Элективный курс по физике

«Подготовка учащихся к успешному прохождению итоговой аттестации по физике в 9 классе»  Элективный курс: «Готовимся к ГИА. Решение задач по физике» Несколько лет на территории России проходит государственная итоговая аттестация учеников девятых классов по физике в новой форме. Предлагаемый экзамен оценивает общую подготовку учащихся по физике за курс основной школы, а также помогает дифференцировать выпускников при отборе в профильные классы.        Формат ГИА предполагает, что ученики должны ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








элективный курс по физике


«Готовимся к ГИА по физике в 9 классе. Решение задач по физике»

для учащихся 9 класса.

Составитель: Кропанцева Татьяна Аркадьевна

2014 - 2015 уч. год

Пояснительная записка.

Элективный курс «Готовимся к ГИА. Решение задач по физике» состоит из частей; « Механика, гидростатика, тепловые явления, электродинамика, оптика, ядерная физика»предназначен для учащихся 9-х класса. Этот курс углубляет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике и способствует успешной сдаче ГИА за курс основной школы. Курс рассчитан на 34 часа, по одному часу в неделю.

Повторение теоретических вопросов каждого урока сопровождается заданиями, которые формируют умения и навыки, такие как умение, анализировать, сравнивать, обобщать; организовывать свою работу; самостоятельно составлять алгоритм решения задач, выделять главное.

Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования, обязательного минимума содержания физического образования и рабочих программ для общеобразовательных школ кодификатора и спецификации

Вся программа делится на несколько разделов. 1-ый раздел знакомит учащихся с классификацией задач и кодификацией их по темам итоговой аттестации. Остальные разделы направлены на обучение учащихся приемам и методам решения задач из материалов ГИА учащихся 9 класса базового повышенного и высокого

Курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества, уважительного отношения к мнению оппонента. В ходе изучения данного элективного курса особое внимание уделяется на развитие умений учащихся решать вычислительные, графические, качественные и экспериментальные задачи. Работа учащихся оценивается в конце полугодия с учетом накопленных баллов за тесты, выполненные при помощи компьютера.

Цель курса:

Повысить уровень знаний по физике за курс основной школы

Задачи курса:


  • - углубление, систематизация и расширение знаний по физике;

  • - усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

После окончания курса учащиеся должны уметь решать задачи базового, повышенного и высокого уровня из материалов ГИА, уметь проводить экспериментальные измерения. Учащиеся должны уметь оформлять тестовые работы и пользоваться справочной литературой на ГИА учащихся 9 классов.



Содержание программы:

1. Вводное занятие.-1 час

2. Основы кинематики - 4 часа

Механическое движение, равномерное и равноускоренное движение, свободное падение, криволинейное движение.

3. Основы динамики - 6 часов.

Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, сила Архимеда.

4. Импульс. Закон сохранение импульса. Механическая работа, мощность, энергия. - 3 часа

Импульс. Закон сохранение импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов.

5. Тепловые явления - 3 часа

Расчет количества теплоты при теплообмене. Расчет количества теплоты при различных фазовых переходах. Уравнение теплового баланса.

6.Колебания и волны. - 3 часа

Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Волны. Звук.

7. Электрические явления.- 5 часов.

Электризация тел. Электрическое поле. Построение электрических цепей. Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Соединения проводников.

8. Магнитные явления. 3 часа.

Сила Ампера. Сила Лоренца, электромагниты, электромагнитная индукция, переменный ток.

9. Оптические явления - 4 часа.

Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Фотоаппарат и другие оптические приборы.

10.Лабораторные работы- 2 часа.


Литература для учителя:


  1. ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. - М.; АСТ: Астрель, 2008 - 20011.

  2. Куперштейн Ю.С., Марон Е.А, Физика, контрольные работы. 7-9кл.- СПб.: Специальная литература, 1998

  3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 - 9 классы .- М. Просвещение, 2009.

  4. Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями.- М. Просвещение,2000.

  5. Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике.- М.: Просвещение

  6. Фадеева А. Тесты. Физика 7-11классы. - М.: АСТ, Астрель Олимп, 1999.

  7. Яворский Б.М., Селезнев Ю.А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования.- М.: Наука,1989.

Информационно-компьютерная поддержка.

  1. 1С. Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные программы, тесты.

  2. Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные программы, тестирующие программы. Ч. I, II.- CD-ROM

  3. Физика. Электронные уроки и тесты. CD-ROM

  4. Физика. Редактор тестов. Тематические тесты. 7-9 классы - Волгоград. Учитель-2010.

Литература для учащихся:


  1. ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. - М.; АСТ: Астрель, 2008 - 2014

  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 - 9 классы.- М. Просвещение, 2010.

  3. Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике 9 класс.- М.; Школьная пресса 2004. (Библиотека журнала «Физика в школе»)














Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Планируемый результат

Формы контроля.

1.

1. Вводное занятие

1час.

Решение задач по различным разделам физики.

Самоанализ знаний умений и навыков.

Анкетирование.

2.Основы кинематики

4час.

2-3

Равномерное и равнопеременное движение и величины его характеризующие.

2час.

Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами, составление алгоритма решения задач на кинематику.

Усвоение алгоритма и применение его для решения задач по кинематике.

Фронтальный опрос учащихся.

Компьютерное тестирование. (11)

4

Движение тела по вертикали под действием силы тяжести.

1 час

Применение алгоритма по кинематике для этого вида движения.

Умение находить по алгоритму кинематические величины.

Компьютерное тестирование. (11)

.5.

Криволинейное движение

1 час

Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами при движении по окружности.

Умение находить кинематические величины.

Фронтальный опрос учащихся.

3. Основы динамики.

6 часов

6.

Законы Ньютона.

1 час

Решение качественных и расчетных задач.

Умение находить равнодействующую нескольких сил.

Компьютерное тестирование (11)

7- 8

Силы в природе.

2час.

Построение векторов сил, действующих на тело, нахождение проекций этих сил, нахождение сил по формулам.

Умение решать задачи на нахождение сил: упругости, трения, веса тела, всемирного тяготения, силы Архимеда.

Фронтальный опрос

9.

Движение под действием нескольких сил.

2час.

Решение задач с применением алгоритма.

Умение находить динамические величины при равноускоренном движении.

Индивидуальный контроль

10.

Атмосферное давление. Гидростатическое давление. Сообщающие сосуды.

1 час.

Решение задач на определение высоты столба в сообщающихся сосудах.

Умение находить атмосферное давление по жидкостному барометру.

Компьютерное тестирование (11)

11.

Сила Архимеда, условие плавания тел.

1час

Решение задач на условие плавание тел., нахождения веса тела в жидкости.

Уметь находить плотность тел, вес груза находящихся в жидкости

Компьютерное тестирование.

4.Законы сохранения в механике.

3 часа.

12.

Импульс. Закон сохранение импульса.

1 час

Решение задач с применением алгоритма.

Уметь находить скорости тел при абсолютно неупругом ударе.

Компьютерное тестирование.

13.

Работа, мощность, энергия

1час

Построение таблицы, устные сообщения.

Умения находить связь между энергетическими величинами

Анкетирование.

14.

Простые механизмы. КПД механизмов.

1 час.

Повторение теоретического материала. Презентации.

Умение находить работу и КПД механизмов.

Индивидуальный контроль

5. Тепловые явления.

3 часа

15.

Расчет количества теплоты при теплообмене.

1 час

Составление таблицы, нахождение количества теплоты при теплообмене и построение графиков процесса.

Умение воспроизводить таблицу по памяти и приводить примеры для каждого случая тепловых процессов.

Тестирование

16.

Расчет количества теплоты в различных процессах.

1 час

Составление таблицы для нахождения количества теплоты при фазовых переходах по формулам.

Умение воспроизводить таблицу по памяти и приводить примеры для каждого случая тепловых процессов.

Физический диктант.

17.

Уравнение теплового баланса.

1 час

Распространение закона сохранения энергии на тепловые процессы

Применение уравнения теплового баланса к решению задач.

Фронтальный опрос.


Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

Планирумый результат

Формы контроля

6. Колебания и волны.

3 часа

18.

Свободные и вынужденные колебания.

1 час

Составление таблицы, отражающей различие свободных и вынужденных колебаний.

Умения различать и приводить примеры свободных и вынужденных колебаний.

Фронтальная беседа.

19.

Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники.

1 час

Построение и чтение графика гармонических колебаний.

Умение решать задачи на нахождение периода, частоты колебаний из графика и по уравнению колебаний.

Тестирование (11)

20.

Волны. Звук

1 час

Составление таблицы. Определение зависимости скорости волны от частоты и периода колебаний.

Умение решать задачи на нахождение периода, частоты колебаний и длины волны.

Компьютерное тестирование. (11)

7.Электрические явления.

5 час

21.

Электризация тел. Электрическое поле. Электроскоп.

1час

Повторение электризации тел и закона сохранения заряда. Свойства электрических сил.

Умения приводить примеры электрических явлений и применять закон сохранения электрического заряда.

Фронтальная беседа.

22.

Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи.

1час

Построение обобщающей таблицы

Умениевоспроизводить таблицу и решать задачи с применением таблицы.

Компьютерное тестирование.

23.

Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца.

1час

Нахождение энергетических параметров электрического тока.

Умение воспроизводить закон Джоуля-Ленца и применять его при решении задач.

Тестирование

24- 25

Соединения проводников.

2часа

Составление таблицы на законы последовательного и параллельного соединения.

Воспроизведение законов последовательного и параллельного соединения, решение задач.

Фронтальный опрос

8.Магнитные явления.

3часа.

26.

Изображение магнитных полей. Сила Ампера.

1час

Обобщенные формулы з-на Ампера. Линии магнитной индукции.

Усвоение определения направление сил и вектора магнитной индукции.

Графические задачи.

27.

Электромагниты, электромагнитная индукция.

1час

Электромагниты и их применение. Практическое применение электромагнитной индукции.

Умение выделять явление электромагнитной индукции, знать области применения электромагнитов.

Графические задачи.

28

Переменный ток.

1час

Составление таблицы на параметры переменного тока.

Умения определять период, амплитуду и частоту переменного тока по графику.

Фронтальный опрос.

9. Оптические явления.

4 часа

29.

Отражение света.

1час

Изображение лучей, построение изображений в зеркале.

Умение строить изображение предмета в плоском зеркале.

Тестирование

30.

Преломление света.

1час

Использование з- на преломления света.

Умение находить и строить углы падения и преломления.

Компьютерное тестирование.

31.

Линзы. Построение изображений в линзах.

1час

Составление таблицы на виды изображений в линзах.

Умение воспроизводить таблицу.

Графические задачи.

32.

Фотоаппарат и другие оптические приборы.

1час

Определение хода лучей в оптических приборах.

Умение воспроизводить ход лучей в оптических приборах.

Графические задачи.

33-34

10.Лабораторные работы.

2час

Эксперимент.



© 2010-2022