Методическая разработка урока Реактивное движение. Ракеты

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Леньковская средняя общеобразовательная школа №1»

Благовещенского района Алтайского края


Урок физики

по теме "Реактивное движение. Ракеты"

9-й класс

Учитель физики

Ялова Надежда Васильевна,

первая квалификационная категория.







2015 г

План урока

Цели урока:

Познавательные:

  • Дать понятие реактивного движения.

  • Рассмотреть устройство ракеты.

  • Показать применение закона сохранения импульса для реактивного движения.

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы и творческие способности.

  • Способствовать расширению кругозора.

  • Дать представление о реактивном движении в природе и технике.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости за нашу страну и народ: показать огромный вклад ученых, инженеров в дело создания многоступенчатой ракеты для освоения космического пространства.

  • Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность. Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру: природе, космосу.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Оборудование, ТСО, наглядность:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран

  4. Воздушный шарик, штативы, нитки, коробка из-под сока с отверстием, чаши с водой, маленькие модели ракет, пипетки, мыльный раствор.

  5. Флешка с презентацией к уроку «Реактивное движение»

Демонстрации:

1) Движение воздушного шарика, закрепленного на нити между двумя штативами, после того, как снять прищепку, стягивающую его отверстие. К надутому шарику скотчем прикрепить трубочку от шариковой ручки так, чтобы шарик был в горизонтальном положении (лежа на боку). Сквозь трубочку протянуть нить и привязать ее к двум штативам, раздвинув их примерно на расстояние 3 метра на демонстрационном столе.

2) Вращение сегнерова колеса на примере коробки из-под сока, подвешенной на нити к лапке штатива. (В литровой коробке из-под сока по диагонали ближе ко дну пробиваем отверстия, вставляем в них трубочки (2 см длиной). Их можно отрезать от пустой пасты шариковой ручки. Наливаем воды в коробку. Вода выливается через отверстия- коробка вращается.)

3) Движение предмета по поверхности воды, напоминающего ракету, в «камеру сгорания» которой капнули мыльный раствор - выполняют учащиеся на столах (после того, как рассмотрен принцип действия ракеты).

4) презентации «Реактивное движение» (1-2), «Из истории развития космонавтики»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

- Что называется импульсом?

- Почему импульс - векторная величина?

- Назовите единицы измерения импульса тела в СИ.

- В чем заключается закон сохранения импульса?

- Напишите формулу закона сохранения импульса в векторном виде.

- При каких условиях выполняется этот закон?

- Какую систему называют замкнутой?

3. Изучение нового материала

1) Объявление темы урока

Сегодня на уроке вы познакомитесь с явлением, в основе которого лежит закон сохранения импульса. В тетрадях запишите число и тему урока "Реактивное движение. Ракеты".

2) Целеполагание (учащиеся):

  • Выяснить сущность реактивного движения, назначение и принцип действия ракет.

  • Познакомиться с конструкцией ракеты, с многоступенчатыми ракетами.

3) Демонстрации:

Рассмотрим несколько примеров, подтверждающих справедливость закона сохранения импульса.

1) движение воздушного шарика, закрепленного на нити между двумя штативами, после того, как снять прищепку, стягивающую его отверстие.

2) вращение сегнерова колеса на примере коробки из-под сока, подвешенной на нити к лапке штатива.

Проблемная ситуация:

Как происходили эти движения? Опишите каждое движение. Что общего у этих движений?

1) движение воздушного шарика, скользящего по нити между двумя штативами, из открытого отверстия из него с довольно большой скоростью вырывается струя сжатого воздуха.

2) вращение сегнерова колеса на примере коробки из-под сока, подвешенной на нити к лапке штатива,

3) движение предмета по поверхности воды, напоминающего ракету, в камеру которого капнули мыльный раствор

Объяснение опытов:

Демонстрация движения воздушного шарика.

Объяснить это явление можно с помощью закона сохранения импульса. Пока отверстие шарика завязано, шарик с находящимся внутри него сжатым воздухом покоится, и его импульс равен нулю. При открытом отверстии из него с довольно большой скоростью вырывается струя сжатого воздуха. Движущийся воздух обладает некоторым импульсом, направленным в сторону его движения. Движение шарика является примером реактивного движения. Реактивное движение происходит за счет того, что от тела отделяется и движется какая-то его часть, в результате чего само тело приобретает противоположно направленный импульс.

( Доказать, используя закон сохранения импульса, как направлены импульсы струи сжатого воздуха и ракеты)

Демонстрация устройства, называемого сегнеровым колесом. Вода, вытекающая из сосуда конической формы (у нас из коробки из-под сока) через сообщающуюся с ним изогнутую трубку (у нас через отверстия по бокам коробки, сделанные на противоположных сторонах коробки по диагонали внизу) , вращает сосуд в направлении, противоположном скорости воды в струях.

Вывод:

Реактивным движением называется движение, которое происходит за счет того, что от тела отделяется и движется какая-то его часть, в результате чего тело приобретает противоположно направленный импульс.

4) Показ презентации «1.Реактивное движение»

5) Почему для космических полетов могут быть использованы только реактивные летальные аппараты, т.е. ракеты?

В космическом пространстве нет среды, с которой тело могло бы взаимодействовать и тем самым могло бы изменять направление и модуль своей скорости.

Рассмотрим вопрос об устройстве и запуске ракет-носителей.

(Презентация 2)1_17)

3) движение предмета по поверхности воды, напоминающего ракету, в камеру которого капнули мыльный раствор

Демонстрация: 3) движение предмета по поверхности воды, напоминающего ракету, в камеру которого капнули мыльный раствор

привести ракету в движение, подав топливо в камеру сгорания (капнув мыльный раствор).

(Презентация 3) reakdvig) и песня «Я-Земля»

4.Первичная отработка ЗУН:

Решение задач (работа у доски)

1.Какую скорость относительно ракетницы приобретает ракета массой 600 г, если газы массой 15 г вылетают из нее со скоростью 800 м/с?

5. Подведение итогов урока

- Какое движение называют реактивным?

- На каком законе основано реактивное движение?

- От чего зависит скорость ракеты?

- Когда и где был запущен первый искусственный спутник Земли?

6. Домашнее задание: п.22, упр.21(3).

7. Рефлексия:

  • Сегодня на уроке я узнал ….

  • Теперь я могу …

  • Было интересно…

  • Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…



© 2010-2022