядке и быть последовательной.

Учебные элементы физики и предметов с специальных дисциплин (электротехника, материаловедение, спецтехнология) должны быть логически связаны с производственным обучением, а изучение последующих элементов спецдисциплин и производственное обучение должно опираться на знания, полученные при изучении профессионально значимого материала на уроках физики.

Так как основная задача системы профессионального обучения - подготовка квалифицированных рабочих, которые понимают принципы действия и работу различных технических устройств, машин, механизмов и станков, умеют ими управлять, могут объяснить технологические процессы, выдвигать и реализовывать рационализаторские предложения, то необходимо учитывать особенности преподавания общеобразовательных дисциплин в индустриальном колледже. Обучение должно опираться на развитие профессиональных знаний и навыков обучающихся различных специальностей с учетом квалификационных характеристик. Преподавание физики и спецдисциплин в учреждениях СПО осуществляется через их профилирование, межпредметные и надпредметные связи, проведение интегрированных и бинарных уроков, применение дифференциальных заданий и дидактического материала с производственным содержанием, использование современных педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.

Учет межпредметных связей, профилирование дисциплин, интеграция учебного материала помогает:

  • совершенствовать процесс обучения, оказывая влияние на качество знаний, приобретаемых обучающимися и повышению активности в приобретении этих знаний;

  • развитию у них умению быстро мыслить, а затем свои мысли кратко изложить и применить на практике;

  • развитию познавательных интересов и расширить научный кругозор;

  • пробудить у обучающихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить.

Взаимосвязь близких по содержанию дисциплин не только обеспечивает повышение качества знаний обучающихся, но и способствует развитию логического мышления, умению анализировать и систематизировать, выделять главное и находить общее в изучаемом теоретическом материале, применять свои знания в период прохождения производственного обучения и в дальнейшем во время практики на предприятиях и различных производствах. На современном этапе от будущего специалиста ждут проявления качеств личности, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся к изменяющимся условиям производства. Иными словами, качество профессионала - человека, нашедшего свое предназначение, овладевшего высокими уровнями производственной деятельности, сознательно изменяющего и развивающего себя в ходе решения самых разнообразных задач, вносящего свой индивидуальный творческий вклад в профессию. Основными направлениями подготовки квалифицированных специалистов становится не просто обучение молодежи, а реализация приоритетов, обозначенных самой жизнью.

Таким образом, важнейшей задачей подготовки квалифицированных специалистов становиться, прежде всего, осмысление новых подходов к профессиональному обучению, таковыми являются не только новые производственные технологии, но и новые педагогические технологии.

Анализируя стандарты, рабочие программы по дисциплине «Физика», спецпредметам и учебные пособия спецкурса, выделила, что через весь материал проходят одни и те же понятия, которые являются стержневыми при изучении физики и специальных дисциплин. Систематизируя программный материал по физике, оформила таблицу «Физические основы процесса сварки» (приложение 1).

Элементы политехнического образования при изучении материала по физике помогают сформатировать систему физических знаний, составляющих основу для развития логического мышления обучающегося. При составлении рабочей программы по физике учитываю специфику профессиональной деятельности обучающегося, что способствует развитию различных компетентностей: профессиональную, коммуникативную, информационную, социальную, общенаучную, общеучебную.









Приложение 1.

Таблица «Физические основы процесса сварки».


п/п

Раздел физики

Вопросы программированного материала по физике.

Политехнический материал.

I.

Методы научного познания.

Метрическая система единиц. Физические величины и единицы измерения.

Метрология в профессии. Задачи метрической службы по созданию эталонов. Основы метрологические термины и определения.

Измерительные приборы.

Измерительные приборы: штангенциркуль, микрометр, манометр, вольтметр, термометр.

Прямые и косвенные погрешности.

Инструментальная и приборная погрешности.

II.

Механика.

1.Кинематика.

2.Динамика.

Понятия: «траектория», «пройденный путь», «перемещение».

Траектория движения сварочной дуги, длина сварочной дуги и высота столба дуги.

Виды движения: равномерное, криволинейное.

Движение по прямой линии и по окружности.

Скорость движения.

Скорость сварки (скорость равномерного движения) и резки (линейная скорость по окружности). Скорость охлаждения.

Сила. Измерение силы.

Силы резания и факторы, влияющие на силу резания.

Работа. Мощность.

Эффективная мощность, затраченная на резание.

Трение. Виды трения.

Сухое трение. Сварка трением.


III.

Молекулярная физика.

1.Основы МКТ.



2.Физика твердого тела.

Строение вещества на основе МКТ.

Структура твердых веществ и газов, используемых в технологическом процессе сварки.

Агрегатное строение вещества. Фазовые переходы.

Изменение структуры металла при сварке. Плавление. Кристаллизация. Усадка металла при кристаллизации.

Свойства твердых и газообразных веществ.

Технологические свойства металла: свариваемость, ковкость, прокаливаемость, жидкотекучесть, ударная вязкость.

Температура и ее физический смысл. Измерение температуры, единицы измерения.

Температурный режим сварки: распределение температур в столбе дуги, влияние температуры на формирование структуры околошовной зоны и сварного шва, температура предварительного и сопутствующего подогрева, температура термической обработки.

Параметры, характеризующие состояние вещества: давление, объем, температура. Уравнение состояния идеального газа.

Давление столба дуги и газа, остаточное давление, измерение давления, температура газа. Расход газа. Маркировка баллонов.

Деформация. Виды и типы деформации. Механическое напряжение. Закон Гука. Диаграмма растяжения. Механические свойства.

Проверка качества свариваемых соединений механическими испытаниями: растяжка, изгиб, удар. Упругие и пластические деформации. Напряжение. Запас прочности.


3.Взаимные превращения жидкостей и газов.

Испарение и конденсация.

Испарение молекул жидкого металла в сварочной ванне.

Влажность. Характеристика влажности. Измерение влажности воздуха.

Влияние влажности на хранение электродов, на устойчивость горения дуги, на качество сварного шва.

Смачивание. Капиллярные явления.

Проверка качества сварных швов на непроницаемость. Смачивание шва густым меловым раствором и керосином.

IV.

Термодинамика

Изменение агрегатного состояния вещества.

Нагревание, плавление, охлаждение, кристаллизация.

Количество теплоты. Теплопередача. Теплообмен. Работа газа. Внутренняя энергия и ее изменение.

Тепловой баланс дуги. Расход и потеря количества теплоты сварочной дуги. КПД сварочной дуги. Теплотехнические свойства дуги: теплопроводность, коэффициент линейного термического расширения, температура плавления, температуроустойчивость.

V.

1.

2.

Электродинамика.

Электризация.

Проявление электростатического электричества. Влияние электростатического электричества на организм человека.

Электростатика.

Проводники и диэлектрики.

Металлические электроды. Каска из диэлектрического материала, электродержатель, изолирующие костюмы, резиновые руковицы. Изоляционные материалы.

Конденсаторы.

Конденсаторная сварка.


Законы постоянного тока.

Количественная характеристика электрического тока.

Действия тока.

Работа и мощность. Закон Джоуля-Ленца.

Источники питания электрической дуги постоянного тока. Влияние постоянного тока на устойчивость горения дуги и качество сварки. Расход электроэнергии. Выполнение сварки металлов с высокой теплопроводностью. Действие электрического тока на организм человека. Технические мероприятие мероприятия по предупреждению электротравм.

3.

Электрический ток в различных средах.

Прохождение электрического тока через газ, вакуум, плазму.

Электрическая дуга и ее свойства. Виды сварки: вакуумная, плазменная, электрошлаковая, аргонно-дуговая, сварка под флюсом.

4.

Магнитное поле.



VI.

Механические колебания и волны.

Звук. Шум. Вибрация. Ультразвук.

Средства защиты органов слуха. Ультразвуковая сварка.

Электромагнитные колебания.

Переменный ток. Генератор. Трансформатор. Производство, передача и использование переменного тока.

Использование источников питания дуги переменного тока. Влияние переменного тока на стабильность дуги, на качество сварного шва и расход электроэнергии. Принцип действия трансформаторов.

VII.

Оптика и волновые свойства света.

Спектр.

Оптические приборы. Глаз.

Виды излучения.

Лазер - квантовый источник света.

Излучение света при сварке. Поражение тепловым и световым излучениями. Средства защиты глаз. Цвет пламени при сварке. Свойства и состав пламени. Цвет металла при нагревании и охлаждении: цвета каления и побежалости. Подбор марки защитного стекла (светофильтры). Лазерная сварка. Свойства лазерного луча.


© 2010-2022