- Преподавателю
- Физика
- Урок по физике по теме Интерференция (11 класс)
Урок по физике по теме Интерференция (11 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыбицкий В.Л. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
г.Барнаул, МОУ «Лицей № 124» Рыбицкий В. Л.
Урок физики для 11 класса по теме «Интерференция механических волн».
Автор: учитель МБОУ «Лицей № 124», г. Барнаула Рыбицкий В.Л.
Цели урока:
-
изучить основные закономерности интерференции на примере более понятных и наглядных механических волн;
-
способствовать формированию интереса к физике и процессу научного познания;
-
способствовать расширению кругозора учащихся, развитию умения делать выводы по результатам эксперимента;
-
создать условия для более глубокого усвоения учащимися знаний по теме урока за счет применения интерактивной доски Smart Board.
Оборудование:
-
демонстрационное: интерактивная доска Smart Board, волновая машина, установки для наблюдения стоячих волн на шнуре и фигур Хладни, Flash модель интерференции (ЗАО «1 С», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), авторская Flash модель волновой машины;
-
для фронтальных работ: рабочие листы.
Задачи урока:
Учащиеся должны знать:
-
понятие когерентных источников волн;
-
понятие явления интерференции волн;
-
условия максимума и минимума;
Учащиеся должны уметь: объяснять механизм формирования интерференционной картины от двух когерентных источников.
План урока:
-
Актуализация знаний, повторение;
-
Мотивационный этап: демонстрация интерференции на волновой машине, проблемный вопрос.
-
Изучение нового материала;
-
Фронтальная работа по рабочему листу;
-
Закрепление нового материала;
-
Подведение итогов;
-
Домашнее задание, комментарии.
ХОД УРОКА
-
Актуализация знаний:
Вопросы
Цель обсуждения вопроса
1. Какие виды механических волн вам известны?
Демонстрируется авторская Flash анимация волновой машины (слайд №3).
повторить определение продольных и поперечных волн
2. Переносится ли вещество волной? Почему частицы среды совершают колебания? (Слайд №3)
Напомнить роль взаимодействия частиц при образовании волны.
3. Что такое длина волны, амплитуда?
На интерактивной доске маркером указывают амплитуду и длину волны (слайд №3).
Повторить определение основных характеристик волн
4. Переносится ли энергия волной? Как изменяется амплитуда круговых волн с расстоянием?
На интерактивной доске художественным пером указываются частицы вблизи источника колебаний и на большем расстоянии от него (слайд №4).
Обратить внимание учащихся на распределение энергии в круговой волне.
Обсуждение этих вопросов направлено на актуализацию знаний и на подготовку учащихся к восприятию отличия интерференционной картины от картины волн одиночного источника.
Мотивационный этап:
-
Демонстрация интерференции на волновой машине с использованием web-камеры.
-
После наблюдения интерференции обсуждаются проблемные вопросы, которые должны подвести учащихся к пониманию того, что амплитуда колебаний зависит не только от расстояния, что в некоторых точках волны усиливают друг друга, а в некоторых ослабляют:
-
Чем отличаются картины волн от одного и от двух источников?
-
Сколько волн приходит в каждую точку? Усиливают или ослабляют эти волны друг друга?
-
В каких точках волны усиливают друг друга, а в каких ослабляют? Отметить на рисунке точки, где волны усиливают друг друга, т.е. точки max. На интерактивной доске поверх изображения из видеофрагмента маркером указываются точки с минимальной и максимальной амплитудой (слайд №5).
-
-
Объяснение нового материала:
После обсуждения проблемных вопросов ученики готовы к восприятию объяснения условий максимума и минимума, которое проводится с использованием такой функции интерактивной доски, как перемещение объектов (слайд №6).
Рисунки двух когерентных волн накладываются друг на друга и перемещаются до образования максимума или минимума в точке А. Затем маркером отмечают расстояния d1, d2 и разность хода d. Перемещение рисунков позволяет за минимальное время рассмотреть несколько случаев образования максимумов и подвести учащихся к формулировке условий максимума Dd = kλ и минимума Dd = (2k+1)λ/2. Кроме того, на этом этапе формулируется условие возникновения интерференции и дается определение интерференции и когерентных синфазных источников.
-
Фронтальная работа
-
Используя Flash модель из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, создается рисунок интерференции круговых волн, на котором ученики отмечают точки с разностью хода, например, λ (см. рабочий лист). Результат самостоятельной работы проверяется на интерактивной доске либо с использованием маркеров, либо с использованием функции множественного копирования (слайд №7).
-
Демонстрируется образование стоячих волн на шнуре и фигур Хладни на пластине. (Можно заменить демонстрацию видеофрагментами (слайды № 8, 9)). При объяснении этих явлений (на качественном уровне) акцентируется внимание учеников на том, что из одной волны при отражении может получиться две когерентные волны, что подготавливает учащихся к более легкому восприятию интерференции света, например, на пленках. В профильных классах на следующих уроках стоячие волны рассматриваются подробнее. Ученики на рисунках стоячей волны в рабочих листах отмечают max и min, результат проверяется по слайду № 10.
-
Закрепление нового материала.
Фронтальный опрос (слайд № 11):
-
Что такое интерференция волн?
-
Может ли интерференция наблюдаться для волн, у которых длины волн отличаются в 2 раза, а амплитуды одинаковы?
-
Может ли интерференция наблюдаться для волн, у которых амплитуды отличаются в 2 раза, а длины волн одинаковы?
-
До сих пор мы рассматривали поперечные волны. Может ли интерференция наблюдаться для продольных волн?
-
Подведение итогов, домашнее задание § 67-69.
Литература:
-
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика (базовый и профильный уровни). - М.: Просвещение, 2009.
-
Демонстрационный эксперимент по физике "Волновая оптика". Руководство к выполнению экспериментов.- М.: МГИУ, 2006.
-
Единая коллекция образовательных ресурсов, school-collection.edu.ru/
-
Рисунок с сайта wallplanet.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ: Рабочий лист для учеников «Интерференция волн»
Задание 1. Ответить на вопросы:
-
Какие виды механических волн вам известны?
-
Переносится ли вещество волной? Почему частицы среды совершают колебания
-
Что такое длина волны, амплитуда?
-
Переносится ли энергия волной? Как изменяется амплитуда круговых волн с расстоянием (см. рис. 1)?
Рисунок 1
Задание 2. Объяснить:
-
Чем отличаются картины волн от одного (рис. 1) и от двух (рис.2) источников?
-
Сколько волн приходит в каждую точку? Усиливают или ослабляют эти волны друг друга?
-
В каких точках волны усиливают друг друга, а в каких ослабляют? Отметить на рисунке 2 точки, где волны усиливают друг друга, т.е. точки max.
Рисунок 2
Задание 3. Записать условия max и min когерентных волн в точке О:
max, если в точку О приходят волны в «одинаковой» фазе, т.е. ________________________
min, если в точку О приходят волны в противофазе,
т.е. ______________________________
Задание 4. На рисунке отметить точки с разностью хода d2 - d1 = λ (max первого порядка)
Задание 5. На рисунке указать точки max и min стоячих волн. В какие точки волны приходят в одинаковой фазе, а в какие в противофазе?
Задание 6. Ответить на вопросы:
-
Что такое интерференция волн? Что такое когерентные источники волн?
-
Может ли интерференция наблюдаться для волн, у которых длины волн отличаются в 2 раза, а амплитуды одинаковы?
-
Может ли интерференция наблюдаться для волн, у которых амплитуды отличаются в 2 раза, а длины волн одинаковы?
-
До сих пор мы рассматривали по перечные волны. Может ли интерференция наблюдаться для продольных волн?
Задание на дом: § 67-69
7