- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике, 8 кл, Перышкин
Рабочая программа по физике, 8 кл, Перышкин
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Савватеева Т.С. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Принято» на заседании ШМО Протокол от 28. 08.2014 №1 Председатель ШМО________ |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ________________ |
«Утверждаю» Директор МБОУ средней общеобразовательной школы №144 _______________И.А.Ширгина Приказ от __________№_____ |
Рабочая программа
по физике
в 8-х классах на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа разработана на основе:
Программы курса : Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. "Физика 7 - 9 классы" (Программы для общеобразовательных учреждении)
Учебника: Перышкин, А. В. Физика. 8 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений
А. В. Перышкин. - М. :Дрофа, 2010. - 192 с
Количество часов (за год) 68ч
Количество часов (в неделю) 2ч
Составитель: Савватеева Т.С., учитель физики
образование -высшее
кв. категория-нет
стаж работы-4 года
г.Н.Новгород
Пояснительная записка
к календарно-тематическому планированию по
физике в 8 классе на 2014-2015 учебный год
Физика - фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика - наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат - сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
В задачи обучения физике входят:
-
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
-
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
-
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
-
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Основные цели изучения курса физики в 8 классе:
-
освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате освоения содержания учащиеся должны:
-
смысл понятий: физическое явление, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом;
-
смысл физических величин:, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
-
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца , прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления:, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление и дисперсию света;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структ. схем);
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
-
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, и газовых приборов в квартире
№ | Тема курса | Кол-во часов | Планируемые предметные результаты | Дата проведения |
| |||
план | фактически |
| ||||||
Тепловые явления 25 ч |
| |||||||
1 | Тепловое движение. Температура. | 1 ч | Понятие теплового движения. Движение молекул в твердых телах, жидкостях и газах. |
|
|
| ||
2 | Внутренняя энергия. | 1 ч | Механическая энергия тела. Внутренняя энергия. Зависимость внутренней энергии от температуры, агрегатного состояния и деформации. |
|
|
| ||
3 | Способы изменения внутренней энергии тела. | 1 ч | Способы изменения энергии тела. Способы теплопередачи. |
|
|
| ||
4 | Теплопроводность | 1 ч | Теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов. Примеры практического применения теплопроводности. |
|
|
| ||
5 | Конвекция. | 1 ч | Конвекция в жидкостях и газах. Практическое применение явления. |
|
|
| ||
6 | Излучение. | 1 ч | Особенности излучения и поглощения энергии темными и светлыми поверхностями. Практическое применение явления. | . |
|
| ||
7 | Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. | 1 ч | Теплопередача и растительный мир. Образование ветра. Тяга. Принципы водяного отопления. Устройство и принцип действия термоса. |
|
|
| ||
8 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Лабораторная работа «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» | 1 ч | Понятие количества теплоты. Единицы количества теплоты. |
|
| |||
9 | Удельная теплоемкость. | 1 ч | Удельная теплоемкость вещества. Ее единицы. |
|
|
| ||
10 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Л/р №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | 1 ч | Формула для расчета количества теплоты: Q=cm(t -t ) |
|
|
| ||
11 | Решение задач по теме «Расчет количества теплоты» | 1 ч | Формула для расчета количества теплоты: Q=cm(t -t ) |
|
|
| ||
12 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 ч | Топливо как источник энергии. Удельная теплота сгорания топлива. Единица удельной теплоты сгорания: Дж/кг. Формула для расчета количества теплоты. |
|
|
| ||
13 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | 1 ч | Закон сохранения энергии. Превращение механической энергии во внутреннюю и наоборот. Сохранение энергии в тепловых процессах. |
|
|
| ||
14 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» | 1 ч | Умение использовать изученные формулы для расчета количества теплоты. |
|
|
| ||
15 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. | 1 ч | Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. Графики плавления и отвердевания кристаллических тел. |
|
|
| ||
16 | Удельная теплота плавления. | 1 ч | Объяснение процессов плавления и кристаллизации. Удельная теплота плавления, ее единица: Дж/кг. Формула для расчета количества теплоты. |
|
|
| ||
17 | Решение задач. Кратковременная контрольная работа №2 по теме: «Нагревание и плавление кристаллических тел» | 1 ч | Умение решать задачи с применение формул Q=cm(t -t ) и Q= lm. |
|
|
| ||
18 | Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | 1 ч | Испарение и кипение. Скорость испарения. Насыщенный и ненасыщенный пар. |
|
|
| ||
19 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | 1 ч | Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования, ее единица: Дж/кг. Формула: Q=Lm. |
|
|
| ||
20 | Кипение, парообразование и конденсация. Контрольная работа №3 по теме:»Кипение, парообразование и конденсация» | 1 ч | Решение задач с использованием формул: Q=cm(t -t ), Q=Lm Q=Q1 +Q2 |
|
|
| ||
21 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | 1 ч | Относительная влажность воздуха. Точка росы. Гигрометры. Психрометр. |
|
|
| ||
22 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 ч | Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания. |
|
|
| ||
23 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 ч | Устройство и принцип действия паровой турбины, ее применение. КПД ДВС и паровых турбин. |
|
|
| ||
24 | Контрольная работа №4 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 ч |
|
|
|
| ||
Электрические явления 24 ч | ||||||||
25 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. | 1 ч | Примеры электризации двух тел трением друг о друга, при соприкосновении. Два рода зарядов. |
|
|
| ||
26 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | 1 ч | Устройство, принцип действия и назначение электроскопа. Примеры веществ, являющихся проводниками и диэлектриками. |
|
|
| ||
27 | Электрическое поле. |
| Существование эл. поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как вид материи |
|
|
| ||
28 | Делимость электрического заряда. Строение атомов. | 1 ч | Делимость электр. Заряда. Электрон. Опыты Иоффе и Милликена. Единица электрического Заряда - кулон. Строение атома. |
|
|
| ||
29 | Объяснение электрических явлений. | 1 ч | Объяснение электризации тел, при соприкосновении, существования проводников и диэлектриков на основе знаний о строении атома.. |
|
|
| ||
30 | Электрический ток. Источники электрического тока. Контрольная работа №5 по теме6 «Электризация тел. Строение атомов» | 1 ч | Электрический ток. Источники тока. Устройство, действие и применение гальванических элементов и аккумуляторов. |
|
|
| ||
31 | Электрическая цепь и ее составные части. | 1 ч | Элементы электрической цепи и их условные обозначения. Схемы электрических цепей. |
|
|
| ||
32 | Электрический ток в металлах. Действия эл.тока. Направление тока. | 1 ч | Природа эл. тока в металлах. Природные электрические токи и возможность их использования в медицине, на производстве. |
|
|
| ||
33 | Действия эл.тока. Направление тока. | 1ч | Действия эл. тока в металлах и их применение. Направление электрического тока |
|
|
| ||
34 | Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. | 1 ч | Явление магнитного взаимодействия двух параллельных проводников с током. |
|
|
| ||
35 | Л/р №4 «Сборка эл. цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | 1ч | Единицы силы тока - ампер. Назначение амперметра. Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. |
|
|
| ||
36 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | 1 ч | Напряжение. Единица напряжения - вольт. Назначение вольтметра.. |
|
|
| ||
37 | Л/р №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1ч | Включение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы |
|
|
| ||
38 | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | 1 ч | Установление на опыте зависимости силы тока от напряжения и от сопротивления. Закон Ома для участка цепи. Зависимость силы тока в цепи от свойств включенного в нее проводника (при постоянном напряжении на его концах).Электрическое сопротивление. Единица сопротивления - ом. |
|
|
| ||
39 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Реостаты. | 1 ч | Установление на опыте зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен. Удельное сопротивление. Единица удельного сопротивления. Назначение.. |
|
|
| ||
40 | Л/р №6 «Регулирование силы тока реостатом» | 1ч | Устройство, действие и условное обозначение реостата |
|
|
| ||
41 | Л/р №7 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | 1 ч | Умение работать с реальными объектами |
|
|
| ||
42 | Последовательное соединение проводников | 1 ч | Цепь с последовательным соединением проводников и ее схема. Общее напряжение и сила тока в цепи при последовательном соединении проводников.
|
|
|
| ||
43 | Параллельное соединение проводников. | 1 ч | Цепь с параллельным соединением проводников и ее схема. Общая сила тока и напряжение в цепи. Смешанное соединение проводников. |
|
|
| ||
44 | Закон Ома для участка цепи | 1 ч | Знание формул. Умение выражать неизвестное. |
|
|
| ||
45 | Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа № 6 по теме: «Электрический ток. Соединение проводников» | 1 ч | Работа электрического тока. Единица работы тока - джоуль. Формулы взаимосвязи с другими физическими величинами. |
|
|
| ||
46 | Мощность электрического тока. | 1 ч | Мощность электрического тока. Единица мощности - ватт. Формулы взаимосвязи с другими физическими величинами. |
|
|
| ||
47 | Л/р №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | 1 ч |
|
|
|
| ||
48 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. | 1 ч | Причина нагревания проводника при протекании по нему электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Устройство лампы накаливания и нагревательных элементов. |
|
|
| ||
49 | Короткое замыкание. Предохранители. Кратковременная контрольная работа №6 по теме «Электрические явления» | 1 ч | Причины возникновения короткого замыкания. Устройство и принцип действия предохранителей. |
|
|
| ||
50 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 ч | Существование магнитного поля вокруг проводника с током. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля. |
|
|
| ||
51 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Л/р №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» Применение электромагнитов | 1 ч | Магнитное поле катушки с током. Способы изменения магнитного действия катушки с током. Устройство и применение электромагнитов Использование электромагнитов в промышленности. Устройство и действие электромагнитного реле |
|
|
| ||
52 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 ч | Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Ориентация магнитных стрелок в поле Земли. |
|
|
| ||
53 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Л/р № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» | 1 ч | Действие силы на проводник с током, находящийся в магнитном поле. Принцип работы электродвигателя. Преимущества электродвигателя. |
|
|
| ||
54 | Устройство электроизмерительных приборов. Кратковременная контрольная работа № 7 по теме: «Электромагнитные явления» | 1 ч | Использование вращения рамки с током в магнитном поле в устройстве измерительных приборов. |
|
|
| ||
Световые явления 6 ч | ||||||||
55 | Источники света. Распространение света. | 1 ч | Оптические явления. Источники света. Образование тени и полутени. |
|
|
| ||
56 | Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало | 1 ч | Явления, наблюдаемые при падении луча света на отражающие поверхности. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. |
|
|
| ||
57 | Преломление света | 1 ч | Явление преломления света. Оптическая плотность среды. Законы преломления света. |
|
|
| ||
58 | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 ч | Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы.
|
|
|
| ||
59 | Изображения, даваемые линзой. Л/р № 11 «Получение изображения при помощи линзы | 1 ч | Построение изображений, даваемых линзой. Получение изображения при помощи линзы |
|
|
| ||
60 | Контрольная работа №8 по теме: «Световые явления» | 1 ч | Уметь решать задачи по теме: «Световые явления» |
|
|
|
Резерв 8 ч