- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горбунова Т.А. |
Дата | 16.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальная бюджетная образовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа №18» г.Альметьевска
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по УР директор школы
_______/(Рахматуллина А.Ф.) _______/(Пузырёва М.Н.) ________/(Дмитриева Н.М.)
«____»___________________2013г «_____»________________2013г «_____»________________2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___по физике___
(название учебного курса, предмета)
Ф.И.О. педагога _Горбуновой Татьяны Анатольевны
учителя II квалификационной категории
Класс 9 А
Уровень базовый
(базовый, профильный)
2013-2014 учебный год
Протокол №__________
заседания пед.совета
«___»____________2013г
Альметьевск, 2013 год
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа по физике для 9 класса основной школы составлена на основе:
-
-
Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1 (в ред. от 28.02.2012 года);
-
-
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (часть 1), утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004 г. №1089 (в ред. от 19.10.2009.года, с изменениями от 31.01.2012 года);
-
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 (в ред. приказа Минобрнауки России от 03.06.2011. №1994);
-
Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год, утвержденных приказом Минобрнауки России от 27.12.2011.года № 2885;
-
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189;
-
Закона Республики Татарстан «Об образовании» от 19.10.1993 года № 1982-XII (в редакции Закона Республики Татарстан от 2 июля 1997 года № 1247) с изменениями;
-
Республиканского базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 09.07.2012 года №4154/12, от 10.07.2012 года №4165/12;
-
Учебного плана МБОО «СОШ №18» г.Альметьевска Республики Татарстан, утвержденного директором школы от 31.08.2013г.
-
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
-
Положения о рабочей программе педагога в МБОУ « СОШ №18»;
-
Методического письма «О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
-
Рабочих программ по физике 7-9 классы под редакцией В.А. Поповой: Москва, «Планета», 2011 год.
Рабочая программа составлена с учётом авторской программы основного общего образования по физике «Физика. 7-9» (авторы Н.С. Пурышева, Н.Е Важеевская, В.М. Чаругин - М.: Дрофа-2009).
Учебная программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Из них: контрольных работ - 8 , лабораторных работ -9.
Учебно-методический комплект:
-
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.. Физика - 9: учебник. - М.: Дрофа, 2009.
2. Пурышева Н.С, Важеевская Н. Е. Физика - 9: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2008.
-
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2006.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ, физических диктантов (по 10- 15 минут) и контрольных работ в конце логически законченных блоков всего материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.
Изучение физики в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий (механики, молекулярно-кинетической, электродинамики, квантовой физики) подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира;
- формирование знаний о методах познания в физике - теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента.
- формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов. экспериментальных умений, научного мировоззрения (представлений о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинности знания, о причинно-следственных отношениях);
- представлений о роли физики в жизни общества (влияние развития физики на технический прогресс, возникновение и решение экологических проблем) - развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (эмпирического, теоретического, логического и диалектического), памяти, речи, воображения;
- формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
В задачи обучения физики входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
В 9 классе больше внимания уделяется теоретическим методам познания и роли теории в цикле естественнонаучного познания. Здесь теория используется не только для объяснения явлений, но и для их предсказания, а главное - учащиеся знакомятся с теорией как с элементом физического знания. Законы механики изложены в логике, соответствующей структуре физической теории. Центральным понятием при изучении электромагнитных явлений, электромагнитных колебаний и волн является понятие электромагнитного поля - основная модель классической электродинамики. Формирование у учащихся полевых представлений, начатое в 8 классе, здесь получает свое завершение, и учение об электрических и магнитных явлениях, об их взаимосвязи предстает для них как еще одна физическая теория. Наконец, при изучении квантовых явлений учащиеся получают начальные элементарные представления об одной из современных физических теорий - квантовой механике. Таким образом курс физики 9 класса начинается с механики, включающей темы: «Законы механики» и «Механические колебания и волны». Предусмотрено изучение всех структурных элементов теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Знания по кинематике при этом повторяются и расширяются. Изучение механических колебаний позволяет показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создать базу для понимания процесса возникновения и существования электромагнитных колебаний. Следующая тема - «Электромагнитные явления», в которой изучаются магнитное поле тока и явление электромагнитной индукции. Затем следует тема «Электромагнитные колебания и волны», включающая материал, посвященный волновым свойствам света. В теме «Элементы квантовой физики» учащиеся знакомятся с явлением фотоэффекта, с планетарной моделью атома, со строением атомного ядра и ядерной энергетикой, с некоторыми элементарными частицами; содержание темы направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений. Завершается курс темой «Вселенная». Эта тема выходит за рамки федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Однако ее включение в содержание курса физики основной школы прежде всего соответствует авторской концепции курса, согласно которой в нем должны быть рассмотрены физические явления, происходящие на уровнях микро-, макро- и мегамира. Кроме того, к необходимости включения астрономического материала в содержание курса приводит и требование завершенности этого курса, поскольку после окончания основной школы достаточно большая группа учащихся не будет изучать астрономию.
Содержание программы
Согласно примерной программе на изучение физики в 9 классе отводится 68 часов, из расчёта 2 ч в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ «СОШ №18». Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов.
Содержание
Количество часов
По примерной программе
По рабочей программе
Законы механики
24 ч
25 ч
Механические колебания и волны
6 ч
7 ч
Электромагнитные явления
11 ч
12
Электромагнитные колебания и волны
8 ч
7 ч
Элементы квантовой физики
9 ч
9 ч
Вселенная
8 ч
6 ч
Повторение
2 ч
2 ч
Итого:
68 ч
68 ч
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
1. Законы механики (25 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Движение по окружности. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты. Работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергии.
Фронтальная лабораторная работа
1. Исследование равноускоренного прямолинейного движения.
2. Механические колебания и волны (7 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Фронтальная лабораторная работа
2. Изучение колебаний математического и пружинного маятников.
3. Электромагнитные явления (12 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Индуктивность. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.
Фронтальная лабораторная работа
3Изучение магнитного поля постоянных магнитов.
4. Сборка электромагнита и его испытание
5. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
6. Изучение работы электродвигателя постоянного тока.
4. Электромагнитные колебания и волны (7 ч)
Конденсатор. Колебательный контур. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Использование волн для передачи информации. Электромагнитная природа света. Шкала электромагнитных волн.
5. Элементы квантовой физики( 9ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Фотоэффект. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.
6.Вселенная (6 ч)
Строение и масштабы Вселенной. Строение Солнечной системы. Физическая природа Земли. Планеты. Малые тела Солнечной системы.
7. Повторение (2 ч)
Учебно-тематический план предмета «Физика» (9 класс)
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Лабораторные работы
Контрольные работы
1
Законы механики
25
1
3
2
Механические колебания и волны.
7
2
1
3
Электромагнитные явления
12
5
1
4
Электромагнитные колебания и волны
7
-
1
5
Элементы квантовой физики
9
-
1
6
Вселенная
7
1
-
7
Повторение
2
-
1
Итого
68
Л.р.-9
К.р.-8
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, колебательная система, свободные и вынужденные колебания, резонанс, модели пружинного и математического маятников, поперечные и продольные волны; линии магнитной индукции, переменный электрический ток, правила: буравчика, левой руки, Ленца; созвездия Большая и Малая Медведица, планеты Солнечной системы, звёздные скопления, солнечные и лунные затмения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, магнитный поток, индуктивность проводника; звёздная величина, расстояние до небесных тел;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, самоиндукцию, отражение, преломление и дисперсию света; приливы и отливы, метеоры и метеориты;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения на практике и в повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Календарно-тематическое планирование по физике 9 «А» класса
№
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Характеристика деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
Виды контроля, измерители
Домашнее задание
Дата проведения
План
Факт
Законы механики (25 ч.)
1
Вводный инструктаж. Введение. Основные понятия механики.
ИНМ
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Тело отсчёта. Перемещение.
Знать: определение механического движения тела и системы отсчета, материальной точки, перемещения; основную задачу механики
ФБ
УО
§1
№4,7-12
Р.Т.
06.09
2
Равномерное прямолинейное движение.
КУ
Равномерное прямолинейное движение. Скорость РПД. Уравнения перемещения и координаты при РД.
Знать: определение равномерного прямолинейного движения (РПД), скорости РПД. Уметь: приводить примеры равномерного прямолинейного движения, вычислять скорость, перемещение по формуле РПД, записывать уравнение равномерного прямолинейного движения, читать графики зависимости координат от времени
ФБ
УО
§ 2
№13,18-20 Р.Т.
08.09.
3
Решение задач на расчёт скорости равномерного движения.
УПЗУ
Применение полученных знаний.
Знать: определение равномерного прямолинейного движения (РПД), скорости РПД. Уметь: вычислять скорость, перемещение по формуле РПД, записывать уравнение равномерного прямолинейного движения.
ФД
Зад.2(4,5)№24 Р.Т.
13.09
4
Относительность механического движения.
КУ
Относительность механического движения.
Знать: правило сложения перемещений, скоростей. Уметь: приводить примеры относительности движения, определять относительную скорость
ПР
§3
№28-30 Р.Т.
15.09
5
Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение.
КУ
Ускорение, скорость прямолинейного равноускоренного движения.
Знать: определение прямолинейного равноускоренного движения (ПРУД), ускорения, физический смысл единиц измерения ускорения.
Уметь: приводить примеры ПРУД, находить ускорение, находить скорость при ПРУД
ФБ
УО
§4,5
№36, 39-41 Р.Т.
20.09
6
Графики зависимости скорости от времени при равноускоренном движении.
КУ
Графическое представление механического движения.
Уметь: находить ускорение и скорость при ПРУД.
ФБ
УО
§6
Зад. 6
22.09
7
Перемещение при равноускоренном движении.
КУ
Перемещение прямолинейного равноускоренного движения.
Знать: законы ПРУД. Уметь: определять перемещение при ПРУД, читать графики перемещения, пути; составлять уравнение ПРУД
ПР
§7 зад.7 (1-3);
№50,52
27.09
8
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренно прямолинейного движения».
УКПЗ
Исследование равноускоренно прямолинейного движения.
Уметь: определять ускорение равноускоренного движения при помощи секундомера и линейки, записывать результат измерений с учетом погрешности; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты
Л/ Р №1
зад.7 (5);
№53,54
29.09
9
Свободное падение.
КУ
Свободное падение. Ускорение свободного падения.
Знать: смысл ускорения свободного падения, его значение. Уметь: применять основные формулы кинематики к свободно падающему телу или двигающемуся вертикально вверх
ФБ
УО
§8 зад.8 (1,2,4)
или №55,56, 62
04.10
10
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
ИНМ
Перемещение, скорость и ускорение при криволинейном движении и движении по окружности. Период и частота обращения.
Знать: основные формулы кинематики криволинейного движения. Уметь: применять формулы кинематики криволинейного движения при решении задач
ФБ
УО
§9,10 зад.9(1-3)
или №64,68, 70
06.10
11
Решение задач по теме: «Основы кинематики».
УПЗУ
Применение полученных знаний.
Уметь решать качественные и количественные задачи
Р.т №22, 49, 51, 61, 69
11.10
12
Контрольная работа №1 по теме: «Движение тел»
КЗ
Выполнение контрольной работы.
Уметь решать качественные и количественные задачи
К/Р №1
зад.9(4); №63
13.10
13
Анализ контрольной работы. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса тел. Сила.
КУ
Взаимодействие тел. Масса и сила. Первый закон Ньютона.
Знать: формулировку I закона Ньютона, понятие «инерциальные системы отсчета», определение силы, единицы измерения, виды взаимодействий. Уметь: приводить примеры действия силы, изображать силу графически
ФБ
УО
§11,12
зад.10,11 или РТ №71-74,77,83
18.10
14
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
КУ
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Границы применимости законов Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Знать: формулировки II закона Ньютона, III закона Ньютона, границы их применимости Уметь: применять II и III законы Ньютона для решения задач
ПР
§13,14
зад.12(1-3),13(1,2) № 84-86,92-94
20.10
15
Движение искусственных спутников Земли. Невесомость и перегрузки.
КУ
Искусственные спутники Земли. Невесомость и перегрузки.
Знать: основные формулы кинематики и динамики криволинейного движения; условия, при которых тело может стать искусственным спутником; понятие «первая космическая скорость». Уметь: решать задачи на расчет параметров движения искусственных спутников, описывать явление невесомости, рассчитывать вес тела при движении с ускорением
ПР
§15,16
зад.14(1,4) или №102,104,107-109,112
25.10
16
Движение под действием нескольких сил.
УПЗУ
Движение под действием нескольких сил.
Знать: понятие равнодействующей силы. Уметь: решать задачи на движение тела под действием нескольких сил
ПР
§17
зад.16(1-3).№115,116,118
27.10
17
Решение задач на расчёт параметров движения искусственных спутников.
УПЗУ
Применение полученных знаний.
Уметь решать качественные и количественные задачи
РЗ
Зад. 15(2), 16(4);№113,127,129,132
01.11
18
Контрольная работа № 2 по теме: «Взаимодействие тел»
КЗ
Выполнение контрольной работы.
Уметь решать качественные и количественные задачи
К/Р №2
03.11
19
Анализ контрольной работы. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
ИНМ
Импульс тела. Замкнутая система. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивный двигатель.
Знать: понятие импульса тела, формулу II закона Ньютона через импульс тела, формулировку закона сохранения импульса. Уметь: приводить примеры проявления закона сохранения импульса в природе, быту, технике, решать задачи на определение импульса тела, изменение импульса тела и изменение импульсов тел при их взаимодействии
ФБ
УО
§18,19
зад.17(1-4).№133,134,140,146
15.11
20
Механическая работа. Мощность
КУ
Механическая работа. Мощность
Знать: понятия механической работы, мощности, потенциальной и кинетической энергии, единицы измерения величин. Уметь: приводить примеры совершения силой работы, рассчитывать работу по формуле А = F ·s, приводить примеры совершения работы с различной мощностью, рассчитывать мощность по формуле , приводить примеры тел, обладающих потенциальной или кинетической энергией, сравнивать энергии тел, вычислять потенциальную и кинетическую энергию
ПР
§20 зад. 18(1), №147,148,149,160
17.11
21
Работа и потенциальная энергия.
КУ
Энергия. Потенциальная энергия. Работа силы тяжести и изменение потенциальной энергии тела. Нулевой уровень потенциальной энергии. Работа силы упругости.
ПР
§21 зад.19 №162-164,167
22.11
22
Работа и кинетическая энергия.
КУ
Кинетическая энергия. Работа и изменение кинетической энергии. Теорема о кинетической энергии.
ФБ
УО
§22
Зад.20
24.11
23
Закон сохранения механической энергии.
КУ
Закон сохранения механической энергии.
Знать: закон сохранения и превращения механической энергии. Уметь: описывать превращение энергии при падении тела и его движении вверх, приводить примеры превращения энергии, применять закон сохранения и превращения механической энергии при решении задач, определять изменение внутренней энергии тела за счет совершенной механической работы
ПР
§23 зад.21 или №177,178,180,186
29.11
24
Решение задач по теме: «Законы сохранения».
УПЗУ
Применение полученных знаний.
Уметь решать качественные и количественные задачи
ФБ
УО
§23 зад. 18(2,5); №144,145,156, 169,175
01.12
25
Контрольная работа №3 по теме: «Законы сохранения».
КЗ
Выполнение контрольной работы.
Знать: законы сохранения импульса и энергии. Уметь: применять полученные знания при решении задач.
К/Р №3
06.12
Механические колебания и волны (7 ч.)
26
Анализ контрольной работы. Математический и пружинный маятники.
КУ
Колебательное движение. Гармонические колебания. Математический маятник. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.
Знать: определение колебательного движения, его причины, параметры колебательного движения, единицы измерения. Уметь: определять период, частоту колебаний математического и пружинного маятника
ФБ
УО
§24 зад.22 или №188-191,194
08.12
27
Период колебаний математического и пружинного маятника. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Изучение колебаний математического и пружинного маятников».
УКПЗ
Превращение энергии при колебательном движении. Изучение колебаний математического и пружинного маятников.
Уметь: определять период, частоту колебаний математического и пружинного маятника, собирать установку по описанию и проводить наблюдения колебаний, измерять период, объяснять полученные результаты
УО
Л/Р №2
§25
зад.23(1-4) или №195,199,201,202
13.12
28
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3*«Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника».
УКПЗ
Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.
Уметь: определять период, частоту колебаний математического и пружинного маятника, собирать установку по описанию и проводить наблюдения колебаний, измерять период, объяснять полученные результаты
Л/Р №3*
зад.23(5), 24(2-5, 25); №203
15.12
29
Вынужденные колебания. Резонанс.
ИНМ
Вынужденные колебания. Резонанс.
Знать понятия: вынужденные колебания, резонанс.
ПР
§26
зад. 26;№ 206-209
20.12
30
Механические волны.
КУ
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Связь между длиной волны, скоростью волны и частотой колебаний.
Знать: определение волны, основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период - и связь между ними. Уметь: определять длину, скорость, частоту, период волны
ФБ
УО
§27
зад.27
22.12
31
Повторение темы: «Свойства механических волн». Решение задач.
ИНМ
Законы отражения и преломления волн. Интерференция и дифракция.
Знать: свойства механических волн. Уметь: приводить примеры проявления свойств механических волн
ФБ
УО
§28 зад. 28;№222, 223
27.12
32
Контрольная работа № 4 по теме: «Механические колебания и волны»
КЗ
Выполнение контрольной работы.
Уметь решать качественные и количественные задачи
К/Р №4
29.12
Электромагнитные явления (12 ч.)
33
Анализ контрольной работы. Постоянные магниты. Магнитное поле.
КУ
Постоянные магниты. Магнитное поле (МП) постоянных магнитов.
Знать: определение МП, магнитной силы, силовых линий МП, источники МП и способы его обнаружения; как взаимодействуют магниты. Уметь: изображать магнитное поле графически
ФБ
УО
§29,30 зад.29(1,3,6) или №224, 230, 232
17.01
34
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4
«Изучение магнитного поля постоянных магнитов» Магнитное поле Земли.
УКПЗ
Изучение магнитного поля постоянных магнитов.
Магнитное поле Земли.
Знать: существование МП Земли, его форму, особенности. Уметь: определять направление МП с помощью компаса, получать картину МП с помощью железных опилок
Л/Р №4
§31
№236
19.01
35
Магнитное поле электрического тока.
КУ
Магнитное поле электрического тока. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции.
Знать: характеристику магнитного поля, определение магнитной индукции, ее единицу измерения. Уметь: определять направление линий МП и направление тока в проводнике по правилу буравчика
УО
§32 зад. 30(1,3,5) или №238,239,241,243
24.01
36
Применение магнитов. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5
«Сборка электромагнита и его испытание»
УКПЗ
Применение магнитов и электромагнитов. Сборка электромагнита и его испытание.
Знать: применение магнитов. Уметь: собирать установку по описанию, проводить наблюдения действия электромагнита, объяснять полученные результаты
Л/Р №5
§33 зад.31; №245,247
26.01
37
Действие магнитного поля на проводник с током. Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа №6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током»
УКПЗ
Действие магнитного поля на проводник с током.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Знать: определение силы Ампера, от каких величин она зависит. Уметь: определять модуль и направление силы Ампера, описывать опыты по обнаружению действия магнитного поля на проводник с током, собирать установку по описанию, наблюдать действие магнитного поля на проводник с током, объяснять полученные результаты
Л/Р №6
§34 зад.32(2,4,5) или №248, 249,251, 252,255
31.01
38
Электродвигатель. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока»
УКПЗ
Электродвигатель.
Изучение работы электродвигателя постоянного тока.
Знать: устройство и принцип работы электродвигателя. Уметь: собирать установку по описанию, проводить наблюдения работы электродвигателя, объяснять полученные результаты
Л/Р №7
§35 №258-260
02.02
39
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.
ИНМ
Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток.
Знать: вклад Фарадея в обнаружение связи между электрическим и магнитным полями, формулировку правила Ленца. Уметь: описывать явление электромагнитной индукции, приводить примеры проявления и применения электромагнитной индукции в технике
ФБ
УО
§36,37 зад.33(1,3); №261, 262,265, 267,270
07.02
40
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8* «Изучение явления электромагнитной индукции».
КУ
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Знать: формулировку правила Ленца. Уметь: определять направление индукционного тока, собирать установку по описанию, проводить наблюдения явления электромагнитной индукции, объяснять полученные результаты
ФБ
УО
Л/Р №8*
§38 зад.34(1-3); 273№
09.02
41
Самоиндукция.
КУ
Самоиндукция. Индуктивность катушки.
Знать: смысл понятий самоиндукция, индуктивность, электромагнитное поле, роль явления самоиндукции в электро- и радиотехнике. Уметь: определять индуктивность по формуле
ПР
§39 зад.35(1,3,4)
14.02
42
Переменный электрический ток.
КУ
Переменный электрический ток. Генератор постоянного тока.
Знать: определение переменного тока, устройство и принцип действия генератора
§40 зад. 36(3,4)
16.02
43
Трансформатор. Передача электрической энергии. Решение задач.
ИНМ
Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Знать: устройство и принцип действия трансформатора, как осуществляется передача энергии
ФБ
УО
§41,42 зад. 37(3,5)
21.02
44
Контрольная работа №5 по теме: «Электромагнитные явления»
КЗ
Выполнение контрольной работы.
Уметь решать качественные и количественные задачи
К/Р №5
28.02
Электромагнитные колебания и волны (7 ч.)
45
Анализ контрольной работы. Конденсатор.
ИНМ
Конденсатор. Электроемкость конденсатора.
Знать: устройство и принцип действия конденсатора, его электроемкость
ФБ
УО
§43 зад.38
02.03
46
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания.
КУ
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания.
Знать: смысл понятия «свободные электромагнитные колебания», аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями. Уметь: объяснять превращение энергии в колебательном контуре при электромагнитных колебаниях
ФБ
УО
§44 зад.39 или№301-305
07.03
47
Вынужденные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны.
КУ
Превращение энергии в колебательном контуре.
Знать: смысл понятий: вынужденные электромагнитные колебания, переменный ток, смысл понятия «электромагнитные волны», свойства электромагнитных волн. Уметь: приводить примеры применения переменного тока в быту, промышленности
ПР
§45,46 зад.40 или №308-311,314
09.03
48
Использование электромагнитных волн для передачи информации.
ИНМ
Вибратор Герца. Приемник электромагнитных волн А.С.Попова. Модуляция и детектирование электромагнитных колебаний. Детекторный радиоприемник.
Знать: свойства электромагнитных волн, вклад Герца и Попова в развитие радио, принципы радиосвязи, современные средства связи. Уметь: описывать распространение электромагнитных волн
ФБ
УО
§47 зад.41
14.03
49
Свойства электромагнитных волн*. Электромагнитная природа света.
КУ
Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция и дифракция.
Знать: волновую теорию света, способы измерения скорости света
ФБ
УО
§48*, §49 зад.42; №316-321
16.03
50
Шкала электромагнитных волн. Повторение темы: «Электромагнитные колебания и волны»
КУ
Шкала электромагнитных волн. Диапазоны и свойства электромагнитных волн. Их влияние на живые организмы.
Знать: распределение электромагнитных излучений по частоте. Уметь: приводить примеры применения различных видов электромагнитных излучений
ФБ
УО
§50 №323-325
21.03
51
Контрольная работа №6 по теме:
«Электромагнитные колебания и волны»
КЗ
Выполнение контрольной работы.
Уметь решать качественные и количественные задачи
К/Р №6
Повторить формулы.
23.03
Элементы квантовой физики (9 ч.)
52
Анализ контрольной работы. Фотоэффект*.
ИНМ
Явление фотоэффекта. Гипотеза Планка. Фотон. Фотон и электромагнитная волна. Применение фотоэффекта.
Знать: корпускулярную и волновую теории света, вклад Планка в развитие квантовой теории, смысл понятия «фотоэффект»; фотон, его характеристики. Уметь: объяснять явление фотоэффекта
§51* №326,327
04.04
53
Строение атома. Спектры испускания и поглощения.
КУ
Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ.
Знать: вклад Резерфорда и Бора в развитие теории строения атома, квантовые постулаты Бора, спектральные приборы, виды спектров. Уметь: приводить примеры видов излучений, наблюдаемых в природе и технике
ФБ
УО
§52,53 №330, 331,333-337
06.04
54
Радиоактивность. Состав атомного ядра.
КУ
Явление радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма- излучение. Состав атомного ядра. Протон и нейтрон. Нуклоны. Зарядовое и массовое числа. Изотопы.
Знать: состав радиоактивного излучения, историю открытия нейтрона и протона, их свойства, особенности, физический смысл массового и зарядового числа. Уметь: описывать свойства α, β и γ-лучей, записывать реакции распада ядер, определять нуклонный состав ядер, описывать и объяснять различие в строении различных ядер
ФБ
УО
§54,55 зад. 44 (2,4) или №338, 339, 345, 351
11.04
55
Радиоактивные превращения.
КУ
Радиоактивные превращения. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.
Знать: смысл понятия «период полураспада», закон радиоактивного распада. Уметь: применять закон радиоактивного распада для решения задач
ФБ
УО
§56
Зад. 45(1,3,5)
13.04
56
Ядерные силы.
КУ
Ядерные силы, их особенности. Ядерное взаимодействие. Энергия связи атомных ядер.
Знать: смысл понятий «ядерные силы», «энергия связи», особенности ядерных сил. Уметь: определять энергию связи
ПР
§57 №364, 365
18.04
57
Ядерные реакции. Дефект массы*. Энергетический выход ядерных реакций*.
КУ
Ядерные реакции. Ускорители элементарных частиц. Энергетический выход ядерных реакций.
Знать: смысл понятия «ядерные реакции», закон сохранения зарядового и массового числа. Уметь: записывать ядерные реакции, находить неизвестный продукт ядерной реакции, определять энергетический выход реакций
ФБ
УО
§58,59* зад. 46(1); №367-369, 371-374
20.04
58
Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор*. Ядерная энергетика*. Решение задач.
ИНМ
Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Знать: условия деления ядер урана, понятие цепной ядерной реакции, устройство ядерного реактора, необходимость использования энергии деления ядер; преимущества и недостатки атомных электростанций по сравнению с тепловыми, проблемы, связанных с использованием АЭС, понятие термоядерной реакции Уметь: объяснять принцип работы ядерного реактора
ФБ
УО
§60,61* № 382-385, 387-389
25.04
59
Контрольная работа №7 по теме:
«Элементы квантовой физики»
КЗ
Выполнение контрольной работы.
Знать элементы квантовой физики.
К/Р №7
§62*
27.04
60
Анализ контрольной работы. Действия радиоактивных излучений и их применение. Элементарные частицы*.
КУ
Биологическое действие радиоактивного излучения и его применение. Счётчик Гейгера. Дозиметрия. Элементарные частицы. Взаимные превращения элементарных частиц.
Знать: области применения ядерной энергетики, влияние радиоактивных излучений на живые организмы, понятие «поглощенная доза излучения», единицы измерения, физический смысл, виды радиоактивных излучений, способы защиты от радиации, этапы развития физики элементарных частиц, виды частиц
ФБ
УО
§63,64* №395-397, 399, 400,403
02.05
Вселенная (6 ч.)
61-
62
Строение и масштабы Вселенной.
Развитие представлений о системе мира. Строение и масштабы Солнечной системы.
ИНМ
Вид звёздного неба, ориентация среди звёзд, звёзды, созвездия, звёздная величина; планеты, галактики, Вселенная.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Законы движения планет. Состав и размеры Солнечной системы.
Знать: строение и масштабы Вселенной
Иметь представление: о системе мира, строении и масштабах Солнечной системы
ФБ
УО
§65, 66 пересказ, зад.47, 48
04.05
63
Система Земля-Луна. Физическая природа планеты Земля и ее естественного спутника Луны.
КУ
Система Земля-Луна. Приливы. Видимое движение планет, звёзд, Солнца, Луны. Фаза Луны. Планета Земля. Луна- естественный спутник Земли. Источники энергии Солнца и звёзд.
Знать: фазы Луны, связь физических явлений с движением Луны
ФБ
УО
§67, 68, зад.49, 50, №431,432,434,436
11.05
64
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9
«Определение размеров лунных кратеров». Планеты.
КУ
Определение размеров лунных кратеров. Планеты земной группы. Планеты -гиганты.
Знать: физическую природу планеты Земля и ее спутника Луны; основные сходные черты планет, отличия в размерах и массе, особенности движения планет
Л/Р №9
§69
зад. 51 (1-3э) или №437, 439,443
16.05
65
Малые тела солнечной системы. Солнечная система- комплекс тел, имеющих общее происхождение. Космические исследования.
КУ
Малые тела солнечной системы. Солнечная система- комплекс тел, имеющих общее происхождение. Методы астрофизических исследований. Радиотелескопы. Спектральный анализ небесных тел.
Знать: различия между астероидами, кометами, метеорами, метеоритами,
роль космических исследований в науке, технике, народном хозяйстве
Уметь использовать методы научного познания для объяснения астрофизических явлений
ФБ
УО
§70
зад. 52 или №445,446
§71,72 №453- 455
18.05
66
Обобщение материала по темам: «Законы механики», «Механические колебания и волны», «Элементы квантовой физики», «Вселенная».
УОП
Повторение материала по изученным темам
Уметь решать качественные и количественные задачи.
Решение задач, ФБ
Подготовка к итоговой к/р
20.05
Повторение (2 ч.)
67
Итоговая контрольная работа за курс физики 9 класса.
КЗ
Выполнение итоговой контрольной работы.
Уметь применять полученные знания на практике
Итоговая к/р
Повторить основные понятия
23.05
68
Анализ итоговой контрольной работы. Повторительно-обобщающий урок.
УОП
Применение полученных знаний
Знать базовые понятия (стандарт)
Беседа, решение задач
25.05
Сокращённые слова, используемые в календарно-тематическом планировании:
ФБ - фронтальная беседа
УО - устный опрос
ФД - физический диктант
ПР - проверочная работа
КР - контрольная работа
ЛР - лабораторная работа
СР- самостоятельная работа
ИНМ - изучение нового материала
КУ - комбинированный урок
УПЗУ - урок применения знаний и умений
УКПЗ - урок комплексного применения знаний
УОП- урок обобщения и повторения
КЗ - контроль знаний
Л - Лукашик В.И. (сборник задач по физике)
Р - Рымкевич А.П. ( сборник задач по физике)
Р.Т. - рабочая тетрадь
РПД - равномерное прямолинейное движение
ПРУД - прямолинейное равноускоренное движение
Дополнительная литература для учителя:
1. Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е В.М.Чаругин. Физика - 9: Тематическое и поурочное планирование. - М.:Дрофа,2009
2. Пурышева, Н.Е.Важеевская. Поурочные разработки. Москва, Дрофа,2009.
3. Рымкевич, Сборник вопросов и задач по физике. М. «Просвещение» 2010
Литература для учащихся:
1. Камзеева Е.Е., Демидова М.Ю. ГИА - 2013 :Экзамен в новой форме: Физика: 9 кл. - М.: Астрель, 2013.
2. Камзеева Е.Е. ГИА - 2013. Физика: 10 вариантов - М.: «Национальной образование», 2012.
3. Монастырский М.Н. Физика. Сборник олимпиадных задач. 8-11 кл.- Ростов- на Дону. Легион - М, 2009.
Цифровые образовательные ресурсы:
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru.)
-
«Вестник образования» (vestnik.edu.ru)
-
«Физика в школе» (pressa.ru)
4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (festival.1september.ru).
5.«Открытый класс» openclass.ru
6. «Классная физика» (class-fizika.narod.ru)
7.Физика в картинках. Обучающие рисунки по физике (all-fizika.com)
8.Педсовет.org Всероссийский интернет-педсовет (pedsovet.org).
9. fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений.