- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа внеурочной деятельности по физике Наука опытным путем
Рабочая программа внеурочной деятельности по физике Наука опытным путем
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белых О.В. |
Дата | 07.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Рассмотрено на Принято педагогическим Согласовано Утверждено
заседании МО советом зам. Директора директором школы
протокол №___ протокол №___ школы по УВР приказ №______
«___»_____2014 «___»_____2014 _____(Юдина В.А.) «___»_____2014
Рабочая программа курса
«Наука опытным путем»
6 класс
2014-2015 учебный год
Составитель
учитель физики
Белых О.В.
2014 г.
Пояснительная записка
Источники составления программы:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1987
-
Региональный базисный учебный план ,утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области № 1-421 от 23. 03.2007 (с изменениями, утвержденными приказами комитета образования и науки Курской области от 17.08.12 и от 11.06.2013 № 1-678.
-
Учебный план МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом № от 30.08.2014
Целями изучения являются:формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности.
Задачи:
-
формировать у обучающихся умение безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования;
-
формировать навыки исследовательской деятельности, управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
-
создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Общая характеристика учебного курса
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин.
Курс «Наука опытным путем» в 6 классе является дидактическим условием преемственности обучения в системе непрерывного физического образования
Программа поможет сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; помочь овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; осознание значимости концепции устойчивого развития; сформировать навыки безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач; вооружить обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Выявление научных закономерностей в процессе проведения экспериментов необходимо для изучения физики, химии, биологии.
Программа построена таким образом, что на основе концентрического подхода введенные ранее понятия закрепляются при изучении новых разделов, экспериментально подтверждаются при демонстрациях и в лабораторных работах.
Для реализации программы внеурочной деятельности «Наука опытным путем» в основной школе необходимо, предоставить возможность индивидуальных исследований и групповой работы, работы в парах. На протяжении всего курса для формирования научного метода познания эмпирическим методом используется работа по этапам:
-
Сбор информации.
-
Наблюдение явления или эксперимент.
-
Анализ.
-
Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление.
-
Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.
Предполагается также
-
проведение обучающимися практических (лабораторных) работ, индивидуальных исследований, экспериментальное моделирование;
-
демонстрация учителем большого количества экспериментов;
-
использование наглядных пособий, в том числе видеоматериала, презентаций, раздаточного материала в виде алгоритмов, блок-схем, моделей и т.п.
Описание места учебного курса в учебном плане.
По учебному плану МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» курс «Наука опытным путем» рассчитан на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:
Личностными результатами изучениякурса «Наука опытным путем» являются:
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
-
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
-
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике и химии как элементам общечеловеческой культуры;
-
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
Метапредметными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:
-
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
-
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
-
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
-
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
-
использование различных источников для получения научной информации.
-
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
-
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
Общими предметными результатамиизучения курса «Наука опытным путем» являются:
В познавательной сфере:
-
знания о природе важнейших физических и химических явлений окружающего мира и понимание смысла физических и химических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
-
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
-
умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
-
умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
-
умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;
-
умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.
В ценностно-ориентационной сфере:
-
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с работой механизмов, переработкой веществ.
В трудовой сфере:
-
проводить физический и химический эксперименты.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
-
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Частными предметными результатамиизучения курса «Наука опытным путем» являются:
-
формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики и химии для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики и химии;
-
формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
-
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
-
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
-
приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
-
понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
-
осознание необходимости применения достижений физики и химии для рационального природопользования;
-
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
-
формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
-
формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф
Содержание курса
Механические явления (11 ч)
Понятие о механическом движении. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное).
Механическое движение в природе и технике.
Наблюдение относительности механического движения.
Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения.
Измерение пути и времени движения. Измерение скорости движения.
Звук как источник информации об окружающем мире.
Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.
Звуки в физике, природе, музыке"
Ознакомление с источниками звука.
Тепловые явления (9 ч)
Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении.
Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении.
Наблюдение изменения объема тела при нагревании и охлаждении.
Плавление и отвердевание.
Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.
Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.
Наблюдение испарения и конденсации воды. Изучение испарения жидкостей. Наблюдение охлаждения жидкости при испарении. Наблюдение кипения воды.
Теплопередача.
Световые явления (15 ч)
Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.
Прямолинейное распространение света, образование теней. Наблюдение теней и полутеней.
Отражение света. Изучение отражения света.
Зеркала. Наблюдение отражения света в зеркале.
Преломление света. Наблюдение преломления света.
Линзы. Получение изображений с помощью линзы.
Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).
Глаз и очки.
Миражи
Радуга.
«Световые явления физики в творчестве художников...
Опыты со светом
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
п/п
Тема
Планируемые результаты
Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
предметные
метапредметные
личностные
познавательные
коммуникативные
Регулятивные
1
Механические явления
Ученики овладеют научной терминологией научатся наблюдать и описывать механическое движение, различать движение по видам, проводить наблюдения, измерять путь и скорость тела ,пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, объяснять возникновение звуковых волн
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспекта, рисунка, схемы.
Ученик получит возможность оформлять свою мысль в устной и письменной форме, задавать вопросы. Обосновывать свои выводы и умозаключения, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности.
Ученик получит возможность овладеть средствами описания движения, проводить классификацию движений по траектории и пути, наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить, соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
Демонстрировать уровень знаний об окружающем мире. Наблюдать и описывать различные виды механических движений, измерять путь и скорость, различать источники звука
2
Тепловые явления
Ученики научатся различать агрегатные состояния вещества и объяснять это различие с точки зрения молекулярного строения, объяснять явления плавления и кристаллизации, объяснять причины парообразования и конденсации, различать виды энергии, измерять температуру.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Выделять и формулировать познавательную цель.
умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Ученик получит возможность выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию Умение эффективно сотрудничать в группе: распределять функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.
Использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы.
Определять направления своего развития
Ученик получит возможность устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
развитие внимательности собранности и аккуратности,
имеют представление о молекулах, атомах, диффузии;
описывают взаимодействие молекул вещества;
производят очистку воды, определяют влажность воздуха
3
Световые явления
Ученики научатся приводить примеры различных источников света. объяснять экспериментальные факты,. объяснять свойства зеркал, различать линзы, применять полученные знания для решения практических , научатся объяснять отражение и преломление света,
Выделять качественные и количественные характеристики объектов. Выбирать наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Выдвигать и формулировать проблему, намечать действия и осуществляют их, осуществлять поиск и отбор необходимой информации
Ученик получит возможность слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, контролировать действия друг друга, умение договариваться между собой. Эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками, вести диалог, искать решения, оказывать поддержку Умение представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.
Управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планировать, контролировать, корректировать свои действия и оценки успешности усвоения. Принимать познавательную цель и сохранять ее при выполнении учебных действий. Выделять и осознавать то, что уже усвоено, на каком уровне, намечать пути устранения пробелов.
Ученик получит возможность развить монологическую и диалогическую речь, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Объясняют причину образования тени, определяют тип зеркал, понимают причину дефектов зрения
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
Раздел
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
план
факт
1.1
Механические явления (11 ч)
Понятие о механическом движении. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное).
1
2.09
1.2
Механическое движение в природе и технике.
1
9.09
1.3
Наблюдение относительности механического движения.
1
16.09
1.4
Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения.
1
23.09
1.5
Измерение пути и времени движения. Измерение скорости движения.
1
30.09
1.6
Звук как источник информации об окружающем мире.
1
7.10
1.7-1ю8
Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.
2
14.10
21.10
1.9-1.10
Звуки в физике, природе, музыке"
2
28.10
11.11
1.11
Ознакомление с источниками звука
1
18.11
2.12
Тепловые явления (9 ч)
Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении.
1
25.11
2.13
Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении.
1
2.12
2.14
Наблюдение изменения объема тела при нагревании и охлаждении.
1
9.12
2.15
Плавление и отвердевание.
1
16.12
2.16
Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.
1
23.12
2.17
Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.
1
30.12
2.18
Наблюдение испарения и конденсации воды.
1
14.01
2.19
Изучение испарения жидкостей. Наблюдение охлаждения жидкости при испарении. Наблюдение кипения
1
20.01
2.20
Теплопередача
1
27.01
3.21-3.22
Световые явления (15 ч)
Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.
2
3.0210.02
3.23
Прямолинейное распространение света, образование теней. Наблюдение теней и полутеней.
1
17.02
3.24
Отражение света. Изучение отражения света.
1
24.02
3.25
Зеркала. Наблюдение отражения света в зеркале.
1
3.03
3.26
Преломление света. Наблюдение преломления света.
1
10.03
3.27
Линзы. Получение изображений с помощью линзы.
1
17.03
3.28-3.29
Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).
2
24.03
7.04
3.30
Миражи
1
14.04
3.31
Радуга.
1
21.04
3.32
«Световые явления физики в творчестве художников...
1
28.04
3.33-3.35
Опыты со светом
4
5.05
12.05
19.05
26.05
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса:
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1987
2. Региональный базисный учебный план ,утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области № 1-421 от 23. 03.2007 (с изменениями, утвержденными приказами комитета образования и науки Курской области от 17.08.12 и от 11.06.2013 № 1-677.
3. Учебный план МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом № от 30.08.2014
Печатная продукция:
1. Физика и химия 5-6 классы «Дрофа», 2006г. А.Е. Гуревич.
2. «Занимательная физика 1-2ч» Я.И. Перельман.
3. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия»Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.
4. «Физика. Человек. Окружающая среда» А.П. Рыженков.
5. Слайдовые презентации учителя.
6. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
7. Занимательные опыты и эксперименты, Ф. Ола и др.-М,4 Айрис- пресс, 2006.
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Экран
Аудио колонки
Информационные ресурсы:
Интернет
Планируемые результаты изучения курса:
Обучающийся научится:
Наблюдать и описывать различные типы физических явлений.
Описывать известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения.
распознавать физические явления
описывать и объяснять физические явления: испарение, конденсацию, кипение, плавление, Объяснять причину возникновения света, приводят примеры естественных и искусственных источников света
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз-данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать знания о механических, тепловых и световых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведенияв окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и световых явлениях.