Использование ИКТ в преподавании и обучении

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. На протяжении трех столетий образовательным идеалом являются слова Я. А. Коменского: «Учить всех и всему». Реализовать данный подход становится возможным при грамотном управлении процессом обучения и формировании таких навыков познавательной деятельности, которые позволяют учащемуся самостоятельно получать знания и повышать мотивацию их получения. В условиях современного  развития школы возникает острая необходимость  преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования, результатом которой будет  воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ в преподавании и обучении

Использование ИКТ в преподавании и обучении

"Вы не можете научить человека чему-нибудь;
Вы можете только помочь ему понять это самому"

Галилео Галилей





Г.Б. Байсалхан,

учитель физики

КГУ «Чапаевская средняя школа»,

Зыряновский район

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера - самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог.

На протяжении трех столетий образовательным идеалом являются слова Я. А. Коменского: «Учить всех и всему». Реализовать данный подход становится возможным при грамотном управлении процессом обучения и формировании таких навыков познавательной деятельности, которые позволяют учащемуся самостоятельно получать знания и повышать мотивацию их получения.

В условиях современного развития школы возникает острая необходимость преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования, результатом которой будет воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.

Реалии современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.

Применение информационных технологий в обучении основывается на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик принимает активное участие в процессе.

Давайте вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Применение информационных технологийна уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к уроку;

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.

Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.

Разрабатывая среднесрочное планирование серии уроков, по Программе Кембриджского университета, я попыталась внедрить в свои уроки все семь модулей обучения, одним из которых, стал модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении».

Повышение активности и самостоятельности учащегося в процессе обучения является одним из основных принципов активного обучения. Другой принцип заключается в том, что невозможно заставить получать знания, можно только мотивировать на их получение.

В современном мире ИКТ играет важную роль в нашей повседневной жизни. ИКТ на уроках я применяла всегда, так как эти технологии позволяют реализовывать один из важных принципов дидактики - наглядность. Абстрактное мышление детей 8 класса развито недостаточно для понимания сложных физических понятий, законов и теорий. И, поэтому, наглядность в преподавании и обучении играет главную, определяющую роль. На уроках физики этот принцип дидактики может быть реализован при показе демонстрационных опытов, проведении фронтального эксперимента, лабораторных и практических работ. Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Одним из способов объективной оценки учебных достижений является тестирование, с помощью тестировщика. Основной целью тестового способа оценки учебных достижений является его объективность вне зависимости от взаимовлияния личностей учителей и учащихся. Подобная проверка достаточно экономна по времени, обеспечивает индивидуальный подход.

Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. Многие явления и законы нельзя продемонстрировать в условиях школьной лаборатории. И тут приходит на помощь виртуальный физический эксперимент, для демонстрации которого необходимы компьютер, интерактивная доска, а также современные компьютерные программы и приложения. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

С помощью ИКТ можно также продемонстрировать сразу всему классу иллюстрации физических опытов «в оригинале», т.е. зарисовки и фотографии опытов, проводимых великими учёными, формулировки законов и определения физических величин в их трактовке. С помощью интерактивного оборудования при объяснении и закреплении нового материала можно демонстрировать учащимся анимированные изображения, таблицы, картинки, схемы, чертежи и т.д.

И хорошо, что наши ученики умеют использовать данную возможность. Они умеют создавать презентации, пользуются интернетом.

Я думаю по возможности чаще надо ученикам давать возможность самостоятельно находить и изучать материал. В учениках развиваются когнитивные качества, повышается мотивация, интерес к предмету.

Я применяю информационных технологии на уроках физики так же и в следующих направлениях:

-мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;

-подготовка дидактических материалов для уроков;

-использование готовых программных продуктов по физике;

-работа с электронными учебниками на уроке;

-поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

-поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

-работа на уроке с материалами Web-сайтов;

-разработка тестов, используя готовые программы -оболочки;

-применение тестировщиков для организации контроля знаний.

Для поддержания интереса и развития познавательной активности учащихся необходимо ­ расширить количество творческих и исследовательских работ, выполняемых с использованием ИКТ; ­ использовать материал с физическим содержанием при проведении практических работ на уроках информатики; ­ проводить неделю физики и информатики, на которой учащиеся смогут выставить на конкурс и защитить свои творческие и исследовательские работы, выполненные с использованием ИКТ.

Чтобы компьютер и его возможности с пользой использовать в обучении любому предмету, необходимо, чтобы учитель был с компьютером на «ты», Поэтому, использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке;

- создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS PowerPoint продемонстрировать презентацию на уроке;

- использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

- организовать работу с электронным учебником на уроке;

- применять учебные программные средства ;

-осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

- организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

- работать на уроке с материалами Web-сайтов;

- создавать web- страницы по интересующему вопросу учебного материала;

- разрабатывать тесты, используя готовые программы -оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям сделать образовательный процесс более насыщенным, ярким, результативным.

После работы на компьютере необходимо провести гимнастику для снятия напряжения с мышц спины, рук и глаз.

Компьютер на занятиях является не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Даже если дальнейшая жизнь выпускника не связана с естественными науками, пользование Интернетом и компьютером становится необходимым условием для дальнейшего его обучения.

Все это поможет создать условия для самореализации школьников и готовить выпускников к творческой, продуктивной жизни.

Результатом использования компьютера и материалов Интернета на уроках и внеклассных занятиях считаю творческую атмосферу общения и повышение мотивации изучения физики.

Анализируя свою практику в школе, где мною был применен в серии последовательных уроков модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении», я убедилась, что ИКТ позволяет с высокой степенью эффективности развивать познавательную активность учащихся, повышать интереса к изучаемому предмету, развивать аналитическое мышление, формировать и совершенствовать навыки работы с компьютером, формировать навыки коллективной работы и самостоятельного исследования.

Я считаю, что современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.

Литература:

  1. Руководство для учителя.

  2. Задания для выполнения в школе в период дистанционного обучения.

  3. А.Ф. Кавтерев «Особенности использования компьютерных моделей при работе с сильными и слабоуспевающими учащимися».

  4. Л.И. Губернаторова, К.А. Потехин «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики».

  5. Н.Н. Гомулина «Методика проведения компьютерной лабораторной работы».

  6. «Методика работы с лабораториями Института новых технологий»

Использование ИКТ в преподавании и обученииИспользование ИКТ в преподавании и обученииИспользование ИКТ в преподавании и обученииИспользование ИКТ в преподавании и обученииИспользование ИКТ в преподавании и обученииИспользование ИКТ в преподавании и обучении

© 2010-2022