- Преподавателю
- Физика
- Развитие информационной компетентности на уроках физики
Развитие информационной компетентности на уроках физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лесник Т.Н. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением математики, литературы и русского языка» г.Оренбурга
Отчет по теме самообразования
учителя физики МОБУ «СОШ № 1
с углубленным изучением математики,
литературы и русского языка» г.Оренбурга
Лесник Т.Н.по теме:
«Развитие информационной компетентности
учащихся на уроках физики
с помощью организации
самостоятельной работы».
Оренбург, 2015
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
На уроках физики с помощью различных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.
Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.
При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:
-
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.
-
Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.
-
Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.
-
В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимися требуется разное время.
-
Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся.
-
Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс.
-
При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков.
-
При выполнении учащимися самостоятельных работ любого виды руководящая роль должна принадлежать учителю.
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.
В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы учащимися, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
Практический опыт показал, что:
-
Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
-
Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
-
При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
-
С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
Работая над данной темой 4 года, передо мной стоял рад задач, а именно: построить свои уроки таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно приобретать, расширять, углублять знания, применять их на практике, чтобы развивался познавательный интерес к предмету.
Особое внимание я обращала на воспитание самостоятельности в следующих видах деятельности:
-
Работа с приборами (изготовление простейших приборов, самостоятельная подготовка учащимися опытов).
-
Постановка проблемных вопросов по ходу эксперимента («Почему так, а не иначе…», «Что будет, если…» и т.п.).
-
Умение отвечать на поставленный вопрос полностью. В общеобразовательном классе в основном опрос был фронтальным, в математическом - индивидуальный.
-
Решение задач. В математических классах также решались задачи на смекалку, сообразительность.
-
Индивидуальная работа в исследовательской деятельности.
Результаты оказались следующими:
-
участие учащихся в предметных олимпиадах, научно-практических:
-
городская олимпиада по физике - Жданов И, 5 место,
-
городская олимпиада по астрономии - Романюк А., 2 место,
-
школьная научно-практическая конференция - Глотов Е., 2 место,
-
«Ты - Оренбуржец», 3 место Глотов Е.
-
«Отечество», 2 место Глотов Е.
-
Успешная сдача переводных, выпускных экзаменов, ЕГЭ.
Таким образом, воспитание самостоятельности дало положительный результат, что в свою очередь способствует дальнейшему развитию навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью, умению самостоятельно применять знания в новой ситуации; точно, полно и четко отвечать на поставленные вопросы.