- Преподавателю
- Физика
- Мир физики
Мир физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бойко Е.А. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
9
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 г. Азова
Директор МБОУ СОШ №14 г. Азова
Г.И.Фоменко
Приказ № от 08.2013
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
8-9 класс
« МИР ФИЗИКИ»
Составитель
Евгения Анатольевна Бойко
учитель высшей категории.
Руководитель проекта
Кандидат педагогических наук
Атаманская М.С.
Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для школьников 8-9-х классов общеобразовательной массовой школы и рассчитан на 30 часов. Его содержание расширит и углубит знания и практические умения по основным разделам физики так как носит ярковыраженную политехническую направленность.
Здесь привлечен учебный и энциклопедический материал по биологии, технологии, географии, информатики, астрономии, что вносит существенный вклад в формирование системы знаний об окружающем мире, способствует развитию интеллекта, познавательных интересов школьников и выбору профессии. Название курса указывает на множество направлений для изучения явлений мало связанных между собой. Блочно-модульная структура курса позволяет переставлять при необходимости последовательность изучения материала, заменять темы, организовать исследовательские проекты по нескольким равнозначным проблемам, вовлечь в познавательную деятельность учеников разного уровня подготовки и развития. Многообразие форм и приёмов обучения позволит «гуманитариям» с их наглядно - образным мышлением проявлять эмоции, а «технарям»- способности к систематизации. Большая роль в курсе отведена участию в организации проектной деятельности учащимся старших классов. Они не только консультируют курсантов, но и создают электронные программы контроля.
Цели и задачи.
-
Заинтересовать школьников интенсивным формированием собственной физической картиной Мира.
-
Стимулировать обучающихся проявлять интерес к процессу получения научных знаний, а также желанию научиться самостоятельно строить модели, исследовать и объяснять неизвестное ещё явления;
-
Мотивировать обучающихся принимать решение получать и развивать специальные умения для совместной учебной деятельности.
-
Формировать условия для принятия решений нести ответственность перед сообществом за результаты и качество своей работы.
-
Создать условия для формирования ключевых компетенций.
-
Эффективней использовать компьютерные технологии.
-
Помочь школьникам в преодолении психологических барьеров.
Ожидаемые результаты;
-
У школьника сформируется устойчивый интерес к научному познанию.
-
Участники проектов :
-
Приобретут опыт планировать и организовывать исследовательскую работу, в ходе чего понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
усовершенствуют умения самостоятельного поиска и оценки информации, содержащихся в СМИ, научно-популярных статьях;
-
научатся представлять отчёт об индивидуальной и коллективной деятельности в разной форме;
-
Освоят новые учебные компьютерные программы.
-
приобретут специальные знания и умения для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, средств радио и телекоммуникационной связи;
-
научатся анализировать и оценивать влияние на организм человека загрязнения окружающей среды;
-
в опыте общения с деловыми людьми получат представления о многообразии специальностей.
Литература:
1.Элективные курсы. Практическое руководство для учителя. Г.А.Воронина. Издательство « Айрис-пресс», Москва 2006.
2. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. И.В.Гладкая. Издательство « КАРО», Санкт-Петербург 2005.
-
Педагогические основы современного образования. Под редакцией Гульчевской В.Г. Ростов-на-Дону 2006. Издательство ИПК и ПРО.
-
Возможности конструирования содержания образования учителями физики. Методическое пособие. Составитель: Атоманская М.С. Ростов на Дону. Изд-во РО ИПК и ПРО.
-
«Физика» Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. «Дрофа» 2007г.
-
Физика. Г.Роуэлл, С.Герберт. Перевод с английского Каткова И.Е.
-
Радиация. Дозы. Риск. Москва. Издательство «Наука» 2000.
-
Физика в живой природе.
-
Физик в гостях у биолога.
-
Факультативный курс физики. А.В.Перышкин, В.П.Чемакин. Москва. «Просвещение». 1975г.
-
Внеурочная работа по физике. Кабардин О.Ф.
Энциклопедия знаний. «Шаг за шагом» составитель В.И.Короткевич; Издательство «СОВА» Москва 2006 г.
-
Занимательная химия, физика, биология. Джим Уиз. Москва «Астрель» 2007
Содержание программы.
Физическая картина мира. Физика и другие науки о природе. Структура физики. Основные события в истории становления науки. Роль российских учёных в накоплении знаний и развитии физики.
Измерение физических величин. Эталоны основных величин. Неметрические русские единицы и единицы англоязычных стран. Вариации измерения масс и длин. Продолжительность процессов. Исчисление времени. Проекты календарей
Измерение температуры. Температурные шкалы. Соотношение температурных шкал.
Электричество в быту. Способы соединения потребителей. Сборка простейших электрических цепей. Факторы, влияющие на сопротивление. Электрическая проводка в доме. Предохранители. Контактная разность потенциалов. Цветовая маркировка резисторов. Лампы. Силовая сеть. Заземление.
Путешествие в другие миры. Физические условия на планетах Солнечной системы. Астрономическая семиотика. Знаки на небе и на земле. Поиск внеземных цивилизаций. Космический «транспорт».
Свет, цвет и видение.
Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Основные и дополнительные цвета. Сложение цветов. Смешение красок. Бикулярное зрение. Свойства глаза.
Редкие природные оптические явления. Миражи. Радуга.
Физика в театральном и цирковом искусстве. Равновесие. Колебания. Закон сохранения момента инерции. Зрительные иллюзии. Светомузыка.
Действие радиации на живые организмы. Дозиметрия. Космическая и естественная радиация. Вариации значений дозы облучения на Земле. Изотоп радона в помещениях, строительных материалах. Приборы для измерения радиационного излучения. Дозы облучения. Лучевая болезнь. Мутации.
Практические работы.
-
*Изучение шкалы нониус. Измерение размеров тел с помощью штангенциркуля, микрометра.
-
*Исследование распределения токов и напряжений в электрических цепях.
-
Изучение приспособлений и принадлежностей, предназначенных для сборки и ремонта электрических цепей.
-
* Получение сплошного спектра. Исследование поглощения, отражения и преломления монохроматического света. Сложение основных и дополнительных цветов.
Проекты.
-
«Магия физики!». Занимательные опыты.
-
Физические и астрономические ошибки в рекламе, литературе, печатной продукции.
-
Влияние радиационного фона планеты на здоровье землян.
-
«Космос глазами ученого-физика, художника, композитора».
Тематическое планирование.
Тема. Физика в театральном и цирковом искусстве (3 урока)
Цель: учить видеть в трюках не только проявление физических закономерностей, но и красоту и гармонию; вызвать желание научиться постановке и научному объяснению занимательных опытов в области естествознания. Критически оценивать предъявленную информацию.
Изучению темы предшествует посещение циркового или театрального представления; ( во внеурочное время)
1 урок. Демонстрация занимательных опытов по механике вращательного движения, электромагнитному взаимодействию, оптике, в ходе чего выдвигаются гипотезы теоретическому объяснению трюков гимнастов, и «волшебству» иллюзиониста.
2-3 уроки. Разработка проектов. На выбор предложены: научно-практический проект «Магия физики» (для мальчиков), и аналитический «Ошибки в рекламе, литературе и печатной продукции». Каждый из них очень интересен подростками и требует для реализации продолжительной затраты внеурочного времени. Помощь, участники проекта, получают не только от учителя, но и от консультантов-старшеклассников и родителей. Серия занимательных опытов подготовленная «магами», найдет место на уроках по ряду дисциплин, во внеклассной работе, а подмеченные ошибки станут предпосылкой к критичному восприятию иллюстративной рекламы.
Отчет «Маги» представляют номером на смотре самодеятельности, «Аналитики» - публикацией на итоговом уроке.
Тема. Электричество в доме.( 4 урока)
Цель: расширить умения пользоваться приборами для измерения электрических параметров, научить расчету и сборке простейших цепей, сформировать знания практической направленности по безопасному обращению с электропроводкой.
Обеспечение: лабораторные вольтметры, амперметры, АВО и цифровые мультиметры, наборы резисторов, наборы проводов, таблицы и справочники, электронное учебное издание «Лабораторные работы» «ДРОФА», компьютерный класс.
1 урок. Способы соединение потребителей. Сборка электрических цепей. Принципиальная и монтажная схемы. Практическая работа № 2.
2-3урок. Маркировка, сечение, назначение монтажного провода. Предохранители. Монтажные коробки. Розетки. Вилки. Выключатели. Практическая работа № 3.
4 урок. Силовая цепь. Проводка в доме. Заземление.
Контрольный тест. (Текст в приложении)
Тема. Измерение физических величин. ( 3 урока)
Цель: закрепить умения пользоваться точными инструментами со сложной шкалой, привить интерес к поиску информации в различных источниках.
Техническое обеспечение: демонстрационная шкала нониус, микрометры, штангенциркули, медиапроектор, файлы «Изобретения»
1 урок посвящен истории создания и совершенствования мерительных инструментов. Школьники совершенствуют умения пользоваться микрометром, штангенциркулем. Проверка результатов обучения осуществляется с помощью компьютерных программ. Ученики получают задание подобрать полезную информацию, создать электронную папку.
2- урок. Лекция учителя об измерении времени, массы и температуре сопровождается демонстрацией слайд-шоу, таблицами с интересными данными и сообщениями школьников.
3 урок. Завершение темы. Презентация электронных папок. Контрольный тест. ( Электронный вариант программы контроля разработан на уроках информатики учениками 10-11 классов под руководством учителя высшей категории Прохиной Л.М.)
Путешествие к другим мирам. (4 урока)
Цели: создать условия для знакомства с физическими условиями на планетах Солнечной системы. Вызвать потребность к получению научных знаний о космическом пространстве.
Техническое обеспечение: медиапроектор, файлы «Космос», глобусы Луны, Земли, карта звездного неба, телескоп, учебный фильм «Солнечная система»
1-урок. Урок посвящен знакомству с ближним космосом, строению и составу Солнечной системы, физическим условиям на планетах. Вечером или утром до уроков рационально организовать астрономические наблюдения с использованием телескопа.
2 урок затрагивает проблему поиска и установления контактов с внеземными цивилизациями. Лекция учителя и старшеклассников-консультантов, перемежается показом слайд-шоу, беседами.
3 урок. Дети рассматривают возможности межпланетных и межгалактических полетов, создают проекты « космического транспорта».
4урок. Учитель предлагает провести деловую игру в форме пресс конференции. Дают характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры. Если предложение принимается, то формируются группы, распределяются роли. Консультанты-старшеклассники помогают создать научно-популярный сценарий, оформить выступление игровой атрибутикой, разработать каждому участнику функциональное описание роли и его задачи.
. Репетиции проходят во внеурочное время. Желательно присовокупить проведение игры к каникулам. Если игра не проходит, то организую выставку рисунков, плакатов и фотографий на тему: «Я - космос!»
5 урок. Зачетная работа. Игра «Послеполётная пресс-конференция астронавтов «Космос глазами ученого-физика, художника, музыканта». Методические вариации урока очень широкие. Дети с огромным удовольствием входят в роль. Оценку деятельности каждого участника, проводят члены группы. Творческое задание «Я (и) Космос!» оценивается комиссией школьного совета. Отметки заносятся в потфолио учащегося.
Тема: Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.
Доза излучения. (6 уроков)
Цели: создать условия для совместной исследовательской деятельности с использованием уникальных приборов и привлечением специалистов. Измерить естественный радиационный фон местности и сравнить его величину с излучениями других территорий на Земле. Сравнить эквивалентную дозу облучения с облучением получаемым от современных электромагнитных излучателей. Выявить закономерности накопления радиоактивных изотопов в помещениях. Укрепить чувство гражданской зрелости, гордости за причастность к решению проблем от которых, зависят направления в здоровьесберегающей политике населения города. Результаты наших совместных исследований направить в отдел по экологии городской администрации для ознакомления.
Техническое оснащение: счетчик ионизирующих частиц Гейгера-Мюллера, лабораторная камера Вильсона, индивидуальный дозиметр, технические дозиметры различных марок (техника спецотряда МЧС), спектрографы (лаборатория з-да КПА), радиометры, анализаторы забора пыли (экологический пост, метеорологическая станция).
1 урок. Источники радиации. В ходе лекции о влиянии радиации на живые организмы, привожу факт высокой заболеваемости населения города новообразованиями. Выдвигается гипотеза: «Высокая онкологическая заболеваемость- результат действия фоновой радиации». Так как научных и статистических данных по этому вопросу мало, а по городу отсутствуют вообще, предлагаю разработать проект «Фоновое радиационное излучение и его влияние на здоровье землян».
2 урок. Методы регистрации заряженных частиц. Знакомство с индивидуальными и лабораторными дозиметрами.
Разработка учебного проекта. Сущность метода разработки проекта основана на организации коллективной трудовой деятельности, как процесса накопления социально-трудового опыта. Класс работает над одним общим делом и каждый член группы получает индивидуальное задание, как часть общего задания, и ответственен за его выполнение нет только перед учителем но прежде всего перед своей группой, перед общим делом.
3урок. Формирование мини-групп. Перед каждой группой ставится отдельная важная задача, указываются сроки выполнения и форма отчета. Задание такое, что его выполнение требуют разделения труда и увязка индивидуальных достижений в коллективной работе.
В ходе управляемой дискуссии ученики определяют для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо получить и доказать. Группа выбирает лидера, который получает карточку с кратким содержанием коллективного задания и ключевыми фразами и руководит построением траектории деятельности всех и каждого. Составляется план и расписание работы группы. Цель - задать направление поиска.
«Теоретики» будут заняты поиском информации об источниках фонового радиационного и электромагнитного излучения на планете, используя электронные ресурсы. Особое внимание нужно уделить достоверности информации.
« Лаборанты-измерители» совместно с техниками проведут замеры фона в разных районах. Отметят места взятия проб на карте. Составят таблицы с данными исследований. Проведут замеры на содержание радона в кабинетах школы, квартирах и подвальных помещениях и в спектральной лаборатории определят его концентрацию.
«Журналисты» встретятся с начальниками МЧС, отдела экологии, главным врачом, директором метеостанции и соберут сведения о том, как в нашем городе изучается радиационная обстановка, попросят помощи в проведении исследований.
«Аналитики» обработают техническую информацию. Составят графики. Сводные таблицы. Сопоставят результаты теоретических и лабораторных данных.
Работа протекает в кабинете, компьютерном классе, библиотеке, лаборатории завода, метеорологической станции, на школьном участке, берегу водоёмов, песчаном карьере и учреждениях здравоохранения, служб жизнеобеспечения (необходима предварительная договорённость).
4 урок. Анализ собранных фактов. Обсуждение возникших затруднений. Определение путей выхода из проблемных ситуаций. Обсуждение части задания, выполненного каждым участником группы. Учитель консультирует, следит за ходом обсуждения, направляет деятельность руководителя - лидера в нужное русло.
5 урок. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные, создать «ситуацию успеха», оказать помощь подготовить презентацию отчета. .
6 урок. Защита проекта. Выводы.
На занятии присутствуют все участники проекта, родители, администрация школы, учителя. Приглашение получили все специалисты, помогавшие в его реализации. Каждой группе представляется выступление до 7 минут. Следуют ответы на вопросы. Отчет групп презентации, публикации направляем в электронную папку головного компьютера школы, записываем на диск и раздаем участникам как сувенир .В заключении учитель подводит общий итог, оценивает работу групп в целом, а группа - каждого ученика.
Проект должен найти продолжение. Нет однозначных ответов на вопросы чистоты среды обитания человек и других живых организмов. Совместно с биологами, экологами, химиками можно разработать множество направлений исследования, привлечь школьников старшего и среднего звена, дать им пищу для ума и души. Я уверена, что личность школьника формируется не только путём усвоения законов природы и правил поведения в обществе, а в реальных отношениях и поступках.
Заключительный урок курса.
Цель: сопоставить цели курса и результаты по его окончанию.
На урок ученики приносят потфолио с зачетным «Листом успеха». В нем отражена траектория прохождения курса: выставлены отметки и баллы за тестовые работы каждого модуля, отзывы и отметки за участие в проектной деятельности, оценки за рефераты, доклады, сообщения. Учитель демонстрирует лучшие работы. Отмечает успешность каждого ребенка в каком либо виде деятельности.
«Маги» демонстрируют занимательные опыты и объясняют их, «Аналитики» знакомят с результатами своих поисков.
В заключении анкетирование и возможна весёлая викторина.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
О ФИЗИКЕ С УЛЫБКОЙ.
-
Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?
-
Что в огне не горит, в воде - не тонет?
-
Что продолжительнее световой год или земной год?
-
Кто из астрономов жил без носа?
-
исключи из ряда величину: площадь, масса, перемещение, время, энергия, напряжение, сопротивление.
-
Какой электрон на вкус?
-
Два кольца, два конца - посередине гвоздик. Что это за простой механизм?
-
Почему ночью все кошки серы?
-
Что легче тянуть или толкать?
-
Кто заявил, что сможет перевернуть весь мир?
-
Что с большей силой притягивается иголка к Земле или Земля к иголке?
-
Что чернее всего на свете?
-
«Всё течет, всё изменяется» - гласит старинная мудрость. А что не изменяется?
-
«Буравчик» это имя или фамилия?
-
Кто чаще машет крылышками шмель или муха?
-
Куда ветер гонит тучи?
-
Можно ли вернуться « во вчера?»
-
Что быстрей всего на свете?
ЛИСТ УСПЕХА.
Иванов Иван
9-А
Итоговая оценка
Тема.
Вид контроля.
Оценка.
Участие в проектах, конкурсах.
Оценка учителя, руководителя группы.
Самооценка.
Баллы. Отметка учителя.
Измерение физических величин.
Путешествие в другие миры.
Физика в искусстве.
Тест.
35/40
отлично
отлично
31/40
Папка с таблицами скоростей.
Программа «Время».
«Ошибки…»
Отлично.
Отлично.
Отлично.