Рабочая программа по физике 9 класс

Статус документа                  Данная рабочая программа по физике  для  9 класса основной школы составлена на основе:  ·      Закона Российской Федерации  «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1 (в ред. от 28.02.2012 года); ·      Федерального компонента государственного стандарта общего образования (часть 1), утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от  05.03. 2004 г. №1089 (в ред. от 19.10.2009.года, с изменениями от 31.01.2012 года); ·      Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 (в ред. приказа Минобрнауки России от 03.06.2011. №1994); ·      Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год, утвержденных приказом Минобрнауки России от 27.12.2011.года № 2885; ·      Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189; ·       Закона Республики Татарстан «Об образовании» от 19.10.1993 года № 1982-XII  (в редакции Закона  Республики Татарстан от 2 июля 1997 года № 1247) с изменениями; ·      Республиканского базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 09.07.2012 года №4154/12, от 10.07.2012 года №4165/12; ·      Учебного плана МБОО «СОШ №18» г.Альметьевска Республики Татарстан, утвержденного директором школы от 31.08.2013г. ·      Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; ·      Положения о рабочей программе педагога  в МБОУ « СОШ №18»; ·      Методического  письма «О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»; ·      Рабочих программ по физике 7-9  классы под редакцией В.А. Поповой: Москва, «Планета», 2011 год.                 Рабочая программа составлена с учётом авторской программы основного общего образования по физике «Физика. 7-9» (авторы Н.С.  Пурышева, Н.Е Важеевская, В.М. Чаругин - М.: Дрофа-2009). Учебная программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Из них: контрольных работ - 8 ,  лабораторных работ -9.           Учебно-методический комплект: 1.      Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.. Физика - 9: учебник. - М.: Дрофа, 2009. 2.   Пурышева Н.С, Важеевская Н. Е. Физика - 9: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2008. 3.      Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2006.   Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ, физических диктантов (по 10- 15 минут) и контрольных работ в конце логически законченных блоков всего материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальная бюджетная образовательная организация

«Средняя общеобразовательная школа №18» г.Альметьевска



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ШМО зам. директора по УР директор школы

_______/(Рахматуллина А.Ф.) _______/(Пузырёва М.Н.) ________/(Дмитриева Н.М.)

«____»___________________2013г «_____»________________2013г «_____»________________2013г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

___по физике___

(название учебного курса, предмета)


Ф.И.О. педагога _Горбуновой Татьяны Анатольевны

учителя II квалификационной категории


Класс 9 А

Уровень базовый­­­­­­­­­­­­­

(базовый, профильный)



2013-2014 учебный год


Протокол №__________

заседания пед.совета

«___»____________2013г

Альметьевск, 2013 год


Пояснительная записка



Статус документа

Данная рабочая программа по физике для 9 класса основной школы составлена на основе:

    • Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1 (в ред. от 28.02.2012 года);

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования (часть 1), утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004 г. №1089 (в ред. от 19.10.2009.года, с изменениями от 31.01.2012 года);

  • Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 (в ред. приказа Минобрнауки России от 03.06.2011. №1994);

  • Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год, утвержденных приказом Минобрнауки России от 27.12.2011.года № 2885;

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189;

  • Закона Республики Татарстан «Об образовании» от 19.10.1993 года № 1982-XII (в редакции Закона Республики Татарстан от 2 июля 1997 года № 1247) с изменениями;

  • Республиканского базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 09.07.2012 года №4154/12, от 10.07.2012 года №4165/12;

  • Учебного плана МБОО «СОШ №18» г.Альметьевска Республики Татарстан, утвержденного директором школы от 31.08.2013г.

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • Положения о рабочей программе педагога в МБОУ « СОШ №18»;

  • Методического письма «О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

  • Рабочих программ по физике 7-9 классы под редакцией В.А. Поповой: Москва, «Планета», 2011 год.

Рабочая программа составлена с учётом авторской программы основного общего образования по физике «Физика. 7-9» (авторы Н.С. Пурышева, Н.Е Важеевская, В.М. Чаругин - М.: Дрофа-2009).

Учебная программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Из них: контрольных работ - 8 , лабораторных работ -9.

Учебно-методический комплект:

  1. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.. Физика - 9: учебник. - М.: Дрофа, 2009.

2. Пурышева Н.С, Важеевская Н. Е. Физика - 9: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2008.

  1. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2006.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ, физических диктантов (по 10- 15 минут) и контрольных работ в конце логически законченных блоков всего материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.

Изучение физики в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий (механики, молекулярно-кинетической, электродинамики, квантовой физики) подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира;

- формирование знаний о методах познания в физике - теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента.

- формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов. экспериментальных умений, научного мировоззрения (представлений о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинности знания, о причинно-следственных отношениях);

- представлений о роли физики в жизни общества (влияние развития физики на технический прогресс, возникновение и решение экологических проблем) - развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (эмпирического, теоретического, логического и диалектического), памяти, речи, воображения;

- формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

В задачи обучения физики входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

В 9 классе больше внимания уделяется теоретическим методам познания и роли теории в цикле естественнонаучного познания. Здесь теория используется не только для объяснения явлений, но и для их предсказания, а главное - учащиеся знакомятся с теорией как с элементом физического знания. Законы механики изложены в логике, соответствующей структуре физической теории. Центральным понятием при изучении электромагнитных явлений, электромагнитных колебаний и волн является понятие электромагнитного поля - основная модель классической электродинамики. Формирование у учащихся полевых представлений, начатое в 8 классе, здесь получает свое завершение, и учение об электрических и магнитных явлениях, об их взаимосвязи предстает для них как еще одна физическая теория. Наконец, при изучении квантовых явлений учащиеся получают начальные элементарные представления об одной из современных физических теорий - квантовой механике. Таким образом курс физики 9 класса начинается с механики, включающей темы: «Законы механики» и «Механические колебания и волны». Предусмотрено изучение всех структурных элементов теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Знания по кинематике при этом повторяются и расширяются. Изучение механических колебаний позволяет показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создать базу для понимания процесса возникновения и существования электромагнитных колебаний. Следующая тема - «Электромагнитные явления», в которой изучаются магнитное поле тока и явление электромагнитной индукции. Затем следует тема «Электромагнитные колебания и волны», включающая материал, посвященный волновым свойствам света. В теме «Элементы квантовой физики» учащиеся знакомятся с явлением фотоэффекта, с планетарной моделью атома, со строением атомного ядра и ядерной энергетикой, с некоторыми элементарными частицами; содержание темы направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений. Завершается курс темой «Вселенная». Эта тема выходит за рамки федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Однако ее включение в содержание курса физики основной школы прежде всего соответствует авторской концепции курса, согласно которой в нем должны быть рассмотрены физические явления, происходящие на уровнях микро-, макро- и мегамира. Кроме того, к необходимости включения астрономического материала в содержание курса приводит и требование завершенности этого курса, поскольку после окончания основной школы достаточно большая группа учащихся не будет изучать астрономию.

Содержание программы


Согласно примерной программе на изучение физики в 9 классе отводится 68 часов, из расчёта 2 ч в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ «СОШ №18». Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов.


Содержание

Количество часов

По примерной программе

По рабочей программе

Законы механики

24 ч

25 ч

Механические колебания и волны

6 ч

7 ч

Электромагнитные явления

11 ч

12

Электромагнитные колебания и волны

8 ч

7 ч

Элементы квантовой физики

9 ч

9 ч

Вселенная

8 ч

6 ч

Повторение

2 ч

2 ч

Итого:

68 ч

68 ч


Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.

1. Законы механики (25 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Движение по окружности. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты. Работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергии.

Фронтальная лабораторная работа

1. Исследование равноускоренного прямолинейного движения.

2. Механические колебания и волны (7 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Фронтальная лабораторная работа

2. Изучение колебаний математического и пружинного маятников.

3. Электромагнитные явления (12 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Индуктивность. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Фронтальная лабораторная работа

3Изучение магнитного поля постоянных магнитов.

4. Сборка электромагнита и его испытание

5. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

6. Изучение работы электродвигателя постоянного тока.

4. Электромагнитные колебания и волны (7 ч)

Конденсатор. Колебательный контур. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Использование волн для передачи информации. Электромагнитная природа света. Шкала электромагнитных волн.

5. Элементы квантовой физики( 9ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Фотоэффект. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

6.Вселенная (6 ч)

Строение и масштабы Вселенной. Строение Солнечной системы. Физическая природа Земли. Планеты. Малые тела Солнечной системы.

7. Повторение (2 ч)


Учебно-тематический план предмета «Физика» (9 класс)


п/п

Тема

Кол-во

часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Законы механики

25

1

3

2

Механические колебания и волны.

7

2

1

3

Электромагнитные явления

12

5

1

4

Электромагнитные колебания и волны

7

-

1

5

Элементы квантовой физики

9

-

1

6

Вселенная

7

1

-

7

Повторение

2

-

1


Итого

68

Л.р.-9

К.р.-8



















Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, колебательная система, свободные и вынужденные колебания, резонанс, модели пружинного и математического маятников, поперечные и продольные волны; линии магнитной индукции, переменный электрический ток, правила: буравчика, левой руки, Ленца; созвездия Большая и Малая Медведица, планеты Солнечной системы, звёздные скопления, солнечные и лунные затмения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, магнитный поток, индуктивность проводника; звёздная величина, расстояние до небесных тел;

смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, самоиндукцию, отражение, преломление и дисперсию света; приливы и отливы, метеоры и метеориты;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения на практике и в повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов;

оценки безопасности радиационного фона.

Календарно-тематическое планирование по физике 9 «А» класса


Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

Виды контроля, измерители

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Законы механики (25 ч.)

1

Вводный инструктаж. Введение. Основные понятия механики.

ИНМ

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Тело отсчёта. Перемещение.

Знать: определение механическо­го движения тела и системы отсче­та, материальной точки, переме­щения; основную задачу механики

ФБ

УО

§1

№4,7-12

Р.Т.

06.09

2

Равномерное прямолинейное движение.

КУ

Равномерное прямолинейное движение. Скорость РПД. Уравнения перемещения и координаты при РД.

Знать: определение равномерного прямо­линейного движения (РПД), скоро­сти РПД. Уметь: приводить примеры рав­номерного прямолинейного движе­ния, вычислять скорость, переме­щение по формуле РПД, записы­вать уравнение равномерного пря­молинейного движения, читать графики зависимости координат от времени

ФБ

УО

§ 2

№13,18-20 Р.Т.

08.09.

3

Решение задач на расчёт скорости равномерного движения.

УПЗУ

Применение полученных знаний.

Знать: определение равномерного прямо­линейного движения (РПД), скоро­сти РПД. Уметь: вычислять скорость, переме­щение по формуле РПД, записы­вать уравнение равномерного пря­молинейного движения.

ФД

Зад.2(4,5)№24 Р.Т.

13.09

4

Относительность механического движения.

КУ

Относительность механического движения.

Знать: правило сложения пере­мещений, скоростей. Уметь: приводить примеры отно­сительности движения, определять относительную скорость

ПР

§3

№28-30 Р.Т.

15.09

5

Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение.

КУ

Ускорение, скорость прямолинейного равноускоренного движения.

Знать: определение прямолиней­ного равноускоренного движения (ПРУД), ускорения, физический смысл единиц измерения ускоре­ния.

Уметь: приводить примеры ПРУД, находить ускорение, находить ско­рость при ПРУД

ФБ

УО

§4,5

№36, 39-41 Р.Т.

20.09

6

Графики зависимости скорости от времени при равноускоренном движении.

КУ

Графическое представление механического движения.

Уметь: находить ускорение и ско­рость при ПРУД.

ФБ

УО

§6

Зад. 6

22.09

7

Перемещение при равноускоренном движении.

КУ

Перемещение прямолинейного равноускоренного движения.

Знать: законы ПРУД. Уметь: определять перемещение при ПРУД, читать графики пере­мещения, пути; составлять уравне­ние ПРУД

ПР

§7 зад.7 (1-3);

№50,52

27.09

8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренно прямолинейного движения».

УКПЗ

Исследование равноускоренно прямолинейного движения.

Уметь: определять ускорение равноускоренного движения при помощи секундомера и линейки, записывать результат измерений с учетом погрешности; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные резуль­таты

Л/ Р №1

зад.7 (5);

№53,54

29.09

9

Свободное падение.

КУ

Свободное падение. Ускорение свободного падения.

Знать: смысл ускорения свобод­ного падения, его значение. Уметь: применять основные фор­мулы кинематики к свободно па­дающему телу или двигающемуся вертикально вверх

ФБ

УО

§8 зад.8 (1,2,4)

или №55,56, 62

04.10

10

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

ИНМ

Перемещение, скорость и ускорение при криволинейном движении и движении по окружности. Период и частота обращения.

Знать: основные формулы кине­матики криволинейного движения. Уметь: применять формулы кине­матики криволинейного движения при решении задач

ФБ

УО

§9,10 зад.9(1-3)

или №64,68, 70

06.10

11

Решение задач по теме: «Основы кинематики».

УПЗУ

Применение полученных знаний.

Уметь решать качественные и количественные задачи


Р.т №22, 49, 51, 61, 69

11.10

12

Контрольная работа №1 по теме: «Движение тел»

КЗ

Выполнение контрольной работы.

Уметь решать качественные и количественные задачи

К/Р №1

зад.9(4); №63

13.10

13

Анализ контрольной работы. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса тел. Сила.

КУ

Взаимодействие тел. Масса и сила. Первый закон Ньютона.

Знать: формулировку I закона Ньютона, понятие «инерциальные системы отсчета», определение силы, единицы измерения, виды взаимодействий. Уметь: приводить примеры дейст­вия силы, изображать силу графи­чески

ФБ

УО

§11,12

зад.10,11 или РТ №71-74,77,83

18.10

14

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

КУ

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Границы применимости законов Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Знать: формулировки II закона Ньютона, III закона Ньютона, гра­ницы их применимости Уметь: применять II и III законы Ньютона для решения задач

ПР

§13,14

зад.12(1-3),13(1,2) № 84-86,92-94

20.10

15

Движение искусственных спутников Земли. Невесомость и перегрузки.

КУ

Искусственные спутники Земли. Невесомость и перегрузки.

Знать: основные формулы кине­матики и динамики криволинейного движения; условия, при которых тело может стать искусственным спутником; понятие «первая косми­ческая скорость». Уметь: решать задачи на расчет параметров движения искусствен­ных спутников, описывать явление невесомости, рассчитывать вес тела при движении с ускорением

ПР

§15,16

зад.14(1,4) или №102,104,107-109,112

25.10

16

Движение под действием нескольких сил.

УПЗУ

Движение под действием нескольких сил.

Знать: понятие равнодействую­щей силы. Уметь: решать задачи на движе­ние тела под действием нескольких сил

ПР

§17

зад.16(1-3).№115,116,118

27.10

17

Решение задач на расчёт параметров движения искусственных спутников.

УПЗУ

Применение полученных знаний.

Уметь решать качественные и количественные задачи

РЗ

Зад. 15(2), 16(4);№113,127,129,132

01.11

18

Контрольная работа № 2 по теме: «Взаимодействие тел»

КЗ

Выполнение контрольной работы.

Уметь решать качественные и количественные задачи

К/Р №2

03.11

19

Анализ контрольной работы. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

ИНМ

Импульс тела. Замкнутая система. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивный двигатель.

Знать: понятие импульса тела, формулу II закона Ньютона через импульс тела, формулировку зако­на сохранения импульса. Уметь: приводить примеры про­явления закона сохранения им­пульса в природе, быту, технике, решать задачи на определение им­пульса тела, изменение импульса тела и изменение импульсов тел при их взаимодействии

ФБ

УО

§18,19

зад.17(1-4).№133,134,140,146

15.11

20

Механическая работа. Мощность

КУ

Механическая работа. Мощность

Знать: понятия механической ра­боты, мощности, потенциальной и кинетической энергии, единицы из­мерения величин. Уметь: приводить примеры со­вершения силой работы, рассчиты­вать работу по формуле А = F ·s, приводить примеры совершения работы с различной мощностью, рассчитывать мощность по форму­ле Рабочая программа по физике 9 класс , приводить примеры тел, обладающих потенциальной или кинетической энергией, срав­нивать энергии тел, вычислять по­тенциальную и кинетическую энер­гию

ПР

§20 зад. 18(1), №147,148,149,160

17.11

21

Работа и потенциальная энергия.

КУ

Энергия. Потенциальная энергия. Работа силы тяжести и изменение потенциальной энергии тела. Нулевой уровень потенциальной энергии. Работа силы упругости.

ПР

§21 зад.19 №162-164,167

22.11

22

Работа и кинетическая энергия.

КУ

Кинетическая энергия. Работа и изменение кинетической энергии. Теорема о кинетической энергии.

ФБ

УО

§22

Зад.20

24.11

23

Закон сохранения механической энергии.

КУ

Закон сохранения механической энергии.

Знать: закон сохранения и пре­вращения механической энергии. Уметь: описывать превращение энергии при падении тела и его движении вверх, приводить приме­ры превращения энергии, приме­нять закон сохранения и превра­щения механической энергии при решении задач, определять изме­нение внутренней энергии тела за счет совершенной механической работы

ПР

§23 зад.21 или №177,178,180,186

29.11

24

Решение задач по теме: «Законы сохранения».

УПЗУ

Применение полученных знаний.

Уметь решать качественные и количественные задачи

ФБ

УО

§23 зад. 18(2,5); №144,145,156, 169,175

01.12

25

Контрольная работа №3 по теме: «Законы сохранения».

КЗ

Выполнение контрольной работы.

Знать: законы сохранения импульса и энергии. Уметь: применять полученные знания при решении задач.

К/Р №3

06.12

Механические колебания и волны (7 ч.)

26

Анализ контрольной работы. Математический и пружинный маятники.

КУ

Колебательное движение. Гармонические колебания. Математический маятник. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.

Знать: определение колебатель­ного движения, его причины, пара­метры колебательного движения, единицы измерения. Уметь: определять период, часто­ту колебаний математического и пружинного маятника

ФБ

УО

§24 зад.22 или №188-191,194

08.12

27

Период колебаний математического и пружинного маятника. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Изучение колебаний математического и пружинного маятников».

УКПЗ

Превращение энергии при колебательном движении. Изучение колебаний математического и пружинного маятников.

Уметь: определять период, часто­ту колебаний математического и пружинного маятника, собирать установку по описанию и проводить наблюдения колебаний, измерять период, объяснять полученные ре­зультаты

УО

Л/Р №2

§25

зад.23(1-4) или №195,199,201,202

13.12

28

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3*«Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника».

УКПЗ

Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.

Уметь: определять период, часто­ту колебаний математического и пружинного маятника, собирать установку по описанию и проводить наблюдения колебаний, измерять период, объяснять полученные ре­зультаты

Л/Р №3*

зад.23(5), 24(2-5, 25); №203

15.12

29

Вынужденные колебания. Резонанс.

ИНМ

Вынужденные колебания. Резонанс.

Знать понятия: вынужденные колебания, резонанс.

ПР

§26

зад. 26;№ 206-209

20.12

30

Механические волны.

КУ

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Связь между длиной волны, скоростью волны и частотой колебаний.

Знать: определение волны, ос­новные характеристики волн: ско­рость, длину, частоту, период - и связь между ними. Уметь: определять длину, ско­рость, частоту, период волны

ФБ

УО

§27

зад.27

22.12

31

Повторение темы: «Свойства механических волн». Решение задач.

ИНМ

Законы отражения и преломления волн. Интерференция и дифракция.

Знать: свойства механических волн. Уметь: приводить примеры про­явления свойств механических волн

ФБ

УО

§28 зад. 28;№222, 223

27.12

32

Контрольная работа № 4 по теме: «Механические колебания и волны»

КЗ

Выполнение контрольной работы.

Уметь решать качественные и количественные задачи

К/Р №4


29.12

Электромагнитные явления (12 ч.)

33

Анализ контрольной работы. Постоянные магниты. Магнитное поле.

КУ

Постоянные магниты. Магнитное поле (МП) постоянных магнитов.

Знать: определение МП, магнит­ной силы, силовых линий МП, ис­точники МП и способы его обнару­жения; как взаимодействуют маг­ниты. Уметь: изображать магнитное по­ле графически

ФБ

УО

§29,30 зад.29(1,3,6) или №224, 230, 232

17.01

34

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4

«Изучение магнитного поля постоянных магнитов» Магнитное поле Земли.

УКПЗ

Изучение магнитного поля постоянных магнитов.

Магнитное поле Земли.

Знать: существование МП Земли, его форму, особенности. Уметь: определять направление МП с помощью компаса, получать картину МП с помощью железных опилок

Л/Р №4

§31

№236

19.01

35

Магнитное поле электрического тока.

КУ

Магнитное поле электрического тока. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции.

Знать: характеристику магнитного поля, определение магнитной ин­дукции, ее единицу измерения. Уметь: определять направление линий МП и направление тока в проводнике по правилу буравчика

УО

§32 зад. 30(1,3,5) или №238,239,241,243

24.01

36

Применение магнитов. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5

«Сборка электромагнита и его испытание»

УКПЗ

Применение магнитов и электромагнитов. Сборка электромагнита и его испытание.

Знать: применение магнитов. Уметь: собирать установку по описанию, проводить наблюдения действия электромагнита, объяс­нять полученные результаты

Л/Р №5

§33 зад.31; №245,247

26.01

37

Действие магнитного поля на проводник с током. Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током»

УКПЗ

Действие магнитного поля на проводник с током.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Знать: определение силы Ампера, от каких величин она зависит. Уметь: определять модуль и на­правление силы Ампера, описывать опыты по обнаружению действия магнитного поля на проводник с то­ком, собирать установку по описа­нию, наблюдать действие магнитно­го поля на проводник с током, объяс­нять полученные результаты

Л/Р №6

§34 зад.32(2,4,5) или №248, 249,251, 252,255


31.01

38

Электродвигатель. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока»

УКПЗ

Электродвигатель.

Изучение работы электродвигателя постоянного тока.

Знать: устройство и принцип ра­боты электродвигателя. Уметь: собирать установку по описанию, проводить наблюдения работы электродвигателя, объяс­нять полученные результаты

Л/Р №7

§35 №258-260

02.02

39

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.

ИНМ

Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток.

Знать: вклад Фарадея в обнару­жение связи между электрическим и магнитным полями, формулиров­ку правила Ленца. Уметь: описывать явление электро­магнитной индукции, приводить при­меры проявления и применения элек­тромагнитной индукции в технике

ФБ

УО

§36,37 зад.33(1,3); №261, 262,265, 267,270

07.02

40

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8* «Изучение явления электромагнитной индукции».

КУ

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Знать: формулировку правила Ленца. Уметь: определять направление индукционного тока, собирать уста­новку по описанию, проводить на­блюдения явления электромагнит­ной индукции, объяснять получен­ные результаты

ФБ

УО

Л/Р №8*

§38 зад.34(1-3); 273№

09.02

41

Самоиндукция.

КУ

Самоиндукция. Индуктивность катушки.

Знать: смысл понятий самоиндук­ция, индуктивность, электромагнит­ное поле, роль явления самоиндук­ции в электро- и радиотехнике. Уметь: определять индуктивность по формуле

ПР

§39 зад.35(1,3,4)

14.02

42

Переменный электрический ток.

КУ

Переменный электрический ток. Генератор постоянного тока.

Знать: определение переменного тока, устройство и принцип дейст­вия генератора

§40 зад. 36(3,4)

16.02

43

Трансформатор. Передача электрической энергии. Решение задач.

ИНМ

Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Знать: устройство и принцип дей­ствия трансформатора, как осуще­ствляется передача энергии

ФБ

УО

§41,42 зад. 37(3,5)

21.02

44

Контрольная работа №5 по теме: «Электромагнитные явления»

КЗ

Выполнение контрольной работы.

Уметь решать качественные и количественные задачи

К/Р №5


28.02

Электромагнитные колебания и волны (7 ч.)

45

Анализ контрольной работы. Конденсатор.

ИНМ

Конденсатор. Электроемкость конденсатора.

Знать: устройство и принцип дей­ствия конденсатора, его электро­емкость

ФБ

УО

§43 зад.38

02.03

46

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания.

КУ

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания.

Знать: смысл понятия «свободные электромагнитные колебания», аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями. Уметь: объяснять превращение энергии в колебательном контуре при электромагнитных колебаниях

ФБ

УО

§44 зад.39 или№301-305

07.03

47

Вынужденные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны.

КУ

Превращение энергии в колебательном контуре.

Знать: смысл понятий: вынужден­ные электромагнитные колебания, переменный ток, смысл понятия «электро­магнитные волны», свойства элек­тромагнитных волн. Уметь: приводить примеры при­менения переменного тока в быту, промышленности

ПР

§45,46 зад.40 или №308-311,314

09.03

48

Использование электромагнитных волн для передачи информации.

ИНМ

Вибратор Герца. Приемник электромагнитных волн А.С.Попова. Модуляция и детектирование электромагнитных колебаний. Детекторный радиоприемник.

Знать: свойства электромагнитных волн, вклад Герца и Попова в разви­тие радио, принципы радиосвязи, современные средства связи. Уметь: описывать распростране­ние электромагнитных волн

ФБ

УО

§47 зад.41

14.03

49

Свойства электромагнитных волн*. Электромагнитная природа света.

КУ

Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция и дифракция.

Знать: волновую теорию света, способы измерения скорости света

ФБ

УО

§48*, §49 зад.42; №316-321

16.03

50

Шкала электромагнитных волн. Повторение темы: «Электромагнитные колебания и волны»

КУ

Шкала электромагнитных волн. Диапазоны и свойства электромагнитных волн. Их влияние на живые организмы.

Знать: распределение электро­магнитных излучений по частоте. Уметь: приводить примеры при­менения различных видов элек­тромагнитных излучений

ФБ

УО

§50 №323-325

21.03

51

Контрольная работа №6 по теме:

«Электромагнитные колебания и волны»

КЗ

Выполнение контрольной работы.

Уметь решать качественные и количественные задачи

К/Р №6

Повторить формулы.


23.03

Элементы квантовой физики (9 ч.)

52

Анализ контрольной работы. Фотоэффект*.

ИНМ

Явление фотоэффекта. Гипотеза Планка. Фотон. Фотон и электромагнитная волна. Применение фотоэффекта.

Знать: корпускулярную и волно­вую теории света, вклад Планка в развитие квантовой теории, смысл понятия «фотоэффект»; фотон, его характеристики. Уметь: объяснять явление фото­эффекта

§51* №326,327

04.04

53

Строение атома. Спектры испускания и поглощения.

КУ

Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ.

Знать: вклад Резерфорда и Бора в развитие теории строения атома, квантовые постулаты Бора, спек­тральные приборы, виды спектров. Уметь: приводить примеры видов излучений, наблюдаемых в приро­де и технике

ФБ

УО

§52,53 №330, 331,333-337

06.04

54

Радиоактивность. Состав атомного ядра.

КУ

Явление радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма- излучение. Состав атомного ядра. Протон и нейтрон. Нуклоны. Зарядовое и массовое числа. Изотопы.

Знать: состав радиоактивного из­лучения, историю открытия нейтро­на и протона, их свойства, особен­ности, физический смысл массово­го и зарядового числа. Уметь: описывать свойства α, β и γ-лучей, записывать реакции рас­пада ядер, определять нуклонный со­став ядер, описывать и объяснять различие в строении различных ядер

ФБ

УО

§54,55 зад. 44 (2,4) или №338, 339, 345, 351

11.04

55

Радиоактивные превращения.

КУ

Радиоактивные превращения. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

Знать: смысл понятия «период полураспада», закон радиоактивно­го распада. Уметь: применять закон радиоак­тивного распада для решения за­дач

ФБ

УО

§56

Зад. 45(1,3,5)

13.04

56

Ядерные силы.

КУ

Ядерные силы, их особенности. Ядерное взаимодействие. Энергия связи атомных ядер.

Знать: смысл понятий «ядерные силы», «энергия связи», особенно­сти ядерных сил. Уметь: определять энергию связи

ПР

§57 №364, 365

18.04

57

Ядерные реакции. Дефект массы*. Энергетический выход ядерных реакций*.

КУ

Ядерные реакции. Ускорители элементарных частиц. Энергетический выход ядерных реакций.

Знать: смысл понятия «ядерные реакции», закон сохранения заря­дового и массового числа. Уметь: записывать ядерные реак­ции, находить неизвестный продукт ядерной реакции, определять энер­гетический выход реакций

ФБ

УО

§58,59* зад. 46(1); №367-369, 371-374

20.04

58

Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор*. Ядерная энергетика*. Решение задач.

ИНМ

Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Знать: условия деления ядер урана, понятие цепной ядерной ре­акции, устройство ядерного реак­тора, необходимость использова­ния энергии деления ядер; пре­имущества и недостатки атомных электростанций по сравнению с тепловыми, проблемы, связанных с использованием АЭС, понятие термоядерной ре­акции Уметь: объяснять принцип работы ядерного реактора

ФБ

УО

§60,61* № 382-385, 387-389

25.04

59

Контрольная работа №7 по теме:

«Элементы квантовой физики»

КЗ

Выполнение контрольной работы.

Знать элементы квантовой физики.

К/Р №7

§62*

27.04

60

Анализ контрольной работы. Действия радиоактивных излучений и их применение. Элементарные частицы*.

КУ

Биологическое действие радиоактивного излучения и его применение. Счётчик Гейгера. Дозиметрия. Элементарные частицы. Взаимные превращения элементарных частиц.

Знать: области применения ядер­ной энергетики, влияние радиоак­тивных излучений на живые орга­низмы, понятие «поглощенная доза излучения», единицы измерения, физический смысл, виды радиоак­тивных излучений, способы защи­ты от радиации, этапы развития физики элементарных частиц, виды частиц

ФБ

УО

§63,64* №395-397, 399, 400,403

02.05

Вселенная (6 ч.)

61-

62

Строение и масштабы Вселенной.

Развитие представлений о системе мира. Строение и масштабы Солнечной системы.

ИНМ

Вид звёздного неба, ориентация среди звёзд, звёзды, созвездия, звёздная величина; планеты, галактики, Вселенная.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Законы движения планет. Состав и размеры Солнечной системы.

Знать: строение и масштабы Все­ленной

Иметь представление: о систе­ме мира, строении и масштабах Солнечной системы

ФБ

УО

§65, 66 пересказ, зад.47, 48

04.05

63

Система Земля-Луна. Физическая природа планеты Земля и ее естественного спутника Луны.

КУ

Система Земля-Луна. Приливы. Видимое движение планет, звёзд, Солнца, Луны. Фаза Луны. Планета Земля. Луна- естественный спутник Земли. Источники энергии Солнца и звёзд.

Знать: фазы Луны, связь физиче­ских явлений с движением Луны

ФБ

УО

§67, 68, зад.49, 50, №431,432,434,436

11.05

64

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9

«Определение размеров лунных кратеров». Планеты.

КУ

Определение размеров лунных кратеров. Планеты земной группы. Планеты -гиганты.

Знать: физическую природу пла­неты Земля и ее спутника Луны; основные сходные черты планет, отличия в размерах и мас­се, особенности движения планет

Л/Р №9

§69

зад. 51 (1-3э) или №437, 439,443

16.05

65

Малые тела солнечной системы. Солнечная система- комплекс тел, имеющих общее происхождение. Космические исследования.

КУ

Малые тела солнечной системы. Солнечная система- комплекс тел, имеющих общее происхождение. Методы астрофизических исследований. Радиотелескопы. Спектральный анализ небесных тел.

Знать: различия между астерои­дами, кометами, метеорами, ме­теоритами,

роль космических исследо­ваний в науке, технике, народном хозяйстве

Уметь использовать методы научного по­знания для объяснения астрофизи­ческих явлений

ФБ

УО

§70

зад. 52 или №445,446

§71,72 №453- 455

18.05

66

Обобщение материала по темам: «Законы механики», «Механические колебания и волны», «Элементы квантовой физики», «Вселенная».

УОП

Повторение материала по изученным темам

Уметь решать качественные и количественные задачи.

Решение задач, ФБ

Подготовка к итоговой к/р

20.05

Повторение (2 ч.)

67

Итоговая контрольная работа за курс физики 9 класса.

КЗ

Выполнение итоговой контрольной работы.

Уметь применять полученные знания на практике

Итоговая к/р

Повторить основные понятия

23.05

68

Анализ итоговой контрольной работы. Повторительно-обобщающий урок.

УОП

Применение полученных знаний

Знать базовые понятия (стандарт)

Беседа, решение задач

25.05


Сокращённые слова, используемые в календарно-тематическом планировании:

ФБ - фронтальная беседа

УО - устный опрос

ФД - физический диктант

ПР - проверочная работа

КР - контрольная работа

ЛР - лабораторная работа

СР- самостоятельная работа

ИНМ - изучение нового материала

КУ - комбинированный урок

УПЗУ - урок применения знаний и умений

УКПЗ - урок комплексного применения знаний

УОП- урок обобщения и повторения

КЗ - контроль знаний

Л - Лукашик В.И. (сборник задач по физике)

Р - Рымкевич А.П. ( сборник задач по физике)

Р.Т. - рабочая тетрадь

РПД - равномерное прямолинейное движение
ПРУД - прямолинейное равноускоренное движение



Дополнительная литература для учителя:


1. Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е В.М.Чаругин. Физика - 9: Тематическое и поурочное планирование. - М.:Дрофа,2009

2. Пурышева, Н.Е.Важеевская. Поурочные разработки. Москва, Дрофа,2009.

3. Рымкевич, Сборник вопросов и задач по физике. М. «Просвещение» 2010

Литература для учащихся:

1. Камзеева Е.Е., Демидова М.Ю. ГИА - 2013 :Экзамен в новой форме: Физика: 9 кл. - М.: Астрель, 2013.
2. Камзеева Е.Е. ГИА - 2013. Физика: 10 вариантов - М.: «Национальной образование», 2012.

3. Монастырский М.Н. Физика. Сборник олимпиадных задач. 8-11 кл.- Ростов- на Дону. Легион - М, 2009.


Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru.)

  2. «Вестник образования» (vestnik.edu.ru)

  3. «Физика в школе» (pressa.ru)

4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (festival.1september.ru).

5.«Открытый класс» openclass.ru

6. «Классная физика» (class-fizika.narod.ru)

7.Физика в картинках. Обучающие рисунки по физике (all-fizika.com)

8.Педсовет.org Всероссийский интернет-педсовет (pedsovet.org).

9. fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений.



© 2010-2022