Рабочая программа по физике 7 класс

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  4. «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы», составитель: В.А. Шевцов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2005г.

  5. Учебный план МБОУ «Кочуновская ООШ» на 2015-2016 учебный год.

  6. Локальный акт МБОУ «Кочуновская ООШ» о рабочей программе.

Цели изучения физики:

Основные цели изучения курса физики в 7 классе:

  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общая характеристика курса

Школьный курс физики - системообразующий для естественно - научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Физика  наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика  экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Рабочая программа по физике в 7-м классе составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы», составитель: В.А. Шевцов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2005г.

Для реализации программы используется учебник: А.В.Перышкин «Физика. 7 класс», «Дрофа», 2012

Количество часов на год по программе: 70

По плану: 68. Уменьшено количество часов на изучение темы «Работа и мощность. Энергия»

Место курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе : в VII классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Так как согласно Устава МБОУ «Кочуновская ООШ» учебный год содержит 34 недели , на физику отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие.

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, температура,

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;


  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления,;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • рационального применения простых механизмов.

Тематическое планирование по дисциплине «Физика, 7 класс»



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

Из них

Тестирование

Лабора-торные работы

Контрольные работы

1

Введение

3

1

1

-

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

1

-

3

Взаимодействие тел

21

3

4

1

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

25

2

2

3

5

Работа и мощность. Энергия.

13

2

2

1

Итого

68

9

10

5


Содержание программы


  1. Введение 3 ч.

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.


  1. Первоначальные сведения о строении вещества 6ч.

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.


  1. Взаимодействие тел 21 ч.

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.


  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов 25ч.

Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.


  1. Работа и мощность. Энергия 13 ч.

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг.

Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.







Календарно-тематическое планирование по дисциплине «Физика, 7 класс»

Номер урока

Тема урока

Количество часов


Вид занятия

Вид самостоятельной работы

Дата проведения

план

факт

1/1

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

1

Лекция

-

2/2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

Тест №1 «Введение. Измерение физических величин»

1

Беседа

тест

3/3

Лабораторная работа №1 «Измерение цены деления измерительного прибора»

1

Лабораторная работа

л/р

4/1

Анализ теста №1 и л/р №1

Строение вещества. Молекулы.

Л/Р №2 «Измерение размеров малых тел»

1

Эвристическая беседа, Лабораторная работа

л/р

5/2

Анализ л/р №2

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

1

Эвристическая беседа

Решение упражнений

6/3

Взаимное притяжение и отталкивание мо­лекул.

1

Эвристическая беседа

Ответы на вопросы

7/4

Три состояния вещества представ­лений.

1

Эвристическая беседа, моделирование,

диктант

Физический диктант

8/5

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

Тест №2 «Строение вещества»

1

Эвристическая беседа, моделирование

тест

9/6

Анализ теста №2

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Игра-путешествие

Решение задач

10/1

Механическое движение.

1

Объяснение нового

Решение задач

11/2

Равномерное и неравномерное движение

1

Беседа, работа с книгой

Решение задач

12/3

Скорость. Единицы скорости

1

Беседа, работа с книгой

Решение задач

13/4

Расчет пути и времени движения

1

Фронтальная работа, КМД

Решение задач

14/5

Инерция.

Тест №3 «Механическое движение»

1

Эвристическая беседа

тест

15/6

Анализ теста №3

Взаимодействие тел.

1

Эвристическая беседа

Ответы на вопросы

16/7

Масса тела. Единицы массы.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

17/8

Измерение массы тела на весах.

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

Эвристическая беседа, лабораторная работа

Лаб. работа

18/9

Анализ л/р №3

Плотность вещества. Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»

1

Объяснение, беседа, работа с книгой

Лаб.работа

19/10

Анализ л/р №4

Расчет массы и объема тела по его плотности.

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела»

1

Лабораторная работа по описанию в учебнике

Лаб.работа

20/11

Анализ л/р №5

Решение задач по теме «Масса

тела. Плотность вещества»

Тест № 4 «Взаимодействие тел. Масса. Плотность»

1

Фронтальная работа, КМД

тест

21/12

Анализ теста №4

Сила

1

Эвристическая беседа

Решение задач

22/13

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

Лекция

-

23/14

Силы упругости. Закон Гука.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

24/15

Вес тела

1

Эвристическая беседа

Решение задач

25/16

Единицы силы. Связь между си­лой тяжести и массой.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

26/17

Динамометр.

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

Лабораторная работа по описанию в учебнике

Лаб.работа

27/18

Анализ л/р №6

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

28/19

Сила трения.

1

Эвристическая беседа

Ответы на вопросы

Решение задач, тест

29/20

Трение покоя. Трение в природе и технике

Тест №5 «Сила. Виды сил»

1

Эвристическая беседа

30/21

Контрольная работа. №1 по теме «Взаимодействие тел»

1

Индивидуальная работа (разноуровневая)

Контр.работа

31/1

Анализ теста №5

Анализ контрольной работы №1

Давление. Единицы давления.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

32/2

Способы уменьшения и увеличения давления

1

Эвристическая беседа

Ответы на вопросы

33/3

Давление газа.

1

Эвристическая беседа

Ответы на вопросы

34/4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Давление твердого тела»

1

Эвристическая беседа,

Контроль знаний

Контр.работа

Решение задач

35/5

Анализ к/р №2

Давление в жидкости и газе

1

Эвристическая беседа

36/6

Расчет давления на дно и стенки сосуда

1

Фронтальная работа, КМД (эстафета)

Решение задач

37/7

Решение задач на расчет давления на дно и стенки сосуда

Тест №6 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

Фронтальная работа, КМД

тест

38/8

Анализ теста №6

Сообщающиеся сосуды.

1

Эвристическая беседа

Ответы на вопросы

39/9

Применение сообщающихся сосудов

1

Эвристическая беседа

Решение задач

40/10

Атмосферное давление.

1

Решение задач

41/11

Измерение атмосферного давления.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

42/12

Баро­метр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

Эвристическая беседа

Практич.работа

43/13

Манометры

1

Эвристическая беседа, КМД

Ответы на вопросы

44/14

Поршневой жидкостный насос

Кратковременная контрольная работа №3 по теме «Давление в жидкости и газе»

1

Эвристическая беседа

Контр.работа

45/15

Анализ к/р №3

Гидравлический пресс.

1

Эвристическая беседа

тест

46/16

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

1

Исследовательская работа

Практ.работа

Решение задач

47/17

Архимедова сила.

1

48/18

Лабораторная работа. №7 «Определение выталкивающей силы, действую­щей на погруженное в жидкость тело»

1

Лабораторная работа по описанию в учебнике

Лаборат.работа

49/19

Анализ л/р №7

Плавание тел

1

Эвристическая беседа

Работа над ошибками

50/20

Решение задач по теме «Архимедова сила. Плавание тел»

Тест №7 «Атмосферное давление. Сила Архимеда»

1

Фронтальная работа, КМД

тест

51/21

Лабораторная работа. №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

Лабораторная работа по описанию в учебнике

Лаб.работа

52/22

Анализ теста №7 и л/р №8

Плавание судов

1

Решение задач

Решение задач

53/23

Воздухоплавание. Решение задач по теме «Плавание тел. Воздухоплавание»

1

Фронтальная работа, КМД

54/24

Повторение тем «Архимедова сила», «Плавание тел», «Воздухоплавание»

1

Фронтальная работа, КМД, вариативные упражнения,

Решение задач

55/25

Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

Индивидуальная работа (разноуровневая)

Контр.работа

56/1

Анализ контрольной работы. Механическая работа. Единицы работы

1

Эвристическая беседа

Работа над ошибками

57/2

Мощность. Единицы мощности

1

Эвристическая беседа

Решение задач

58/3

Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность»

Тест №8 «Работа и мощность»

1

Фронтальная работа, КМД

тест

59/4

Анализ теста №8

Рычаги

1

Эвристическая беседа

Решение задач

60/5

Момент силы.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

61/6

Лабораторная работа. №9 «Выяснение условий равновесия рычага»

1

Лабораторная работа по описанию в учебнике

Лабор.работа

62/7

Анализ л/р №9

Блоки. «Золотое правило» механики.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

63/8

КПД. Решение задач

Тест №9 «Рычаг. Блок. КПД механизмов»

1

Фронтальная работа, КМД

Решение задач, тест

Лаборат.работа

64/9

Лабораторная работа. №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклон­ной плоскости»

1

Лабораторная работа по описанию в учебнике

65/10

Анализ л/р №10 и теста №9

Потенциальная и кинетическая энергии

1

Эвристическая беседа

Решение задач

66/11

Превращение одного вида механической энергии в другой.

Кратковременная контрольная работа по теме №5 «Работа и мощность. Энергия»

1

Индивидуальная работа (разноуровневая)

Контрольная работа

67/12

Анализ к/р №5

Решение задач по теме «Работа и мощность. Энергия»

1

Фронтальная работа, КМД

Решение задач

68/13

Повторение темы «Работа и мощность. Энергия»

1

Фронтальная работа, КМД, вариативные упражнения,

Решение задач







УМК:


  1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2012.

  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В.Иванова. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература:


  1. Гендельштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.А. Задачи по физике. 7 класс.-3-е изд.-М.: Дом педагогики, Гимназия, Фолио,2000.

  2. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина / авт.-сост. В.А.Шевцов.-Волгоград: Учитель, 2005.

  3. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина "Физика. 7 класс"/ Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова. Под ред. Е.М.Гутник.-2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2002.

  4. Гулиа, Н. В. Удивительная физика: о чем умолчали учебники. - М., 2003.

  5. Перельман, Н. Я. Занимательные опыты по физике. - М., 1972.

  6. Рабиза, Ф. В. Простые опыты: забавная физика для детей. - М., 1997.

  7. Физика: великие открытия / Популярная школьная энциклопедия. - М.,2001.

  8. Хрестоматия по физике. 8-10кл. / под ред. Б. И. Спасского. - М.,1992.

  9. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. -М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

Электронные ресурсы


  1. Демонстрационный эксперимент по физике. Физика 7-11 класс.

  2. school-collection.edu.ru/

  3. fcior.edu.ru/

Оборудование для лабораторных работ:


  1. Определение цены деления измерительного прибора.

Приборы и материалы

  1. Измерительный цилиндр (мензурка),

  2. Стакан с водой,

  3. Небольшие сосуды (пузырек, флакон и т.п.).

  1. Измерение размеров малых тел.

Приборы и материалы

  1. Линейка,

  2. Горох (бусины),

  3. Пшено,

  4. Иголка с ниткой.

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

Приборы и материалы

  1. Штатив с муфтой и кольцом,

  2. Весы с разновесами,

  3. Небольшие тела различной массы.

  1. Измерение объема тела.

Приборы и материалы

  1. Измерительный цилиндр (мензурка) с водой,

  2. Гайки, металлические цилиндры разного размера,

  3. Нитки,

  4. Салфетка.

  1. Измерение плотности твердого вещества.

Приборы и материалы

  1. Штатив с муфтой и кольцом,

  2. Весы с разновесами,

  3. Измерительный цилиндр (мензурка) с водой,

  4. Металлический цилиндр,

  5. Нитки,

  6. Салфетка.

  1. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Приборы и материалы

  1. Динамометр с закрытой шкалой,

  2. Набор грузов массой по 102 г.,

  3. Штатив с муфтой, лапкой и кольцом,

  4. Заготовка «книжка»,

  5. Цветные карандаши,

  6. Линейка.

  1. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Приборы и материалы

  1. Штатив с муфтой, лапкой,

  2. Динамометр,

  3. Два стакана с водой,

  4. Соль,

  5. Ложка,

  6. Салфетка.

  1. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Приборы и материалы

  1. Штатив с муфтой, лапкой,

  2. Весы с разновесами,

  3. Измерительный цилиндр (мензурка) с водой,

  4. Пробирка-поплавок с пробкой,

  5. Проволочный крючок,

  6. Сухой песок,

  7. Салфетка.

  1. Выяснение условия равновесия рычага.

Приборы и материалы

  1. Рычаг на штативе,

  2. Набор грузов по 102 г.,

  3. Масштабная линейка,

  4. Динамометр.

  1. Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Приборы и материалы

  1. Штатив с муфтой, лапкой,

  2. Доска,

  3. Брусок деревянный,

  4. Измерительная лента,

  5. Динамометр.





© 2010-2022