Разработка урока в 7 классе «Действие жидкости на погруженное тело» по физике

Методическая разработка урока по физике Рыбаковой Т.А В 7 классе «Действие жидкости на погруженное тело» Урок-исследование Включает: выдвижение гипотезы, ее экспериментальное подтверждение, анализ полученных результатов, вывод. Цель урока: формирование у учащихся навыков коллективной работы и навыков применения знаний в новой ситуации, развитие умения объяснять окружающие явления, совершенствование коммуникативных способностей.  Ученик должен: изучить действие жидкости на погруженное тело, экспе...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по физике Рыбаковой Т.А

В 7 классе

«Действие жидкости на погруженное тело»

Урок-исследование

Включает: выдвижение гипотезы, ее экспериментальное подтверждение, анализ полученных результатов, вывод.

Цель урока: формирование у учащихся навыков коллективной работы и навыков применения знаний в новой ситуации, развитие умения объяснять окружающие явления, совершенствование коммуникативных способностей.

Ученик должен: изучить действие жидкости на погруженное тело, экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от физических величин, уметь работать в коллективе.

Класс делится на группы по 4-5человек

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, на каждую группу: рычаг, штатив, два стакана с водой, два тела равного объема, но разные по массе, соляной раствор, линейка, два тела равной массы, но разного объема.

Ход урока:

I.Вводно-мотивационная часть.

Учитель предлагает учащимся отрывок из мультфильма «Коля, Оля и Архимед»

(multxit.ru/kolya-olya-i-arximed/)

Демонстрирует опыт по растяжению пружины под действием груза в воздухе, затем в воде.

Перед учащимися встают вопросы: Почему показания динамометра неодинаковы в двух случаях? (В беседе выясняется, что существует выталкивающая сила). От чего она зависит?

II.Операционная часть.

В ходе беседы учащиеся выдвигают множество гипотез о зависимости выталкивающей силы от следующих величин:

-от объема погруженного тела

-от вес (массы)

-от плотности тела и жидкости

-от глубины погружения

-от формы тела

Не одну из выдвигаемых гипотез учитель не должен отбрасывать!

Дети записывают гипотезы в тетрадь и приступают к исследовательской работе работая в группах.

Экспериментальная проверка гипотез:

  1. Проверка зависимости Fвыт от Vтела

Учащиеся подвешивают к рычагу тела равной массы, но разного объема, уравновешивают рычаг, погружают тела в воду. Наблюдают прямую зависимость между величинами, делают записи в тетради.



  1. Проверка зависимости Fвыт от массы (веса) тела.

Учащиеся подвешивают к рычагу тела одного объема, но разной массы, а затем погружают в воду. Наблюдают, что равновесие не нарушилось. Результат отражают в тетради.



  1. Проверка зависимости Fвыт от глубины погружения в жидкость

Учащиеся подвешивают одинаковые тела, добиваются равновесия рычага и погружают в воду на разную глубину. Наблюдают, что равновесие не нарушилось. Результат отражают в тетради.



  1. Проверка зависимости Fвыт от формы тела

Учащиеся подвешивают к рычагу тела одного объема, но разной формы, уравновешивают рычаг и погружают тела в воду. Наблюдают, что равновесие не нарушилось, заносят результат в тетрадь.



  1. Проверка зависимости Fвыт от плотности жидкости

Учащиеся подвешивают одинаковые тела, добиваются равновесия рычага и погружают в одно в чистую воду, а другое - в сильно соленый раствор. Наблюдают нарушение равновесия и делают соответствующие записи.

После экспериментальной проверки всех выдвинутых гипотез учащиеся делают вывод о зависимости выталкивающей силы от объема и плотности жидкости.

С помощью учителя записывают формулировку на доске и в тетради в виде формулы:





Fвыт = ρɡv


III . Рефлексивно-оценочная часть урока.

Учитель:

Ребята, мы с вами прошли сложный путь от гипотез, догадок к научной теории. И все показали себя отличными экспериментаторами, способными не только заметить новое вокруг себя, но и самостоятельно и дружно работая в коллективе проводить научное исследование.

Попробуем ответить на веселые вопросы Г. Остера из книги «ФИЗИКА»:

- Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающих сил. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкала генерала в шею?

- Пожилые греки рассказывали, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной рукой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Россказни ли это?

- Почему в недосоленном супе картофель тонет, а в пересоленном всплывает?

- Где больший вес имеют караси, в родном озере или на чужой сковороде?

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Вместе с учителем дети вспоминают интересные факты, касающиеся данной темы. Например:

Существует море, в котором нельзя утонуть. Это Мертвое море Палестины. Его вода настолько солена, что в ней не может жить ни одно живое существо. И утонуть в нем нельзя.

Закон Архимеда помогает вытащить затонувшие суда. Ледокол «Садко» о халатности капитана затонул в Белом море в 1916 году, пролежал 17 лет на морском дне, а потом его подняли и он еще долго служил службу.

Тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг из-за того, что действует закон Архимеда. Так как объем тонны дерева больше объема тонны железа. А это значит, что выталкивающая сила на дерево больше.

Д/з ʃ 48-49, упр 24 (2,3)

Предлагается решить дополнительную задачу на оценку из мультфильма:

Предположив, что корона царя Гиерона в воздухе весит 20Н, а в воде 18,75Н, вычислите плотность вещества короны. Полагая, что к золоту подмешано только серебро, определить сколько серебра и сколько золота в короне, если плотность золота 20000кг/м3 и плотность серебра 10000кг/м3. Каков был бы объем короны, если придворный ювелир сделал ее из чистого золота?

Заключение:

Благодарю за урок! А закончить хотелось бы словами

Жидкости на тело давят,

Вверх его все поднимают,

При этом силу создают,

Что Архимедовой зовут!

Ее считать умеем мы:

Надо знать лишь вес воды,

Что то тело вытесняет -

Весь закон нам объясняет.

Открыл его великий грек,

Ему имя Архимед!



© 2010-2022