Пояснительная записка к рабочей программе по физике индивидуального обучения

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района

«Школа-интернат основного общего образования»



ПРИНЯТА

педагогическим советом

МКОУ школы-интерната

Протокол от ________ № __



УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МКОУ школы-интерната

от __________ №______




Рабочая программа

основного общего образования

по предмету «Физика»

для 8 класса

(индивидуальное обучение на дому)

на 2014 - 2015 учебный год





Составитель:

О.В.Коркина, учитель

первой квалификационной категории



Куйбышев

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Физика» для 8 класса (индивидуальное обучение с эпизодической инклюзией на дому по программе VII вида) рассчитана на 34 часа (с 16.09 по 16.06, 34 урока продолжительностью 40 минут еженедельно), включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой по предмету. Она составлена в преемственности с программой для первой ступени образования.

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

1) Закона РФ от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008. № 241, от 30.08.2010. № 889, от 03.06.2011. № 1994, от 01.02.2012. № 74);

3) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред.приказов Минобрнауки России от 03.06.2008. № 164, от 31.08.2009. № 320, от 19.10.2009. № 427, с изм., внесенными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011. № 2643, от 24.01.2012. № 39, от 31.01.2012 № 69);

4) Приказа № 1573 от 01.07.2014г «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализуемых программы основного общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2015 учебный год»;

5) Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарного-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

6) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования »;

7) Приказа Министерства здравоохранения Новосибирской области Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области « Об утверждении регламента взаимодействия детской психиатрической службы и психолого - медико - педагогических комиссий с приложениями» от 06.09.2011г. № 1451\1549;

8) Письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1998 г. № 17-253-6 « Об индивидуальном обучении больных детей на дому»

Данная рабочая программа реализуется на основе примерной программы основного общего образования по физике.

Целью обучения является приобретение обучающимися опыта познавательной деятельности, подготовка к продолжению образования.

Задачами обучения физике на данном этапе образования являются:

  • формировать навыки получения знаний о методах познания в физике - теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании;

  • формировать навыки получения знаний о физических устройствах и функционирования технических объектов;

  • развивать мышление обучающихся, формировать у них умений самостоятельно приобретать и применять знания; наблюдать и объяснять физические явления;

  • формировать навыки исследовательской работы;

  • оптимально развивать творческие способности.

Цели и задачи данной рабочей программы поставлены с учётом цели образовательной программы школы:

совершенствование образовательной деятельности, направленной на повышение качества образования, способствующего успешному развитию личности учащегося и укреплению его здоровья независимо от его стартовых возможностей.

При разработке программы для Агиенко Алексея исходила из того что индивидуальное обучение на дому отличается от обучения базовой школы условиями.

Разгрузка учебного материала осуществлена за счёт выделения обязательного минимума умений, снижения уровня строгости в изложении отдельных вопросов, уменьшения времени на изучение некоторых теоретических вопросов.

В программе пошла на сокращение объёма требований, предъявляемых к знаниям и умениям, с единственной целью: сохранить и поддержать желание ученика учиться, не разрушать его уверенности в своих возможностях и создать достаточный запас знаний для того, чтобы продолжить образование в учебных заведениях различных типов. В соответствии с поставленными задачами, переработка действующей программы велась с тем, чтобы ученик на разных ступенях обучения мог вернуться к обучению по базовой программе.

В программу общеобразовательной школы внесены некоторые изменения: усилены разделы, связанные с повторением пройденного материала, увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью; некоторые темы даны как ознакомительные; исключены отдельные трудные темы; теоретический материал планируется преподносить в процессе выполнения заданий наглядно-практического характера.

Обучение предмету «Физика» детей с ограниченными возможностями здоровья ведётся на основе тех же авторских и примерных программ и тех же УМК, что и в общеобразовательных классах (Перышкин А. В. Физика. 8 кл.).

Важными коррекционными задачами курса физики в классах VII вида для детей с ОВЗ являются развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация взаимосвязи их деятельности с речью, формирование приемов умственной работы: анализ исходных данных, планирование материала, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля. Большое значение придается умению рассказать о выполненной работе с правильным употреблением соответствующей терминологии и соблюдением логических связей в излагаемом материале.

Усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения у обучающихся с ЗПР. Поэтому особое внимание при изучении курса физики уделяется постановке и организации эксперимента, а также проведению (почти на каждом уроке) кратковременных лабораторных работ, которые развивают умение пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные данные.

В связи с особенностями поведения и деятельности учащихся с ЗПР (расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ.

Достаточное количество времени отводится на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта. Также максимально используются межпредметные связи с такими дисциплинами, как природоведение, география, химия, биология, ибо дети с ЗПР особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.

В связи с особенностями детей с ЗПР изучение нового материала требует:

  • подробного объяснения материала с организацией эксперимента;

  • беглого повторения с выделением главных определений и понятий;

  • многократного повторения;

  • осуществление обратной связи - ответы учеников на вопросы, работа по плану .

В содержание программы включены вопросы здоровьесбережения (например, тема «Давление жидкости»), материал по профилактике употребления психоактивных веществ (например, тема «Диффузия»), пропаганде здорового образа жизни (например, темы «Работа», «Скорость», «Простые механизмы»).

Учитывая экологические проблемы современности в данном курсе рассматриваю вопросы, направленные на формирование общеэкологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты в целом. Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдалённые последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим, добровольное, свободное соблюдение требований, связанных с бережным отношением к природе.

Изучение экологических знаний реализую при включении элементов экологии в курс физики.

Задачи экологизации курса физики состоят в том, чтобы сформировать у обучающихсяпредставления:

  • о взаимосвязи явлений в природе и их изменении под влиянием антропогенной деятельности;

  • о механизме антропогенного воздействия на природные явления и физических методах моделирования и прогнозирования результатов этого воздействия;

а также умения:

  • наблюдать природные явления, оценивать влияние на них антропогенного фактора;

  • делать выводы и принимать решения.

При планировании учебного процесса предусматривается использование:

  • разнообразных методов обучения: наглядных: иллюстрация, демонстрация (в том числе ЦОР), практических;

  • современных образовательных технологий (информационно-коммуникационных, развития критического мышления);

  • современных технических средств обучения.

Процесс обучения имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащегося, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Основные коррекционные задачи:

• формировать умение выделять и осознавать учебную задачу;

• учить строить план деятельности;

• учить актуализировать свои знания;

• учить подбирать адекватные средства деятельности;

• учить осуществлять планирование: самоконтроль и самооценку своей деятельности;

• способствовать развитию навыков общения, правильного поведения;

• способствовать развитию эмоциональной сферы.

Ввиду психологических особенностей обучающегося, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция и развитие памяти; коррекция и развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

  • Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

  • Развитие основных мыслительных операций: развитие умений сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

  • Коррекция и развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащения словаря

В учебном процессе использую различные виды педагогической поддержки учащегося в усвоении знаний: обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии; щадящий режим (чередование учебной нагрузки и отдыха); разделение сложного задания на составляющие; адаптация содержания учебного материала (очищение от сложности подробностей); использование опорных сигналов; формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов, оптимальность темпа с позиции полного усвоения материала.

В результате изучения на базовом уровне обучающийся должен:


  • Знать понятия внутренняя энергия, работа как способ измерения внутренней энергии, теплопередача, теплопроводность.

  • Знать понятия: количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления и кристаллизации, удельная теплота парообразования.

  • Знать формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатного состоянии вещества.

  • Знать применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

  • Знать понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поле, магнитная индукция и магнитный поток, переменный ток, электромагнитные волны, напряжённость.


  • Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия внутренней энергии при изменении температуры тела.

  • Уметь пользоваться термометром и колориметром.

  • Уметь читать графики изменения температуры тел при нагревании.

  • Уметь решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплоотдачи.

  • Уметь решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии.

  • Уметь решать задачи на расчёт напряженности, магнитной индукции, силы Лоренца, Силы Ампера, с применением закона Ома. Практическое применение: электроизмерительные приборы, (миллиамперметр, омметр), собирать электрические цепи, генератор.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки.







Литература:

Основная:

Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. - 15-е изд., Стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 192 с.: ил.

Дополнительная:

  • Тесты. Физика 7-11 классы/ А. А. Фадеева. - М.:ООО «Агентство «КРПА Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 197, с.: ил.

  • Физика. Тесты. 8 класс / Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова. - М.: Дрофа, 2008. - 112 с.: ил

  • Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие / А. Е. Марон. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 125, с.: ил.

  • Горлова Л.А.Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. - М.:ВАКО, 2006. - 176 с. - (Мастерская учителя)

  • Кирик Л.А. Физика-8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - М.: Илекса, 2004, - 160 с.: ил.

  • Тесты. Физика 8-ой класс. - Саратов: Лицей, 2002 - 48 с.

  • Контрольные работы по физике: 7,8,9 кл.: Кн. Для учителя/ А.Е.Марон, Е.А.Марон. - 4-е изд - М.: Просвещение, 2003. - 79 с.: илл.

  • Г.Л.Курочкина Физика. Тесты. 8-й класс - М.: «Издат-Школа XXI век», - 80 с.

  • Внеклассная работа по физике/ авт. - сост. В.П.Синичкин, О.П.Синичкина. Саратов: Лицей, 2002. - 208 с.

  • Тесты по физике. 8 класс: к учебнику А.В.Перышкина «Физика 8» / Чебытарева А.В. - М.: Издательство «Экзамен», 2008 - 191с.







© 2010-2022