Рабочая программа по физике 7 класс

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевский муниципальный район


Рассмотрено на заседании МО

протокол №_____ от _______ г.

Согласованно МС

протокол №____от ________г.

Программа рекомендована

к работе педагогическим советом

протокол №______от___________

Утверждено приказом директора

№_________от_____г.


Рабочая программа по физике

для 7-х классов

2015-2016 учебный год




Составитель - учитель физики и информатики

Павленко Ю.П.



П. Трудармейский, 2015



Пояснительная записка

Рабочая программа по физике разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Рекомендаций Программы (Программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2012 .-79с.);

  • Авторской программы (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. - 334с.);

  • Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. -48 с.

  • Основной образовательной программы образовательного учреждения

Данная программа обеспечивает систему фундаментальных знаний основ физической науки для всех учащихся основной школы.

Общая характеристика учебного предмета

Физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место предмета в учебном плане

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план основного общего образования предусматривает изучениие предмета в объеме 2-х часов в неделю в каждом классе. В учебном плане образовательного учреждения в 7 классе на изучение предмета отведено 3 часа в неделю: из них 2 часа из обязательной части учебного плана и 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Цель изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующей цели:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Эта цель достигается благодаря решению следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;

  • овладение учащимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;

  • формирование у учащихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;

  • овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета


К личностным результатам обучения физике в основной школе относятся:

  • мотивация образовательной деятельности школьников;

  • сформированность познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся;

  • убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • понимание, а также умение объяснять следующие физические явления: свободное падение тел, явление инерции, явление взаимодействия тел, колебания математического и пружинного маятников, резонанс, атмосферное давление, плавание тел, большая сжимаемость газов и малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, испарение жидкости, плавление и кристаллизация вещества, охлаждение жидкости при испарении, диффузия, броуновское движение,

  • умение измерять и находить: расстояния, промежутки времени, скорость, ускорение, массу, плотность вещества, силу, работу силы, мощность, кинетическую и потенциальную энергию, КПД наклонной плоскости, температуру

  • владение экспериментальным методом исследования в процессе исследования зависимости удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения от площади соприкасающихся тел и от силы давления,

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их для объяснения наблюдаемых явлений: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения,

  • понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми человек встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе, основанными на частных предметных результатах, являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить и фиксировать наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, кодировать извлечённую из опытов информацию в виде таблиц, графиков, формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений;

  • умения применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитое теоретическое мышление, включающее умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, формулировать доказательства выдвинутых гипотез;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать различные источники информации.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями;

  • умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символичной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, излагать содержание текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы;

  • развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;

  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.




Содержание учебного курса физики. 7 класс

п/п

Раздел

Содержание

Кол- во часов

1

Физика и физические методы изучения природы

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

Демонстрации:

Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

Наблюдать и описывать физические явления, высказывать предположения - гипотезы, измерять расстояния и промежутки времени, определять цену деления шкалы прибора. Меры безопасности при работе в кабинете физики.

5

2

Механические явления.

Кинематика

Механическое движение. Траектория. Путь - скалярная величина. Скорость - векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение - векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Демонстрации:

  1. Равномерное прямолинейное движение.

  2. Свободное падение тел.

  3. Равноускоренное прямолинейное движение.

  4. Равномерное движение по окружности.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение ускорения свободного падения.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Определять путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени. Находить центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

84

3

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации:

    1. Принцип действия термометра.

  1. Теплопроводность различных материалов.

  2. Конвекция в жидкостях и газах.

  3. Теплопередача путем излучения.

  4. Явление испарения.

  5. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Лабораторные работы и опыты:

    1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

  1. Исследование процесса испарения.

  2. Измерение влажности воздуха.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче. Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества. Измерять влажность воздуха. Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций.

13

Тематическое планирование


Наименование раздела

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

УУД

Предметные результаты

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Введение

8

Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических; проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики;

Измерять расстояния, промежутки времени, температуру; обрабатывать результаты измерений; определять цену деления шкалы измерительного цилиндра; научиться пользоваться измерительным цилиндром, с его помощью определять объем жидкости; переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения. Записывать результат измерения с учетом погрешности;

Находить цену деления любого Измерительного прибора, Представлять результаты измерений в виде таблиц, анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы, работать в группе;

Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых; определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях, составлять план презентации;

-мотивация образовательной деятельности школьников

-убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на

общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других

участников группы и педагога, как поступить.

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-владеть таким видом изложения текста, как повествование;

-под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

-под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта.

- получать физическую

информацию из различных источников;

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в

учебнике

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей

(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и

формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,

рисунков, схематических рисунков, схем).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника

- слушать и вступать в диалог;

- участвовать в обсуждении проблем;

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Обучающиеся должны знать/понимать:

-Приводить примеры физического тела, явления, различать вещество и тело.

-Определить цену деления и погрешность.

-Определять объем жидкости с помощью мензурки.

Первоначальные сведения о строении вещества

10

Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение; схематически изображать молекулы воды и кислорода; определять размер малых тел; сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха; объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества;

Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел, представлять результаты измерений в виде таблиц, выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы; работать в группе;

Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; приводить примеры диффузии в окружающем мире; наблюдать процесс образования кристаллов; анализировать результаты опытов по движению и диффузии, проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы;

-мотивация образовательной деятельности школьников

-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на

общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других

участников группы и педагога, как поступить.

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-владеть таким видом изложения текста, как повествование;

-под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

-под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта.

- получать физическую информацию из различных источников;

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в

учебнике

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей

(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и

формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,

рисунков, схематических рисунков, схем).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника

- слушать и вступать в диалог;

- участвовать в обсуждении проблем;

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Обучающиеся должны знать/понимать:

-Приводить примеры, доказывающие существование молекул; определять состав молекул;

-решать качественные задачи на 1-е положение

МКТ.

-Определять размер малого тела.

-Решать качественные задачи на данное

положение МКТ; доказывать движение

молекул;

- экспериментально доказывать

зависимость скорости диффузии от температуры, объяснять смачивание и

капиллярные явления.

-Решение качественных задач.

Взаимодействие тел


36

Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; определять путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; оформлять расчетные задачи;

Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; приводить примеры проявления явления инерции в быту; объяснять явление инерции; проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции. Анализировать его и делать выводы;

Описывать явление взаимодействия тел; приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению скорости; объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы;

Устанавливать зависимость изменение скорости движения тела от его массы; переводить основную единицу массы в т, г, мг; работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать, полученные сведения о массе тела, различать инерцию и инертность тела;

-мотивация образовательной деятельности школьников

-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на

общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других

участников группы и педагога, как поступить.

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

--Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в

учебнике

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей

(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и

формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,

рисунков, схематических рисунков, схем).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника

- слушать и вступать в диалог;

- участвовать в обсуждении проблем;

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Обучающиеся должны знать/понимать:

-Приводить примеры различных видов

движения, материальной точки, доказывать

относительность движения, пути, траектории.

-Применять формулы скорости, описывать движение по графику скорости, определять скорость по графику, строить график скорости и

движения; переводить единицы измерения

скорости в СИ.

-Решать задачи на данные формулы.

-Решать графические задачи.

-Сравнивать массы тел при их взаимодействии.

-Приводить примеры движения по инерции; решать задачи по теме.

-Определять плотность по таблице; переводить

единицы плотности в СИ.

-Решать задачи 1 и 2 уровней на расчет плотности, массы, объема; работать с табличными данными.

-Работать с весами, мензуркой. -Проводить расчет плотности и работать с таблицей плотности.

Задачи 2 и 3 уровня.

-Пользоваться динамометром.

-Графически изображать силу и находить

равнодействующую нескольких сил.

-Изображать графически силу упругости, ее

рассчитывать, измерять.

-Графически изображать силу тяжести и рассчитывать ее.

-Различать массу тела и вес тела; определять

вес тела с помощью динамометра, графически

изображать вес.

-Градуировать пружину и измерять силы

динамометром.

-Изображать графически силу трения, измерять

силу трения.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

30

Приводить примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления; выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы;

Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы;

Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково. анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты;

Вычислять массу воздуха; сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы. Применять знания, из курса географии: при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления;

Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводить примеры из жизни, подтверждающие существование выталкивающей силы; применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике;

Выводить формулу для определения выталкивающей силы; рассчитывать силу Архимеда; указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; работать с текстом, обобщать и делать выводы, анализировать опыты с ведерком Архимеда;

Объяснять условия плавания судов; Приводить примеры из жизни плавания и воздухоплавания; объяснять изменение осадки судна; Применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания. Применять знания из курса математики, географии при решении задач.

-мотивация образовательной деятельности школьников

-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на

общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других

участников группы и педагога, как поступить.

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

-владеть таким видом изложения текста, как повествование;

-под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

-под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта.

- получать физическую информацию из различных источников;

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в

учебнике

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей

(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и

формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,

рисунков, схематических рисунков, схем).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника

- слушать и вступать в диалог;

- участвовать в обсуждении проблем;

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Обучающиеся должны знать/понимать:

-Решать качественные задачи; эксперимент по

определению давления бруска.

-Решать качественные задачи; проводить опыты

на закон Паскаля.

-Решать качественные задачи; приводить примеры применения акваланга и глубинных аппаратов.

-Решать расчетные задачи 1 и 2 уровня.

-Приводить примеры практического применения сообщающихся сосудов.

-Пользоваться барометром-анероидом.

-Решение качественных задач.

-Пользоваться манометрами.

-Объяснение причины возникновения архимедовой силы.

-Определять силу Архимеда. Работа с таблицей;

-Выяснять условия плавания тел.

Работа и мощность. Энергия

21

Вычислять механическую работу; определять условия, необходимые для совершения механической работы;

Вычислять мощность по известной работе; приводить примеры единиц мощности различных технических приборов и механизмов; анализировать мощности различных приборов; выражать мощность в различных единицах; проводить самостоятельно исследования мощности технических устройств, делать выводы;

Применять условия равновесия рычага в практических целях: поднятии и перемещении груза; определять плечо силы; решать графические задачи;

Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; работать с текстом параграфа учебника, обобщать и делать выводы об условии равновесия тел;

Проверить опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверять на опыте правило моментов; применять практические знания при выяснении условий равновесия рычага, знания из курса биологии, математики, технологии. Работать в группе;

Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; работать с текстом параграфа учебника, анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы;

Применять навыки устного счета, знания из курса математики, биологии: при решении качественных и количественных задач. Анализировать результаты, полученные при решении задач;

Применять навыки устного счета, знания из курса математики, биологии: при решении качественных и количественных задач. Анализировать результаты, полученные при решении задач;

Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела; приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту; работать с текстом, применять на практике знания об условии равновесия тел;

Опытным путем установить, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; анализировать КПД различных механизмов; работать в группе;

Опытным путем установить, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; анализировать КПД различных механизмов; работать в группе;

Приводить примеры превращения энергии из одного вида в другой, тел обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией; работать с текстом;

Отработка навыков устного счета, Решение задач на расчет работы, мощности, энергии;

Демонстрировать презентации. Выступать с докладами. Участвовать в обсуждении докладов и презентаций.

-мотивация образовательной деятельности школьников

-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на

общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других

участников группы и педагога, как поступить.

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

-владеть таким видом изложения текста, как повествование;

-под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

-под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта.

- получать физическую информацию из различных источников;

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в

учебнике

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей

(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и

формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,

рисунков, схематических рисунков, схем).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника

- слушать и вступать в диалог;

- участвовать в обсуждении проблем;

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Обучающиеся должны знать/понимать:

-Решать задачи 1 и 2 уровня.

-Решать качественные задачи на виды и

превращения механической энергии.

-Изображать рычаг графически; определять

плечо силы.

-Формулировать условие

равновесие рычага.

-Выполнять опыт и проверить условие равновесие рычага.

-Приводить примеры полезной и затраченной

работы.



Календарно-поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт


Введение

8 часов



1

Что изучает физика. Некоторые физические термины.



2

Наблюдение и опыты.



3

Физические величины. Измерение физических велечин.



4

Точность и погрешность измерений.



5

Старинные меры. Определение цены деления измерительного прибора.



6

л/р №1 «Определение цены деления измерительного прибора».



7

Физика и техника



8

Физика и техника




Первоначальное сведение о строении вещества10 часов



9 (1)

Строение вещества.



10 (2)

Молекулы



11(3)

л/р №2 « Измерение размеров малых тел»



12 (4)

Броуновское движение



13 (5)

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.



14 (6)

Взаимное притяжение и отталкивание молекул



15 (7)

Взаимное притяжение и отталкивание молекул



16 (8)

Агрегатное состояние вещества



17 (9)

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов



18 (10)

Первоначальные строения о строении вещества.

Систематизация ЗУН




Взаимодействие тел

36 часов



19(1)

Механическое движение.



20(2)

Равномерное и неравномерное движение.



21(3)

Единицы скорости



22(4)

Средняя скорость. Решение задач.



23(5)

Расчет пути и времени движения.



24(6)

Решение задач на расчет пути и времени движения.



25(7)

Механическое движение. Проверочная работа.



26(8)

Явление инерции.



27(9)

Взаимодействие тел.



28(10)

Масса тела. Единицы массы.



29(11)

Измерение массы тела на весах.



30(12)

л/р №3 « Измерение массы тела на рычажных весах».



31(13)

л/р № 4 « Измерение объема тела»



32(14)

Плотность вещества



33(15)

Плотность вещества



34(16)

л/р №5 « Определение плотности вещества твердого тела»



35(17)

Расчет массы и объема тела по его плотности.



36(18)

Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества. Решение задач.



37(19)

Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества. Решение задач.



38(20)

Контрольная работа №1 « Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»



39(21)

Сила



40(22)

Явление тяготения. Сила тяжести.



41(23)

Сила упругости. Закон Гука



42(24)

Закон Гука. Решение задач.



43(25)

Вес тела.



44(26)

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.



45(27)

Связь между силой тяжести и массой тела. Решение задач



46(28)

Сила тяжести на других планетах.



47(29)

Динамометр.

Л/Р №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»



48(30)

Сложение двух сил направленных по одной прямой.



49(31)

Равнодействующая сил. Решение задач.



50(32)

Сила трение. Трение скольжения.



51(33)

Трение покоя. Трение в природе и технике.



52(34)

л/р №7 « выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел».



53(35)

Взаимодействие тел. Решение задач.



54(36)

К/Р №2 « Сила. Равнодействующая сил».




Давление твердых тел, жидкостей, газов

30 часов



55(1)

Давление. Единицы давления.



56(2)

Способы уменьшение и увеличение давления. Решение задач.



57(3)

Давление. Единицы давления. Решение задач.



58(4)

Давление газа.



59(5)

Закон Паскаля.



60(6)

Давление в жидкостях и газах.



61(7)

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.



62(8)

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Решение задач.



63(9)

Давление. Решение задач.



64(10)

Сообщающиеся сосуда.



65(11)

Вес воздуха. Атмосферное давление.



66(12)

Существование воздушной оболочки Земли.



67(13)

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричилли.



68(14)

Барометр-анероид.



69(15)

Атмосферное давление на различных высотах.



70(16)

Давление в жидкостях и газах. Решение задач.



71(17)

Манометры.

К/Р №3 « Давление в жидкостях и газах».



72(18)

Поршневой жидкостных насос



73(19)

Гидравлический пресс.



74(20)

Гидравлический пресс. Решение задач.



75(21)

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело



76(22)

Архимедова сила.



77(23)

л/р №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»



78(24)

Плавление тел



79(25)

Решение задач на определение архимедовой силы и условие плавления тел



80(26)

л/р №9 « Выяснение условий плавления тел в жидкости»



81(27)

Плавление судов



82(28)

Воздухоплавание



83(29)

Давление твердых тел, жидкостей и газов. Систематизация знаний.



84(30)

К/Р №4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов».




Работа и мощность. Энергия

18 час



85(1)

Механическая работа

86(2)

Единицы работы. Решение задач.

87(3)

Мощность. Решение задач

88(4)

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

89(5)

Момент силы.

90(6)

Рычаг в технике, быту и природе. Решение задач

91(7)

л/р №10 « Выяснение условий равновесия рычага»

92(8)

Применение закона равновесия рычага к блоку.

93(9)

Равенство работ при использовании простых механизмов «Золотое правило» механики.

Решение задач.

94(10)

Центр тяжести тела. Условие равновесия тела.

95(11)

КПД механизма.

96(12)

л/р №11 « Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

97(13)

Определение КПД простых механизмов

98(14)

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

99(15)

Превращение одного вида механической энергии в другой.

100(16)

Закон сохранения энергии.

101(17)

Работа и мощность. Энергия. Обобщение и систематизация знаний.

102(18)

Физика-наука о природе.




Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1. Литература используемая для написания программы:


  1. Алгоритм составления рабочих программ по физике. РО ИПК и ПРО, кафедра математики и естественных дисциплин.

  2. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. - 334с.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» М., 1992.-57 с.

  4. Обязательный минимум содержания основного общего образования. Вестник образования, №10, 2003 г

  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, ИД «Дрофа» 2004 г.

  6. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. -48 с. - (Стандарты второго поколения).

  7. Программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2012 .-79с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. №1897)

2. Учебно-методический комплект


  1. А.В. Перышкин «Физика 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2015.

  2. А.В. Перышкин Сборник задач по физике: 7-9 кл.ФГОС: к учебникам А.В. Перышкина и др. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.

3. Литература для обучающихся.


  1. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2004 - 2009

  2. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1,2- М.: Наука, 1986

  3. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику.- М.: Наука, 1986


4. Дополнительная литература учителя.

  1. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам А.В. Перышкина и С.В. Громова. 7 класс. - М.: ВАКО, 2005

  2. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7,8,9 класс: Дидактические материалы Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа,2004.



5. Электронные образовательные Интернет-ресурсы


  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30

  1. Открытая физика physics.ru/courses/op25part2/design/index.htm

  2. Газета «1 сентября»: материалы по физике

1september.ru/

  1. Физика.ru

fizika.ru

  1. КМ-школа

km-school.ru/

  1. Электронный учебник

physbook.ru/

6. Лабораторное оборудование

1. набор по механике

2. набор по молекулярной физике и термодинамике

3. набор по электричеству

4. набор по оптике

5. источник постоянного и переменного тока (4,5В, 2А)

6. весы учебные лабораторные

7. динамометр лабораторный

8. амперметр лабораторный

9. вольтметр лабораторный

10. миллиамперметр

11. лоток для хранения оборудования

7. Наглядные пособия

1. Таблица «Международная система единиц»

2. Таблица «Шкала электромагнитных 30 Таблицы ЭОР излучений»

3. Таблица «Приставки для образования десятичных кратных»

4. Таблица «Физические постоянные»

5. Портреты ученых физиков и астрономов

1


© 2010-2022