- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике для 9 класса
Рабочая программа по физике для 9 класса
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рафикова Р.К. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО /Рафикова Р.К./
Протокол №__1__от
«__21__»_августа_2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
________/Гайнутдинова Н.Р./
«____» _______ 2014 г.
«Утверждаю»
Директор школы
________Мифтахов А.В.
Приказ № _____ от
«___» ________ 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для 9 класса
МБОУ «Камско-Устьинская татарская средняя
общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
Учитель первой квалификационной категории
Рафикова Раиса Калимулловна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _1_____
от «_20___»__августа__2014 г.
2014-2015 учебный год
Учебно-тематическое планирование
По физике
Класс 9
Учитель Рафикова Раиса Калимулловна
Плановых контрольных уроков - 5 ч,
Количество часов: всего - 68 час, в неделю- 2 часа.
Лабораторных работ -5 ч,
Административных контрольных уроков - 1ч.
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по физике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования ,с учетом программ для общеобразовательных школ и письма МОиН РТ «Об особенностях преподавания учебного предмета «Физика», в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю.
Сборник нормативных документов. Физика/сост. Э.Д.Днепров,_А.К.Аркадьев.-М.:Дрофа, 2007.-107с.
Учебник Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Перышкин А.В. - 12-е изд. - М:Дрофа-2009 г.
названия, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература:
1. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2006. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)
3. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 9 класс. - 2-е изд. М.: ВАКО, 2007.
4. Журнал «Физика в школе» , Газета «Физика» (приложение «1 сентября»)
5. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7 - 9кл. - М.: Школьная Пресса, 2003
7. Орлов В.А., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7-9 класс) - М.: Интеллект-Центр, 2009
8. Зорин Н.И. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 9 класс - М.: ВАКО, 2011
9. Ильина Н.В. Тематический контроль по физике. Зачеты 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2004
11. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 8 класс: Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2009
12.Волков В.А. Тесты по физике 7-9 классы. М.: ВАКО, 2009
13.Физика-8: Тестовые задания по физике. Н.И.Павленко ,К.П.Павленко. М: Школьная пресса-2004
15.Физические эксперименты. Обучающие программы нового поколения. 2 CD
16.Видеозадачник по физике . А.И.Фишман. и др.CD-ROM
17.Физика 7-11. Библиотека электронных наглядных пособий. 1CD for Windows.
18.Физика. Библиотека наглядных пособий.7-11 классы. 2CD1С: Школа
19. Физика 7-11 классы практикум. Интерактивный курс физики. Физикон «Живая физика»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Физика» для 9 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089; - Примерной программы основного общего образования по физике (Письмо МО и Н РФ от 7 июля 2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»); - Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов (приказ МО России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 9 марта 2004 г. №1312); - Учебного плана для 5-9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Камско-Устьинская татарская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год; - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2011-2012 учебном году, утвержденного приказом МО и Н РТ от 24 декабря 2010 года № 2080; - с учётом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
Место учебного предмета в федеральном базисном учебном (образовательном) плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение Физики на ступени основного общего образования в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения в 9-ом классе 34 учебных недели, то на программу вместо 70 часов отводится всего 68 часов. Уменьшение часов происходит за счет резерва времени.
Основные цели изучения курса физики в 9 классе:
-
освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях, электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи курса
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность: • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. В приведенном тематическом планировании предусмотрено использование нетрадиционных форм уроков, в том числе организационно- деловых игр, исследовательских лабораторных работ, проблемных дискуссий, интегрированных уроков с историей и биологией, проектная деятельность и т. д.
Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности: способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить смысловой анализ текста; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.
Для проведения полноценного физического эксперимента, как демонстрационного, так и фронтального необходимо в достаточном количестве соответствующее оборудование. В настоящее время школьная лаборатория по физике очень слабо оснащена приборами и учебно-наглядными пособиями для проведения демонстрационных и фронтальных лабораторных работ. Чтобы скомпенсировать недостаток оборудования в физической лаборатории школы и, таким образом, научить учащихся самостоятельно добывать физические знания в ходе физического эксперимента некоторые лабораторные работы и демонстрационные опыты выполняются с помощью виртуальных моделей. Это дает возможность формирования необходимой информационной компетентности у учащихся и повышения уровня обученности учащихся по физике.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Инструктаж по ТБ на уроках физики проводится два раза в год: в начале 1 полугодия (сентябре), и в начале 2 полугодия (январе). Перед каждой лабораторной работой проводится инструктаж по ТБ на рабочем месте.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ).
При преподавании физики используются:
· Классноурочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Применение мультимедийного материала.
· Решение экспериментальных задач.
Выполнение данной программы предусматривает использование следующих технологий, форм и методов преподавания физики:
Личностно-ориентированное обучение, проектная, ИКТ, технология тестирования, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, проблемное обучение, экспериментальные задания, написание и защита рефератов и др.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.
Учебно - тематический план
№
Наименование разделов
Всего часов
Из них
Лабораторные работы
Контрольные работы
1
Основы кинематики
12
1
1
Л/работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
-
Контрольная работа по теме «Основы кинематики»
Основы динамики
15
1
1
Л/работа № 2 «Исследование свободного падения тел»
2.Контрольная работа по теме «Основы динамики и закон сохранения импульса»
2
Механические колебания и волны. Звук.
11
1
1
Л/работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».
3.Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук»
3
Электромагнитное поле
15
1
1
Л/работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».
4.Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле».
4
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер
10
2
1
Л/работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
5.Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра».
5
Повторение
5
1
6.Итоговая контрольная работа
Итого
68
4
6
ОСНОВНОЕ содержание ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ФИЗИКА 9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Законы взаимодействия и движения тел (27 часов)
Кинематика. Прямолинейное равномерное движение (4 часа)
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения.
Обязательный демонстрационный эксперимент
Равномерное прямолинейное движение
Кинематика. Прямолинейное равноускоренное движение (8 часов)
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.
Обязательный демонстрационный эксперимент
Равноускоренное движение
Лабораторная работа
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
Основы динамики (15 часов)
Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения. Движение искусственных спутников. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты.
Обязательный демонстрационный эксперимент
Относительность движения
Явление инерции
Второй закон Ньютона
Третий закон Ньютона
Свободное падение тел в трубке Ньютона
Направление скорости при равномерном движении по окружности
Закон сохранения импульса
Реактивное движение
Механические колебания и волны. Звук (11 часов)
Механические колебания. Свободные колебания. Величины, характеризующие колебательное движение: период, частота, амплитуда, фаза. Превращение энергии при колебательном движении. Распространение колебаний в упругой среде. Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Высота и тембр звука. Громкость звука и высота тона. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.
Обязательный демонстрационный эксперимент
Механические колебания
Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза
Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити
Превращение энергии при механических колебаниях
Механические волны
Звуковые колебания
Условия распространения звука
Лабораторная работа
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины.
Электромагнитное поле (15 часов)
Магнитное поле тока. Графическое изображение магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Правило Ленца. Самоиндукция. Получение переменного электрического тока. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. Электромагнитная природа света. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Электромагнитные колебания.
Колебательный контур. Принципы радиосвязи и телевидения. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучении на живые организмы.
Обязательный демонстрационный эксперимент
Электромагнитная индукция
Электромагнитные колебания
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле
Устройство генератора переменного тока
Свойства электромагнитных волн
Правило Ленца. Самоиндукция.
Устройство трансформатора. Передача электрической энергии. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Принципы радиосвязи.
Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторная работа
Изучение явления электромагнитной индукции
Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (10 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Энергия связи. Дефект масс. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Ядерная энергетика. Источники энергии Солнца и звезд. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Обязательный демонстрационный эксперимент
Модель опыта Резерфорда
Наблюдение линейчатых спектров излучения
Наблюдение треков в камере Вильсона
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц
Лабораторные работы.
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
Повторение (5 часа)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики учащийся 9 класса должен
знать/понимать
-
смысл понятий: материальная точка, система отсчета, перемещение, взаимодействие, период и частота колебаний, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро;
-
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, масса, импульс, энергия, амплитуда, сила электрического тока, магнитная индукция, магнитный поток;
-
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.
уметь
-
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы тока, напряжения;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.
Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок.
1. Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
2. Негрубые ошибки
-
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
-
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
-
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
-
Нерациональный выбор хода решения.
3. Недочеты
-
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
-
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
-
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
-
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно- тематическое планирование физики 9 класс
№
Тема урока
Кол-
во
часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Виды контроля, измерители
Планируемые результаты освоения материала
Домашние задания
Дата проведения
примечание
план
факт
РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (27 часов)
Тема 1. Кинематика. Прямолинейное равномерное движение (4 часа)
1
Техника безопасности в кабинете физики Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета
1
Урок изучения нового материала
Изучить механическое движение, материальная точка, система отсчета
Упражнения после §
Знать понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчета.
Уметь привести примеры механического движения
§1, упр.1(2,4)
2
Перемещение, путь, траектория
1
Комбинированный урок
Объяснить различие пути и перемещения, находить проекции перемещения
Опрос. Физический диктант. Упр. после §
Знать понятия: траектория, путь и перемещение. Уметь объяснить их физический смысл
§2, с. 10-12, упр.2
3
Определение координаты движущегося тела
1
Комбинированный урок
Определять координату тела в любой момент времени, находить и строить точки на координатной оси и плоскости
Самостоятельная работа.
Упражнения после §
Знать понятие: координата тела, прямолинейное равномерное движение. Уметь описать и объяснить прямолинейное равномерное движение.
§3, с. 12-15, упр.3
4
Перемещение при прямолинейном равномерном движении.
Комбинированный урок
Определять перемещение , пройденный за данный промежуток времени, и скорость при равномерном движении
Самостоятельная работа. Упражнения после §
Знать понятие: перемещение.
Уметь строить графики X(t).
§4, упр.4
Тема 2. Кинематика. Прямолинейное равноускоренное движение (8 часов)
5
Прямолинейное
равноускоренное
движение. Ускорение.
1
Комбинированный урок
Определять ускорение движения тела, строить график зависимости ускорения от времени движения тела
Опрос. Физический диктант
Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение.
Уметь описать и объяснить.
§5, с. 20-23, упр.5 (2,3)
6
Скорость прямолинейного равноускоренного движения.
1
Комбинированный урок
Определять скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела
Самостоятельная работа. Упражнения после §
Знать понятия: скорость прямолинейного равноускоренного движения, ускорение.
Уметь строить и читать графики скорости.
§6, с. 24-27, упр.6 (4,5)
7
Решение задач на чтение графика скорости и определения ускорения
1
Урок применения знаний и умений
Определять ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного движения тела от времени
Опрос. Самостоятельная работа.
Уметь строить и читать графики скорости, определять ускорение при прямолинейном равноускоренном движении
§5,6, зад. На карточке
8
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
1
Комбинированный урок
Определять перемещение при равноускоренном прямолинейном движении тела
Самостоятельная работа
Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении. Уметь объяснить физический смысл
§7, упр.7 (1,2)
9
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.
1
Комбинированный урок
Определять пройденный путь и ускорение движения тела без начальной скорости прямолинейного равноускоренного движения тела
Опрос. Самостоятельная работа
Знать закономерности. Уметь решать задачи на закономерности.
§8, упр.8(1) подготов. к ЛР
10
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
1
Урок-практикум
Исследовать равноускоренное движение без начальной скорости
Оформление работы, вывод
Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента)
§8, упр.8(2)
11
Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
1
Урок закрепления знаний
Вычислять ускорение, скорость и перемещение прямолинейного равноускоренного движения
Самостоятельная работа
Применяют изученные законы к решению комбинированных задач по механике
Повторить §1-8 дом.тест
12
Контрольная работа по теме «Кинематика»
1
Урок контроля и оценивания знаний
Выполнять контрольную работу
Контрольная работа
Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение
Повторить
§1-8
Тема 3. Законы динамики (15 часов)
13
Анализ контрольной работы.
Относительность
механического
движения
1
Комбинированный урок
Определять относительную скорость, относительность движения, различать геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира.
Анализ контрольной работы
Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости
§9, с. 34-38, упр.9(1-3 устно,4. 5*)
14
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона
1
Урок изучения нового материала
Изучать первый закон динамики
Опрос. Тест.
Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета
§10, упр.10
15
Второй закон Ньютона
1
Урок изучения нового материала
Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массу на основе второго закона Ньютона
Опрос. Физический диктант
Знать содержание второго закона Ньютона, формулу, единицы измерения физических величин в СИ. Написать формулу и объяснить
§11, упр.11 (2,4)
16
Третий закон Ньютона
1
Комбинированный урок
Экспериментально находить равнодействующую силу, вычислять противодействующую силу
Фронтальный опрос
Знать содержание третьего закона Ньютона. Написать формулу и объяснить
§12, упр.12 (2,3)
17
Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.
1
Комбинированный урок
Изучать свободное падение тел. Исследовать падение тела брошенного вертикально вверх
Фронтальный опрос.
Уметь объяснять свободное падение тел (физический смысл)
§13, 14, упр.13 (1,3),14 подготов. к ЛР
18
Решение задач на свободное падение. ТБ Практическая работа №2 «Исследование свободного падения»
1
Урок закрепления знаний
Решение задач на свободное падение и брошенное вертикально вверх
Фронтальный опрос Самостоятельная работа
Уметь решать задачи на расчет скорости и высоты при свободном падении
§13, 14, повторить
19
Закон всемирного тяготения
1
Комбинированный урок
Вычислять силу всемирного тяготения
Самостоятельная работа
Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная. Написать формулу и объяснить
§15, упр.15(3,4)
20
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
1
Комбинированный урок
Вычислять ускорение свободного падения тел на земле и на других планетах
Опрос. Самостоятельная работа
Знать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей
§16, 17, упр.16(1)
21
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
1
Комбинированный урок
Вычислять ускорение при движении по окружности с постоянной по модулю скоростью
Опрос. Самостоятельная работа
Знать: природу, определение
криволинейного движения, приводить примеры; физическую величину, единицу измерения периода, частоты; центростремительное ускорение.
§18, 19,
упр.17(1,2), 18(1)
22
Решение задач на движение по окружности
1
Урок закрепления знаний
Вычислять центростремительное ускорение и центростремительную силу
Решение качественных задач
Уметь применять знания при решении соответствующих задач
§18, 19, упр.18(4,5)
23
Искусственные
спутники Земли.
1
Урок изучения нового материала
Вычислять первую космическую силу
Самостоятельная работа
Уметь рассчитывать первую космическую скорость
§20 упр.19(1)
24
Импульс тела.
Закон сохранения
импульса
1
Комбинированный урок
Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел
Опрос. Самостоятельная работа
Знать понятия: импульс тела и импульс силы; закон сохранения импульса.
§21, 22, упр.20(2), 21
25
Реактивное движение. Ракеты
1
Комбинированный урок
Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел
Физический диктант
Знать практическое использование закона сохранения импульса. Написать формулы и объяснить
§22, 23, упр.22 (1)
26
Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
1
Урок закрепления знаний
Решение задач по изученным материалам
ФО
СР
Обобщение и систематизация знаний по теме «Законы динамики»
Повторить §10-23 задан. на карточ.
27
Контрольная работа по теме «Законы динамики»
1
Урок контроля и оценивания знаний
Выполнение контрольной работы
Контрольная работа
Уметь применять знания при решении типовых задач
Повтор. §10-23 составить 3 тестовых вопроса
РАЗДЕЛ II. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК(11 часов)
28
Анализ контрольной работы.
Колебательное движение. Свободные колебания.
1
Урок изучения нового материала
Объяснять колебательное движение. Свободные колебания
Анализ контрольной работы. Физический диктант
Знать условии существования свободных колебаний, привести примеры
§24-25, упр.23
29
Величины, характеризующие колебательное движение
1
Комбинированный урок
Определять период, частоту, амплитуду, фазу колебаний. Объяснять процесс колебания маятника
Фронтальный опрос
Знать уравнение колебательного движения. Написать формулу и объяснить
§26, упр.24 (3,5) подготов к ЛР
30
ТБ Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».
1
Урок-практикум
Исследовать зависимость периода колебания маятника от его длины и амплитуды колебаний
Самостоятельная работа
Приобретение навыков при работе с оборудованием
Повторить §26 упр.24(6)
По жел. §27
31
Превращение энергии при колебательном движении.
1
Комбинированный урок
Исследовать закономерности колебаний груза на пружине
Самостоятельная работа
Уметь объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела
§28, 29, упр.25(1),26(2) По жел. §30
32
Распространение колебаний в упругой среде. Механические волны
1
Урок изучения нового материала
Рассмотреть колебания в упругой среде
Фронтальный опрос
Знать определение механических волн. Основные характеристики волн
§31, 32, составить план ответа
33
ТБ в кабинете физики. Длина волны. Скорость распространения волн.
1
Комбинированный урок
Вычислять длину волны и скорости распространения волн
Беседа по
вопросам
параграфа
Знать характер распространения колебательных процессов в трехмерном пространстве
§33, упр.28(1-3)
34
Источники звука. Звуковые волны
1
Комбинированный урок
Изучать источники звука
Фронтальный опрос
Знать понятие «звуковые волны», привести примеры
§34, ответить на вопр.упр.29
35
Высота и тембр звука. Громкость звука и высота тона.
1
Комбинированный урок
Рассмотреть основные свойства звука
Беседа по вопросам
Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость
§35-36, упр.30
36
Распространение звука. Скорость звука
1
Комбинированный урок
Вычислять скорость звука в различных агрегатных состояниях
Беседа по вопросам
Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах
§37-38, упр. 31(1,2), 32(1,5*)
37
Отражение звука. Эхо. Подготовка к контрольной работе
1
Комбинированный урок
Решение задач по изученной теме
Самостоятельная работа (решение типовых задач)
Знать особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить
§39, подготовить сообщения
38
Контрольная работа по теме: «Механические колебания и волны. Звук».
1
Урок контроля и оценивания знаний
Выполнение контрольной работы
Контрольная работа
Уметь решать задачи по теме «Механические колебания и волны. Звук»
Составить кроссворд
РАЗДЕЛ III. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (15 часов)
39
Анализ контрольной работы.
Магнитное поле. Неоднородное и однородное магнитное поля. Графическое изображение магнитного поля
1
Урок изучения нового материала
Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел
Беседа по вопросам Решение качественных задач
Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков
§43,44, упр. 33(2), 34(2)
40
Направление тока и направление линий его магнитного поля
1
Комбинированный урок
Определять направление тока и направление линий магнитного поля
Знать правило буравчика, правой руки;
Уметь определять направление линий маг. поля
§45, упр. 35(1,4,5,6)
41
Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки
1
Комбинированный урок
Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Вычислять силу Ампера и находить направление силы Ампера
Самостоятель-ная работа
Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл)
§46, упр. 36(5) выучить правило
42
Индукция магнитного поля
1
Комбинированный урок
Вычислять модуль магнитной индукции
Опрос. Сам. работа
Знать силовую характеристику магнитного поля -индукцию
§47, составить план ответа
43
Магнитный поток.
1
Комбинированный урок
Рассмотреть зависимость магнитного потока от величин, вычислять магнитный поток
Беседа по вопросам
Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить З
§48. Подготов. к ФД
44
Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея
1
Урок-
практикум
Изучать явление электромагнитной индукции
Физический диктант
Знать: - понятие «электромагнитная индукция»;
§49
Упр.39(1,2)
45
ТБ Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»
Комбинированный урок
Вычислять силу Лоренца, находить направление силы Лоренца
Оформление работы, вывод
Знать: - понятие «электромагнитная индукция»; - технику безопасности при работе с электроприборами
повторить
46
Явление самоиндукции. Получение переменного электрического тока
1
Комбинированный урок
Изучать явление самоиндукции, получение переменного тока с помощью индукционных генераторов
Самостоятельная работа
Знать способы получения электрического тока. Уметь объяснить работу индукционного генератора
§50, упр. 40 (1,2)
47
Электромагнитное поле Электромагнитные волны
1
Комбинированный урок
Изучать свойства электромагнитных волн
Беседа по вопросам Тест
Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования Понимать механизм возникновения электромагнитных волн
§51,52, упр. 42 (4,5)
48
Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
1
Урок изучения нового материала
Вычислять емкость конденсатора
Беседа по вопросам
Знать/ понимать что такое конденсатор, электроемкость конденсатора
49
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принцип радиосвязи и телевидения
1
Урок изучения нового материала
Рассмотреть колебательный контур, изучать принцип радиосвязи и телевидения
Беседа по вопросам
Знать схему колебательного контура, формулу Томсона
50
Электромагнитная природа света.
1
Комбинированный урок
Изучать шкалу электромагнитных волн
Беседа Решение качественных задач
Знать историческое развитие взглядов на природу света Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить примеры
§54 подготовить сообщения
51
Дисперсия света. Цвета тела. Типы оптических спектров
1
Урок изучения нового материала
Рассмотреть явление дисперсии света, типы оптических спектров
Беседа. Решение задач
Уметь описывать явление дисперсии света. Уметь приводить примеры практического применения дисперсии
§53, подготовить сообщения
52
Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Подготовка к контрольной работе.
1
Комбинированный урок
Рассмотреть примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы
Беседа. Решение задач. Тест
Уметь приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы
Повторить §42-54
53
Контрольная работа по теме: «Электромагнитное поле»
1
Урок контроля и оценивания знаний
Выполнение контрольной работы
Контрольная работа
Систематизация знаний по теме
Составить
4 тестовых вопроса
РАЗДЕЛ IV. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (10 часов)
54
Анализ контрольной работы.
Радиоактивность. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда
1
Урок изучения нового материала
Изучать строение атома, явление радиоактивности, рассмотреть опыт Резерфорда
Беседа по вопросам
Знать альфа-, бета-, гамма-лучи (природа лучей) Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях
§55,56, составить план ответа
55
Радиоактивные превращения атомных ядер. Период полураспада.
1
Комбинированный урок
Писать радиоактивные превращения ядер, альфа, бета распады
Физический диктант
Знать природу радиоактивного распада и его закономерности
§57 упр. 43(1,2,3)
56
Экспериментальные методы исследования частиц
1
Комбинированный урок
Изучать принцип действия камеры Вильсона, пузырьковой камеры, счетчика Гейгера
Тест
Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений
§58 составить таблицу
57
Открытие протона и нейтрона Состав атомного ядра.
1
Комбинированный урок
Вычислять число нуклонов в ядре атома
Беседа по вопросам
Знать историю открытия протона и нейтрона Знать строение ядра атома, модели
§59,60,61 упр. 45
58
Ядерные силы. Дефект масс
1
Комбинированный урок
Вычислять дефект массы, энергию связи ядра
Самостоятельная работа
Знать понятие «прочность атомных ядер»
§64,65
59
Энергия связи атомных ядер. Решение задач
1
Урок закрепления знаний
Рассчитывать энергию связи частиц в ядре, энергию выделения и поглощения
Физический диктант
Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс
Повторить §72,73
60
Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции ТБ Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядер урана по фотографии треков»
1
Комбинированный урок
Исследовать по готовым фотографиям треки заряженных частиц
Самостоятельная работа Оформление работы, вывод
Понимать механизм деления ядер урана Приобретение навыков при работе с оборудованием
§66,67
61
Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Дозиметрия.
1
Комбинированный урок
Рассмотреть основные элементы и принцип действия ядерного реактора, писать термоядерные реакции
Физический диктант Беседа
Знать устройство ядерного реактора Знать преимущества и недостатки атомных электростанций Знать условия протекания, применение термоядерной реакции
§68 ответить на вопр. подготовить доклады
62
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы АЭС.
1
Комбинированный урок-конференция
Рассмотреть биологические действия радиации
Беседа
Знать правила защиты от радиоактивных излучений
повторить главу 6.
63
Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра»
1
Урок контроля и оценивания знаний
Выполнение контрольной работы
Контрольная работа
Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра»
ПОВТОРЕНИЕ (5 Ч).
64
Анализ контрольной работы.
Повторительно -обобща-ющий урок по теме «Механика
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Решение задач
Уметь решать задачи по теме
Фронтальный опрос
Решение задач
Мат. ГИА
65
Повторительно -обобща-ющий урок по теме «Механические колебания и волны. Звук»
1
Урок обобщения и систематизации знаний крепления знаний
Решение задач
Уметь решать задачи по теме
Фронтальный опрос
Решение задач
Мат. ГИА
66
Повторительно -обобща-ющий урок по теме «Электромагнитное поле»
1
Урок обобщения и систематизации знаний крепления знаний
Решение задач
Уметь решать задачи по теме
Фронтальный опрос
Решение задач
Мат. ГИА
67
Итоговая контрольная работа
1
Урок оценивания знаний
Выполнять тест
Тест
Обобщение и систематизация полученных знаний
68
Анализ контрольной работы. Итоговое обобщение
1
Урок закрепления знаний
Решать задачи
Решение задач
Обобщение курса