Обобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явления

Цели урока: ·         Образовательные: обобщение материала по теме «Тепловые явления»;                расширение кругозора учащихся; привитие интереса к предмету;                активизация познавательной деятельности учащихся. ·         Развивающие: продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснения природных явлений, изображённых в литературных отрывках, оценивать ситуацию и применять к наблюдаемым явлениям изученные законы; ·         Воспитательные: воспитать внимание у...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияОбобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явленияБалаева Ирина Анатольевна, учитель физики.

Обобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: "Тепловые явления"

Цели урока:

  • Образовательные: обобщение материала по теме «Тепловые явления»;

расширение кругозора учащихся; привитие интереса к предмету;

активизация познавательной деятельности учащихся.

  • Развивающие: продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснения природных явлений, изображённых в литературных отрывках, оценивать ситуацию и применять к наблюдаемым явлениям изученные законы;

  • Воспитательные: воспитать внимание учащихся, наблюдательность, интерес к изучению физики и понимание необходимости знаний для правильного понимания явлений в окружающем нас мире.

Тип урока: обобщающий.

Презентация

Обобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явления

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Про теплоту начнем рассказ,

Всё вспомним, обобщим сейчас.

Энергия! Работа до кипенья!

Чтоб лени наблюдалось испаренье!

Мозги не доведем мы до плавленья,

Их тренируем до изнеможенья!

В учении проявим мы старанье,

Идей научных видя обаяние!

И проявляем мы себя в труде,

Как двигатель с высоким КПД!

Но как же жизнь бывает непроста,

С той дамой что зовется «Теплота».

II. Обобщение изученного материала.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим прогулку по чудесному городу «Теплота». Вы когда-нибудь слышали о таком городе? А давайте представим его. В этом городе есть:

  • Проспект физических терминов

  • Улица интересных фактов

  • Площадь формул и величин

  • Переулок экспериментов

  • Аллея вопросов

  • Парк пословиц, загадок и кроссвордов.

Но, чтобы попасть в этот город, мы должны с вами открыть волшебные ворота золотым ключиком. Ключевое слово, написанное на нем, поможет вам во время прогулки по городу «Теплота». Давайте определим его.

1. Какие вам известны способы передачи тепла при помощи инфракрасных лучей?

(Излучение)

Из ответа возьмите вторую букву и поставьте ее в первую клетку ключа. (3)

2. Какой вы знаете процесс увеличения внутренней энергии тела при повышении температуры?

(Нагревание)

Из ответа возьмите первую букву и поставьте ее во вторую клетку ключа. (Н)

3. Какой вам известен процесс перехода вещества из жидкости в газ?

(Испарение)

Из ответа возьмите четвертую и седьмую буквы и поставьте их соответственно в третью и четвертую клетки ключа (А, Н).

4. Какой вы знаете процесс перехода воды из жидкого состояния в твёрдое?

(Кристаллизация)

Из ответа возьмите две последние буквы и поставьте их в последние клетки ключа. (И. Я)

Мы определили ключевое слово - это ЗНАНИЯ. Ну конечно же, знания нам нужны для путешествия по чудесному городу «Теплота».

И вот мы на проспекте «Физических терминов».

Задание: расположить в правильном порядке фазы вещества и тепловые процессы.

Газ1. Конденсация

2. Испарение

3. Кристаллизация

Жидкость4. Плавление

5. Сублимация

Твердое тело

А сейчас пройдем по улице «Интересных фактов».

1-й ученик: У зайца большие уши, но совсем не для того, чтобы слушать, а для того, чтобы ими потеть. Сидит в летний зной заяц под кустом, и ему совсем пить не хочется. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов. Каждый квадратный сантиметр уха излучает до 10 калорий в час. В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.

2-й ученик: Шерсть у собак очень теплая, а потовых желез в коже практически нет ( есть только на пальцах лап). Собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюстях и небе начинает интенсивно испаряться, и температура тела понижается до нормальной.

3-й ученик: Большинство людей убеждены, что водяной пар белого цвета, и очень удивляются, слыша, что это неверно. В действительности водяной пар совершенно прозрачен, невидим, и следовательно не имеет цвета вовсе. Тот белый туман, который в обыденной жизни называют паром, представляет собой не пар в физическом смысле, а воду, распыленную в мелкие капельки. Облака же состоят не из водяного пара, а из мельчайших водяных капелек.

4-й ученик: Среди необычных растений выделяется неопалимая купина. Поднесите к ней горящую спичку и куст вспыхнет ярким пламенем. Вспыхнет и тут же гаснет. Зелёные листья при этом остаются нетронутыми огнем. Секрет неопалимой купины давно раскрыт - это эфироносное растение. Листья его выделяют летучие вещества, которые вспыхивают, словно порох и горят. А если вы прикоснетесь к этим листьям голой рукой, то мелкие эфирные капельки обожгут кожу. Горящее и несгорающее растение, конечно же, почиталось как чудесное, священное. Недаром о неопалимом кустарнике рассказывает Библия.

5-й ученик: Получение и освоение огня - заметная страница в истории цивилизации. Археологи установили, что остаткам первых костров около 400 тыс.лет. тогда огонь получали случайно (от молнии), поддерживали и берегли. Позднее (около 300 тыс. лет назад) безвестные гении научились добывать огонь трением, а позднее изобрели огниво, которым и пользовались до 19 в. Спички появились в 1855 г.

6-й ученик: . Женщины утверждают, что вуаль греет, что без нее лицо зябнет. При взгляде на легкую ткань вуали, не очень веришь этому утверждению. Но как бы крупны ни были ячейки вуали, воздух через такую ткань проходит с некоторым замедлением. Тот слой воздуха, который непосредственно прилегает к лицу и, нагревшись, служит теплой воздушной маской, удерживается вуалью и не так быстро сдувается ветром, как при отсутствии ее. Поэтому нет основания не верить женщинам.

А вот мы на площади «Формул и величин».

На доске записаны буквы: Q, с, m, t, λ, r, q. Назвать каждую величину и единицу измерения

Q - количество теплоты (Дж)

с - удельная теплоемкость вещества (Дж/кг* ° С)

m - масса тела (кг)

t - температура тела(° С)

λ - удельная теплота плавления (Дж/кг)

r - удельная теплота парообразования (Дж/кг)

q - удельная теплота сгорания топлива (Дж/кг)

Заселите «Остров формул»




Устали, ребята?! Давайте отдохнём (включается музыка и проводим релаксацию).

Релаксация. «Дыхание счастья»

При входе вы мысленно вдыхаете ароматы любимых цветов, радость, счастье, здоровье, улыбку, любовь, тепло, успех, свет, разум, красоту, продолжительные эмоции, жизненные силы...

При выдохе вы мысленно выдыхаете мусор и грязь, болезни, печаль, тревоги и обиды, неудачи и грусть, усталость, несчастья, ненависть, глупость.

Продолжим наше путешествие по городу Теплота.

Мы идем по переулку «Экспериментов».

Демонстрация экспериментов.

  1. Несгорающая ткань.

  2. Кипение воды в бумажном стакане

  3. Достать лед из воды не намочив рук.

А сейчас пройдемся по аллее «Вопросов».

Напишем графический - физический диктант.

Да - Нет /\

1. Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты требуется для измерения температуры вещества массой 1 кг на 1° С, называется удельной теплоёмкостью?

2. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое называется кристаллизацией?

3. По формуле Q = сm( t2-t1) мы находим кол-во теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении?

4. Единицей измерения удельной теплоёмкости является Дж/кг оС ?

5. Одно и то же вещество отвердевает и плавится при разных температурах?

6. Температуру, при которой вещество отвердевает, называют кристаллизацией?

7. Кол-во теплоты, выделяющейся при кристаллизации тела массой m, определяется по формуле Q = λ m ?

8. Единицей измерения удельной теплоты сгорания топлива является Дж/кг?

Получается график правильных ответов на вопросы:

И наконец, мы оказались в парке «Пословиц, загадок и кроссвордов».

Загадки

  1. В морях и реках обитает,

Но частью по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

  1. В белом бархате деревня-

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (Иней)

  1. Я, как песчинка, мал,

Я из воды и в воздухе летаю.

Как пух лежу я на полях.

И, как алмаз, блистаю в солнечных лучах. (Снег)

Пословицы.

  1. Снег- одеяло для пшеницы: чем толще, тем лучше ей спится.

Каков физический смысл этой китайской пословицы? Почему, когда на полях много снега, посевы не вымерзают? ( Снег обладает очень плохой теплопроводностью, так как между снежинками находится воздух, который является плохим проводником тепла. Поэтому снег можно сравнить с одеялом, которое не дает холоду подобраться к зерну.)

  1. Дым столбом - к морозу.

А почему дым столбом? (в безветренную погоду легкий теплый воздух устремляется вверх, не испытывая боковых воздействий атмосферного воздуха.)

А теперь поднимемся мо ступенькам лестницы - кроссворда.

  1. Важная для тепловых явлений физическая величина. (Температура)

  2. Понижение температуры. (Охлаждение)

  3. Процесс превращения твердого тела в жидкость. (Плавление)

  4. Одно из агрегатных состояний вещества. (Жидкость)

  5. Один из источников энергии. (Топливо)

  6. Наглядное изображение зависимостей между величинами. (График)

  7. Жидкие атмосферные осадки. (Дождь)

  8. Вид твердого состояния воды. (Снег)

  9. Газообразное состояние вещества. (Пар)

Обобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: Тепловые явления

III. Подведение итогов урока.

Сегодня вы, ребята, поработали хорошо. Мы с вами повторили некоторые тепловые явления. На следующих уроках вам пригодится то, что вы сегодня применяли. Физика - удивительная наука, нам надо шаг за шагом познавать её.

Спасибо за урок.

ЛИТЕРАТУРА

1. М. Е. Тульчинский "Качественные задачи по физике 6 - 7 класс". Пособие для учителей. Москва, "Просвещение", 1973 год.

2. В. И. Лукашик "Физическая олимпиада в 6 - 7 классе". Пособие для учащихся. Москва "Просвещение", 1976 год.

3. Я. И. Перельман "Знаете ли вы физику?". Переиздание - Екатеринбург, "Тезис" 1994 год.

4. Дж. Уокер. "Физический фейерверк". Под редакцией кандидата физико-математических наук И. Ш. Слободецкого. Издательство "Мир" Москва, 1979 год.

5. "Мир физики в художественной литературе" - Редактор составитель М63 С.А. Тихомирова - Москва: Школа - Пресс, 1997 - 64с. (Библиотека журнала "Физика в школе". Выпуск 10).

6. В. И. Елькин "Необычные учебные материалы по физике". Москва, "Школа - Пресс" 2000 год. (Библиотека журнала "Физика в школе". Выпуск 16).



© 2010-2022