Рабочая программа по физике для 9 класса

Планирование составлено на основеПримерной программы основного общего образования по физике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования ,с учетом программ для общеобразовательных школ и письма МОиН РТ «Об особенностях преподавания учебного предмета «Физика», в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю.                                                                    Сборник нормативных документов. Физ...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО /Рафикова Р.К./

Протокол №__1__от

«__21__»_августа_2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

________/Гайнутдинова Н.Р./

«____» _______ 2014 г.

«Утверждаю»

Директор школы


________Мифтахов А.В.


Приказ № _____ от

«___» ________ 2014г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике для 9 класса


МБОУ «Камско-Устьинская татарская средняя

общеобразовательная школа»


Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан


Учитель первой квалификационной категории

Рафикова Раиса Калимулловна






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _1_____

от «_20___»__августа__2014 г.




2014-2015 учебный год





Учебно-тематическое планирование


По физике

Класс 9

Учитель Рафикова Раиса Калимулловна

Плановых контрольных уроков - 5 ч,

Количество часов: всего - 68 час, в неделю- 2 часа.

Лабораторных работ -5 ч,

Административных контрольных уроков - 1ч.

Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по физике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования ,с учетом программ для общеобразовательных школ и письма МОиН РТ «Об особенностях преподавания учебного предмета «Физика», в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю.

Сборник нормативных документов. Физика/сост. Э.Д.Днепров,_А.К.Аркадьев.-М.:Дрофа, 2007.-107с.

Учебник Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Перышкин А.В. - 12-е изд. - М:Дрофа-2009 г.

названия, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература:

1. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2006. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)

3. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 9 класс. - 2-е изд. М.: ВАКО, 2007.

4. Журнал «Физика в школе» , Газета «Физика» (приложение «1 сентября»)

5. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7 - 9кл. - М.: Школьная Пресса, 2003

7. Орлов В.А., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7-9 класс) - М.: Интеллект-Центр, 2009

8. Зорин Н.И. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 9 класс - М.: ВАКО, 2011

9. Ильина Н.В. Тематический контроль по физике. Зачеты 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2004

11. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 8 класс: Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2009

12.Волков В.А. Тесты по физике 7-9 классы. М.: ВАКО, 2009

13.Физика-8: Тестовые задания по физике. Н.И.Павленко ,К.П.Павленко. М: Школьная пресса-2004

15.Физические эксперименты. Обучающие программы нового поколения. 2 CD

16.Видеозадачник по физике . А.И.Фишман. и др.CD-ROM

17.Физика 7-11. Библиотека электронных наглядных пособий. 1CD for Windows.

18.Физика. Библиотека наглядных пособий.7-11 классы. 2CD1С: Школа

19. Физика 7-11 классы практикум. Интерактивный курс физики. Физикон «Живая физика»






Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Физика» для 9 класса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089; - Примерной программы основного общего образования по физике (Письмо МО и Н РФ от 7 июля 2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»); - Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов (приказ МО России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 9 марта 2004 г. №1312); - Учебного плана для 5-9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Камско-Устьинская татарская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год; - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2011-2012 учебном году, утвержденного приказом МО и Н РТ от 24 декабря 2010 года № 2080; - с учётом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

Место учебного предмета в федеральном базисном учебном (образовательном) плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение Физики на ступени основного общего образования в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения в 9-ом классе 34 учебных недели, то на программу вместо 70 часов отводится всего 68 часов. Уменьшение часов происходит за счет резерва времени.

Основные цели изучения курса физики в 9 классе:

  • освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях, электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи курса

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность: • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. В приведенном тематическом планировании предусмотрено использование нетрадиционных форм уроков, в том числе организационно- деловых игр, исследовательских лабораторных работ, проблемных дискуссий, интегрированных уроков с историей и биологией, проектная деятельность и т. д.

Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности: способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить смысловой анализ текста; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.

Для проведения полноценного физического эксперимента, как демонстрационного, так и фронтального необходимо в достаточном количестве соответствующее оборудование. В настоящее время школьная лаборатория по физике очень слабо оснащена приборами и учебно-наглядными пособиями для проведения демонстрационных и фронтальных лабораторных работ. Чтобы скомпенсировать недостаток оборудования в физической лаборатории школы и, таким образом, научить учащихся самостоятельно добывать физические знания в ходе физического эксперимента некоторые лабораторные работы и демонстрационные опыты выполняются с помощью виртуальных моделей. Это дает возможность формирования необходимой информационной компетентности у учащихся и повышения уровня обученности учащихся по физике.

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Инструктаж по ТБ на уроках физики проводится два раза в год: в начале 1 полугодия (сентябре), и в начале 2 полугодия (январе). Перед каждой лабораторной работой проводится инструктаж по ТБ на рабочем месте.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ).

При преподавании физики используются:

· Классноурочная система

· Лабораторные и практические занятия.

· Применение мультимедийного материала.

· Решение экспериментальных задач.

Выполнение данной программы предусматривает использование следующих технологий, форм и методов преподавания физики:

Личностно-ориентированное обучение, проектная, ИКТ, технология тестирования, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, проблемное обучение, экспериментальные задания, написание и защита рефератов и др.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.


Учебно - тематический план

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Основы кинематики

12

1

1


Л/работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».


  1. Контрольная работа по теме «Основы кинематики»

Основы динамики

15

1

1

Л/работа № 2 «Исследование свободного падения тел»

2.Контрольная работа по теме «Основы динамики и закон сохранения импульса»

2

Механические колебания и волны. Звук.

11

1

1


Л/работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».

3.Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук»

3

Электромагнитное поле

15

1

1


Л/работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

4.Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле».

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

10

2

1


Л/работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

5.Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра».

5

Повторение

5


1


6.Итоговая контрольная работа

Итого

68

4

6












ОСНОВНОЕ содержание ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


ФИЗИКА 9 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Законы взаимодействия и движения тел (27 часов)

Кинематика. Прямолинейное равномерное движение (4 часа)

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое представ­ление движения.

Обязательный демонстрационный эксперимент

Равномерное прямолинейное движение

Кинематика. Прямолинейное равноускоренное движение (8 часов)

Прямолинейное равно­ускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при пря­молинейном равноуско­ренном движении. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Обязательный демонстрационный эксперимент

Равноускоренное движение

Лабораторная работа

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Основы динамики (15 часов)

Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное паде­ние тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Ускорение сво­бодного падения на Земле и других небесных телах. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения. Движение искусственных спутников. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты.

Обязательный демонстрационный эксперимент

Относительность движения

Явление инерции

Второй закон Ньютона

Третий закон Ньютона

Свободное падение тел в трубке Ньютона

Направление скорости при равномерном движении по окружности

Закон сохранения импульса

Реактивное движение

Механические колебания и волны. Звук (11 часов)


Механические колебания. Свободные коле­бания. Величины, харак­теризующие коле­бательное движе­ние: период, частота, амплитуда, фаза. Превращение энергии при колебательном движении. Распространение колебаний в упру­гой среде. Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Высота и тембр звука. Громкость звука и высота тона. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.

Обязательный демонстрационный эксперимент

Механические колебания

Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза

Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити

Превращение энергии при механических колебаниях

Механические волны

Звуковые колебания

Условия распространения звука

Лабораторная работа

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины.



Электромагнитное поле (15 часов)

Магнитное поле тока. Графическое изо­бражение магнит­ного поля. Действие магнит­ного поля на проводник с током. Индукция магнит­ного поля. Магнитный поток. Явление электро­магнитной индук­ции. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Правило Ленца. Самоиндукция. Получение пере­менного электри­ческого тока. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнит­ные волны. Шкала электро­магнитных волн. Электромагнитная природа света. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Электромагнитные колебания.

Колебательный контур. Принципы радиосвязи и телевидения. Дисперсия света. Влияние элек­тромагнитных излучении на живые организмы.

Обязательный демонстрационный эксперимент

Электромагнитная индукция

Электромагнитные колебания

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле

Устройство генератора переменного тока

Свойства электромагнитных волн

Правило Ленца. Самоиндукция.

Устройство трансформатора. Передача электрической энергии. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Принципы радиосвязи.

Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторная работа

Изучение явления электромагнитной индукции

Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (10 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Эксперименталь­ные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Энергия связи. Дефект масс. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Ядерная энергетика. Источники энергии Солнца и звезд. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Обязательный демонстрационный эксперимент

Модель опыта Резерфорда

Наблюдение линейчатых спектров излучения

Наблюдение треков в камере Вильсона

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц

Лабораторные работы.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

Повторение (5 часа)








ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики учащийся 9 класса должен

знать/понимать

  • смысл понятий: материальная точка, система отсчета, перемещение, взаимодействие, период и частота колебаний, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, масса, импульс, энергия, амплитуда, сила электрического тока, магнитная индукция, магнитный поток;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы тока, напряжения;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

- для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

- рационального применения простых механизмов;

- оценки безопасности радиационного фона.



















Система оценивания

Оценка устных ответов учащихся

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.

1. Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

2. Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

3. Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.

Учебно- тематическое планирование физики 9 класс


Тема урока

Кол-

во

часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашние задания

Дата проведения

примечание

план

факт

РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (27 часов)


Тема 1. Кинематика. Прямолинейное равномерное движение (4 часа)


1

Техника безопасности в кабинете физики Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета

1

Урок изучения нового мате­риала

Изучить механическое движение, материальная точка, система отсчета

Упражнения после §

Знать понятия: механиче­ское движение, материальная точка, система отсчета.

Уметь привести примеры механического движения

§1, упр.1(2,4)

2

Перемещение, путь, траектория

1

Комбиниро­ванный урок

Объяснить различие пути и перемещения, находить проекции перемещения

Опрос. Физический диктант. Упр. после §

Знать понятия: траекто­рия, путь и перемещение. Уметь объяснить их фи­зический смысл

§2, с. 10-12, упр.2

3

Определение координаты движущегося тела

1

Комбиниро­ванный урок

Определять координату тела в любой момент времени, находить и строить точки на координатной оси и плоскости

Самостоятельная ра­бота.

Упражнения после §

Знать понятие: координата тела, прямоли­нейное равномерное дви­жение. Уметь описать и объяс­нить прямоли­нейное равномерное дви­жение.

§3, с. 12-15, упр.3

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.


Комбиниро­ванный урок

Определять перемещение , пройденный за данный промежуток времени, и скорость при равномерном движении

Самостоя­тельная работа. Упражнения после §

Знать понятие: перемещение.

Уметь строить графики X(t).

§4, упр.4


Тема 2. Кинематика. Прямолинейное равноускоренное движение (8 часов)


5

Прямолинейное

равноускоренное

движение. Ускорение.

1

Комбиниро­ванный урок

Определять ускорение движения тела, строить график зависимости ускорения от времени движения тела

Опрос. Физический диктант

Знать понятия: прямоли­нейное равноускоренное движение, ускорение.

Уметь описать и объяс­нить.

§5, с. 20-23, упр.5 (2,3)

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

1

Комбиниро­ванный урок

Определять скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела

Самостоя­тельная работа. Упражнения после §

Знать понятия: скорость прямоли­нейного равноускоренного движения, ускорение.

Уметь строить и читать графики скорости.

§6, с. 24-27, упр.6 (4,5)

7

Решение задач на чтение графика скорости и определения ускорения

1

Урок применения зна­ний и умений

Определять ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного движения тела от времени

Опрос. Самостоя­тельная работа.

Уметь строить и читать графики скорости, определять ускорение при прямолинейном равноускоренном движении

§5,6, зад. На карточке

8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

Комбиниро­ванный урок

Определять перемещение при равноускоренном прямолинейном движении тела

Самостоя­тельная работа

Знать понятия: переме­щение при равноускорен­ном движении. Уметь объяснить физиче­ский смысл

§7, упр.7 (1,2)

9

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

Комбиниро­ванный урок

Определять пройденный путь и ускорение движения тела без начальной скорости прямолинейного равноускоренного движения тела

Опрос. Самостоя­тельная работа

Знать закономерности. Уметь решать задачи на закономерности.

§8, упр.8(1) подготов. к ЛР

10

Лабораторная ра­бота №1 «Иссле­дование равноус­коренного движе­ния без начальной скорости»

1

Урок-практи­кум

Исследовать равноускоренное движение без начальной скорости

Оформле­ние работы, вывод

Приобретение навыков при работе с оборудова­нием (секундомер, изме­рительная лента)

§8, упр.8(2)

11

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

Урок за­крепле­ния зна­ний

Вычислять ускорение, скорость и перемещение прямолинейного равноускоренного движения

Самостоя­тельная работа

Применяют изученные законы к решению комби­нированных задач по ме­ханике

Повторить §1-8 дом.тест

12

Контрольная работа по теме «Кинематика»

1

Урок контроля и оцени­вания знаний

Выполнять контрольную работу

Контрольная работа

Уметь решать задачи на прямолинейное равно­мерное и равноускорен­ное движение

Повто­рить

§1-8


Тема 3. Законы динамики (15 часов)


13

Анализ контрольной работы.

Относительность

механического

движения

1

Комбиниро­ванный урок

Определять относительную скорость, относительность движения, различать геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира.

Анализ контрольной работы

Понимать и объяснять относительность пере­мещения и скорости

§9, с. 34-38, упр.9(1-3 устно,4. 5*)

14

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

1

Урок изучения нового мате­риала

Изучать первый закон динамики

Опрос. Тест.

Знать содержание первого закона Ньютона, поня­тие инерциальной систе­мы отсчета

§10, упр.10

15

Второй закон Ньютона

1

Урок изучения нового мате­риала

Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массу на основе второго закона Ньютона

Опрос. Физический диктант

Знать содержание второ­го закона Ньютона, фор­мулу, единицы измерения физических величин в СИ. Написать формулу и объ­яснить

§11, упр.11 (2,4)

16

Третий закон Ньютона

1

Комбиниро­ванный урок

Экспериментально находить равнодействующую силу, вычислять противодействующую силу

Фронталь­ный опрос

Знать содержание третье­го закона Ньютона. На­писать формулу и объяс­нить

§12, упр.12 (2,3)

17

Свободное паде­ние тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

Комбиниро­ванный урок

Изучать свободное падение тел. Исследовать падение тела брошенного вертикально вверх

Фронталь­ный опрос.

Уметь объяснять свободное падение тел (физический смысл)

§13, 14, упр.13 (1,3),14 подготов. к ЛР

18

Решение задач на свободное паде­ние. ТБ Практическая работа №2 «Исследование свободного падения»

1

Урок за­крепле­ния зна­ний

Решение задач на свободное падение и брошенное вертикально вверх

Фронталь­ный опрос Самостоя­тельная работа

Уметь решать задачи на расчет скорости и высоты при свободном падении

§13, 14, повторить

19

Закон всемирного тяготения

1

Комбиниро­ванный урок

Вычислять силу всемирного тяготения

Самостоя­тельная работа

Знать понятия: гравита­ционное взаимодействие, гравитационная постоян­ная. Написать формулу и объяснить

§15, упр.15(3,4)

20

Ускорение сво­бодного падения на Земле и других небесных телах

1

Комбиниро­ванный урок

Вычислять ускорение свободного падения тел на земле и на других планетах

Опрос. Самостоя­тельная работа

Знать зависимость уско­рения свободного паде­ния от широты и высоты над Землей

§16, 17, упр.16(1)

21

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

Комбиниро­ванный урок

Вычислять ускорение при движении по окружности с постоянной по модулю скоростью

Опрос. Самостоя­тельная работа

Знать: природу, определение
криволинейного движения, приводить примеры; физическую величину, единицу измерения периода, частоты; центростремительное ускорение.

§18, 19,

упр.17(1,2), 18(1)

22

Решение задач на движение по ок­ружности

1

Урок закрепле­ния знаний

Вычислять центростремительное ускорение и центростремительную силу

Решение качествен­ных задач

Уметь применять знания при решении соответст­вующих задач

§18, 19, упр.18(4,5)

23

Искусственные

спутники Земли.

1

Урок изучения нового материала

Вычислять первую космическую силу

Самостоя­тельная работа

Уметь рассчитывать первую космическую ско­рость

§20 упр.19(1)

24

Импульс тела.

Закон сохранения

импульса

1

Комбиниро­ванный урок

Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел

Опрос. Самостоя­тельная работа

Знать понятия: импульс тела и импульс силы; закон сохранения импульса.

§21, 22, упр.20(2), 21

25

Реактивное движение. Ракеты

1

Комбиниро­ванный урок

Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел

Физический диктант

Знать практическое ис­пользование закона со­хранения импульса. Написать формулы и объяснить

§22, 23, упр.22 (1)

26

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

Урок закрепле­ния зна­ний

Решение задач по изученным материалам

ФО

СР

Обобщение и системати­зация знаний по теме «Законы динамики»

Повторить §10-23 задан. на карточ.

27

Контрольная работа по теме «Законы ди­намики»

1

Урок контроля и оцени­вания знаний

Выполнение контрольной работы

Контрольная работа

Уметь применять знания при решении типовых за­дач

Повтор. §10-23 составить 3 тестовых вопроса


РАЗДЕЛ II. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК(11 часов)


28

Анализ контрольной работы.

Колебательное движение. Свободные коле­бания.

1

Урок изучения нового мате­риала

Объяснять колебательное движение. Свободные колебания

Анализ контрольной работы. Физический диктант

Знать условии существования свободных колеба­ний, привести примеры

§24-25, упр.23

29

Величины, харак­теризующие коле­бательное движе­ние

1

Комбиниро­ванный урок

Определять период, частоту, амплитуду, фазу колебаний. Объяснять процесс колебания маятника

Фронталь­ный опрос

Знать уравнение колеба­тельного движения. Напи­сать формулу и объяс­нить

§26, упр.24 (3,5) подготов к ЛР

30

ТБ Лабораторная ра­бота №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

1

Урок-практикум

Исследовать зависимость периода колебания маятника от его длины и амплитуды колебаний

Самостоя­тельная работа

Приобретение навыков при работе с оборудова­нием

Повторить §26 упр.24(6)

По жел. §27

31

Превращение энергии при колебательном движении.

1

Комбиниро­ванный урок

Исследовать закономерности колебаний груза на пружине

Самостоя­тельная работа

Уметь объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела

§28, 29, упр.25(1),26(2) По жел. §30

32

Распространение колебаний в упру­гой среде. Механические волны

1

Урок изучения нового мате­риала

Рассмотреть колебания в упругой среде

Фронталь­ный опрос

Знать определение меха­нических волн. Основные характеристики волн

§31, 32, составить план ответа

33

ТБ в кабинете физики. Длина волны. Скорость распространения волн.

1

Комбиниро­ванный урок

Вычислять длину волны и скорости распространения волн

Беседа по

вопросам

параграфа

Знать характер распро­странения колебательных процессов в трехмерном пространстве

§33, упр.28(1-3)

34

Источники звука. Звуковые волны

1

Комбиниро­ванный урок

Изучать источники звука

Фронтальный опрос

Знать понятие «звуковые волны», привести приме­ры

§34, ответить на вопр.упр.29



35

Высота и тембр звука. Громкость звука и высота тона.

1

Комбиниро­ванный урок

Рассмотреть основные свойства звука

Беседа по вопросам

Знать физические харак­теристики звука: высота, тембр, громкость

§35-36, упр.30

36

Распространение звука. Скорость звука

1

Комбиниро­ванный урок

Вычислять скорость звука в различных агрегатных состояниях

Беседа по вопросам

Знать и уметь объяснить особенности распростра­нения звука в различных средах

§37-38, упр. 31(1,2), 32(1,5*)

37

Отражение звука. Эхо. Подготовка к контрольной работе

1

Комбиниро­ванный урок

Решение задач по изученной теме

Самостоятельная ра­бота (реше­ние типовых задач)

Знать особенности пове­дения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить

§39, подготовить сообщения

38

Контрольная работа по теме: «Механические ко­лебания и волны. Звук».

1

Урок контроля и оцени­вания знаний

Выполнение контрольной работы

Контрольная работа

Уметь решать задачи по теме «Механические ко­лебания и волны. Звук»

Составить кроссворд


РАЗДЕЛ III. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (15 часов)


39

Анализ контрольной работы.

Магнитное поле. Неоднородное и однородное магнитное поля. Графическое изо­бражение магнит­ного поля

1

Урок изучения нового мате­риала

Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел

Беседа по вопросам Решение качествен­ных задач

Понимать структуру маг­нитного поля, уметь объ­яснять на примерах гра­фиков и рисунков

§43,44, упр. 33(2), 34(2)

40

Направление тока и направление линий его магнитного поля

1

Комбиниро­ванный урок

Определять направление тока и направление линий магнитного поля

Знать правило буравчика, правой руки;

Уметь определять направление линий маг. поля

§45, упр. 35(1,4,5,6)

41

Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки

1

Комбиниро­ванный урок

Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Вычислять силу Ампера и находить направление силы Ампера

Самостоятель-ная работа

Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл)

§46, упр. 36(5) выучить правило

42

Индукция магнит­ного поля

1

Комбиниро­ванный урок

Вычислять модуль магнитной индукции

Опрос. Сам. работа

Знать силовую характе­ристику магнитного поля -индукцию

§47, составить план ответа

43

Магнитный поток.

1

Комбиниро­ванный урок

Рассмотреть зависимость магнитного потока от величин, вычислять магнитный поток

Беседа по вопросам

Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить З

§48. Подготов. к ФД

44

Явление электро­магнитной индук­ции. Опыты Фарадея

1

Урок-

практи­кум

Изучать явление электромагнитной индукции

Физический диктант

Знать: - понятие «электромагнитная индукция»;

§49

Упр.39(1,2)


45

ТБ Лабораторная работа №4 «Изу­чение явления электромагнитной индукции»


Комбиниро­ванный урок

Вычислять силу Лоренца, находить направление силы Лоренца

Оформление работы, вывод

Знать: - понятие «электромагнитная индукция»; - технику безопасности при работе с электропри­борами

повторить

46

Явление самоиндукции. Получение пере­менного электри­ческого тока

1

Комбиниро­ванный урок

Изучать явление самоиндукции, получение переменного тока с помощью индукционных генераторов

Самостоятельная ра­бота

Знать способы получения электрического тока. Уметь объяснить работу индукционного генератора

§50, упр. 40 (1,2)

47

Электромагнитное поле Электромагнит­ные волны

1

Комбиниро­ванный урок

Изучать свойства электромагнитных волн

Беседа по вопросам Тест

Знать понятие «электро­магнитное поле» и усло­вия его существования Понимать механизм воз­никновения электромаг­нитных волн

§51,52, упр. 42 (4,5)

48

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

1

Урок изучения нового мате­риала

Вычислять емкость конденсатора

Беседа по вопросам

Знать/ понимать что такое конденсатор, электроемкость конденсатора


49

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принцип радиосвязи и телевидения

1

Урок изучения нового мате­риала

Рассмотреть колебательный контур, изучать принцип радиосвязи и телевидения

Беседа по вопросам

Знать схему колебательного контура, формулу Томсона


50

Электромагнитная природа света.

1

Комбинированный урок

Изучать шкалу электромагнитных волн

Беседа Решение качествен­ных задач

Знать историческое раз­витие взглядов на приро­ду света Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить приме­ры

§54 подготовить сообщения

51

Дисперсия света. Цвета тела. Типы оптических спектров

1

Урок изучения нового материала

Рассмотреть явление дисперсии света, типы оптических спектров

Беседа. Решение задач

Уметь описывать явление дисперсии света. Уметь приводить примеры практического применения дисперсии

§53, подготовить сообщения

52

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Подготовка к контрольной работе.

1

Комбинированный урок

Рассмотреть примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы

Беседа. Решение задач. Тест

Уметь приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы

Повторить §42-54

53

Контрольная работа по теме: «Электромагнитное поле»

1

Урок контроля и оцени­вания знаний

Выполнение контрольной работы

Контрольная работа

Систематизация знаний по теме

Составить

4 тестовых вопроса


РАЗДЕЛ IV. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (10 часов)


54

Анализ контрольной работы.

Радиоактивность. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда

1

Урок изучения нового мате­риала

Изучать строение атома, явление радиоактивности, рассмотреть опыт Резерфорда

Беседа по вопросам

Знать альфа-, бета-, гам­ма-лучи (природа лучей) Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях

§55,56, составить план ответа

55

Радиоактивные превращения атомных ядер. Период полураспада.

1

Комбиниро­ванный урок

Писать радиоактивные превращения ядер, альфа, бета распады

Физический диктант

Знать природу радиоак­тивного распада и его за­кономерности

§57 упр. 43(1,2,3)

56

Эксперименталь­ные методы исследования частиц

1

Комбиниро­ванный урок

Изучать принцип действия камеры Вильсона, пузырьковой камеры, счетчика Гейгера

Тест

Знать современные мето­ды обнаружения и исследования заряженных час­тиц и ядерных превраще­ний

§58 составить таблицу

57

Открытие протона и нейтрона Состав атомного ядра.

1

Комбиниро­ванный урок

Вычислять число нуклонов в ядре атома

Беседа по вопросам

Знать историю открытия протона и нейтрона Знать строение ядра ато­ма, модели

§59,60,61 упр. 45

58

Ядерные силы. Дефект масс

1

Комбиниро­ванный урок

Вычислять дефект массы, энергию связи ядра

Самостоятельная работа

Знать понятие «прочность атомных ядер»

§64,65

59

Энергия связи атомных ядер. Решение задач

1

Урок закрепле­ния зна­ний

Рассчитывать энергию связи частиц в ядре, энергию выделения и поглощения

Физический диктант

Уметь решать задачи на нахождение энергии свя­зи и дефекта масс

Повторить §72,73

60

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции ТБ Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядер урана по фотографии треков»

1

Комбиниро­ванный урок

Исследовать по готовым фотографиям треки заряженных частиц

Самостоятельная работа Оформле­ние работы, вывод

Понимать механизм де­ления ядер урана Приобретение навыков при работе с оборудова­нием

§66,67

61

Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Дозиметрия.

1

Комбиниро­ванный урок

Рассмотреть основные элементы и принцип действия ядерного реактора, писать термоядерные реакции

Физический диктант Беседа

Знать устройство ядерно­го реактора Знать преимущества и недостатки атомных элек­тростанций Знать условия протека­ния, применение термо­ядерной реакции

§68 ответить на вопр. подготовить доклады

62

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы АЭС.

1

Комбинированный урок-конференция

Рассмотреть биологические действия радиации

Беседа

Знать правила защиты от радиоактивных излучений

повторить главу 6.

63

Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

Урок контроля и оцени­вания знаний

Выполнение контрольной работы

Контрольная работа

Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра»



ПОВТОРЕНИЕ (5 Ч).


64

Анализ контрольной работы.

Повторительно -обобща-ющий урок по теме «Механика

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Решение задач

Уметь решать задачи по теме

Фронтальный опрос

Решение задач

Мат. ГИА

65

Повторительно -обобща-ющий урок по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1

Урок обобщения и систематизации знаний крепле­ния зна­ний

Решение задач

Уметь решать задачи по теме

Фронтальный опрос

Решение задач

Мат. ГИА

66

Повторительно -обобща-ющий урок по теме «Электромагнитное поле»

1

Урок обобщения и систематизации знаний крепле­ния зна­ний

Решение задач

Уметь решать задачи по теме

Фронтальный опрос

Решение задач

Мат. ГИА

67

Итоговая контрольная работа

1

Урок оценивания знаний

Выполнять тест

Тест

Обобщение и системати­зация полученных знаний

68

Анализ контрольной работы. Итоговое обобщение

1

Урок закрепления знаний

Решать задачи

Решение задач

Обобщение курса




© 2010-2022