Урок (Технологическая карта урока)

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Волновые свойства света»

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Дидактическая цель: формирование:

понятий: волны, света, волновых свойств света (прямолинейного распространения, отражения, преломления, дисперсии, дифракции, интерференции, поляризации);

предметных понятий: определение отличительных признаков свойств света, формул для расчёта физических величин;

способов деятельности: применять знания к решению практических задач.

Обучающая:

сформировать представление учащихся о волновых свойствах света.

Воспитывающая:

формировать у учащихся чувство ответственности, самостоятельности, умения оценивать себя.

Развивающая:

научить выбирать основания и критерии для сравнения и оценивания, классификации, устанавливать причинно- следственные объектов, расширить кругозор учащихся, развивать творческий потенциал учащихся.

Задачи:

  1. Повторить основные понятия по теме «Волновые свойства света»

  2. Рассмотреть применение и проявления свойств света.

  3. Применить знания к решению практических задач.

  4. Связать основы геометрических и физических знаний в решении практических задач

  5. Рассмотреть вид задач на сравнение величин.

  6. Проконтролировать умения учащихся.

  7. Развивать самостоятельность, умение оценивать себя.

Оборудование и дидактические материалы: демонстрационный набор «Геометрическая оптика», мультимедийный проектор, сборник демонстрационных опытов «Волновая оптика», рабочий лист (каждому ученику), карточки с заданиями.

Ход урока:

Формы и методы этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Организационный момент.

Приветствует учащихся. Настраивает учеников на восприятие информации





Сосредотачиваются.

Приветствуют учителя, готовятся к работе.

Формы и методы этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

  1. Постановка темы и цели урока.

Ставит перед учащимися вопрос

«Что такое волна?»

«Что такое свет?

Почему это волна?»

Видя тему урока сформулируйте вопросы на которые мы должны ответить на уроке.

Записывают тему урока и знакомятся с основными вопросами для обсуждения. Предлагают варианты ответов.

Волна-это

Свет - это

Свойства света:

Делают вывод: значит, наша задача на урок рассмотреть те свойства света, которые доказывают тот факт, что свет это волна.

А какие свойства волн вы знаете?

Формирование общеучебных УУД - актуализация понятий , изученных ранее и структурирование знания понятий. Анализируя сказанное выдвигают, утверждение, что свет это волна.

Дают ответы и слушают ответы одноклассников. Аргументируют своё мнение.

Формирование коммуникативных УУД - активное слушание и осмысление.

Формы и методы этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

  1. Актуализация знаний и изучение нового

Индивидуально-коллективная форма работы. Прослушивание и письменная форма работы. Информационные и репродуктивные методы работы.

Рассказывает, как заполняется рабочий лист, который необходимо сдать после урока.

Определяет регламент выступлений учащихся.

Формирование личностных УУД -умение правильно держать себя при выступлении перед учителями и одноклассниками. оценивание себя.

Учащиеся представляют доклады по темам с использованием презентаций выполненных самостоятельно:

Свет. Скорость света.

Прямолинейное распространение света.

Применение и проявление закона.

Отражение света. Закон отражения света.

Применение и проявление закона.

Преломление света. Закон преломления света.

Применение и проявление закона.

Полное отражение света.

Применение и проявление свойства.

Дисперсия света.

Проявление и применение свойства.

Интерференция света.

Применение и проявление свойства.

Дифракция света.

Применение и проявление свойства.

Поляризация света. Применение и проявление своийства.

Весь класс заполняет рабочие листы, слушая докладчиков.



Формирование общеучебных УУД -умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать информацию; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Формирование учебно-информационных УУД -работать с разными источниками информации. Создавать презентации.

Слушание одноклассников, осмысление услышанного, построение понятий и логических высказываний, суждений, вербализация услышанного при заполнение граф таблицы.

Формирование коммуникативных УУД владение монологической формой речи, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устный и письменный ответ, создавать развёрнутое высказывание, участвовать в обсуждении услышанного.

Формы и методы этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

  1. Закрепление материала и применение знаний и умений

Индивидуально-коллективная форма работы.

Репродуктивно-поисковый метод работы. Анализ решённых задач.



Руководит решением задач, являясь консультантом. Обращает внимание на факт применения в задачах знаний геометрического материала.

Отрабатывает метод решения задач на сравнение величин, очень часто встречающийся в ЕГЭ

Участие в обсуждении решённых задач. Оценивание своих результатов.

Формирование личностных УУД осознание значимости изученных понятий в повседневной жизни, формирование потребности объяснять происходящие в окружающем мире явления.

Ребята решают предложенные задачи на своих местах, по мере решения ученики выходят к доске и предлагают свои решения , которые обсуждаются всем классом.

Формирование учебно-информационных УУД -анализ задачи и поиск формул позволяющих решить её.

Решение задач у доски, поясняя результаты.

Формирование коммуникативных УУД умение пояснять, отстаивать полученные результаты.

Планирование и организация работы над решением поставленных задач. Самоконтроль и взаимоконтроль при решении задач.

Формирование регулятивных УУД постановка цели при решении задачи, планирование работы, анализ задач, анализ полученных результатов, сопоставление их с правильными решениями. Уметь корректировать полученные результаты.

  1. Физминутка.

Формы и методы этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

  1. Контроль знаний

Самостоятельная, индивидуальная работа

Раздаёт и собирает тесты

Формирование личностных УУД чувства ответственности.

Работают над вариантами тестов.

Формирование общеучебных УУД -умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать информацию.

Планирование и организация работы над решением поставленных задач. самоконтроль при решении задач.

Формирование регулятивных УУД постановка цели при решении задачи, планирование работы, анализ задач, анализ полученных результатов.



Формы и методы этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

Осуществляемые учебные действия

Ожидаемые результаты

  1. Подведение итогов

Фронтальная форма работы

Подведём итоги: «Каких результатов мА добились на уроке?»

Задаёт вопросы: «Какие же свойства доказывают, что свет это волна.

Где применяются эти свойства. Проверим, какие записи вы сделали.

Анализирует деятельность учащихся. Выставляет оценки.

Оцените себя. Кто из вас работал с полной отдачей. Кто узнал что-то нового. Кто считает ч знания , полученные на уроке пригодятся в дальнейшем

Формирование личностных УУД самооценки.

Отвечают на вопросы, комментируют записи в таблице.

Формирование общеучебных УУД -умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать информацию.

Дают ответы и слушают ответы одноклассников. Аргументируют своё мнение.

Формирование коммуникативных УУД - активное слушание и осмысление.

Самоконтроль при проверке таблицы.

Формирование регулятивных УУД анализ полученных результатов, сопоставление их с правильными ответами.

  1. Домашнее задание

Комментирует Д.З.







Волновые свойства света.

Рабочий лист Ф.И.О. учащегося___________________ класс________

Свойство


Суть явления, описание закономерностей







Применение проявление свойства





Задачи для решения на уроке.

  1. На какой высоте находится лампа над горизонтальной поверхностью стола, если тень от вертикально поставленного на стол карандаша длиной 15 см оказалась равной 10 см? расстояние от основания карандаша до перпендикуляра, опущенного из лампы на поверхность стола 90см.

  2. Свет падает на зеркало под углом 400 на какой угол повернётся отражённый луч, если зеркало повернули так, чтобы угол падения стал 350 ?

  3. Луч света падает на границу раздела двух сред под углом 300 . скорость распространения света в первой среде 1.25 108 м/с. Определите показатель преломление второй среды, если известно, что отражённый и преломлённый луч перпендикулярны друг другу.

  4. Лазерный луч красного цвета попадает на дифракционную решетку. На удалённом расстоянии от решетки находится экран, на котором наблюдается серия красных пятен. Определите расстояние между нулевым и первым максимумами, если расстояние между вторым и нулевым максимумами равно 20 см.

  5. Дифракционная решетка освещена нормально падающим монохроматическим светом. В дифракционной картине максимум второго порядка наблюдается под углом 140 . на какой максимум отклонён максимум первого порядка?

  6. Придумайте задачи аналогичного способа решения.





© 2010-2022