Игровая деятельность на уроках физики

     Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся их мировоззрение, т. е. способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может достигнуто только при условии, если в процессе обу...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровая деятельность на уроках физикиИгровая деятельность на уроках физикиФизика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся их мировоззрение, т. е. способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Среди множества путей воспитания у школьников интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребёнка как к учению, так и к труду, сама одновременно являясь одновременно и учением и трудом.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое внимание влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общего с работой учённого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоления препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Я.И. Перельман, не столько для друзей физики, сколько для её недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.

Педагогическая наука предъявляет определённые требования к организации игр в процессе обучения. Перечислим некоторые из них:

  • Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

  • Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции.

  • В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками.

  • Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся.

В игре можно создавать ситуации, при которых на разных этапах урока ребята смогут обмениваться друг с другом информацией, советоваться спорить, помогать друг другу и оценивать один другого. В процессе общения учащиеся быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это позволяет всем двигаться вперёд своим темпом, подтягивать слабых и не сдерживать сильных по знаниям учеников.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра на уроке физики позволяет учителю, как индивидуализировать работу на уроке, давая знания, которые посильны каждому ученику, так и коллективизировать познавательную деятельность учащихся. Кроме того игра по физике способствует развитию наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни.

В качестве разминки на уроках в сильных классах, на уроках повторения или при сдачи зачётов предлагаю логические задачи, примеры которых привожу ниже.

Предлагаются четыре слова из которых три подобраны по определённому смыслу, а четвёртое - нет. Например:

  • Ньютон

Джоуль

Галилей

Ватт - это фамилии учёных, но кроме Галилея это ещё и единицы измерения физических величин;

  • Метр

Литр

Килограмм

Cекунда - это единицы измерения физических величин, но литр не относится к СИ;

  • Сила

Скорость

Время

Перемещение - зто физические величины, но время не является векторной величиной;

  • F=ma

F=mg

F=kx,

F=μN - это формулы сил в механике кроме первой формулы;

  • Работа

Энергия

количество теплоты

мощность - эти физические величины измеряются в Джоулях кроме мощности;

  • S=vоt

v= Игровая деятельность на уроках физики

а=4π2 ν2R

ν= νо + gt - это формулы описывающие движение с ускорением кроме первой;

По каждой теме можно составить подобные логические задачи.

В своей работе я часто провожу зачёты в игровой форме. В зависимости от подготовленности учащихся вопросы можно изменять. Предлагаю вопросы к зачёту в 8 классе по теме «электромагнитные явления».

На ватмане или доске рисуется квадрат 5х5, который заполняется числами 5, 10, 15, 20, 25, 30 - баллы за правильный ответ (чем больше число, тем сложнее вопрос). Учащиеся делятся на две команды и выбирают уровень сложности вопроса и номер вопроса. Если у этой команды нет правильного ответа, то на этот вопрос может ответить другая команда, тогда соответствующее количество баллов получает команда, правильно ответившая на вопрос.


5

15

20

25

10

15

20

10

5

15

25

5

30

20

10

10

20

5

15

25

20

15

10

30

5

Вопросы на «5» баллов.

  1. Что такое электрический ток?

  2. Какие величины описывают электрический ток?

  3. В каких величинах измеряются величины, описывающие электрический ток?

  4. Какие полюса могут быть у магнита?

  5. Какая величина обозначается буквой R?

  6. Назовите приборы, с помощью которых можно измерить параметры электрического тока?

Вопросы на «10» баллов.

  1. Сформулируйте закон Ома.

  2. Сформулируйте закон Джоуля - Ленца.

  3. Как включаются в цепь вольтметр и амперметр?

  4. Перечислите действия тока.

  5. От каких величин зависит сопротивление проводника?

  6. Можно ли утверждать, что если R=U/I, то R зависит от U и I?

  7. Как устроен электромагнит?

  8. Какое открытие сделал Эрстед в 1820г.?

  9. Перечислите основные элементы электрической цепи.

Вопросы на «15» баллов.

  1. Предложите способ получения постоянного магнита.

  2. Два проводника соединены: а) последовательно; б) параллельно. В каком случае сопротивление цепи будет наименьшим (наибольшим)?

  3. Перечислите способы увеличение магнитного поля катушки.

  4. Можно ли с помощью компаса определить, есть ли в проводнике электрический ток?

  5. Из формулы R= ρl/S выразите S.

  6. Переведите в СИ 1 кВтч.

  7. Две лампочки соединены параллельно. Какая из них будет гореть ярче, если R1 > R2?

Вопросы на «20» баллов.

  1. В чем причина сопротивления проводника?

  2. Что такое удельное сопротивление проводника?

  3. Какая связь существует между магнитным и электрическим полем?

  4. Как можно изменить направление магнитных линий тока?

  5. Каково назначение пробок в квартирной электропроводке?

  6. В чём заключается гипотеза Ампера?

  7. Во время, каких природных явлений излучаются электромагнитные волны?

Вопросы на «25» баллов.

  1. Соберите электрическую цепь, состоящую из: источника тока, резистора, амперметра, вольтметра, выключателя и проводов. Снимите показания.

  2. Получите разными способами магнитные линии (приборы учащиеся выбирают сами).

  3. Заверните магнит в бумагу. С помощью компаса определите полюсы магнита.

  4. С помощью магнита определите направление тока в катушке.

Вопросы на «30» баллов.

  1. Есть ли на Земле место, где бы компас обоими концами показывал на юг? Объяснить.

  2. Почему птицы спокойно и безнаказанно усаживаются на высоковольтные провода?

  3. Составьте эквивалентную схему данной (схема даётся в зависимости от подготовленности учащихся).

По теме «Атомная физика» предлагаю зачёт несколько другого плана. В зависимости от наполняемости класса его можно проводить как среди команд, так и среди отдельных учащихся. На ватмане готовится таблица:

Учёные

физики

Эксперимент

Явления и

законы

Разное

Логические задачи

Экология




Команда (учащийся) выбирает раздел заданий и номер вопроса. Количество баллов присуждается верно ответившей команде (ученику) за каждый правильный ответ.

Учёные физики.

  1. Кто открыл явление радиоактивности?

  2. Кто провёл опыт по изучению строения атома?

  3. Назовите фамилии учёных предложивших модели атома?

  4. Под руководством какого учёного в СССР в 1946 г. был создан первый ядерный реактор?

  5. Какому учёному принадлежит идея атомарного строения вещества?

  6. Назовите фамилию учёного, который за изучение радиоактивности получил Нобелевскую премию. Этому ученому удалось получить эту премию дважды, но в разных науках.

Эксперимент.

  1. Перечислите приборы регистрации и исследования элементарных частиц.

  2. Как называется устройство, предназначенное для осуществления управляемой ядерной реакцией?

  3. Как называется устройство, предназначенное для осуществления неуправляемой ядерной реакцией?

  4. Опишите схему опыта Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения.

  5. Как называется устройство, в котором осуществляется термоядерный синтез?

  6. Что такое спектральный анализ?

Явления и законы.

  1. Перечислите явления, подтверждающие сложное строение атома.

  2. Что такое α - распад.

  3. Что такое β - распад.

  4. По каким законам происходят ядерные реакции?

  5. Что называют периодом полураспада?

  6. В чем заключается теория Бора?

Экология.

  1. Какие радиоактивные элементы более опасны - с большим или меньшим периодом распада?

  2. Какие химические элементы таблицы Д.И.Менделеева являются радиоактивными?

  3. Назовите преимущества АЭС перед ТЭС.

  4. Назовите проблемы АЭС.

  5. Одинаковое ли воздействие оказывают радиоактивные частицы на живой организм? Какие самые опасные?

  6. В каких частях растений больше скапливаются радиоактивные элементы?

Логические задачи. (Укажите, какое из 4-х предложенных слов (чисел) лишнее и почему).

  1. Радиоактивность

Нуклон

Водород

Электрон.

Лишнее радиоактивность, т.к. это явление, а остальные слова обозначают частицу.

  1. Атом

Нуклон

Молекула

Ядро

Молекула не входит в объект изучения атомной физики.

  1. 1,00728 аем

1,672 . 10-27 кг

1,00866 аем

1.602 . 10-19 Кл

Последнее число является элементарным зарядом, остальные числа - это массы.

  1. -1 0е

0 1n

1 0е

1 1р

0 1n - лишнее, т.к. это нейтральная частица.

  1. 2 4Не

1 1Н

0 1n

3 6

3 6L¡ - лишнее, т.к. это только химический элемент, а остальные - элементарные частицы.

Разное.

  1. Отгадайте загадку и ответьте на вопросы (за каждый правильный ответ по 1 баллу).

Встает румяно, садится багряно.

О чём идёт речь? Какие реакции происходят на Солнце? При какой температуре происходят эти реакции? Какой элемент является основным для этих реакций?

  1. Блиц (надо как можно быстро ответить на следующие вопросы).

Нуклон - это …(частица ядра)

В ядерной физике масса измеряется в …(аем)

β - частица - это …(электрон)

Силы, действующие в ядре называются … (ядерными)

Электрон и позитрон - это … (античастицы).

  1. Блиц (ответьте как можно быстро ДА или НЕТ).

Ядерные силы действуют на электрон.

α - частица есть в таблице Д.И.Менделеева.

Дейтерий - это нуклон.

Планетарную модель предложил Резерфорд.

  1. В данных уравнения исправьте ошибки, если они есть.

49 Ве + 2 4Не → 0 1n + 3 6

29 63Сu + γ → 29 62Сu + 0 1n

13 27Аl + 0 1n → 2 4Не + 11 23

3 7L¡ + 1 1р → 2 4Не + 2 3Не

В заочных классах провожу зачёты в форме собеседования на основе тестирования. Предлагаю подборку тестов для зачёта в 7 классе.

ЗАЧЁТ №1

СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА. ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ.

1. Выпишите из предложенных слов только те слова, которые обозначают тело:

бумага, Луна, мел, книга, лёд, фарфор.

2. Из предложенных явлений выпишите только те, которые являются

механическими явлениями: шар катится, вода кипит, бревно плывет, снег тает.

3. В каком состоянии вещество сохраняет объём и имеет форму? (твёрдом, жидком, газообразном).

4. Отличаются ли молекулы горячей воды от молекул холодной воды? (да, нет),

5. Как изменится расстояние между молекулами при переходе из воды в пар? (увеличится, уменьшится, не изменится).

6. Чем выше температура тела, тем скорость движения молекул …

7. Изменение положения тела относительно других тел с течением времени называют …

8. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на них других тел называется …

9. Основные единицы измерения пути - … , объёма - …

10. Формула для нахождения массы …

11.Тело может изменить свою скорость под действием …

12. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется …

13. Какая сила изображена на рисунке? (сила тяжести, вес тела, сила упругости, сила трения).

14.На тело вдоль одной прямой действуют две силы F1=1Н, F2=2Н. Как направлены эти силы (в одну сторону, в разные стороны), если их равнодействующая равна 3Н?

Контрольная работа.

ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ.


  1. При каком положении бруска давление на опору будет больше?

А. Б. В. одинаково.


  1. С увеличением высоты над Землёй атмосферное давление:

А. увеличивается Б. уменьшается В. не меняется.


  1. Давление твёрдого тела определяется по формуле:

А. р = F/S Б. р = ρgh В. F = gρVт


  1. F1 - сила тяжести, F2 - архимедова сила. Тело плавает на поверхности жидкости, если:

А. F1 = F2 Б. F1 > F2 В. F1 < F2


  1. Берёзовый и пробковый шары равного объёма находятся в воде.

На какой из них действует большая архимедова сила?

А. берёзовый Б. пробковый В. сила одинакова.


  1. Шар наполнили гелием. В какой точке давление газа будет

наибольшим?

1

2

.3

А. везде одинаково Б. 1 В.2

Г. газ не оказывает давления.

7. Кто из учёных предложил способ измерения атмосферного

давления?

А. Ньютон Б. Паскаль В. Торричелли.

8. В каких единицах измеряется давление?

А. Па Б. Н В. кг





Литература.

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений Физика 7 класс Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов. «Мнемозина», Москва, 2010г.

  2. Учебник для общеобразовательных учреждений Физика 8 класс Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов. «Мнемозина», Москва, 2010г.

  3. Учебник для общеобразовательных учреждений Физика 9 класс Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов. «Мнемозина», Москва, 2009г.

  4. Задачник для общеобразовательных учреждений Физика 7 класс Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик. «Мнемозина», Москва, 2009г.

  5. Задачник для общеобразовательных учреждений Физика 8 класс Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик. «Мнемозина», Москва, 2010г.

  6. Задачник для общеобразовательных учреждений Физика 9 класс Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик. «Мнемозина», Москва, 2009г.

  7. 100 игр по физике И.Я.Ланина «Просвещение», Москва 1995г.

  8. Занимательная физика Я.И.Перельман «Тезис», Екатеринбург 1994г.




© 2010-2022