Внеклассного мероприятия КВН по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КВН по физике.

Разработал учитель физики Хмельницкая Е. В.

Цель: Активизировать умения и знания учащихся, полученные на уроках физики, на основе соревновательной игры.

Задачи: 1. Выработать у учащихся умение объяснять наблюдаемые явления с помощью законов физики, отвечать на нестандартные вопросы; научить членов команды прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных одну - оптимальную.

2. Развивать у учащихся интерес к физике как к науке о природе, логическое мышление.

3. Воспитывать культуру межличностных отношений.

- Внимание! Внимание!

Начинаем состязание

Смекалистых и умных

Находчивых и смелых!

Физика, физика - это наука!

Но вижу в глазах у детей только муку.

Формулы скачут, мелькают подряд,

Ох, как им трудно их выстроить в ряд!

Но без физики не объяснить

И кран подъемный, и гвоздь как забить,

И почему самолеты летают,

И корабли в моря уплывают,

Как у нас лампочки светят в квартире,

Как мы программу смотрим в эфире,

Как в Космос летаем, машины водим,

И почему по Земле так просто мы ходим?

А чтобы больше и лучше все знать,

Надо предмет хорошенько понять,

И поможет в этом всем

Участие в конкурсах КВН!

Сегодня мы будем свидетелями баталий между командами …

Помогать нам в разрешении споров и оценивать предстоящие конкурсы будет уважаемое жюри.

Наш КВН подчиняется закону сохранения успеха. Полный запас успеха обеих команд постоянен. Он только может переходить от одной команды к другой и наоборот. Желаю вам удачи.

Для болельщиков объявляется конкурс на самого активного. Вы будете иметь возможность помочь той команде, за которую болеете. А пока,

Вы тихонько все сидите

За всем внимательно следите

Когда вопрос задам вам я

Вы будьте сдержанны, друзья:

Сначала руку поднимите,

Потом уж смело говорите.

Итак, начинаем наш 1 конкурс «Приветствие». Оцениваем конкурс по 5-бальной системе. По результатам жеребьевки первой нас приветствует команда…

  1. Приветствие


  1. Разминка (на обдумывание вопроса отводится 30 с, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)


  1. Мне ответ серьезный дайте,

Кто сейчас сказать готов,

Почему следы в асфальте,

Лишь от женских каблуков?

Отвечайте же скорее:

Что девчата тяжелее?

(Площадь опоры меньше, поэтому давление больше)


  1. Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то- то!

Тогда почему же огромнейший лось

Так просто бежит по болоту?

( Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка. Поэтому площадь опоры ноги лося довольна велика, а давление сравнительно мало).


  1. Два поезда идут навстречу друг другу: один - ускоренно на север, другой замедленно - на юг. Как направлены ускорения этих поездов? (Оба на север)

  2. Собираясь купаться в жаркий день, вы вошли в воду, она показалась вам холоднее воздуха. Когда же вы вышли на берег после купания, эффект был обратный: воздух казался холоднее воды. Почему возник этот парадокс?

( Температура воды меньше температуры нашего тела, которая равна 36,60 С, поэтому, возникает ощущение прохлады. После выхода из воды интенсивное испарение влаги со всей поверхности тела уносит энергию, в результате чего тело остывает, и появляется ощущение охлаждения.)


  1. По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое? (Пароход)

Вопрос: Пароход вышел из реки в открытое море, изменится ли его осадка?

(Да, будет меньше, так как плотность морской воды больше плотности пресной воды, поэтому выталкивающая сила возрастет)


  1. Кто далеко живет,

Тот пешком не пойдет.

Наш приятель тут как тут,

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись, не зевай!

Отправляется… (трамвай)

Вопрос: Почему осенью у трамвайных линий, проходящих в районе парков, бульваров, садов, вывешивают плакаты с надписью: « Осторожно, листопад!»?

( Потому что раздавленный на рельсах опавший лист выделяет влагу, которая как смазка, уменьшает трение и может помешать торможению.)

Разминка для болельщиков.

Загадки:

  1. К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество

Это … (электричество)


  1. Если ясной ночью выйдешь,

Над собою ты увидишь

Ту дорогу.

Днем она

Не видна (Млечный путь)


  1. В лес со мною заберемся -

С пути не собьемся. (компас)

4. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (Лед)


  1. Конкурс артистов

(на выполнение задания отводится 2 мин, оценивается в 5 баллов)

Изобразить 1) взаимодействие электрических султанов;

2) физический прибор «модель броуновского движения» в действии.

Пока команды готовятся, болельщики отвечают на вопросы.

  1. Как неожиданно и ярко

На влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка,

В своем минутном торжестве.

Что это за явление? (радуга)

Назовите по порядку расположение цветов в радуге.


  1. «Устройство», с помощью которого рыбы регулируют значения действующей на них архимедовой силы и глубины погружения в водную среду.

(плавательный пузырь)

  1. Название тела, совершившего хотя бы один оборот вокруг Земли. (искусственный спутник Земли)

  2. Грузчик у стены стоит

На плечах мешок лежит.

Дайте поскорей ответ:

Он работает иль нет? (нет)

  1. Одно яйцо при нормальных условиях варят до состояния «крутое» 4 мин. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)

  2. Очень жаль, что без огня

Вы не видите меня

Тихий слабый, громкий звук

Без меня и нем, и глух.

И живете вы беспечно,

Жизнь Земли храню я вечно,

Я ваш самый верный друг

Назовите имя вслух. (воздух)


  1. Мой дед ложится спать в 8ч вечера, а будильник заводит на 9ч утра. Сколько спит дед? (1ч)

  2. В какой стране родился и жил Джоуль? (В Англии)

  3. Название научного предположения. (Гипотеза)


  1. Загадки с подсказками.

По подсказкам нужно отгадать задуманное. Всего 5 подсказок. Если вы отгадаете задуманное после 1 подсказки, то получаете 5 баллов, после 2 - 4 балла и т. д., после 5 - 1 балл. Рука, поднятая вверх, служит сигналом о вашей готовности к ответу.

Загадка 1.

Сейчас вам предстоит перебрать в памяти некоторые изобретения, но остановиться на одном из них.

Подсказки: 1. Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках 13 в., 15 в., конца 18 и середины 20 в.

2. Данное изобретение используется в мирных целях.

3. Предполагается, что родина этого изобретения Китай.

4. В Европе (13 в) его разновидность получила название «летающий огонь» или «огненный волан», а в середине 20в. - имя милой девушки.

5. Это изобретение - основной двигатель космических кораблей.(или для достижения космических скоростей они многоступенчатые.

(Ракета)

Загадка 2.

Речь пойдет о живом существе. Кто оно?

Подсказки: 1. Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.

2. Мощность, развиваемая его сердцем, приближенно равна 2,2Вт.

3. Его мозг за 0,05с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.

4. За свою жизнь оно съедает около 40т пищи.

5. Это самое умное животное на Земле.

(Человек)

Загадка 3.

Речь пойдет об ученом, фамилия которого знакома сем: и школьникам, и рабочим, и домохозяйкам, и артистам, и научным работникам. Кто он?

Подсказки: 1. Инженер по образованию, он в 23 года защитил диссертацию на звание доктора философии.

2. Его научные исследования посвящены электромагнетизму, физике кристаллов, оптике, молекулярной физике.

3. Но главное его научное достижение относилось к совершенно неизвестной до тех пор области науки. Она - то и прославила его имя.

4. Он лауреат первой Нобелевской премии по физике. (1901г.)

5. Ему первому удалось увидеть строение части скелета живого человека.

( Нем. ученый В. К. Рентген)

Загадка 4.

Речь пойдет об ученом. О ком именно?

Подсказки: 1. Родился в 1642 г. и был так мал, что его можно было искупать в большой пивной кружке.

2. «Природа для него - писал впоследствии Эйнштейн - была открытой книгой, которую он читал без усилий».

3. Ему принадлежит труд «Математические начала натуральной философии».

4. Является родоначальником классической теоретической физики.

5. Он открыл закон всемирного тяготения, сформулировал аксиомы, которые теперь называют законами механики. (Английский ученый И. Ньютон)


  1. Экспериментатор (Оценивается в 5 баллов)

  1. Дано 12 одинаковых брусков. Надо их поставить на стол группами по 3 штуки так, чтобы одна производила наибольшее давление, другая - наименьшее, а две оставшиеся (разные по форме) - одинаковое давление.

  2. Соберите воду из блюдца в стакан, не переливая ее. Объясните свои действия. Оборудование: стакан, блюдце с водой, картофель, в которую вставлены 2 спички, спички.

( Горящая бумажка нагрела в стакане воздух, давление его возросло и часть газа вышла наружу. Когда бумажка погасла, воздух снова остыл, но при охлаждении его давление уменьшилось и под стакан вошла вода, вгоняемая туда давлением наружного воздуха.)

Пока команды готовятся. Задаю вопросы зрителям.

  1. Один из вариантов этого изобретения действовал при соприкосновении с серной кислотой, другой - когда стеклянную головку раздавливали щипцами. Шведский вариант давал результат при трении о шершавую поверхность. Усовершенствованным вариантом мы пользуемся и сейчас довольно часто. О чем идет речь?

Подсказки: Нельзя давать детям.

Необходимо иметь на кухне при приготовлении пищи.

(Спички)

  1. Циолковский высчитал, что для вечного питания одного космонавта в полете достаточно одного квадратного метра почвы, засеянного травой. Какой?

( Банан)

  1. Загадка: поставь - бежит, переверни - бежит, на стену повесь - бежит, держи - бежит, а положи - лежит. Что это?

Подсказки: Физический прибор, используемый для счета времени.

( Песочные часы)


  1. Приборы и величины.

(На выполнение задания отводится 3 мин, оценивается в 5 баллов)

Сейчас каждая команда получит лист, который разделен на 2 части (колонки). В одной части записаны приборы, причем они пронумерованы, во второй части - величины. Но они перепутались. Ваша задача восстановить соответствие, т. е. пронумеровать величины.

Приборы

Величины

1. Ареометр

Мощность

2. Мензурка

Температура

3.Весы

Время

4. Динамометр

Расстояние

5. Ваттметр

Атмосферное давление

6. Вольтметр

Объем

7. Фотометр

Плотность

8. Альтиметр

Сила

9. Амперметр

Масса

10. Секундомер

Освещенность

11. Линейка

Скорость

12. Спидометр

Высота полета

13. Барометр - анероид

Сила тока

14. Термометр

Напряжение

Со зрителями: Пока наши команды ищут ошибки, мы посмотрим с вами интересные фокусы - опыты и попробуем их объяснить.

«Плавучая игла»

Можно ли заставить стальную иглу плавать на поверхности воды, как соломинку? Давайте посмотрим6 сплошной кусочек железа, хотя и маленький должен ведь непременно потонуть в воде. Я изменю ваше мнение ( игла смазывается жиром и кладется аккуратно на воду). Игла не тонет, удерживается на поверхности. Почему? (Сталь тяжелее воды)

(Подробное объяснение: водная поверхность возле нашей иглы изгибается, потому что игла, покрытая тонким слоем жира, не смачивается водой. Водная лощинка, поддерживаемая водяной пленкой, стремится расправиться. Вот это - то стремление воды расправить свою вдавленную иглой поверхность выталкивает иглу из воды, не давая затонуть).

«Несгораемая нить»

Намотав туго нитку на ключ, внесем его в пламя свечи. Она не загорается. А если внести в пламя свечи нить, то она тут же сгорает. Почему?

( Металлы обладают хорошей теплопроводностью, обеспечивающей быстрый отвод тепла от нити, а также немаловажную роль играет теплоемкость).

««Самодвижущийся» стакан»

Смочите водой края стакана и поставьте его вверх дном на кусок хорошо вымытого оконного стекла, установленного в наклонном положении (угол наклона должен быть таким, чтобы сила трения удерживала стакан в положении равновесия). Поднесите к стакану (посредине) зажженную лучинку, чтобы нагреть его. Стакан начнет двигаться вниз. Почему?

( Воздух в стакане от нагревания расширяется, стакан приподнимается и оказывается на воздушной подушке, которая уменьшает трение между стаканом и стеклом, и он начнет скользить вниз под действием собственной тяжести).


  1. Физический марафон или «Блиц».

В течение 1 мин я буду задавать вопросы командам. Ваша задача: дать как можно больше правильных ответов, каждый из которых «стоит» 1 балл.

1) Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)

2) Ученый, в честь которого названа единица измерения энергии. (Джоуль)

3) Численное значение нормального атмосферного давления. (760 мм рт. ст.)

4) Величина, характеризующая инертность тела. (Масса)

5) Явление отсутствия веса у тела. (Невесомость)

6) Линия, по которой движется тело. (Траектория)

7) Единица измерения ускорения. (м/с2)

8) Мельчайшая частица вещества. (Атом)

9) За счет какой энергии летит камушек при стрельбе с помощью резинки?

( Потенциальной)

  1. Кто говорит на всех языках? (Эхо)

  2. Как называется самое распространенное вещество в природе? (Вода)

  3. Простой механизм, имеющий вид колеса с желобом. (Блок)

  4. Кто изобрел универсальный тепловой двигатель - паровую машину? (Англичанин Д. Уатт)

  5. Сколько атомов водорода содержится в одной молекуле воды? (2)

  6. Оптический прибор театралов. (Бинокль)

  7. Величина, характеризуемая быстроту выполнения работы. (Мощность)

  8. Значение скорости света . ( 300000 км/с)

  9. Как включается в цепь прибор для измерения силы тока? (Последовательно)

Вопросы второй команде.

  1. Синоним слова «эксперимент». (Опыт)

  2. Итальянский ученый, изучавший свободное падение тел. (Г. Галилей)

  3. Длина траектории тела. (Путь)

  4. Единица измерения плотности. (кг/ м3)

  5. Явление сохранения скорости при отсутствии действия на тело других тел. (Инерция)

  6. Название сосудов, соединенных между собой. (Сообщающиеся)

  7. За какое время Земля совершает один оборот вокруг своей оси? (За 24 ч)

  8. Сколько секунд в 5 мин? (300 с)

  9. Вода в твердом состоянии. (Лед)

  10. Выдающийся русский ученый, основатель Московского университета.

( М. В. Ломоносов)

  1. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. (Вес)

  2. Металл, из которого изготовляют спираль лампы накаливания. (Вольфрам)

  3. Чему равно ускорение свободного падения у поверхности Земли? (9,8 м/с2)

  4. Кто открыл закон всемирного тяготения? (Ньютон)

  5. Отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома. (Электрон)

  6. Время, за которое совершается один оборот. (Период)

  7. Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха? (Вес одинаков)

  8. Устройство, в котором какой - либо вид энергии преобразуется в электрическую. (Источник тока)


  1. Домашнее задание.

  1. Опыты : а) Несгораемый платок.

б) Яйцо в графине


  1. Конкурс болельщиков.

  1. Черный ящик. В черном ящике находится заводское изделие , аналог которого вы можете изготовить, проложив картонку, смоченную соляным раствором, между двумя монетами, белого и желтого цвета. Так что же находится в черном ящике? (Батарейка)

  2. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72ч будет солнечная погода? (Нет, так как через 72ч будет полночь)

  3. Почему в сильный мороз слышен треск стен деревянного дома? (Вода, содержащаяся в волокнах бревен, замерзает. Лед, расширяясь, разрывает волокна и создает треск).

  4. Искандер «Святое озеро».

Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз. Поперек его пути была глубокая траншея, где клокотала и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился. Какое физическое явление помогло герою рассказа не упасть в траншею? (Инерция)

  1. Какое физическое явление очень редко бывает в пустыне Сахаре? (Дождь)


  1. Конкурс капитанов

  1. Сейчас я сформулирую задания и дам варианты ответа. Вам нужно выбрать правильный:

- Кто из великих мудрецов сказал: « Дайте мне точку опоры и я переверну Землю»?

а) Аристотель;

в) Архимед;

с) Евклид;

д) Пифагор.

(Ответ в)

- Кто из ученых был основоположником научного эксперимента в физике

а) Галилей;

в) Ньютон;

с) Архимед;

д) Ломоносов.

(Ответ а)

2. Какая из перечисленных ниже причин

а) Инерция;

в) действие силы тяжести;

с) действие силы всемирного тяготения;

д) действие силы упругости

объясняет каждое явление?

  1. Споткнувшийся бегун падает вперед (а)

  2. Луна обращается вокруг Земли (с)

  3. Тело, лежащее на опоре или подвешенное на нити, не падает (д)

  4. Камень, брошенный горизонтально, не летит прямолинейно (в)


  1. Кто из вас быстрее увеличит в два раза свое давление на пол? (Нужно встать на одну ногу вместо двух).

Подведение итогов.

Итак, подошел к концу наш КВН. Самым активным болельщиком был…

Слово жюри…

Спасибо за игру и внимание.


© 2010-2022