- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физики для профессии машиниста локоматива
Рабочая программа по физики для профессии машиниста локоматива
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сергеева С.В. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 6 г. ЗИМА
Утверждаю:
Директор ОГБОУ НПО ПУ № 6
________________И. И. Матюхина
«____»_________________2014г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
по профессии
23.01.09 (190623.01) Машинист локомотива (тепловоза)
Квалификация:
-
Помощник машиниста тепловоза
Слесарь по ремонту подвижного состава
Форма обучения: очная
Срок освоения ОП СПО ПКРС 3 года 5 месяцев на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: Технический
Зима, 2014
Программа учебной дисциплины Физика разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Физика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию (протокол 24/1 от 27.03.2008).
Организация - разработчик:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 6.
Разработчик:
Сергеева Светлана Владимировна, преподаватель физики Областного государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональное училище № 6.
Согласовано:
Руководитель МК общеобразовательного цикла
______________________ (____________________)
Протокол № ___ от «___»________ 20____г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
20
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
21
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Физика» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО, входящим в состав укреплённой группы профессий: 23.01.09 (190623.01) Машинист локомотива (тепловоза).
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в технический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:
знать/понимать:
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
-
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
-
отличать гипотезы от научных теорий;
-
делать выводы на основе экспериментальных данных;
-
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
-
применять полученные знания для решения физических задач;
-
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
-
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 375 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 250 часов;
самостоятельная работа обучающегося 100 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
350
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
250
в том числе:
- лабораторные работы
14
- контрольные работы
12
- работа с информационными ресурсами
78
Самостоятельная работа (всего)
100
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций; выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы); подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам
100
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
23.01.09 МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА (ТЕПЛОВОЗА)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1
Введение
Тема 1.1
Физика как наука
Содержание учебного материала
2
2
1
Физика - наука о природе.
2
Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление характеристики основных физических понятий.
1
Тема 1.2
Моделирование в физике Физическая картина мира
Содержание учебного материала
2
2
1
Моделирование физических процессов и явлений природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике.
2
Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений по темам: «Роль математики в физике», «Физическая картина мира»
1
Информационные ресурсы по физике и работа с ними
Содержание учебного материала
13
2-3
1-2
Выполнение расчётно-графических работ на тему «Основные физические элементы локомотива»
3-4
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Физические законы движения локомотива»
5-6
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Физические законы движения локомотива»
7-8
Построение информационных моделей изучаемых механических процессов и явлений происходящих в движении локомотива.
9-11
Построение информационных модели изучаемых механических процессов и явлений происходящих в движении локомотива.
12-13
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Физические законы при работе электротехнического оборудования локомотива »
Раздел 2
Механика
Тема 2.1
Кинематика
Содержание учебного материала
8
2-3
1
Относительность механического движения.
2
Системы отсчета.
3
Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение
4
Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.
5
Задачи на виды движения и на чтение графиков движения
6
Задачи на виды движения и на чтение графиков движения
7
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью
8
Центростремительное ускорение.
Контрольная работа по теме: «Кинематика»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач по заданию преподавателя на зависимость траектории от выбора системы отсчета, на виды механического движения, на относительность механического движения.
Изготовление таблиц по кинематике.
6
Тема 2.2
Динамика
Содержание учебного материала
10
2-3
1
Взаимодействие тел.
2
Принцип суперпозиции сил.
3
Законы динамики Ньютона.
4
Инерциальные системы отсчета.
5
Принцип относительности Галилея.
6
Пространство и время в классической механике.
7
Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
8
Закон всемирного тяготения.
9
Невесомость. Вес тела.
10
Свободное падение тел. Задачи по динамике.
Лабораторная работа.
Изучение движения тела под действием силы упругости и силы тяжести.
1
3
Контрольная работа по теме: «Динамика»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение информационных проектов.
Подготовка сообщений на теме: «Силы в природе», «Силы в механике»
Задачи по динамике.
8
Тема 2.3
Законы сохранения в механике
Содержание учебного материала
6
3
1
Закон сохранения импульса и реактивное движение.
2
Решение задач на законы сохранения импульса
3
Закон сохранения механической энергии.
4
Работа и мощность
5
Решение задач на законы сохранения механической энергии.
6
Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Лабораторная работа.
Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения.
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
3
3
Контрольная работа №3 по теме: «Законы сохранения в механике»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних экспериментов
Написание рефератов.
Решение задач на законы сохранения.
8
Тема 2.4
Механические колебания и волны
Содержание учебного материала
8
2-3
1
Механические колебания. Механические волны.
2
Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.
3
Свободные и вынужденные колебания.
4
Математический маятник.
5
Колебания груза на пружине. Резонанс.
6
Задачи на механические колебания.
7
Свойства механических волн. Длина волны.
8
Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Лабораторная работа.
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
1
3
Контрольная работа по теме: «Механические колебания и волны»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних экспериментов
Разработка творческих заданий.
Решение задач на механические колебания и волны.
Написание рефератов на темы: «Неслышимый звук», «Инфразвук в природе», «Применение ультразвука»
9
Информационные ресурсы по физике и работа с ними
Содержание учебного материала
13
2-3
1-2
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Определение допустимой скорости движения поезда на максимальном спуске по условиям торможения»
3-4
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Вращающий момент на колесной паре локомотива»
5-6
Построение схем механической передачи локомотивов с помощью ИКТ
7-8
Построение информационных моделей изучаемых динамических процессов и явлений при движении локомотива.
9-10
Построение информационных моделей изучаемых динамических процессов и явлений при движении локомотива.
11-13
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Изменение звуковых колебаний при регламенте переговоров»
Раздел 3
Молекулярная физика Термодинамика
Тема 3.1
Основы МКТ
Содержание учебного материала
10
2-3
1
История атомистических учений.
2
Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества.
3
Масса и размеры молекул.
4
Движение броуновских частиц. Диффузия. Тепловое движение.
5
Модель идеального газа. Границы применимости модели идеального газа.
6
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.
7
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Абсолютный нуль.
8
8
Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Уравнение состояния
идеального газа. Уравнение Клапейрона.
9
Изопроцессы и их графики. Задачи на изопроцессы.
10
Изопроцессы и их графики. Задачи на изопроцессы.
Контрольная работа по теме: «Молекулярная физика»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка творческих заданий.
Изготовление таблиц по изопроцессам.
Решение задач по графикам изопроцессов.
Решение задач на изменение состояния идеального газа.
8
Тема 3.2
Основы термодинамики
Содержание учебного материала
8
2-3
1
Внутренняя энергия и работа газа.
2
Количество теплоты.
3
Способы изменения внутренней энергии.
4
Первый закон термодинамики. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам.
5
Адиабатный процесс.
6
Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении.
7
Понятие о втором начале термодинамики. Необратимость тепловых процессов.
8
КПД тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних экспериментов.
Изготовление таблиц по термодинамики.
Выполнение проектов по охране окружающей среды.
6
Тема 3.3
Агрегатные состояния и фазовые переходы
Содержание учебного материала
6
2-3
1
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.
2
Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение.
3
3
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Точка росы. Приборы для определения влажности воздуха.
4
Модель строения жидкости. Молекулярное давление. Энергия поверхностного слоя.
5
Поверхностное натяжение и смачивание. Капиллярность. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел.
6
Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.
Лабораторная работа.
Измерение влажности воздуха.
Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Наблюдение роста кристаллов из раствора.
3
3
Контрольная работа по теме: «Агрегатные состояния и фазовые переходы»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних экспериментов.
Разработка творческих заданий.
Решение задач на определение относительной влажности воздуха.
Написание рефератов, сообщений по темам: «Значение влажности в природе и технике», «Капиллярные явления в природе и технике», «Смачивание в природе»
6
Информационные ресурсы по физике и работа с ними
Содержание учебного материала
13
2-3
1-2
Изучение информационной модели быстропротекающих изопроцессов (адиабатный процесс) в работе машиниста локомотива.
3-4
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме: «Изменение внутренней энергии локомотивного состава»
5-6
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме: «КПД тепловых двигателей локомотива»
7-8
Выполнение расчётно-графических работ на тему «Модели строения локомотива»
9-10
Построение схем тепловой передачи локомотивов с помощью ИКТ
11-13
Выполнение расчётно-графических работ на тему «Модели строения локомотива»
Раздел 4
Электродинамика
Тема 4.1
Электрическое поле
Содержание учебного материала
10
2-3
1
Взаимодействие заряженных тел.
2
Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
3
Электрическое поле. Напряженность поля.
4
Принцип суперпозиции полей.
5
Работа, совершаемая силами электрического поля по перемещению заряда.
6
Потенциал поля. Разность потенциалов.
7
Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.
8
Электрическая ёмкость.
9
Конденсатор. Ёмкость плоского конденсатора.
10
Энергия электрического поля. Соединение конденсаторов в батареи.
Контрольная работа по теме: «Электрическое поле»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних экспериментов
Решение задач на применение закона Кулона, на расчёт напряжённости, потенциала, напряжения,
работы электрического поля, электрической ёмкости, энергии электрического поля.
6
Тема 4.2
Законы постоянного тока
Содержание учебного материала
12
2-3
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление.
Понятие о сверхпроводимости. Закон Ома для участка цепи.
Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока.
Электрическая цепь, её внешний и внутренний участки, падение напряжения на этих участках.
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Мощность электрического тока.
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников.
Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Электрический ток в электролитах, электролиз, законы электролиза. Электрический ток в газах.
Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Понятие о плазме.
Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия.
Электронные пучки и их свойства.
Лабораторная работа.
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
2
3
Контрольная работа по теме: «Законы постоянного тока»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений по темам «Электрический ток в моей жизни», «Электрический ток в природе», «Живой электрический ток».
Решение качественных и экспериментальных задач.
Решение задач по электрическим схемам
Составление таблицы по действиям электрического тока
Работа с дополнительной литературой, выполнение информационного проекта.
Составление обобщающей таблицы.
9
Тема 4.3
Магнитное поле и электромагнитная индукция
Содержание учебного материала
8
2-3
1
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Индукция магнитного поля.
2
2
Вихревой характер магнитного поля. Магнитные поля прямолинейного проводника с током, кругового
тока и соленоида.
3
Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
4
Сила Лоренца. Движение заряжено частицы в магнитном и электрическом полях.
5
Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея.
6
Вихревое электрическое поле.
7
Правило Ленца. Относительный характер электрических и магнитных полей.
8
Магнитные свойства вещества. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Лабораторная работа.
Изучение явления электромагнитной индукции.
1
3
Контрольная работа по теме: «Магнитное поле и электромагнитная индукция»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач на определение направления магнитных сил.
Выполнение домашних экспериментов по магнитной индукции.
Решение задач на правило Ленца.
5
Информационные ресурсы по физике и работа с ними
Содержание учебного материала
13
2-3
1-2
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Магнитные свойства приборов локомотива »
3-4
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по темам: «Законы Ома для участка и полной цепи», «Работа и мощность постоянного тока» с ответом на вопрос «Почему через каждые 10 -20 км приходится строить тяговые подстанции?»
5-6
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Экономное расходование электроэнергии локомотива»
7-8
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Экономное расходование электроэнергии локомотива»
9-10
Выполнение расчётно-графических работ на тему «Электрическое строения локомотива»
11-13
Построение и расшифровка электрических схем локомотивов с помощью ИКТ
Раздел 5
Электромагнитные колебания и волны
Тема 5.1
Электромагнитные колебания
Содержание учебного материала
6
2-3
1
Колебательный контур. Превращение энергии в колебательном контуре.
2
Виды электромагнитных колебаний. Переменный ток. Действующие значения силы тока и напряжения.
3
Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление.
4
Электрический резонанс. Трансформатор.
5
Принцип действия электрогенератора. Производство, передача и потребление электроэнергии.
6
Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
Контрольная работа по теме: «Переменный электрический ток».
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач на определение периода электромагнитных колебаний (формула Томпсона)
Выполнение рефератов. Подготовка к семинару.
4
Тема 5.2
Электромагнитные волны
Содержание учебного материала
8
2-3
1
Электромагнитное поле и электромагнитные волны.
2
Излучение и прием электромагнитных волн.
3
Свойства электромагнитных волн. Скорость электромагнитных волн.
4
Отражение, преломление, поглощение их средой.
5
Энергия электромагнитного поля.
6
Принципы радиосвязи и телевидения. Устройство и действие детекторного радиоприёмника.
7
Радиолокация.
Задачи на электромагнитные волны.
Самостоятельная работа обучающихся.
Решение экспериментальных задач.
Подготовка к семинару.
Составление таблицы по видам радиоволн.
3
Тема 5.3
Волновая оптика
Содержание учебного материала
8
2-3
1
Свет как электромагнитная волна.
2
Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Поляризация света.
3
Интерференция и дифракция света. Дифракционная решетка
4
Дисперсия света. Мощность излучения.
5
Сила света. Световой поток и освещенность. Законы освещенности.
6
Линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
7
Виды спектров. Спектральный анализ.
8
Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.
Лабораторная работа.
Измерение показателя преломления стекла.
Измерение длины световой волны.
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
3
3
Контрольная работа по теме: «Геометрическая оптика».
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних экспериментов.
Решение задач по волновой оптике
Выполнение проектов на темы: «Парниковый эффект», «Интерференция света, её проявление в природе и применение в технике», «Понятие о голографии», «Поляризация света», «Спектральный анализ», «Электромагнитное излучение в различных диапазонах длин волн: радиоволны», «Инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения»
7
Информационные ресурсы по физике и работа с ними
Содержание учебного материала
13
2-3
1-2
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Оптические приборы локомотива»
3-4
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Активное сопротивление электрических приборов локомотива»
3
5-6
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Принцип связи переговоров локомотивной бригады с дежурной по станции »
4
7-11
Выполнение расчётно-графических работ на тему «Законы отражения и преломления света локомотива»
12-13
Построение информационных моделей электромагнитных процессов и явлений в двигателях локомотива.
Раздел 6
Основы специальной теории относительности
Содержание учебного материала
4
2-3
1
Принцип относительности Галилея. Экспериментальные основы спец. теории относительности.
2
Постулаты Эйнштейна относительность одновременности событий.
3
Релятивистский закон сложения скоростей. Относительность понятия длины и промежутка времени.
4
Зависимость массы от скорости. Закон взаимосвязи массы и энергии.
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач по теории относительности
1
Раздел 7
Квантовая физика
Тема 7.1
Световые кванты
Содержание учебного материала
8
2-3
1
Квантовая природа света.
2
Гипотеза Планка о квантах.
3
Фотоэффект, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон.
4
Волновые и корпускулярные свойства света.
5
Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.
6
Давление света.
7
Опыты П.Н. Лебедева химическое действие света, его применение.
8
Особенности химического и биологического действия света.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к семинару
Решение задач использованием фотоэффекта
4
Тема 7.2
Физика атома
Содержание учебного материала
8
2-3
1
Строение атома: планетарная модель и модель Бора.
2
Строение атома: планетарная модель и модель Бора.
3
Поглощение и испускание света атомом.
4
Явление люминесценции.
5
Квантование энергии.
6
Линейчатые спектры различных веществ.
7
Индуцированное излучение
8
Принцип действия и использование лазера.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к конференции. Сообщения по теме: «Явление люминесценции», «Квантовые генераторы и их применение».
Решение задач на излучение и поглощение энергии
4
Тема 7.3
Физика атомного ядра
Содержание учебного материала
8
2-3
Строение атомного ядра.
Ядерные силы.
Энергия связи.
Связь массы и энергии.
Ядерная энергетика.
Деление тяжелых атомных ядер, цепная реакция делени.
Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
Закон радиоактивного распада.
Контрольная работа по теме: «Физика высоких энергий».
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
Работа со справочным материалом.
Решение задач на закон радиоактивного распада.
Подготовка докладов, сообщений на темы: «Виды космического излучения», «Поглощение космического излучения в земной атмосфере», «Успехи и перспективы развития ядерной энергетики», «Получение радиоактивных изотопов и их применение», «Биологическое действие радиоактивного излучения», «Развитие физики элементарных частиц», «Проблемы термоядерной энергетики»
5
Тема 7.4.
Элементарные частицы
Содержание учебного материала
2
2-3
1
Этапы развития элементарных частиц..
2
Открытие позитрона. Античастицы
Информационные ресурсы по физике и работа с ними
Содержание учебного материала
13
2-3
1-3
Построение информационных моделей радиоактивных изучаемых процессов и явлений в локомотиве.
4-5
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Релятивистский закон сложения скоростей при движении локомотивного состава»
6-7
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Связи массы и энергии всего локомотива»
8-11
Решение профессиональных задач с применением ИКТ по теме «Технические устройства локомотива, основанные на использовании фотоэффект »
12-13
Выполнение расчётно-графических работ на тему «Законы отражения и преломления света локомотива»
Раздел 8.
Эволюция Вселенной
Содержание учебного материала
4
2-3
1
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв.
2
Возможные сценарии эволюции Вселенной.
3
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
4
Образование планетных систем. Солнечная система.
Самостоятельная работа обучающихся
Наблюдение звездного неба.
Подготовка сообщений на темы: «Солнце - звезда», «Звезды-гиганты», «Звезды-карлики», «Созвездия», «Звездные системы», «Строение звезд», «Этапы развития звезды», «Гипотезы рождения Вселенной», «Виды Галактик», «Строение Галактик.»
4
Итого
350
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика» и лаборантской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Физика».
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор.
Оборудование лаборантской:
- видеокассеты «Физика»;
- прибор для демонстрации инерции;
- набор из пяти шариков;
- лаборантский набор «Магнетизм»;
- лаборантский набор «Механика»;
- лаборантский набор «Геометрическая оптика»;
- лаборантский набор «Тепловые явления»;
- лаборантский набор «Электричество»;
- магнит дугообразный;
- магнит полосовой;
- модель молекулярного строения магнита;
- прибор для демонстрации взаимодействия зарядов;
- термометр;
- набор камертонов;
- вакуумная тарелка со звонком;
- гигрометр;
- манометр демонстрационный;
- набор тел равного объема;
- набор тел равной массы;
- прибор для атмосферного давления;
- набор блоков демонстрационных.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники для учащихся:
-
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 10 класс», Москва «Просвещение» 2007г.
-
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 11 класс», Москва «Просвещение» 2007г.
Основные источники для учителя:
-
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 10 класс», Москва «Просвещение» 2007г.
-
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 11 класс», Москва «Просвещение» 2007г.
Дополнительные источники для учителя:
-
Л.А. Кирик, Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик «Физика. 10 класс» Методические материалы, Москва «Илекса» 2004г.
-
В.А. Коровин, В.А. Орлов «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике», Москва «Дрофа» 2001г.
-
Л.А. Кирик, Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик «Физика. 10 класс» Методические материалы, Москва «Илекса» 2005г.
-
Ю.А. Сауров «Физика в 10 классе. Модели уроков», Москва «Просвещение» 2005г.
Электронные ресурсы сети Интернет:
-
Учительский портал uchportal.ru
-
Портал 1 сентября 1 september.ru
-
Сайт «Сеть творческих учителей»
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел, движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел, электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
Контрольные работы, самостоятельные работы, лабораторные работы
Отличать гипотезы от научных теорий.
Индивидуальные задания
Делать выводы на экспериментальных данных.
Лабораторные работы
Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления.
Лабораторные работы
Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров.
Контрольные работы, тестовые задания
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Индивидуальные задания
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Лабораторные работы
Знания:
Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
Контрольные работы, тестовые задания
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
Контрольные работы, тестовые задания
Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Контрольные задания, тестовые задания, лабораторные работы
Вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Индивидуальные задания